Встреча с Президентом СССР М. С. Горбачевым

Гуго Вормсбехер
Курс – на восстановление автономии
(Об итогах встречи с Президентом СССР М.С.Горбачевым)
      
День 7 мая 1991 года может войти в нелегкую историю советских немцев как один из тех дней, в которые их судьба как народа претерпевала крутой поворот. Пока в этой истории была лишь одна такая  дата - трагическая, черная дата 28 августа 1941 года, ознаменовавшая начало курса, который вел к прекращению  существования  советских немцев как  народа.  Дальнейшие даты - 26 ноября 1948 года (Указ о введении режима спецпоселения), 13 декабря 1955 года (о снятии этого режима), 29 августа 1964 года (снятие обвинений, содержащихся в Указе 1941 года) - это лишь промежуточные команды по его ускорению или замедлению. 7 мая мы услышали, наконец, команду, которую ждали и добивались 50 лет: о решительном изменении курса...

Встречи с Президентом мы ожидали несколько месяцев. Зачем она была нам нужна? Какие цели мы ставили перед ней?
В ходе подготовки к съезду  немцев СССР наш Оргкомитет разработал, как известно, ряд документов, содержавших основные требования советских немцев и намечавших основные пути их осуществления. Среди этих требований главные - восстановление государственности, национальных районов, удовлетворение национальных запросов тех немцев, которые будут проживать вне автономной республики, представительство советских немцев в высших органах власти страны и союзных республик, где они в основном проживают. Одновременно ставились вопросы полной политической  реабилитации советских немцев, отмены всех репрессивных и дискриминационных актов, принятых по отношению к ним, начиная с 1941 года, распространение на бывших трудармейцев статуса ветерана войны и труда. В качестве инструмента для решения этих вопросов предлагалось создать систему национального самоуправления немцев СССР, ибо, как показала жизнь, без советских немцев их проблемы вряд ли  кто может решить.
Документы в январе были опубликованы и одновременно переданы в Верховные Советы СССР, РСФСР и Казахской ССР для предварительного рассмотрения. Позицию Союза и республик нам нужно было знать еще до съезда, чтобы быть уверенными в том, что решения, которые будут приняты по этим документам на съезде немцев СССР, будут затем признаны. Иначе съезд, выразив в очередной раз боль, нетерпение и надежды народа, не даст никакого практического решения его проблем.
Однако когда до созыва съезда оставалось несколько недель, мы всё еще не имели ответа на наши документы. Угроза «пустого» съезда всё надвигалась.  Какие настроения он мог бы вызвать у нашего многострадального народа,  каждому из нас было ясно. Ясно было и то, что Верховные Советы в той напряженной для них ситуации (все мы ее помним) вряд ли смогут  рассмотреть наши документы к нужному сроку. Тогда мы и пришли к выводу, что единственная возможность всё-таки провести съезд в назначенное время и результативно - это встретиться непосредственно с руководством страны и РСФСР и получить от них официальное признание приемлемости подготовленных документов...
Однако ни Президент СССР, ни Председатель Верховного Совета РСФСР не смогли тогда нас принять. Съезд был отложен. Встреча с  Президентом  была обещана, состоялась же она только 7 мая.

Мы шли на нее с тремя главными целями: изложить исключительно обострившиеся проблемы советских немцев; услышать официально выраженное отношение руководства страны к этим проблемам: будут или не будут их решать? И, наконец, если будут, то наметить сразу практические шаги для этого.
Предполагалось, что встреча продлится один час, из них полчаса выделялось нам. Однако продлилась она три часа, и Президент не выражал никакого стремления скорее ее завершить, наоборот: он задавал всё новые вопросы.
Что мы, советские немцы, сказали Президенту?
Мы говорили о том, что репрессии и несправедливости, допущенные по отношению к советским немцам за годы Великой Отечественной войны и  после нее, ликвидация государственности и депортация всех немцев, невосстановление государственности до настоящего времени привели двухмиллионный народ к положению, когда его будущее под угрозой вообще. У советских немцев нет ни одной национальной школы. Национальная культура, родной язык во многом утрачены, дискриминация и неравноправие советских немцев в различных сферах жизни продолжается до сих пор, уровень высшего образования у них в 3-4 раза ниже, чем у ряда других народов страны. Большие надежды, вызванные началом перестройки, не оправдались. Не была восстановлена государственность советских немцев, как готовилось, в 1989 году, значительно усложнилась работа редакций всех немецких газет, радио- и телепередач, перестал выходить единственный литературный журнал, на грани закрытия Немецкий драматический театр, резко снизился выпуск литературы на немецком языке. До сих пор не принят закон о статусе трудармейцев, проект которого был подготовлен еще год назад. Всё это вызывает у советских немцев  закономерный вопрос: есть ли у них  как у народа будущее? Многие пришли к отрицательному ответу, отсюда - растущая эмиграция, наносящая большой ущерб стране.
Главные цели советских немцев сегодня - восстановление их равноправия с другими народами страны и обеспечение их будущего как народа.
Главные средства достижения этих целей - восстановление их государственности, восстановление национальных районов в местах компактного проживания советских немцев, удовлетворение национальных  запросов немцев, которые будут проживать вне их территориальных образований, и представительство немцев в структурах власти и управления  страны и ряда союзных республик.
Проблема советских немцев имеет ряд особенностей, которые нужно учитывать при ее решении:
- она комплексная и  требует комплексного  подхода. Для ее решения  недостаточно только восстановления государственности или только  удовлетворения национальных запросов в сфере языка и культуры;
- она общесоюзная и не может быть решена одной союзной республикой  или каждой союзной республикой отдельно для себя - решение требует совместных усилий и действий;
- она выходит за рамки Союза ССР и требует участия немецкоязычных стран, так как культурный и языковый потенциал советских немцев,  практически уничтоженный до и  во время войны, не смог быть восстановлен и после нее, что не позволяет советским немцам сегодня возродить свою национальную культуру и язык самостоятельно, без помощи извне;
- проблема, ввиду ее сложности, не может быть решена одним указом: требуется поэтапность в ее решении;
- проблема не допускает половинчатых решений: или она решается серьезно, кардинально, или окончательно губятся надежды людей.
Политическая и правовая необходимость решения проблемы советских немцев очевидна. Не менее значима экономическая необходимость. Что дает решение этой проблемы?
- В значительной мере предотвращается ущерб от  выезда советских немцев, который с каждым годом возрастает.
- Уменьшаются трудности в сельском хозяйстве и промышленности многих регионов, возникающие из-за утечки квалифицированных рабочих рук.
- Произойдет интенсификация сельского хозяйства и экономики той союзной  республики, где будет восстановлена государственность немцев.
-  Республика советских немцев, их национальные районы, где желательно наладить тесное экономическое сотрудничество с немецкоязычными странами, могут стать для страны своеобразными экспериментальными участками для адаптации новейших технологий в условиях советской экономики и для ретрансляции их затем в другие регионы с одновременной подготовкой необходимых кадров.
- В страну могут быть привлечены значительные средства из-за рубежа в качестве помощи для восстановления республики советских немцев и решения других их проблем.
- Решенность вопроса советских немцев будет способствовать и более тесному сотрудничеству Германии с СССР и союзными республиками, где проживают немцы.
Распространенные опасения ряда республик и регионов страны, что в случае восстановления государственности немцев произойдет их утечка как рабочей силы, малообоснованны: во-первых, в республику немцев поедет лишь  какая-то часть (в первые годы вряд ли более 10%); во-вторых, многие советские немцы при восстановленной республике будут чувствовать себя более защищено и в сегодняшних местах проживания, особенно если там будут  открыты немецкие школы и культурные центры; в третьих, значительно может сократиться эмиграция немцев, которая при невосстановлении их государственности  приведет к гораздо большему оттоку рабочей силы, чем в их будущую республику; в-четвертых, переезд немцев в будущую республику,  хотя и нежелателен для конкретного региона, сохранит их всё же для государства.
Для начала практического решения проблем советских немцев нужно сегодня сделать два конкретных шага: выразить официально отношение руководства страны к вопросу советских немцев и создать в качестве  инструмента для его решения рабочий орган с соответствующими полномочиями  и возможностями - Государственный комитет по проблемам  немцев СССР. Этот комитет должен быть союзным органом: он мог бы подготовить программы восстановления государственности, национальных районов, возрождения культуры и языка, мог бы оказывать конкретную помощь  союзным республикам в решении этих проблем немцев, которые невозможно решать на уровне областей и республик; он мог бы стать и тем полномочным органом, который нужен для налаживания официального сотрудничества в этом вопросе с немецкоязычными странами.
Затронули мы и ряд других вопросов: о необходимости при решении проблем советских немцев учитывать интересы ненемецкого населения, с которым они проживают; о возможности создания уже сейчас национальных немецких районов в Омской области и Алтайском крае; о необходимости принятия срочных мер для защиты выезжающих советских немцев от поборов, вымогательств при оформлении и осуществлении выезда; о необходимости в кратчайшие сроки рассмотреть в Верховном Совете СССР документы,  подготовленные Оргкомитетом для рассмотрения на съезде немцев СССР, с тем, чтобы он прошел результативно.

По ходу наших высказываний Михаил Сергеевич неоднократно задавал вопросы. В частности, когда речь зашла о необходимости принятия закона о статусе трудармейцев, он сказал, что ведь только на днях подписал и направил этот закон в Верховный Совет СССР: он попросил присутствовавшего на встрече Р.Н.Нишанова обеспечить публикацию этого закона в ближайшее время.
Представители официальных органов, принимавшие участие во встрече, отметили, что в последнее время уже многое сделано для подготовки правовой основы решения вопроса советских немцев: приняты Декларация Верховного Совета СССР и Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов, постановление Верховного Совета СССР об отмене всех репрессивных  актов, которые были приняты по отношению к этим народам; Государственной комиссией по проблемам советских немцев были подготовлены программы переселения 200 - 300  тысяч человек в Поволжье, что могло бы стать основой для восстановления их государственности, а также программы развития культуры, образования, подготовки кадров. К сожалению, практических шагов по восстановлению автономии в Поволжье сделать не удалось из-за выступлений против этого местного населения. Как одна из главных сегодня в этом регионе стоит задача подготовки общественного мнения, исключения всяческой конфронтации и межнациональных конфликтов, создания экономической базы для восстановления там государственности советских немцев.
Единодушно была поддержана выдвинутая нами идея создания Государственного комитета по проблемам немцев СССР. Высказывались мнения, что подобные органы было бы целесообразно создавать также на республиканском и областном уровнях, где массово проживают немцы, это облегчило бы решение их проблем. Отмечалось также, что уже сейчас можно бы рассматривать на местах вопрос о создании немецких национальных  районов и сельсоветов. Было высказано мнение, что программу восстановления  государственности советских немцев желательно разрабатывать совместно с представителями региона, где она будет воссоздана. Признавалось большое значение того факта, что к решению проблем советских немцев так активно привлекаются они сами.

Подводя итоги беседы, Президент СССР М.С.Горбачев сказал, что этот драматический этап в истории советских немцев действительно надо завершать. Сегодня, сказал он, проблема советских немцев занимает важное место в планах руководства страны. В свое время Верховный Совет СССР согласился с предложениями комиссии Г.Н.Киселева, в том числе о необходимости восстановления государственности советских немцев. Свою позитивную позицию по этому вопросу выразил и Верховный Совет России. Полезную работу для более глубокого осмысления всей проблематики советских немцев провела комиссия В.К.Гусева. Всё это подтверждает общее желание вплотную приступить к решению проблемы советских немцев. Решать ее нужно, конечно, на основе восстановления государственности советских немцев и в районах Поволжья. При этом обязательно нужно учитывать сложившиеся реальности и решать вопрос с учетом интересов всех народов, проживающих там.
Чтобы начать разработку программы восстановления государственности и нужен Комитет. Михаил Сергеевич попросил Р.Н.Нишанова, В.К.Гусева, А.Н.Гиренко подготовить в течение трех дней письмо в Верховный Совет СССР о том, чтобы при Кабинете Министров такой Комитет создать, а в течение двух недель разработать Положение о Комитете, используя уже подготовленные  Оргкомитетом предложения.
Конечно, решение проблемы потребует времени, но есть вопросы, которые можно решать уже сегодня с помощью Государственной комиссии по проблемам советских немцев: восстанавливать национальные районы,  сельсоветы, решать на всех уровнях имеющиеся проблемы, обеспечить представительство советских немцев в соответствующих структурах власти. То есть не ждать готовности всей программы. И тогда люди смогут увидеть:  началось движение. Задача Комитета - разработать программу восстановления  государственности, чтобы она была и в интересах всех. Надо всё сделать органично, определить, через какие этапы нужно пройти, тогда жизнь будет работать на нас.
Всё, что будет в ближайшее время сделано, даст возможность и съезд советских немцев провести на хорошей базе, сказал Президент. На нем можно было бы обсудить и контуры будущей программы восстановления государственности. Надо уже начать готовить состав Комитета, конечно, с участием  Оргкомитета.
Будущий Комитет должен взаимодействовать в первую очередь с Россией и Казахстаном, от которых в основном зависит решение проблем советских немцев. Надо будет предусмотреть представительство советских немцев и в Госкомнаце СССР.
М.С.Горбачев, откликаясь на наше приглашение, выразил готовность принять участие в работе предстоящего съезда немцев СССР.

                ***
Как можно оценить эту встречу и ее итоги?
На мой взгляд, мы еще не до конца осознали ее значение. И это понятно: последние 50 лет заставляют нас подходить с осторожностью ко многому. Можно только сказать, что мы ожидали определенного положительного отношения к поставленным нами вопросам - не будет же Президент приглашать к себе, чтобы сказать «нет». Однако результаты встречи кое в чем даже превзошли наши ожидания.
Практически все предложения и требования, имеющиеся у советских немцев по решению их вопросов, приняты как действительно необходимые и реально осуществимые. Встреча прошла в очень благожелательной для представителей советских немцев атмосфере, и больше всего определял ее сам Президент.
Меня лично порадовал и уровень выступлений моих товарищей по Оргкомитету: масштабность, зрелость, четкость высказываний, умение видеть проблемы советских немцев и их решение в контексте общегосударственных проблем, высокое чувство ответственности каждого за судьбу своего народа и способность убеждать аргументами, а не эмоциями - всё это определяло, как мы могли видеть, серьезное отношение и ко всем нам. Если сказать коротко, то государственная проблема и обсуждалась по-государственному. Мне пришлось быть в составе делегации советских немцев в 1965 году на встрече с Микояном, и могу сказать, что поколение «сыновей» сегодня не менее соответствовало уровню требований своего времени, чем тогда поколение «отцов». Глубокое уважение вызвали у всех нас также настойчивость, принципиальность и твердость, проявленные председателем Оргкомитета, академиком Б.В.Раушенбахом, в ходе подготовки и во время самой встречи.
Какие сложности мне видятся на пути реализации договоренностей, достигнутых на встрече с Президентом?
Во-первых, предстоит еще обсудить с руководством РСФСР практические шаги по выполнению в отношении советских немцев принятого Верховным Советом России довольно решительного Закона о реабилитации  репрессированных народов.
Во-вторых, начинающаяся кампания по выборам Президента РСФСР, очень важная для судеб России, отвлечет на себя много сил, что может затянуть принятие необходимых решений по другим вопросам, в том числе и по нашему.
В-третьих, ситуация в Поволжье потребует значительных усилий, чтобы изменить негативное отношение людей к восстановлению нашей государственности на позитивное.
В-четвертых, формирование Госкомитета по проблемам немцев СССР может затянуться, если не будут решаться в кратчайшие сроки сугубо технические вопросы: о подборе людей, о предоставлении им жилья в Москве, о выделении рабочих помещений - сегодня такие вопросы решаются очень трудно. Если же Комитет не сможет быстро начать работать, то затянется и разработка всех программ, в том числе и восстановления государственности.
В-пятых, уже сейчас наблюдается стремление сделать Комитет «компактным», то есть ограничить число его будущих сотрудников минимумом. Если это произойдет, возможности Комитета будут весьма незначительными, следовательно, работа его будет малоэффективной, и решение наших проблем может сильно затянуться, что в сегодняшнем положении советских немцев совершенно неприемлемо. На мой взгляд, «рентабельность» Комитета для государства, даже в чисто экономическом смысле, будет прямо пропорциональна средствам, которые будут в него вложены.
Можно, конечно, надеяться, что опасения эти окажутся напрасными, однако забывать о них, по-моему, нельзя.

В связи со встречей у Президента многие советские немцы задают вопрос: почему на ней не была представлена «другая сторона» в движении советских немцев, то есть председатель общества «Возрождения» Г.Гроут? Следует сказать, что с самого начала встреча эта готовилась для обсуждения вопросов, выносимых на съезд, то есть как встреча с Оргкомитетом. К моменту же встречи Г.Гроут давно уже вышел из Оргкомитета.
Впрочем, важно, на мой взгляд, не то, кто был на встрече с Президентом, а то, что она дала советским немцам...

Большой корабль мгновенно не остановить и не повернуть. Даже после того, как принят новый курс, он будет еще некоторое время по инерции идти прежним, затем медленно разворачиваться, понемногу увеличивать скорость, пока, наконец, сможет набрать «полный ход» к той цели, которая определена на прошедшей встрече: восстановление нашей государственности, возрождение нашего народа. Это потребует, конечно, терпения и большой работы. Но главное - курс на эту цель теперь определен.

      8 Мая 1991 г.
     (Опубл. в «Нойес лебен», 22 мая 1991 г.)


Рецензии