Предлагаю взяться за педагогические рычаги власти
Ввести в действие систему обучения поддерживаемую системой информационного (морального ), экономического и судебного стимулирования. Предлагаю правящему большинству присмотреться к иудаизму как педагогической системе воспроизводства общественного сознания давшей миру незаурядное количество гениев всего от музыки до спорта, от науки до житейской ловкости, приспособляемости и ВЫЖИВАЕМОСТИ.
Ох, не просто с этими рычагами.
Дважды нобелевский лауреат Мария Склодовская-Кюри отказалась отдавать свою дочь Ирен (тоже нобелевского лауреата в будущем) в обычную школу. Известен её изрекизм "Я думаю, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы". Подобных изрекизмов особенно много у американцев.
"Школы часто разрушают человеческий дух" (Дж. Леонардо); "Они разрушают ум и сердца наших детей" (Дж. Козол); "Школы не способствуют развитию ученика как человека" (Ч.Паттерсон). "Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное - это школа. Начать с того, что школа - это тюрьма. Однако в некоторых отношениях она еще более жестока, чем тюрьма. В тюрьме, например, вас не заставляют читать книжки, написанные тюремщиками и их начальниками... даже в те часы, когда ты убегал из этого стойла, из-под надзора тюремщика, ты не переставал терзать себя, склоняясь над ненавистными школьными учебниками, вместо того, чтобы отважиться жить" (Джордж Бернард Шоу).
На фоне таких лозунгов выступил родившийся в Вене американец Иван Иллич заявив, что школу надо ликвидировать. Его книга на эту тему так и называется "Общество без школ" Только такое общество, по мнению Ивана Иллича, остановит происходящую сейчас деградацию человека, общества, и планеты.
Жан-Жак Руссо отрицал школу и культуру, и предлагал вернуться у природе ещё пару столетий тому назад. Издержки цивилизованного существования видны были уже и ему. Сегодня экологическое и моральное загрязнение и вырождение людей европейской, по крайней мере, культуры очевидны, но телега с компьютером и мотором продолжает лететь в пропасть.
Вот так думает бывший кардинал Иван Д. Иллич - директор знаменитого Межкультурного Центра в Cuernavaca, Mexico. Он получил формальное образование в Вене, Зальцбурге и Риме; он был вице-ректором Католического Университета Пуэрто-рико, пока не поссорился с церковью. Потом целиком независимый от церкви его центр процветал как уникальный и необычный образовательный форум.
Иллич предлагает жить, непосредственно заботясь друг о друге, то есть руководствуясь идеей совместного выживания. По Илличу, выживанию мешает "модернистский" способ понимания мира, который устанавливается и поддерживается школами.
Ребёнок вырастая под крышей школы привыкает зависеть от школы в получении образования, и становимся зависимыми от ученых и других членов "модернистского профессионального духовенства" и теряет способность думать сам, самостоятельно искать знание Право же модернистский оборот мысли - наука, как "опиум для народа". Именно так по Илличу, школа (от детсада и до докторантуры) подобна могущественной церкви.
"Школьная система сегодня выполняет триединую функцию, характерную на протяжении истории для могущественных церквей. Она является одновременно хранилищем социальных мифов, средством узаконения противоречий, содержащихся в этих мифах, и центром ритуальных действий, воспроизводящих и поддерживающих расхождения между этими мифами и реальностью".
"Поклонение науке и формирование элиты ученых привело к установлению монополии на мышление. Понимать мир - естественная потребность человека, а знание - вырастающая из этой потребности естественная ценность, но поклонение науке лишает человека способности порождать, вырабатывать знание. А научная церковь даёт знание, эффективность которого в решении человеческих проблем всегда будет ограничена теми самыми технологическими рамками, для поддержания и сохранения которых оно и создается.
Обычный человек теряет всякую возможность собственного нетривиального понимания, люди становятся зависимыми от профессиональных производителей знания, а это ведет к параличу нравственного и политического воображения, создается познавательная беспомощность, которая "основывается на иллюзии, что знание отдельного гражданина имеет меньшую ценность, чем знание науки".
Первое якобы есть лишь мнение, оно субъективно и исключается при принятии политических решений. Второе якобы объективно - добыто наукой и провозглашено ответственными лицами. Это "объективное" знание и используется в процессах принятия политических решений." Боюсь, что это только хотелось бы. На самом деле пути принятия политических решений неисповедимы. Особенно в России и, насколько мне известно, в Израиле.
Но несомненно - школа и технология управления две стороны одной системы. И как же быть с парадоксом школа вредна, а без школы нельзя? Ведь под лозунгами близкими к Илличу американская школа уже не способна дать достаточно квалифицированных людей.
В 1999 году конгресс США увеличил число виз для специалистов с установленных ранее 60 тысяч до 115 тысяч. Причиной увеличения иммиграционных виз является недостаток квалифицированных специалистов в технологических отраслях США.
По данным калифорнийского исследовательского института, иммигранты из Китая и Индии являются исполнительными директорами в 2275 компаниях, представляющих 24% всех компьютерных фирм Силиконовой Долины. И это только начало. Китайцы и индусы составляют, (по наблюдению бывшего сотрудника института Ландау), большинство студентов например в Принстоне. Варваризация умирающего Рима невольно приходит в голову.
Со времён знаменитой книги Шпенглера "Закат Европы" краски этого заката явно сгустились. От 13 до 24 процентов может составить в ближайшие полвека сокращение численности населения европейских стран. Таков прогноз национального института демографических исследований Франции, опубликованный в последнем номере научного журнала "Население и общество".
Странный парадокс: Свобода и богатство,почему то пахнут вымиранием. А рабство и нищета приятнее пахнут?
Люди часть попадают в капкан неверных "или-или", хотя наш век ввел в массовое философское сознание принцип дополнительности. В еврейской философии он существует испокон веков. Грозный Судия и Милосердный. Вездедействующий и Ненаблюдаемый. Все предопределено, но свобода выбора есть.
Преодоление любого такого парадокса достигается грубо говоря поумнением, переходом от более примитивных моделей реальности к менее примитивным. Что, школа принципиально не может быть средством удовлетворения естественной потребности в знаниях, а общество принципиально не может быть нацелено на максимизацию человеческого потенциала?
Думаю, что может, но менять надо действительно многое в правилах человеческого общежития. И прежде всего цель. И ни какая другая цель, кроме роста качества народов не спасёт.
Уже был и фашизм "убьём слабых и получим более качественный народ" и социализм "защитим слабых и получим более качественный народ". Оба направления мысли и действия провалили задачу и сама эта задача стала для большинства плохо пахнуть.
Но осталась. И всегда была и именно о ней идет речь во всем тексте Книги Книг. И даже отбор там описан, только не дарвиновский, который почему то принято считать естественным (сильный убивает слабого -это для эпохи захвата конечно очень естественно - научное оправдание политической практики). Но главное средство там же и описанное ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.
В XX веке появились (и продолжают появляться) различные образовательные системы, которые провозглашают в качестве основной ценности развитие личности в процессе образования. Популярный в США Джон Дьюи, привил мысль, что сам по себе рост личности является единственной нравственной целью, что нравственный смысл демократии состоит в ее вкладе в личностный рост каждого члена общества.
Иллич разумно заметил, что не просто совокупность личностей нужна, но именно коллективно действующая для "совместного выживания". Иными словами не о качестве лишь отдельных личностей должна быть забота, но о качестве народа.
Поскольку термин "качество народа" ассоциируется с евгеникой, а та с геноцидом, а проблема не ждет, то придумали эвфемизмы "социальные ресурсы", "человеческий капитал" и другие.
Не думаю, что эти термины пахнут лучше, не очень это приятно чувствовать себя чьим -то ресурсом, или капиталом.. Но попробуем пережит свои эмоции и займемся проблемой как таковой. То есть попробуем подняться на следующий уровень умности.
Прав Иллич - образование и воспитание являются основными рычагами управления (самоуправления) народа. Крах образования - первый этап краха народа. Нельзя направить школу не туда, куда рвётся общество. Народ должен быть всеми политическими институтами нацелен на рост своего качества.
Чтобы люди и организации научились, надо, чтоб они хотели, поэтому система обучения даже и очень дорогая (как например в США ) лишенная базиса в систем стимулирования оказывается куда менее эффективной, чем гораздо более дешевая (как например в Южной Корее и Китае), но дающая учителям и ученикам мощную мотивацию.
Учатся Только если есть желание учиться. Вот яркая иллюстрация того как решающее влияние на эффективность педагогического процесса оказывает общая целевая установка общества. Группа профессора психологии Х.Стивенсона из Мичаганского университета проводила в течение более 10 лет сравнение уровня подготовки азиатских и американских школьников в чтении и математике.
Исследования Стивенсона продемонстрировали, что, например, американские дети, только еще поступающие в первый класс школы, при огромном различии между ними, все-таки в среднем неплохо читают: в массе лучше, чем китайцы, тайваньцы или японцы. Но уже к пятому классу это преимущество полностью теряется.
Подготовленность к математике у первоклассников из Пекина много выше их сверстников из Чикаго, а к пятому классу чикагские дети отстают и от китайцев, и от японцев, и от тайваньцев еще более.. Причина такого явления не в бездарности чикагских детей, а в том что "Превалирующим желанием детей с Востока оказалось желание получить образование. У чикагских детей главенствует желание стать богатым или получить в подарок какие-то вещи. Китаец учится, чтоб постичь основы, европеец, чтобы извлечь пользу."
Не трудно заметить, что веками евреи пожизненно постигали основы, даже вопреки наглядной пользе иных занятий. Но при этом почему-то чаще других оказывались на вершине экономической пирамиды. При этом подчёркиваю, еврейская система обучения веками содержала лишь основное человеко-образующее религиозное образование.
Конечно, современная система обучения должна включать и средства профессиональной подготовки, что тривиально. Менее тривиально, что и средства массовой информации - часть Школы. Очеловечивание мозговитого зверя не проходит без них. Они несут и знания и стимулы. Слава, или изящно выражаясь - информационное поощрение, тем выше ценятся, чем выше способности и претензии человека..
В систему стимулирования наряду с экономическим и информационным поощрением, увы необходимо и судебное наказание. Огромное и, увы, отрицательное педагогическое влияние имеет сам факт неэффективности, громоздкости медлительности суда и узаконенной зависимости решения суда от толщины кармана истца и ответчика (я имею ввиду не подкуп суда, а вполне законную покупку адвоката ).
Надеюсь, что оценивая суд по критерию эффективности его стимулирующих воздействий для улучшения качества народа может быть удастся радикально улучшить его работу. Первостепенное значение суды в еврейском самоуправлении и огромный пласт еврейских традиций касающихся работы суда достойны серьёзного исследования. По существу основы педагогической системы иудаизма изложены в "Поучении отцов" и первым адресатом этих поучений были судьи народа. Вот и приблизим глаза мы и перейдем к рассмотрению еврейских педагогических традиций.
Профессор Исраэль Орбах и Авишай Антоновский и ещё 14 докторов и профессоров решили в 1997 году исследовать и сравнить способности к математике учеников обычных школ, где математику учат, и ешив, где дальше арифметики не идут. Результат сенсационный. У детей ешив способности выше при любом методе тестирования. В исследовании рассматривались группы детей 12, 14, 16 и 18 лет. Только те, кто в обычной школе сдали математику на пять единиц обучения(то есть самые способные изучающие максимальный объём предмета), продемонстрировали превосходство над религиозными. Лучшие светские сильней средних ортодоксов, но стоило отобрать такой же процент сильнейших из ортодоксов, как результат опять оказался не в пользу светских. У меня есть личный опыт работы с учеником ешивы (ультра религиозной школы). Он в 15 лет, имея по математике знания третьеклассника и едва дотягивающие до средних врождённые способности (память и внимание), за полгода дошел до уровня восьмого класса, занимаясь два часа в неделю (в его ешиве учатся с 8 утра до 21 вечера и только в пятницу можно выкроить эти два часа)
Попробую кратко описать суть иудаизма.
Доступные человеческому восприятию и воздействию аспекты бесконечной суперприроды (иерархия миров в терминах кабалистов) описываются в приблизительных антропоморфных терминах : любовь, милосердие, благоговение, страх.
В самом первом, сугубо прикладном приближении (подобном представлению инженера о сути физики) можно воспользоваться аналогией со сверхцивилизацией, время существования которой стремится у бесконечности, скорость роста разумности и мощности так же стремятся к бесконечности. И вот уже всё ей подчинено, и, главное, внутри себя она так тщательно согласована.. что её МЫ действует как единое и единственное сверх-Я, более того, как совокупность законов суперприроды, у которых нет исключений.
Для иудаизма это прежде всего Законы Абсолютной Морали для изучения и внедрения которых и избран еврейский народ, и даны ему пути достижения необходимой для этого "гениальности". Вспомним ещё раз, что эффективность этих путей доказана прямым экспериментом. Мы - евреи не только живы вопреки всем условиям полного исчезновения, но ещё и вызываем мистический ужас антисемитов своей вездесущей пассионарностью.
Соответствующий постулат иудаизма гласит - человек рождён, должен и может управлять всеми силами природы, то есть быть суперменом.
Циолковский добравшись, как практически все великие умы, до проблемы Создателя (Причины Космоса), писал, что гений - это просто совершено здоровый человек. Почему же большинство людей больны?
Хороший вопрос. Причин бездна, но главная одна. Сколько правильных образов жизни? А неправильных? В том то всё и дело. Напоминаю:
Почему от римлян и вавилонян остались грандиозные сооружения, а от евреев - евреи?
Что строили, то и осталось.
так, Еврейский образ жизни. Что в основе? Мир создан для счастья и наслаждения. Но что есть наслаждение по-еврейски? Наслаждение - это то, что заряжает нас энергией, основой ещё большего наслаждения, основой ещё большего роста, основой максимизации потенциала, основой счастья.
И кто же этого не знает? А многие ли умеют? Увы "умно думая и глупо действуя, мы и проводим дни своей жизни".
Поднимите руки счастливчики, которые ни разу в жизни не убивали время, в том числе и дорого оплаченное время, в том числе и время как бы высших наслаждений. Как там у Окуджавы : "Когда ласкать уже невмочь и отказаться трудно".. "Умно думая и глупо действуя мы и проводим дни своей жизни". Не так ли?
Таков побочный результат как бы очень рационального профессионального образования. Рабочее место рефлекторно вызывает к делу механизмы умных мыслей, нерабочее- отсутствие всяких. Слишком много идей лежит на профессиональных полочках. Совсем неплохо.. для идей производственно-технического назначения и абсолютно не годится для идей самосозидания. Для этого нужны не просто мысли, но мыслеощущения побуждающее к действию, контролирующее поступки.
Свидетельство о публикации №211022500347