Мичманка

Мичманка

Я благополучно спрыгнул с каменного забора и, подобрав упавшую фуражку, услышал над собой вопрошающий голос:
- Это еще, что такое?
Подняв голову, я тут же вытянулся и замер. Передо мной стоял офицер и с удивлением рассматривал с ног до головы стоявшего перед ним шестнадцатилетнего мальчишку в курсантской форме.
- Это – ваш «сын полка», товарищ майор, - попытался объяснить выскочивший из КПП курсант.
- Чей сын? Мой?! – резко повернулся к нему офицер.
- Я хотел сказать, - Вашей роты, товарищ майор. Парень приехал поступать в наше училище и пока живет в нашей роте.
- Ты, кто такой? - повернулся ко мне офицер.
- Мишка из Гурзуфа, - со страхом выпалил я.
Вероятно, вид у меня при этом был такой растерянный, что майор неожиданно рассмеялся и сказал:
- Ладно, Мишка из Гурзуфа, иди спать. Завтра разберемся.
 Влетев бегом в «кубрик», я рассказал моему другу Дане, что произошло. Он расстроился.
- Надо же, чтобы тебя угораздило попасться на глаза нашему «бате». Завтра он тебя, наверняка, выпрет. Да, и мне попадет.
Данил был старше меня на несколько лет. Я знал его с детства, когда наши отцы служили вместе в одном гарнизоне. Сейчас он заканчивал Ленинградское высшее инженерно-морское училище им. Макарова, куда я приехал поступать. Отправив свои документы в училище, я не стал дожидаться вызова и выехал в Ленинград. В училище мне сказали, что мои документы еще не пришли, поэтому дать мне направление в общежитие они не могут. Тогда я нашел Данила в «экипаже» на 23-й улице и он приял решение.
- Будешь жить пока у нас. В «кубрике» сейчас есть свободные койки, некоторые ребята живут в городе, «на квартирах». Питаться будешь в нашей столовой. Для этого мы тебе подберем курсантскую форму. На КПП сейчас дежурят только наши ребята, остальные – на практике. Твоя задача днем не попадаться на глаза нашему «комроты». Он, – конечно, мужик нормальный, но «служака». Найдешь, чем заняться днем?
- Найду, - уверенно ответил я.
Так оно все и устроилось. Был 1960 год. Днем я пешком бродил по городу, который еще не был полностью восстановлен, в центре еще встречались развалины домов. Но я влюбился в этот город с первого взгляда.
В то время в городе были очень популярны «танцы». В «белые ночи» танцевали даже на Исаакиевской площади под духовой оркестр.  Дворец культуры им. Кирова на Васильевском острове был местом отдыха исключительно курсантов военно-морских училищ и «Макаровки». Появляться ребятам в «гражданском» там было неуместно. Это я понял в первый же вечер, когда Даня взял меня туда с собой. Следующий раз я уже был в «своей» курсантской форме. Правда, пришлось «выкручиваться», объясняя своим юным «дамам», почему у меня на рукаве пять «шевронов».
Разумеется, после таких вечеров, мы возвращались значительно позже, чем это было допустимо «режимом». А ночью на КПП находился дежурный офицер. Поэтому ребята мне показали, где и как можно перебраться через стенку забора, минуя «дежурку». Вот, во время очередного позднего возвращения  я и был «застукан» майором...
Но на утро ничего не произошло. Майор зашел в «кубрик», подошел ко мне и весело спросил:
- Ну что, гурзуфский мишка, выспался? Тебе еще рано с этими жеребцами по танцам бегать. Готовься к экзаменам! - И ушел.
Между тем, ребята один за другим защищали свои «дипломные проекты». О своих назначениях они уже знали и готовились к отъезду, закупая на свои «подъемные» в огромном количестве гражданскую одежду. Даня получил распределение в Находку и был очень доволен.
Я рассматривал их выпускные альбомы с фотографиями их заграничных «практик» и страшно завидовал. Но никак не мог понять их радости по поводу расставания с курсантской формой. Особенно ненавистными для них, как я понял, были «мичманки», которые они презрительно называли «касками».
После торжественного вручения дипломов на площади перед Кировским дворцом, на котором я присутствовал вместе с десятками родственников и подруг курсантов, Данил объявил в «кубрике»:
- Ну, сегодня – «отвальная». Ты, конечно, едешь с нами.
- Куда же нам без него? - сказал кто-то из ребят. – Мишка у нас теперь вроде талисмана.
«Отвальную» кампания друзей устраивала на «квартире», где снимал комнату один из них. Квартира находилась на Петроградской стороне, куда все и отправились вечером на нескольких «такси». Я ехал один в машине, на заднем сидении которой лежали «мичманки» ребят. Мое «спецзадание» заключалось в том, чтобы доставить их на «место», что я с гордостью выполнил.
В небольшой комнате «коммуналки» собралась большая кампания ребят и их девушек. Стол ломился от напитков и закуски. Было шумно и весело. Танцевали под «радиолу», которая крутила «заграничные» пластинки. Я чувствовал себя вполне комфортно, потому что на меня никто не обращал внимания.
Водку я не пил с тех пор, как однажды в детстве со школьным приятелем мы попробовали выпить «четвертинку» на двоих.  Но я пил вино и был уверен, что «умею пить». Однако когда шампанское быстро закончилось, выяснилось, что вина на столе нет. Тогда передо мной поставили необычную бутылку с заграничной этикеткой, на которой был изображен негр под пальмами.
- Вот тебе настоящий напиток для моряков, - сказал кто-то из ребят, - приобщайся к морской жизни.
На этикетке я прочитал: «Ямайский ром». Ром мне не понравился. У него был странный приторный вкус и резкий запах, которые я запомнил на всю жизнь.
От этого рома  я вскоре «набрался», но сохранял «полное сознание». Меня затошнило. Я понимал, что выходить в таком состоянии в коридор «коммуналки» нельзя, чтобы не компрометировать всю кампанию. Я сел на подоконник открытого окна «подышать свежим воздухом» и меня вырвало. После этого мне стало значительно лучше, и я присел в кресло в углу комнаты. Никто ничего не заметил.
Через некоторое время раздался громкий стук в дверь и «хозяина» комнаты вызвали в коридор. Вернулся он с какой-то женщиной и удивленно-возмущенно воскликнул:
 - Ну, посмотрите сами! Вы видите здесь хоть одного пьяного? Кто из нас мог облевать ваше окно? Здесь собрались взрослые люди!
Женщина растерянно оглядела присутствующих  и смущенно сказала:
- Извините, я ошиблась. Это, наверное, из другой квартиры.
Меня в углу она вообще не заметила. Но, когда дверь за ней закрылась, все дружно уставились на меня.
- Это твоя работа, юнга? – утвердительно спросил «хозяин».
Отпираться мне было бесполезно. Но за этим последовал смех.
- Ладно, не переживай! Это могло произойти с каждым.
- Да, ром – это не крымское вино. Будь осторожен!
Ко мне подошел Даня и подал свою фуражку.
- Вот тебе «каска». Если тебе станет плохо, трави прямо в нее. Она выдержит.
Я оторопел. Как – «мичманка»?! Нет!
Но моей выдержки хватило ненадолго. «Мичманка» была загублена окончательно.
Веселье продолжалось всю ночь.
На следующее утро я узнал, что мои документы, наконец-то, пришли. Посмотрев на мою медицинскую справку, секретарь Приемной комиссии сказал:
-Молодой человек, вы не пройдете  у нас медицинскую комиссию. С Вашим хроническим заболеванием вас в море никогда не выпустят. Не стоит терять время.
Я забрал свои документы и в тот же день покинул гостеприимный «экипаж».


Рецензии