Рецензия на сказы
на цикл сказок
Владимира Александровича Замятина
«Сказ о казаке Пиме», «Сказ про Стеньку и Федула», «Сморщенная горошина (казачья сказка)»
На фоне сложнейших процессов происходящих в современном российском обществе как никогда возникла необходимость новой патриотической литературы, основанной на честном отражении реальных событий. Более подробно о значении сказок будет сказано в заключении рецензии.
Исторически такая литература всегда была основана на народном творчестве. В русской культуре существуют целый пласт былин, сказаний, сказов. Например, былины о Илье Муромце, Добрыне, Алеше Поповиче и Тугарине-Змее и т.д.
Наиболее известны сказы Павла Петровича Бажова. Они впервые были опубликованы в 1936 году, а в 1939 вышло первое издание «Малахитовой шкатулки»
На основе древней фольклорной традиции картин жизни и быта, нравов жителей Северного края поморов, создавали свои сказы и сказки Борис Шергин и Степан Писахов. Многие из них экранизированы и пользуются популярностью: «Смех и горе у Бела моря», «Волшебное кольцо» (Союзмультфильм, 1979) и другие.
Под “сказом” традиционно понимается не просто текст, построенный на принципе “личностного повествования”. Такие исследователи сказа, как Эйхенбаум, Виноградов, Томашевский, при всем разнообразии их подходов к проблеме, сходятся на том, что существенной чертой сказовости является изображение устной речи как основной принцип художественной организации текста.
Надо добавить, что в сказах есть некоторая доля игры, наивного лукавства, необходимости вымысла и художественного преувеличения.
К этому же ряду можно отнести и рецензируемые работы.
В «Сказе о казаке Пиме» неброский внешне человек остаётся в памяти рослым богатырем, благодаря своему мужеству и доброте. Показано, как жену казак должен выбирать - чтоб была с добрым сердечком. Как и выбрал наш Пима. А любовь – она интернациональна и нет для неё никаких границ национальности или расы. Главное – человек, его серебряное сердце. Вот чему учит сказ В.А.Замятина.
В «Сказе про Стеньку и Федула» даются два героя, две судьбы, два отношения к жизни. Или что важнее, удача или упорство.
В итоге, забыли люди про веселого да фартового Федула. А Стенькин род ширится да множится – все грамотные, кто десятником, а самые толковые - даже атаманом. И помнят своего пращура – Степана.
Но это только к слову, а так мораль – упорный труд и стремление к знаниям, вот что делает человека счастливым. Ну и, само собой, жена, опора мужа.
Сюжет сказки «Сморщенная горошина» несколько проще – она более дидактична. У мальчика Юрия пропал отец. Трудно стало жить сыну, как все считали, предателя. Решил он отказаться от родовы своей и назваться другим именем. Встретил он казака, что с отцом в походы хаживал и сделал тот странный подарок. Сухую, сморщенную горошину. И завещал, что счастье тебе будет, когда спасёшь живую душу и вспомнишь имя отца своего. Эка невидаль – подумал паренёк, то ли дело саблю отцовскую или пистоль добрый. А то, горошину!
Прошло время. Стал Василий Ропот (так он себя называть) уважаемым казаком в земле сибирской, даже в атаманы должны были избрать. Но навет на него был придуман. Попал он в темницу. Дни – месяцы, ослаб казак и телом и духом. Глядь, лежит рядом голубок, почти бездыханный. Пошарил он по карманам, так и нашел ту самую горошину. Скормил он пичужке эту горошину да выпустил на волю. А вскоре был он полностью оправдан и заслуженно стал атаманом.
Не одно лето минуло с тех пор, отряд атамана заблудился и не смог найти верную дорогу. Перекрестился атаман и вспомнил тут старого казака. Вдруг появился знакомый уже голубь. Выронил из клювика горошину. Покатилась она, да и вывела казаков к реке.
И понял атаман – зря он тогда от отца отрёкся. А голубка та – душа родительская. Понял истину эту простую и внукам наказывать стал - помнить и чтить родителей своих, слушать старых воинов. Они плохому не научат.
И в конце дается пояснение –история взята из жизни землепроходца Ивана Москвитина, одного из основателей Красноярского острога.
Можно сделать небольшое замечание – поскольку сказки в первую очередь рассчитаны на подростков, то следует больше вносить в них элементы просвещения. Например, даты от сотворения мира соотнести с датировкой от рождества Христова, ссылка на реальные исторические события, что это было за событие и так далее.
Мне кажется, этот цикл казачьих сказов нужно расширить, ведь история Красноярска и городов края (например, Енисейска) имеет интересные сюжеты и молодежи просто необходимо её знать. В виде сказов это сделать автору, по моему мнению, вполне по силам. Это и краеведческие стороны, и события более близких лет. Очень важным, на мой взгляд, могут быть события начала и середины двадцатого века. Наша история требует, чтобы мы знали её, она была слишком идеологизированна, много славных имен и великих дел ещё требует своего описания. Например, освоение южный районов края, Таймыра, основание и расцвет Мангазеи и т.д.
Сказки Владимира Замятина предназначены как для детей, так и для взрослых. Автор поставил для себя целью создать произведения увлекательные, познавательные и высоконравственные, что это ему, в значительной мере, и удалось.
Интересна форма изложения – с большим количестве иллюстраций. Безусловно, литературные произведения, предназначенные для развития воображения молодого читателя, традиционно дублируются рисунками.
Но в данном случае это в какой-то мере удачный ход. Современный читатель потерял интерес к чтению. Очень важно различными способами пробудить живой интерес к чтению, особенно у детей. В развитых странах существуют государственные программы развития школьников посредством литературы, с которой они знакомятся не только на уроках. В нашей стране таких мероприятий пока нет.
Поэтому отсутствие патриотического воспитания и нравственных постулатов в сознание детей оборачивается многими негативными явлениями, с которыми общественные институты не могут положительно справиться. Разработка педагогических методик изучения сказок весьма полезное мероприятие в формировании будущего культурного кода россиян.
На первый взгляд, может показаться, что стилизованная речь бывалого казака 17-18 веков, сложна для восприятия. Однако такое построение произведений позволяет расширить словарный запас и подготовить читателя к изучению российской истории. Это очень важно, так как многие современные процессы в нашем обществе схожи или логически вытекают из событий того времени.
Кроме того, автор продолжает работать над стилистикой. И это заметно, сравнив все сказки между собой.
Само существование государства невозможно без патриотического и нравственного воспитания. Сказки Владимира Замятина – это нестандартная попытка создание современной литературы, основанная на глубоких традициях прошлого и новых возможностях современности. Поэтому она заслуживает самого тщательного изучения, обсуждения и осмысления.
Безусловно сказки В.А.Замятина заслуживают всемерной поддержки на всех уровнях и публикации.
Малофеев Николай Мифодьевич
доцент кафедры культурологии
Сибирского Федерального Университета,
кандидат философских наук
Свидетельство о публикации №211022500396
С Уважением...
Владимир Мигалев 22.08.2011 07:17 Заявить о нарушении
Счастья!
Владимир Замятин 22.08.2011 07:19 Заявить о нарушении
Владимир Мигалев 22.08.2011 07:23 Заявить о нарушении
Владимир Замятин 22.08.2011 07:29 Заявить о нарушении