Рецензия на сказы

                Рецензия
                на цикл сказок
                Владимира Александровича Замятина
«Сказ о казаке Пиме», «Сказ про Стеньку и Федула», «Сморщенная горошина (казачья сказка)»

    На фоне сложнейших процессов происходящих в современном российском обществе как никогда возникла необходимость новой патриотической литературы, основанной на честном отражении реальных событий. Более подробно о значении сказок будет сказано в заключении рецензии.
   
    Исторически такая литература всегда была основана на народном творчестве. В русской культуре существуют целый пласт былин, сказаний, сказов. Например, былины о Илье Муромце, Добрыне, Алеше Поповиче и Тугарине-Змее и т.д.

    Наиболее известны сказы Павла Петровича Бажова. Они впервые были опубликованы в 1936 году, а в 1939 вышло первое издание «Малахитовой шкатулки»
На основе древней фольклорной традиции картин жизни и быта, нравов жителей Северного края поморов, создавали свои сказы и сказки Борис Шергин и Степан Писахов. Многие из них экранизированы и пользуются популярностью: «Смех и горе у Бела моря», «Волшебное кольцо» (Союзмультфильм, 1979) и другие.

    Под “сказом” традиционно понимается не просто текст, построенный на принципе “личностного повествования”. Такие исследователи сказа, как Эйхенбаум, Виноградов, Томашевский, при всем разнообразии их подходов к проблеме, сходятся на том, что существенной чертой сказовости является изображение устной речи как основной принцип художественной организации текста.

    Надо добавить, что в сказах есть некоторая доля игры, наивного лукавства, необходимости вымысла и художественного преувеличения.
К этому же ряду можно отнести  и рецензируемые работы.

    В «Сказе о казаке Пиме» неброский внешне человек остаётся в памяти рослым богатырем, благодаря своему мужеству и доброте. Показано, как жену казак должен выбирать  - чтоб была с добрым сердечком. Как и выбрал наш Пима. А любовь – она интернациональна и нет для неё никаких границ национальности или расы. Главное – человек, его серебряное сердце.  Вот чему учит сказ В.А.Замятина.

    В «Сказе про Стеньку и Федула» даются два героя, две судьбы, два отношения к жизни.  Или что важнее, удача или упорство.

    В итоге, забыли люди про веселого да фартового Федула. А Стенькин род ширится да множится – все грамотные, кто десятником, а самые толковые - даже атаманом.  И помнят своего пращура – Степана.

    Но это только к слову, а так мораль – упорный труд и стремление к знаниям, вот что делает человека счастливым. Ну и, само собой, жена, опора мужа.

    Сюжет сказки «Сморщенная горошина» несколько проще – она более дидактична. У мальчика Юрия пропал отец. Трудно стало жить сыну, как все считали, предателя. Решил он отказаться от родовы своей и назваться другим именем.  Встретил он казака, что с отцом в походы хаживал и сделал тот странный подарок. Сухую, сморщенную горошину. И завещал, что счастье тебе будет, когда спасёшь живую душу и вспомнишь имя отца своего. Эка невидаль – подумал паренёк, то ли дело саблю отцовскую или пистоль добрый. А то, горошину! 
Прошло время.  Стал Василий Ропот (так он себя называть) уважаемым казаком  в земле сибирской, даже в атаманы должны были избрать.  Но навет на него был придуман. Попал он в темницу. Дни – месяцы, ослаб казак и телом и духом. Глядь, лежит рядом голубок, почти бездыханный. Пошарил он по карманам, так и нашел ту самую горошину.  Скормил он пичужке эту горошину да выпустил на волю. А вскоре был он полностью оправдан и заслуженно стал атаманом.

    Не одно лето минуло с тех пор, отряд атамана заблудился и не смог найти верную дорогу. Перекрестился атаман и вспомнил тут старого казака. Вдруг появился знакомый уже голубь. Выронил из клювика горошину. Покатилась она, да и вывела казаков к реке.
И понял атаман – зря он тогда от отца отрёкся. А голубка та – душа родительская. Понял истину  эту простую и внукам наказывать стал -  помнить и чтить родителей своих, слушать старых воинов. Они  плохому не научат.

    И в конце дается пояснение –история взята из жизни землепроходца Ивана Москвитина, одного из основателей Красноярского острога.

    Можно сделать небольшое замечание – поскольку сказки в первую очередь рассчитаны на подростков, то следует больше вносить в них элементы просвещения. Например, даты от сотворения мира соотнести с датировкой от рождества Христова, ссылка на реальные исторические события,  что это было за событие  и так далее.

    Мне кажется, этот цикл казачьих сказов нужно расширить, ведь история Красноярска и городов края (например, Енисейска) имеет интересные сюжеты и молодежи просто необходимо её знать. В виде сказов это сделать автору, по моему мнению, вполне по силам. Это и краеведческие стороны, и события более близких лет. Очень важным, на мой взгляд, могут быть события начала и середины  двадцатого века.  Наша история требует, чтобы мы знали её, она была слишком идеологизированна, много славных имен и великих дел ещё требует своего описания. Например, освоение южный районов края, Таймыра, основание и расцвет Мангазеи и т.д.

    Сказки Владимира Замятина предназначены как для детей, так и для взрослых. Автор поставил для себя целью создать произведения увлекательные, познавательные и высоконравственные, что это ему, в значительной мере, и удалось.

    Интересна форма изложения – с большим количестве иллюстраций. Безусловно, литературные произведения, предназначенные для развития воображения молодого читателя, традиционно дублируются рисунками.

    Но в данном случае это в какой-то мере удачный ход. Современный читатель потерял интерес к чтению. Очень важно различными способами пробудить живой интерес к чтению, особенно у детей.  В развитых странах существуют государственные программы развития школьников посредством литературы, с которой они знакомятся не только на уроках. В нашей стране таких мероприятий пока нет.

    Поэтому отсутствие патриотического воспитания и нравственных постулатов в сознание детей оборачивается многими негативными явлениями, с которыми общественные институты не могут положительно справиться. Разработка педагогических методик изучения сказок весьма полезное мероприятие в формировании будущего культурного кода россиян.

    На первый взгляд, может показаться, что стилизованная речь бывалого казака 17-18 веков, сложна для восприятия. Однако такое построение произведений позволяет расширить словарный запас и подготовить читателя к изучению российской истории. Это очень важно, так как многие современные процессы в нашем обществе схожи или логически вытекают из событий того времени.

    Кроме того, автор продолжает работать над стилистикой. И это заметно, сравнив все сказки между собой.

    Само существование государства невозможно без патриотического и нравственного воспитания. Сказки Владимира Замятина – это нестандартная попытка создание современной литературы, основанная на глубоких традициях прошлого и новых возможностях современности. Поэтому она заслуживает самого тщательного изучения, обсуждения и осмысления.

    Безусловно сказки В.А.Замятина заслуживают всемерной поддержки на всех уровнях и публикации.


Малофеев Николай Мифодьевич

доцент кафедры культурологии
 Сибирского Федерального Университета,
кандидат философских наук


Рецензии
На все 100 согласен с Николаем Мифодьевичем. Здоровья, Удачи во всём!
С Уважением...

Владимир Мигалев   22.08.2011 07:17     Заявить о нарушении
Владимир! Спасибо! А я с ним только на 95, потому как поленился!

Счастья!

Владимир Замятин   22.08.2011 07:19   Заявить о нарушении
Сказки Ваши я все прочитал. Почитал бы ещё об истории земли Сибирской с превеликим удовольствием, ежли бы Вы не поленлись:))). Шутка... До встречи.

Владимир Мигалев   22.08.2011 07:23   Заявить о нарушении
Принимаю как шутку! Меня за сказки бьют на всех уровнях, хотя на конкурсе в Литературном музее им. Астафьева они получили высокую оценку! Пришлось написать военные рассказы, а это потребовало дополнительные силы. Давление очень высокое, что тут скажешь?

Владимир Замятин   22.08.2011 07:29   Заявить о нарушении