Работа над сценарием

 Сижу вечером, никого не трогаю. Занимаюсь своими делами, думаю о сложностях работы сценариста. Вдруг мне приходи сообщение - Смотрел мистера Фримена? - Первая мысль - какой к чёрту Фримен? У меня герой, который на самом деле отрицательный, со своей философией пришёл к тому, что решил сброситься с моста. А я, значит, сижу и думаю - будет он бросаться или не будет. А тут какой-то Мистер Фримен. Нет - говорю - и смотреть не собираюсь. - Посмотри. Отлично вставляет мозги на место. - ответили мне. Я разозлился. Какой к чёрту мистер Фримен? У меня мозги итак на месте, никуда ещё не уезжали. Ещё не один психиатр не жаловался. Хотел я в ответ придумать что-нибудь эдакое, но... Но вспомнил один случай.
 После выхода в прокат мощных, зрелищных фильмов, многие люди пытаются повторить то, что выделывают на экране актёры. Но на самом-то деле актёры не выделывают эти трюки по-настоящему. Во-первых, за них это делают каскадёры, а во-вторых, для трюков создают специальную атмосферу. Скажем человек не просто перебегает улицу во время гонок Формулы-1. Вообще-то просто перебегает, а потом уже в кадр добавляют болиды. Но это зависит от режиссёра. Но чтобы по-настоящему перебегать - это нет. Так нельзя.
 А люди пытаются повторить и погибают. И что? - спросите Вы. А то, что нас за это судят. Достаётся режиссёру, вообще всем достаётся. А потом они идут ко мне - сценаристу - и ругают меня. Ведь это я придумал такой трюк на бумаге, стало быть я и виноват. Но как я могу быть виноват в глупости совершенно незнакомых мне людей? Эдак я вообще могу быть повинен во всех смертях Второй Мировой войны... Но всё равно ответ держу.
 Так что после этого трижды подумаешь, прежде чем придумаешь трюк. А если и придумаешь, то в начале фильма или в конце - просишь зрителей не повторять такие трюки. Они опасны для жизни. Для моей жизни, не для Вашей. Умрёте Вы, а виноват буду я. Нет уж, дудки! За свою жизнь отвечайте сами.
 Подумал я так и не стал писать едкого ответа. Написал просто, что мозги у меня на месте и вправлять их никуда не надо.
 Написал так, а сам продолжил размышлять на тему философии отрицательного героя. Этот герой, подлец, настолько развился, что всем понравится. И многие будут принимать его за настоящего героя. будут брать с него пример, будут цитировать его. И правильно. Так и должно быть. Вот только герой он - отрицательный. Жалко его мне? Ничуть. Если он умрёт, то точно станет примером для многих. А если нет, то наверняка тоже. Это вообще полностью вымышленный герой, собранный мною из многих моих знакомых. Полгода я создавал этого героя, оттачивал его характер. А вот теперь он вышел из-под контроля.
 К сожалению в фильме нет положительного героя. Как нет его и в жизни. Но это только на первый взгляд. Герои есть. Только надо суметь увидеть его, вычислить среди остальных людей. Это самое сложное.
 Те, кто мельком посмотрит фильм - сразу полюбят отрицательного героя. Он им понравится. До них не дойдёт, что я хотел сказать этим героем.
 И не все критики заметят. Заметят только настоящие критики, те, кто действительно разбирается в кино. Заметят некоторые люди.
 Почему же так получается? А потому, что ЦА (Целевая Аудитория) обширная. Для каждого человека этот фильм будет значит нечто такое, понятное лишь ему одному.  Для каждого человека откроется свой смысл фильма, своё значение.
 Заказчику фильма важен не смысл сценария, который стремится передать режиссёр.  Заказчику требуются деньги. Фильм должен понравиться большой аудитории. А смысл... поэтому я прячу смысл. Чтобы его не было видно. Иначе какой смысл в смысле, если он лежит на поверхности?
 
 Люди всегда почитают актёров. Ведь это именно они изображают героев в фильме. А сценариста вряд ли кто-нибудь узнает на улице. Именно это ему и требуется. Можно случайно услышать какой-нибудь разговор на улице или в магазине. Можно увидеть сцену, которая подойдёт к фильму. Можно услышать историю, которая ляжет в основу фильма.
 Иногда приходится писать сценарии для сериалов, хотя это самая... не уважаемая ,что-ли работа. Потому что в сериалах очень жёсткие требования. Просто пишешь по шаблону, вырабатываешь клише... Один сериал похож на другой. Просто место другое, актёры другие, история другая. А сериал один и тот же. Про то же самое рассказывает. О чём? Да ни о чём. Просто высасывает Ваше время, зарабатывает на Вас деньги. Вот и всё. А сценарист просто пляшет под чью-то дудку. Собственно зачем в сериалах сценарист? Ведь сцены настолько... тупы, что их писать сможет любой.
 Позавчера как-то случайно проходил мимо телевизора. Увидел какой-то сериал про клинику. Заинтересовался - посмотрел серию целиком. Не смеялся ни над одной шуткой. Это и шуткой назвать невозможно. А люди вокруг хохотали. огорчённый пришёл домой. Неужели всё то, что я делаю - зря? Продолжают снимать идиотские сериалы. Сцены настолько дикие и животные, что я даже не представляю, кто может ЭТО смотреть. Разве что вконец спившиеся алкоголики и люди не страдающие присутствием ума.
 Страшно мне становится. Мои далёкие предки таких людей называли быдлом. Они были благородных кровей. Мои недалёкие предки - воевали с безграмотностью, на стороне красных. Совсем недалёкие - воевали против фашизма. Воевали против того, чтобы люди стали принимать такое "искусство", за настоящее искусство. Зря что-ли воевали? Нет, не зря.
 От них я знаю, как тяжело сражаться за идеалы. Да, я знаю. Я никогда не приму отрицательного героя за настоящего. Если даже не будет настоящего героя, я не приму отрицательного. Именно это я и стараюсь передать в своих сценариях.


Рецензии