Воспоминания о юности

Посвящается  моим  школьным  товарищам.               
Пусть  будни  нас  пугают  монотонностью,                Но  песня  всё   расставит  по  местам.                Пусть  праздник  этот  снова начинается.                И  я  надеюсь  вас  увидеть  там.                      
Прошло  пятнадцать  лет  после  окончания  школы.. На  протяжении  этого  времени  я  переписываюсь  с  учительницей.  На  днях  она  сообщила,  что  нынче  исполняется   семьдесят   лет   со   дня   основания   интерната,  и   просила  приехать  в  гости.   Мне  вспомнилось,  как  в  тысяча  девятьсот  восемьдесят  пятом  году  отмечали  пятидесятилетие  школы. Организация  мероприятия  прошла  на  высшем  уровне. Было  очень  много  народу:  съехались  выпускники  прошлых  лет.  Помню,   они  ходили  по  корпусам  и  удивлялись,  как  значительно  всё  изменилось.  Да,  много  воды  утекло  с  тех  пор.  Те  мальчишки  и  девчонки,  с  которыми   я  училась,  стали  солидными  людьми.  По–разному   сложились  наши  судьбы.  Кто-то   поднялся  до  небес  и  стал  знаменитым,  а  кто–то  влачит  жалкое  существование. Очень  бы  хотелось  встретиться  со  школьными  товарищами,  вспомнить   былое  и  поговорить  «за  жизнь». Возник   вопрос,  кого  же  взять  с  собой   в  попутчики.  Со   своим  другом  я  как  раз  была  не  в  ладу;  между  нами  иногда    пробегает  «чёрная   кошка». Одной  ехать  в  Новочеркасск  не  хотелось.                И  тут  я  подумала:  «Может  Борис  составит   мне  компанию?»
Глава    1.
БОРЯ

В  тысяча   девятьсот   восемьдесят  пятом  году  меня  перевели  из  Дмитровского  интерната  в  Новочеркасский.  Я  пошла  в  восьмой  класс,  а  Боря  уже  учился  в  одиннадцатом.   Школа   была  малочисленной   (всего–то  сто  сорок   человек).  Все  знали   друг   друга   поимённо. Так  получилось,  что  в  тот  год   мы  с  Борей  близко  не   общались. У  него   били   одни   интересы,   а  у  меня   --  другие. Из  того  периода   мне   ярко  запомнился   лишь  один  случай,   связанный  с   этим  парнем.   Боря   встречался   со   своей   одноклассницей.  Как–то  после  ужина  мы   с  подругой   сидели  на  скамейке. Вдруг   Лариса  засмеялась.  Она  тыкала   пальцем  в  темноту  и  приговаривала: ---   Смотри,   крик   моды,  крик   моды! Я  повернула  голову  в  сторону,   куда   указывала   Лариса  и  увидела  Галю  с    Борей,   шествующих   чинным   нагом  по  направлению  к  нам.  На  Гале  была   надета  Борина  меховая  шапка,  а  на  Боре  –  её  головной  убор.  Смеху  добавляло  то,  что  шапочка  была  красная  с  бубенчиками…
… Прошло  несколько  лет.  Я  окончила  школу  и  стала  жить  дома.  Как-то  на  мой  день  рождения  пришла  крёстная  и  говорит: ---   Мимо  организации,  где  я  работаю,  ходит  паренёк.  Хочешь,  я  тебя  с  ним познакомлю?  По–моему  вы  должны  понравиться  друг  другу.                Я  дала  «добро». Тётя  Зина  дала  парню  мой  номер  телефона.  Мы  созвонились,  и  вскоре  Борис  явился  ко  мне  в  гости.  Мы  сразу  узнали  друг  друга,  а  потом  долго  смеялись,  как  нас  «познакомили»  во  второй  раз.  Боря  стал  приходить  ко  мне,  как  школьный  товарищ.  Мы   мило  беседовали,  вспоминая  его  и  моих  одноклассников.  Выяснилось,  что  после  школы   Борис  выучился  на  сапожника  в  Армавире.  К  себе  на  родину  в  Чебоксары  он  ехать  не  захотел:  мать  умерла, а  больше  его  там  никто  не  ждал.  Один  знакомый  посоветовал  Боре  обосноваться  в нашем  городке,  что  он  и  сделал. До  получения  квартиры  Борис  обитал  в  общежитии  для  рабочих.  Через  некоторое  время  местная  администрация  пошла  ему  на  уступки  и  выделила  отдельное  жильё. Боря  не  раз  приглашал  меня  посмотреть,  как  он  устроился  на  новом  месте,  но  я  всё  откладывала  свой  визит. Как  с  человеком, с  Борисом  было  интересно  общаться,  но  в  качестве  мужчины,  я  его  не  представляла.  Хотя  у  Бори  были  на  лицо  все  положительные  стороны:  независимый, всегда  подтянутый,  не  пьёт  и  не  курит.  Мне тогда  нравились  плохие  парни. Как  я  уже  заметила,  Боря  знал  моих  одноклассников.  Ребята  учились  в  Чувашском  интернате  до  девятого  класса  включительно.  Затем  тех,  кто хотел продолжить  образование,  направляли  в  Новочеркасский  интернат,  а  остальные  получали  специальности  в  других  учебных  заведениях.  В  десятый  класс  к  нам  поступило  шесть  новичков.  Я  была  одна  девушка  среди  них.  У  нас  образовался  славный  коллектив.  Два  года  мы  прожили  душа  душу... Боря  поддерживал  связь  с  ребятами,  передавал   от  них  приветы  и  рассказывал, кто  и  как  живёт. У  нас  в  классе  было  два  Володи,  два  Валеры  Сергей  и  Андрей…         
Глава   2.
ВОЛОДЯ

 Смело  в  жизни  иди  вперёд,               
 И  судьба  пред  тобой  покорится.
 Помни,  счастья  нет  у  того,
Кто  не  хочет  его  добиться.
               
Володя  был сероглазый блондин  высокого  роста  и  спортивного  телосложения.  Одноклассники  обращались  к  нему  за  советом.  Сразу  чувствовалось,  что  этот  парень  --  лидер.  Месяца  через  полтора  после  того,  как  Володя  появился  в  интернате,  его   избрали  секретарём  комсомольской  организации. Несмотря  на  такие  почести,  Володя  не  зазнался.   Как  и  прежде,  он  был  учтив  и  приветлив  со  всеми. Парень  имел  широкий  круг  интересов:  занимался  спортом,  любил  кино  и  музыку, иногда  писал  стихи…, но  основным  его  «коньком»  всегда //оставалась  –  ИСТОРИЯ. Учительница  по  этому  предмету  не  могла  нарадоваться  на  своего  любимца. Володя  обладал  уникальной  памятью.  Он  знал  наизусть  все  даты  и  мог  ответить  на  любой  исторический  вопрос.  Преподаватели  пророчили  ему  великое  будущие. В  одиннадцатом  классе,  он  параллельно  учился  на  подготовительных  курсах  для  поступления  в  университет.
          Наряду  с  достоинствами,  у  парня  было  два  недостатка. Он  очень  любил  поесть.  Девочки  дали  ему  прозвище  «где  моя  большая  ложка».  Редкие  опоздания   на  урок  Вова  мотивировал:  «Был  в  столовой».  Ещё  он   имел  большую  любовь  к  противоположному  полу  и  менял  девушек,  как  перчатки.  Как  только  на  горизонте появлялась  какая–нибудь  красотка, у  парня   загорались  глаза,  и  он  говорил:
---   Постараюсь  завоевать  её  сердце.
Помню  такой  случай.  Была  глубокая  ночь.  Мы  с  девчонками  уже  видели  десятые  сны.  Вдруг  в  форточку  просовывается  чья-то  голова  и  вкрадчиво   шепчет   мне  на   ухо: ---   Подруга,  выручай.  Приспичило  пойти   на  свидание,  а  деньги  в  корпусе  оставил. Займи, сколько   можешь,  а  утром  отдам. 
От  неожиданности  я  вздрогнула,  девчонки  завизжали,  как   сирена  «Скорой  помощи».  А  Володя  им  заявил:      
---  Чего,  дуры,  визжите. Не   собираюсь  я  вас  насиловать. Лен, ну  займи, а?.. Разумеется,  я  дала  ему  денег.  Надо  же  было  выручить  товарища.  Несмотря  на  характер  ловеласа,  Вова  относился  ко  мне,  как  к  сестре. Он  говорил,  что  в Чебоксарах  у  него  есть  друг  и  всё  мечтал  нас  познакомить.  Мне  тогда  нравился  другой  парень,  и  до  остальных  не  было  никакого  дела.
После  школы  мы  с  Володей  переписывались около  двух  лет  и  даже  однажды  ездили  повидаться  друг  с  другом,  но  затем   связь  прервалась…. Боря  рассказывал,  что  Володя  проучился  четыре  года  на  историческом факультете,  но  времена  изменились. Он  забросил  учёбу  и  занялся   коммерцией...
...  В год   двадцатипятилетия  окончания  школы,  Володя  нашёл  меня  в  Интернете. Вспомнили  былое,  всех  друзей  и  подруг. Бывший  одноклассник  поведал,  что  женат  и  имеет  годовалую  дочь. С  работой  тоже  всё  отлично.  Занимается  распространением  тепло-изоляционных  материалов. Я  всегда  знала,  что  Владимир  далеко  пойдёт,  и   искренне  порадовалась  за  друга.
Глава   3.
ВАЛЕРА
               
 Если  заперта  дверь  –  стучи,
 Если  больно  в  груди  –  молчи,
Если  радостно сердцу  --  пой.                И  вообще,  будь  самим  собой.
Валера  уступал   Володе,  но  не  во  всём.   Это   был   тоже  своеобразный парень: жгучий   брюнет,  коренастого   телосложения. Его  любимыми предметами были алгебра и   геометрия.  Во  время  этих   уроков   Валерина   тетрадь  «путешествовала»   по   всему классу   точно   так  же,  как  и  моя  тетрадка  по  химии.  Ещё  иногда  этого  парня  посещало  поэтическое  вдохновение.  Помню,  на  самоподготовке  он  обратился  ко  мне? ---   Ты   у  нас  сильна  в  литературе. Скажи,   есть   такое   слово   «пылко»? ---   Да,   конечно,  --  это  наречие… -  начала  было  я. ---   Меня  не  интересует,   какая   это  часть  речи.  Я  просто  спросил, есть такое слово  или  нет?  -  прервал   меня   одноклассник, и  выразительно продекламировал  перед  всеми  своё  «творение»:               
Каждый  год  седьмого  мая,                В этот  день  я  выпиваю.                Пью  за  Сталина,  Хрущёва,                                                Но  не  пью  за  Горбачёва,                Чтобы  в  сердце  было  пылко,                А  в  руках  была  бутылка.
Класс  рухнул  со  смеху  под  парты.  Вот  такой  «поэт».  И  действительно,  седьмого  мая  у  Валеры  был  день  рождения.  В  этот  день  он  всегда  прогуливал   занятия.  Учителям  он  потом  объяснял:  то  у  него  нога  болит,  то  резко  подскочило  давление.  Нам  же  Валера  честно  признавался,  что  просто  решил  отдохнуть.  Горячая  пора  контрольных  и  диктантов  его  не  волновала. Ко   мне   Валера   относился  неадекватно.  Поначалу   помогал  по  алгебре,  а  при  встрече  клал  руку  на  плечо. Своими  жестами  он  оказывал  мне  знаки  внимания, но  до  меня  это  никак  не  доходило. Потом  перед   окончанием  школы  Валера объяснился  мне  в  любви,  а  тогда  по  глупости  или  ребячеству…, однажды  при  всех  парнях  нашего  класса  назвал  меня   «шлюхой». Я   раскрыла   рот   от   удивления.  Это  меня-то,   которая  не  давала  повода  усомниться  в  чистоте  нравов,  избегая парней.  Уже  потом  на  выпускном  вечере  Валера  вымаливал  у  меня  прощения  за  свой  дерзкий  поступок.
Глава    4.
ВАЛЕРА  №  2
(«ЕРА»)
                Пусть  кажется  судьба  горька,
Не  падай  духом  без  причины.
Нет  в  мире  пропасти  без  дна,
Хоть  высоко, но  есть  у  гор  вершины.
               
Как  я  уже  сказала,  в  классе  было  два  Валеры  и,  чтобы  их  различать, одного называли  по  имени,  а  другого  --  Ера.  Этот   мальчик   был  самый   неприметный  из  всех.  Он  вёл  какой–то  одиночный   образ  жизни:  в  общественных  мероприятиях  не  участвовал,  никогда   не   поддерживал   бесед. Учился  Ера  тоже  кое–как.   Помню,  в  школе   сделали   день   самоуправления:   ученики   заменяли  учителей. Володю  поставили  на  должность  директора,  а  также  во  всех  классах  он  вёл уроки истории. Валера   преподавал   алгебру,   мне  же   досталась  химия.  Я  с  блеском   провела  урок, объяснила   одноклассникам   новую   тему. На   следующем  занятии   Ера  в  числе первых  тянул   руку,   чтобы   ответить  домашнее  задание. Учительница  ликовала:
            ---   Как   тебе   удалось   что–то   вдолбить  в  голову  Ермилова?!               
И вот в этого, ничем не выдающегося мальчика, по уши влюбилась одноклассница моей подруги. При виде Еры  лицо Лены озаряла умилённая улыбка. Девушка светилась от счастья и одновременно страдала, что Ера не обращает на неё внимания. Лена стала на каждой перемене вызывать меня из класса  и  спрашивать: как там  её   «любимый  Ерочка».  В  то  время  считалось  зазорным  первой  подойти  к  парню  и  признаться  в  своих чувствах.  Мне  уже  порядком  надоели  визиты  Лены,  и  я  пообещала  помочь  ей. Самой  мне тоже  было  неловко  сказать  Ере,  что  моя  приятельница  сходит  по  нему  с ума. Я подключила  к  этому  деликатному  вопросу  своего  одноклассника  Володю. Нам удалось  организовать  первое  свидание  парочки. Потом  они  стали  встречаться  сами. Лена  «парила  на  крыльях»,  а  Валеру  ребята  подкалывали.
Двоюродная  сестра  Лены  устроилась  в  интернат  пионервожатой:  за  ней-то  и приударил  Володя. На выходные Лариса  забирала  Лену  домой. Однажды  вместе с ними  поехали  и  Володя  с  Ерой. Елена  предвкушала  бурную  ночь  со  своим  любимым,  но  вернувшись  в  понедельник  в  школу  вся   в  слезах: 
---   Представляешь, он  меня  отверг,  сказал, что пока я учусь, близкие отношения Валера  заводить  не  хочет. Другой  на  его  месте  был  бы  рад.  Ну, что  во  мне  ни  так?
Приятельница  припала  к  моему  плечу  и  зарыдала  ещё  сильней.
Лично  я  расценила  поступок  Еры  очень  благородно.  Мы–то  в  тот  год  оканчивали  одиннадцатый  класс,  а  Лене  ещё  целый  год  предстояло  учиться. Разумеется,  Ера  опасался  последствий. Кое-как я  утешила Лену, сказала: чем  дольше  откладывается  такой  момент, тем  слаще  будут  воспоминания  потом.
В  течении  года  ребята  переписывались,  но,  как  оказалось  расстояние охладило  пых  Лениных  страстей.  Насколько  мне  стало  известно:  к  общему  знаменателю  они так и  не  пришли…               

Глава    5.
ОСТАЛЬНЫЕ  РЕБЯТА

Помимо  этих  парней,  в  классе  учились  ещё  трое:  Володя  Игнатьев,  Андрей  и Сергей.
Володю  я  называла  «патриот  школы».  Он  окончил  учёбу  с  бронзовой  медалью. Кроме  занятий  этот  парень  больше  ни  о  чём  не  думал.  В  редкие  минуты  опоздания  на  урок  Володя  не  знал,  куда  деться  от  стыда.  Он  низко  опускал  голову, и  бормотал  что-то  невнятное,  а  его  лицо  переливалось  всеми  цветами  радуги. У  Андрея  тоже  не  было  выдающихся  заслуг. Скажу  только  одно: он  был  прямолинеен  до  кончиков  ногтей. Учителя  удивлялись цинизму  Андрея.  Когда  он  опаздывал  на  занятия, то  всегда  говорил:
          ---   Был в туалете.
Если   педагоги   его   стыдили,   парень   отвечал:
           ---   Ну,   Вы   же  сами  спросили,   почему  я  опоздал?
Должна  заметить,  что  все  мы   придумали   свои  аргументы  на  случай  опоздания. Я,   например,  уверяла   учителей, что  не  слышала  звонка,   хотя  он  трезвонил  за   четыре   квартала  по   округе.  Со   стороны  наш  класс  походил  на  группу  идиотов.  Глухие,   голодные   (Володя  «заседал»  в  столовой),  а  также   больные   (Валера  «отбывал»  в  медпункте).  Преподаватели   прощали   нам   маленькое   враньё  и   лишь  улыбались  в  ответ.               
Самым   весёлым  в  классе   считался   Серёжа.  Он  был  полненький  и   низенький,   за   что  ребята  прозвали   его   «Пончиком».  У  Сергея  на  каждый   жизненный   случай   был   заготовлен   анекдот,  а  ещё  его   страстью  была  игра   «Спорт-лото».   «Пончик»   еженедельно  покупал   лотерейные   билеты   и,  однажды  его  усилия   увенчались   успехом:  он  выиграл   две  с  половиной   тысячи  рублей.  По  тем  временам  это  была   колоссальная  сумма.  При  опозданиях  на  уроки  «Пончик»  вскидывал  голову,  выпячивал  грудь  вперёд,  заводил  руки  за  спину  и  без  тени  улыбки  на  лице  говорил:
---   Я задержался. Класс  скатывался  под  парты  от  смеха,  а  Андрей  во  всеуслышание  ставил вердикт: ---   Начальство  не  опаздывает  –  оно  задерживается.
На  выпускном  вечере  «Пончик»  решил  произвести  на  меня  впечатление.  Достал  из  кармана  сигареты  и  закурил. Мне  вспомнились  сроки  из  песни:

 Для  тебя  для  одной  он  старается,
Курит  только  «Казбек»,  разоряется.

Со  стороны  это  выглядело комично.  Метр  пятьдесят  с  кепкой,  зато  «с  огоньком». Вслух  же  я  сказала:
---   Серёженька, ты  заметно  ВЫРОС  В  МОИХ  ГЛАЗАХ….
Моя  реплика  вызвала  хохот  одноклассников.

ВМЕСТО  ЭПИЛОГА
               
… Мы  не  виделись  с  Борей  много  лет.   У  каждого  из  нас  была  своя  личная жизнь.  Мой   брат  иногда  носил  Боре  в  ремонт  обувь  и  передавал  от  него  привет.
Когда  меня  пригласили  на  юбилей  интерната, я  вспомнила  о  Борисе  и  подумала:  «Не  составит  ли  он  мне  компанию?»  Мы  встретились. За  одиннадцать  лет  он,  конечно,  изменился: стал  солидным  и  представительным  мужчиной. Боря  сказал, что  живёт  с женщиной  в  гражданском  браке,  а  ещё  поведал,  что  недавно  был  на родине  в Чувашии  и  встретился  с  моими  бывшими  одноклассниками.  По-разному  сложилась жизнь  у  школьных  товарищей. Володя  –  историк  стал  большим  человеком  и  сейчас  хочет  баллотироваться  в  депутаты  местного  созыва. У Валеры  тоже  процветает  свой  бизнес. Боря  сказал, что  Валерка  меня  с  теплотой  вспоминает  и  на  будущий  год  обещает  приехать  повидаться. Андрей  ремонтирует  аудиоаппаратуру.  Хуже  всех  дела  обстоят  у  «Еры». Он  так и нашёл  своё место в жизни. После  смерти  матери  остался  в  квартире один,  прописал  к  себе  какого-то  бомжа, который  едва  ли  не  лишил  его  жилья. Хорошо, что  Володя  вмешался  во  время  и  помог  «Ере»  уладить  все  проблемы.  Как  сложилась  судьба  остальных  моих  одноклассников, Боре  не  известно…            
Мы  договаривались  поехать  вместе  на  встречу  выпускников,  но  у  Бори возникли  трудности  со  здоровьем, и  мне  пришлось  ехать  одной, но  это  будет  уже  совсем  другая  история…               


Рецензии
Да.. пробудили воспоминания. О, майне киндер, о майне фрау, о майн гот!
О, моя юность, о, мои воспоминания.. О, моя зрелость! Где вы?
О юности далёкой и счастливой
Довольно часто мне приходится читать,
Как будто не с поэтами -
С увечными
Приходится то время вспоминать...
Когда сегодня я читаю эти строки
О чистом и наивном возрастании,
Невольно хочется трактат мне написать
О правильном, душевном воспитании.
Оно, конечно, и сегодня не блестяще
И даже иногда не лучше атомной войны,
Но интернетные, мгновенны, телеграммы
Хотя бы, отдаляют от беды;
И юность нынешняя близостью к свободе
Избавлена от поиска во тьме,
Хотя, конечно, про иудино подспорье,
Не забывает Враг и многие в беде...
Когда сегодня изучаю эти строки
О чистых и наивных упражнениях,
Я вспоминаю о ничтожных единицах,
Кто и сегодня борется с течением...
Куда относит остальных аборигенов?
Чадит, коптит намокшее полено;
И топором его не разрубить,
И статую, изящну не слепить!
Пожалуй, папы Карла не хватает,
Он где-то по помойкам пропадает...

О юности далёкой и счастливой
Довольно часто мне приходится читать,
Как будто не с поэтами -
Воронами
Приходится то время вспоминать...

Леотим   26.04.2014 03:32     Заявить о нарушении