Лохотрон от Кургиняна

Главными революционерами в 20-м веке были Ленин и Троцкий, а главным контрреволюционером – Сталин. Не потому, что не верил в коммунизм или разуверился в революционных идеалах, а потому, что его постигла участь любого революционера, перешедшего от дерзновенных планов к практической деятельности. Выражаясь словами Гребенщикова, он «увяз в борьбе». В отличие от «кремлевского мечтателя», он стал кремлевским царем. Стало быть, сталинизм – это реставрация монархии в новой ее тоталитарной ипостаси. Вот почему он был контрреволюционером.

Поэтому, когда некто говорит о необходимости разобраться в нашей истории, но при этом смешивает в кучу коммунизм и геополитику, Сталина и большевизм – ни о каком научном анализе прошлого речи быть не может. Чтобы хоть что-то понять, нужно сделать элементарную процедуру – отделить зерна от плевел или суп от мух. В нашем случае следует сказать, что идея коммунизма и идея патриотизма – это глубоко противоречащие друг другу концепции. Ленин и Троцкий стремились как можно скорее развалить Россию, олицетворявшую для них царизм, и построить коммунизм в мировом масштабе. Сталин слишком любил власть (здесь и сейчас) и гораздо меньше был склонен к мечтаниям. Будучи неглупым человеком, он понимал призрачность идеи мировой революции как средства приобретения власти над миром. Поэтому он выбрал путь «построения социализма» в одной отдельно взятой стране, с тем, чтобы превратив ее в мощную державу, получить эту самую возможность командовать не только дома, но и на мировой политической арене.

Когда Зюганов и другие современные так называемые коммунисты славят Сталина, они в первую очередь говорят о его заслуге в деле превращения СССР в сверхдержаву. То, что при этом идеалы коммунизма превратились в ширму геополитических амбиций, для них дело двадцатое. Эти люди, считающие себя последователями революционеров-большевиков, даже не понимают, что их идейно-политическая платформа зиждется на трех китах российской монархической идеологии: «Православие. Самодержавие. Народность». О том, что это - контрреволюция, за которую их эти самые большевики в 17-м поставили бы к стенке я повторять не буду. Но даже, с позиций стратегии оппозиционной партии, у «державных» политических сил сегодня нет рычагов для противопоставления себя правящей элите, которая тоже не чужда идей официальной доктрины дореволюционного периода.

Давно замечено, что период общественных перемен порождает множество шарлатанов и псевдо-пророков. Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проходимцами-аферистами. Обычно они отличаются быстрым умом, артистическими способностями и хорошо подвешенным языком. Нахватавшиеся верхушек полуобразованные авантюристы могут иметь солидную «профессорскую» внешность, а хорошая память позволяет выучить большое количество научных слов. В эпоху социальных переворотов подобные «интеллектуальные наперсточники» вылезают как тараканы их щелей повседневной жизни и приобретают статус публичных фигур. Так несостоявшийся театральный режиссер Сергей Кургинян нашел себя в качестве «политолога», едва ли не ежедневно мелькающего на экранах телевизора.

На днях я посмотрел ролик «Суть времени», с лекцией Кургиняна, где он неспешно и без отвлекающей от «сути» полемики раскрывает нам глаза на происходящее в России. Он прав – когда исчезла хаотичность и суетливость споров с оппонентами («Суд времени»), и нам проще вникнуть в заповедные глубины его идей. Не знаю насколько это необходимо моему читателю, но я попытаюсь прокомментировать некоторые мысли, высказанные в этом ролике. Вторую часть «Сути времени» я еще не смотрел и не уверен, что у меня появится для этого время и желание (http://vimeo.com/19433929)

В целом повествование представляет собой душещипательную историю бедного обманутого народа и коварного «макросоциального субъекта», о котором почти ничего не сказано, но из контекста видно, что он является представителем мирового зла в метафизическом библейском смысле. В своих телевизионных дебатах Кургинян любит приводить в политическом анализе антропоморфные примеры – дедушки, изнасилованные матери и дочки и т.д. При прослушивании этой лекции вас не оставляет впечатление, что народ в его представлении ассоциируется с маленьким ребенком, которого легко заманить конфеткой (в терминологии лектора «чечевичной похлебкой») и обидеть.

Итак, жил был и здравствовал советский народ. И все было бы хорошо, как вдруг на Западе появляются ученые-советологи, которые начинают писать книжки о советской жизни. Вместо описания благополучия народа и справедливости советского социально-политического строя, они порочат его основы. Этот яд сознательно впрыскивается в сознание диссидентствующих интеллектуалов, а через них и в народное сознание. То, что книжки эти находились в спецхране и любой имеющий хоть малейшее представление об устройстве жизни в СССР понимает, что доступны они были единицам, лектор упоминает как малозначительную деталь.

Опять теория заговора? Ну конечно, что же еще? Ведь мы имеем дело с оригинальным и неповторимым объяснением случившегося в стране после 1985 года. Итак, по Кургиняну, если бы американские советологи не раскрыли глаза диссидентам на происходящее, они бы понятия не имели об особенностях тоталитаризма и его прелестей. Конечно, эти отщепенцы знали свою страну намного хуже заокеанских ученых, которым в лучшем случае доступ был открыт в Москву и Ленинград и которые, если уж быть до конца честными, неоднократно промахивались в оценках и анализе ситуации в СССР. Достаточно сказать, что никто из них не смог предсказать крушения Советского Союза и советского общества в целом. Может просто боялись выдать черные замыслы своих хозяев-«заговорщиков»?

Как человек имевший отношение к искусству, Кургинян называет свою концепцию по-театральному красиво – «Мистерия падения». И будучи талантливым оратором, он дополняет ее россыпью определений из словаря философии и социологии – «инволюция», «сброс» и т.д. Лектор подробно анализирует две стадии этого самого «метафизического падения» советского народа: первая, хронологически относящаяся в советскому периоду, включая перестройку, и вторая – пост-советское время. Эта стройная теория в сущности имеет библейский подтекст –изгнание из Рая, хотя автор об этом прямо не говорит. Некий неназываемый «макросоциальный субъект» выступает в качестве Змея-искусителя. Вкушение запретного плода и расплата за это. Преступление и наказание. Предательство и возмездие. На первой фазе народ поддался на уговоры диссидентов пойти на поводу американского империализма, на второй стадии рисуются мрачные картины того, к чему это привело.

Центральный пункт теории Кургиняна – в утверждении, что советский народ «продал свое первородство». Не зря я упомянул библейский сюжет . Помните – первородный грех? Он продал свои идеалы за «чечевичную похлебку». Кургинян, как любой современный политолог, вряд ли отрицает наличие в обществе (в том числе советском) элиты и народной массы. Что дает ему право говорить о коммунистических идеалах (того самого «первородства») народа, если, как мы показали в начале, даже наличие их у элиты можно поставить под сомнение? С чего Кургинян взял, что навязанная народу политической элитой коммунистическая идеология является его «первородством»?   

Правда, издавна существует одна концепция, объясняющая октябрьскую революцию и последующую историю страны общинным сознанием русского народа. Как любая теория, она лишь частично объяснят историческую реальность. Уж кто-кто, а имеющий явные сталинистские симпатии Кургинян, не станет отрицать роли личности в истории. И то, что общественным сознанием можно манипулировать никаким секретом для кремлевского царя не было. Вспомним также, что Сталин как и все коммунисты был материалистом. Помните – бытие определяет сознание? Чтобы изменить патриархальное общинное сознание масс, нужно было для начала уничтожить социально-экономический уклад деревни. Раскулачивание и его прелести я здесь расписывать не буду. Но, если говорить об исторических фактах, столь любимых Кургиняном, то общеизвестно, что в стране в кратчайшие сроки была проведена коллективизация сельского хозяйства и индустриализация в промышленности.

Даже если Сталин искренне верил в идеалы коммунизма, то он попал в ловушку истории, поставленную им собственными руками. Он модернизировал страну, уничтожив в значительной степени то самое общинное про-коммунистическое общественное сознание. Хотя элементы его несомненно еще сохраняются в нынешней России и идентичности ее населения, все же с неизбежным в процессе модернизации повышением образовательного и культурного уровня народа произошли необратимые изменения. Идея коммунизма, в которую еще могли поверить темные крестьянские массы (хотя тоже сомнительно) обветшала и превратилась в анахронизм, который лишь обрадованные неожиданной оттепели шестидесятники продолжали вяло воспевать.

Итак, коммунистические идеалы не были и в принципе не могли быть «первородством» советских людей. Об этом столько было написано и сказано еще в перестроечные 1980-е годы, что не хочется повторяться. Советский строй неизбежно стал перерождаться из революционного в реставрационный еще при Сталине. Коммунистические идеалы, не прижившиеся в сознании народа и смутно брезжившие в сознании коммунистических лидеров разного уровня, высыпались сухим остатком в виде лозунгов на стенах домов и в передовицах газет. В последние десятилетия советской эпохи весь этот пропагандистский новояз серьезно никто не воспринимал, это был некий шум времени, с которым считались как с неизбежностью. Занимаясь исследованиями, я проштудировал тысячи страниц местной прессы начиная с середины 1940-х годов. Даже в сталинское время, как свидетельствует этот источник, людей силой загоняли на пропагандистские собрания и лекции. Всем это обрыдло с самого начала. Реалии советской действительности превращались в устном народном творчестве в анекдоты даже при Сталине, когда за это сами знаете что было. Про идеалы анекдотов не сочиняют!

Таким образом, главным виновником краха Советского Союза были не американские советологи и не горстка советских диссидентов, как утверждает Кургинян, а лично товарищ Джугашвили. Будучи мудрым вождем, он не понимал простой вещи, известной, конечно же такому «метафизику» как Кургинян – «и это пройдет». Между мечтами Ильича и построением великой державы он выбрал второе. В силу ли личных амбиций, народа ли ради или из-за геополитической ситуации – в контексте данных заметок роли не играет. Выбор был сделан и, стало быть, перестройка должна была наступить с Горбачевым или без него. Народ, родивший великую культуру 19-го века, не мог вечно быть объектом насмешек мирового сообщества, подобно какой-нибудь Северной Корее. Советский строй хорошо производил ракеты, но забывал о такой мелочи как туалетная бумага. Кургиняна, которому импонирует советский аскетизм, видимо устраивала газета «Правда».

Вот, собственно говоря, и все по поводу главного пункта лекции Кургиняна – первой части «Мистерии падения» или продажи «первородства». Нельзя продать то, что, во-первых, никто не купит, а, во-вторых, чего не существует в природе.

Вслед за этой частью лекции, где еще можно найти попытки рационального объяснения событий последних лет и хоть как-то вникнуть в авторскую философию истории, следует вторая, где преобладают голые эмоции и подробное описание «наказания» народа за «первородный» грех. Лекция вступает в апогей своей демагогической составляющей. Приемы, отработанные десятки раз во время участия в передачах типа «К барьеру», когда псевдо-патриот заведомо выигрывает у либерала. Популизм изобретен не вчера.

Вторая часть «мистерии падения» народа, по Кургиняну, заключается в том что он повелся на предложение элиты вместо коммунизма строить капитализм. Суть демагогии автора в том, что он, подобно наперсточнику, постоянно меняет местами элиту и народ. Вот он говорит: «Элита дала санкцию на ускоренное строительство криминального капитализма» и тут же «этот худший путь был ВЫБРАН ГРАЖДАНАМИ». Как будто в России народ когда-нибудь что-нибудь выбирал! С горечью аналитик констатирует, что народ в результате шоковой терапии и приватизации ничего не получил. Очень тонкое наблюдение! Критикой социально-политических практик так называемых либералов с середины 1990-х занимаются все кому не лень, вплоть до ненавистных Кургиняну западных исследователей и публицистов. И далее: «и люди это (обман элиты) постепенно осознают». Это сказано в нынешнем 2011 году! То есть еще не осознали, но есть надежда…

Претенциозная трактовка Кургиняном реалий пост-советской действительности, претендующая на новое слово, на самом деле - перепев на новый лад двух старых теорий – теории заговора и теории третьего пути. Последняя уходит корнями во времена провозглашения Москвы Третьим Римом, России правоприемником Византии и т.д. Россия – не просто страна, а земля, указывающая всем другим народам «духовный» путь развития. Народ русский, перефразируя Евтушенко, больше чем народ, мессия, спаситель человечества. Обо все этом Кургинян не говорит, но именно это вкладывается им в понятие «первородства».

О том, что с распадом СССР и отказом от идей коммунизма народ, населяющий нынешнюю Россию, потерял свою идентичность, говорят уже много лет и у нас и на Западе. Поиском национальной идеи заняты все кому не лень. Одни за сближение с Западом, но уже без романтических ожиданий, другие за евразийский путь. Сам много лет занимаясь вопросами идентичности, слушая эту лекцию, я поймал себя на крамольной мысли – а можно ли ее действительно сконструировать? Придумать эту самую национальную идею и воплотить ее в жизнь. Какова национальная идея у финнов и прочих шведов? Пойдите и спросите у них. Интересно, что они ответят. До тех пор, пока Россия идет по пресловутому мессианскому третьему пути, деревни наши будут стоять разоренными, а те, кто не сумел стать, скажем, прокурором в московской области, будет жить в нищете. Поэтому стоит подумать – нужно ли идти по совету разных самозваных экспертов спасать мир, или спасти для начала хотя бы свою страну. Сделать это можно только одним способом – не следить за руками наперсточников от политологии, а закатать рукава на своих.

          
      


Рецензии
Большое спасибо за содержательную статью. Всегда поражало, как нынешние идеологи из национал-коммунистов бессовестно манипулируют сознанием молодежи. А об еще одном истеричном "мессии" Проханове рассказать не хотите?
С уважением

Дмитрий Александрович   19.05.2011 03:25     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Дмитрий! Приятно узнать мнение единомышленника. На Проханова у меня почему-то такой реакции нет, хотя вы, конечно, правы: это одного поля ягодки. Проханов мне кажется на экране всегда каким-то жалким. А вот когда вижу героя моего эссе с сытой самоуверенностью "защищающего" "оголодавший" народ, меня начинает трясти

Александр Изотов   05.06.2011 18:02   Заявить о нарушении
Еще, Дмитрий, важное замечание. Мне кажется, что Проханов искренне заблуждается, а Кургинян просто дурит людям мозги и делает на этой демагогии свой маленький бизнес

Александр Изотов   07.06.2011 11:09   Заявить о нарушении