О духовности и нравственности

                Свинья под Дубом вековым
                Наелась желудей досыта, до отвала…
                И.А. Крылов

        В чем видятся основные различия между духовностью и нравственностью?
        Духовность «привязана» к Истине, величине неизменной. Нравственность  же – ко времени и обществу: «О времена, о нравы…» Даже так называемые гуманистические ценности иногда в корне противоречат тому, к чему призывает, в частности, Церковь.
        Почему Церковь права? Опыт Церкви зиждется не на опыте наций, времен и поколений, а в первую очередь на откровении Абсолюта (Бога), стоящего вне времени и пространства. Нравственность связана с категорией морали. Духовность же отображает исключительно отношения человека с Богом. Бог есть Истина, а не мораль.
        Внешнее проявление духовности образует нравственное поведение. Нравственность может быть «кожей» духовности. При этом существует немало людей, у которых эта самая кожа есть, а духовности нет. Вот почему у людей духовно крепких эта кожа остается невредимой в любой ситуации, а у бездуховного моралиста рвется, если ее хорошенько «потянуть».
        В чем может наглядно выражаться бездуховность нравственного человека? Вот человек нравственный, подавая милостыню, будет укрепляться в мысли о том, что он хороший, и чем больше хороших поступков сделает, тем крепче в той мысли утвердится. А человек духовный, напротив, чем совершенней становится, тем все более изъянов находит в себе и, сделав доброе, скажет: «Только что подал Господь совершить благое, и уже гордыня поразила мне сердце». Редко нам  удается совершить благой поступок, который не был бы перечеркнут дурной мыслью. Вот они, добродетели... Их как грехи свои оплакивали подвижники и достоинствами видят моралисты. Воистину благими намерениями вымощена дорога в ад!
        Всякая добродетель есть троянский конь. Мало получить этого коня в подарок, удержим дверцы его чрева, чтобы добродетель не обернулась для нас нашествием врагов. Удерживаются враги смирением.
        Вместе с тем внешнее вообще не свойственно духовности, поэтому на примерах невозможно будет раскрыть её сущность. По определению мы опять упремся во внешнее  – «кожу». Это то же самое, что и в познании Бога: Господа нельзя познать иначе, как только быть сопричастным Ему.
        Вот эта сопричастность Богу и есть духовность.
        Человечество, доедая последние плоды духовности, подрывает досужей моралью корни ее и даже не видит этого.

Сайт А. Миронова: http://artmiro.ru 


Рецензии