Т. Елизарова. Черешневый сезон. Пьеса в 2-х действ

Т.Елизарова.

ЧЕРЕШНЕВЫЙ СЕЗОН.

Пьеса в 2-х действиях

Тирасполь 2010 г., ноябрь.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Елена Заславская – молодая женщина 25 лет.

Олег Шулыгин – ее брат, доброволец Приднестровской гвардии, 32 лет.

Влад Заславский – ее муж, инженер, призванный резервистом в ряды 14-ой Российской армии, 32 лет.

Александр Вознесенский -  доброволец Приднестровской гвардии, 32 лет.

Александр Лебедь – генерал-майор, командующий 14-ой Российской армии, 43 лет.

Ольга – беженка из Бендер, 29 лет.

Люда – ее дочь, 9 лет.

Добровольцы Приднестровской гвардии:
Сергей Головлев
 Анатолий Георгиу
 Сеня Мильман
 Виктор Каранжи
 Водитель БТР

Члены Генштаба 14-ой Российской армии:
Первый офицер
Второй офицер
Третий офицер
Четвертый офицер
Дежурный офицер

Цыган – житель Приднестровья, 33 лет.

Женщина – мать погибшего выпускника Бендерской школы.

Родственники погибших мирных граждан Бендер.

Женщины – беженки из Бендер.

Отряд Молдавской полиции и волонтеров.

Действие происходит в Тирасполе и Бендерах с 19 по 21 июня 1992 года.
 


Действие первое

 Просторный уютный дом, из окон одной из комнат открывается красивый вид на центральный городской собор с золотыми куполами. Можно зайти в дом прямо с улицы, поднявшись по ступенькам парадного крыльца.

 И есть еще один вход – сначала надо войти в узкую калитку и миновать высокую стену, промелькнуть вдоль окна и постучать в красную дверь, с  удобной длинной ручкой. Дом-красавец, так и притягивает к себе взгляды, а если из знакомых кто мимо идет – так и манит зайти, передохнуть и чаю выпить...

 Но сегодня на улице – ни одного прохожего, город как вымер, кто мог куда-нибудь уехать, сделал это еще в январе, как только стало понятно, что грядет война. 1992 год.

 Прекрасный июньский день, почти самый длинный день в году – 19 июня. В окна внутренних комнаток тянут ветки спелые черешни – одна черешня красная, другая белая – и никак не решишь какая вкуснее.

 В спорах быстро обрывались ягоды – лучшие шли в рот, а потом проводилась церемония приготовления варенья. Эх-эх были времена. А сейчас черешня стоит с полными ветвями ягод, не до нее, хотя это самый ее день – день сбора урожая.

Сцена первая.  В доме у Заславских.

В комнату входит Елена, она только что пришла с улицы, в руках у нее большая сетка-авоська, и в ней сорок тысяч рублей старыми советскими рублями, в каждой пачке сотня по рублю.

Она вешает сумку на одну из рожков старой вешалки, похожей на оленя.

В углу  стоит большой напольный глобус.

За окном слышаться сухие щелчки автоматной очереди.

Раздается телефонный звонок. Елена берет трубку.

Елена. Привет, дорогая. Ну, я тебя поздравляю. Нет, чтобы сейчас ни происходило, а самое
важное, что сегодня у тебя выпускной. Школа позади, а впереди – целая жизнь. Поэтому, веселись всю ночь от души, а утром по нашей традиции – на берег Днестра – встречать рассвет. И пусть он будет прекрасен, как вся твоя будущая жизнь…

Стук в дверь.

Погоди, ко мне пришли, потом договорим. Целую.  Всего тебе хорошего. Завтра созвонимся, расскажешь все подробности.

Открывает дверь, входит Александр в военной форме приднестровской армии.

Александр. Привет, Ленок. (Целует руку.) Как ты? Где Влад? Почему ты не уехала?

Елена. Владу сегодня утром повестку принесли в Российскую армию. Я все жду его. Без него я никуда не поеду. (Привычно и ловко накрывает стол). Давай, приводи себя в порядок – и к столу.

Александр. (Протягивает сверток). Нам пайки выдают, но перерыв на обед не объявляют. (Смеется).

Елена. А почему ты один? Где Олег?

Александр. Он обходит посты – в Бендерах сегодня неспокойно.  Ну, конечно, ничего
особенного – просто сегодня выпускные вечера у школьников.

Открывается дверь, входит Олег, в форме, с автоматом.

Елена. Ну, наконец-то. А я места не нахожу от волнения – третьи сутки тебя нет.

Олег. Зато проделана бо-ольшая работа – смотри – мы теперь вооружены! (Ставит автомат в углу у вешалки).

Дверь открывается, входит Влад, он в форме российской армии. Целует Елену. За руку здоровается с Александром, возле Олега останавливается, задерживает руку, хочет что-то сказать, но смотрит на Елену и останавливается.

Олег. Ну, милый брат, ну, не серчай. Ты сам понимаешь, что так лучше, другого выхода сейчас нет. (Влечет всех к столу, наливает по рюмке. Все рассаживаются за столом). Елена будь хозяйкой. 

Елена.  (Внимательно смотрит на обоих). А что произошло? Российская армия дала разрешение? Вам выдали оружие?  Россия нас поддержит?

Олег. Нет, дорогая сестричка. Россия держит нейтралитет. Сегодня днем наши  с Юрием  взяли российский склад с оружием в Парканах.

Влад.  Понимаешь, Олег, лучше бы вы немного подождали. Ты ведь многого не знаешь.

Олег. Скажите, пожалуйста. Это ты, к сожалению, не знаешь. Ты знаешь, как называются те, которые не могут защитить себя?

Влад. Подожди, а переговорный процесс – это разве не защита? Россия не прекращает переговорный процесс. Она  должна  получить права гаранта по обеспечению мира в нашем регионе, все должно быть законно.

Олег. Хорошо, а пока пусть гибнут люди? Молдавская сторона  слышать даже не хочет о том, чтобы Россия получила права гаранта по обеспечению мира в нашем регионе. Европа и Америка ее поддерживают, потому что им выгодно видеть Россию слабой.  А в Приднестровье пусть гибнут люди – простые мирные жители. Кто их защитит?

Влад. Ну, тогда, слушайте. Это секрет чрезвычайной важности.  (Делает знак руками, привлекая всех к себе и понижая голос).

Олег. Ну не томи, особа, приближенная к императору.

Влад. Да, представьте себе, сегодня я был допущен к святая святых российских войск  – в Генштаб 14 армии. И там я увидел – кого бы вы думали? (Выжидает паузу, победно смотрит на всех).

Александр. Неужели…? (делает неопределенные жесты руками и мимикой, пытаясь изобразить кого-то, по-видимому, ужасно яркого и выразительного по своей воинственности и брутальности). Неужели самого?...

Олег (явно задет вызванным интересом к секрету Влада) Да, что там – секрет. Секрет Полишинеля. Я знал, давно слухи ходят.

Елена. Подождите, подождите, я ничего не поняла. О ком вы говорите? Ведь единственная личность, которая известна тем, что имеет непререкаемый авторитет и симпатии всей России – это… Да нет, я даже не могу произнести это имя… Ельцин на это не пойдет, нет….

Влад. Да, дорогая, да. Пойдет, уже пошел. Именно так, здесь Александр Лебедь.

Александр. Все же – Лебедь… Лебедь в Тирасполе.

Олег. Да я знал, все уже говорили…

Елена. Значит - Лебедь. Ну, слава Богу, значит, скоро все решится, все кончится. Человек, остановивший войну на Кавказе… потом путч в Москве… это многое значит.

Влад. Поэтому, понимаешь, Олег, не надо было брать оружие на складе. Оно сейчас будет всплывать повсюду.

Олег. Хороший ты человек, Влад. Но наивный. И вообще оптимист. Не по времени это сейчас. Ну, представь себе, сколько времени надо, чтобы Лебедь в курс дела вошел, ракетные установки завел. Их же пока вывести надо, разместиться где-то в определенной точке, специалистов по ракетам найти….

Влад. Вот это как раз и делается. Это моя военная специальность. Мне как раз и поручено подготовить все позиции. Вы знаете,  какие сейчас возможности по наведению ракетного удара? Вот так обводим все жилые кварталы (показывает как на карте на столе) и бьем точно в цель по противнику.   А вы с этим складом драгоценное время отнимаете…

Елена. Дорогие друзья, у меня тост.

Александр. Все, ребята, кончай сыр-бор, слушаем тост. Говори, дорогая Елена, Елена ясная, Лена прекрасная.

Елена. Дорогие мои, я вас всех так люблю! Так люблю… И чувствую, что скоро все будет хорошо. Будет мир, покой и солнце. И море. Любимое Черное море. И мы поедем к морю. И я так, рада, что вы все нас защищаете. И будет одна большая страна, в которой мы все выросли. Россия нам поможет! Лебедь! Здесь Лебедь!  За Россию!

Александр. Пьем стоя. За Россию пьем стоя!  (Все встают, чокаются, обнимаются, как  на Новом годе. )

Все. Ура! Ура! За Россию! (Настенные старые часы, как будто бы в тон празднику, отбивают десять часов, звуком, похожим на куранты).

Елена. (Смотрит на часы). Всем приказываю располагаться на ночлег, сейчас постелю в гостевой всей честной компании. (Уходит во внутренние комнаты).

Олег. (Провожает взглядом Елену, убеждается, что она в дальней комнате). А вот сейчас, пока Елены нет, я тебе еще один секрет скажу, и поверьте мне, знаю я его доподлинно, из
самых достоверных источников.

(Старается приглушить голос, переходя на свистящий шепот).

Известно мне это так, как на ладони своей картину вижу – не позволят Лебедю вмешаться в конфликт. Россия на это не пойдет – в центре Европы артиллерией бить как в ясный день. У России сейчас свои интересы – ей дружить надо с Европой и Америкой, показать свою демократию, новую политику. А если она здесь засветится – ни за что потом не открестится под тем предлогом,  что она мирных жителей Приднестровья защищала. Вы поймите – вот мы воюем за независимость, за свой путь развития – казалось бы – демократия, благое дело, пусть бы отделялись и шли своим ходом. Ан нет!!! Говорю я вам, и повторяю трижды – нет, нет и нет!  Если Россия поддержит нас сегодня – завтра Чечня потребует независимости, потом Башкирия, Татарстан, крымские татары. Россия разорвется на тысячу клочков, в каждом со своим президентом. Да что Россия – Европа развалится – все потребуют передела границ – венгры – Трансильванию, сербы…. Ну, вы знаете сами все…  Поэтому -  в глазах всего мира – мы бандиты – так проще и спокойнее сохранить существующие границы. Никому нет и дела, что мы здесь гибнем.
И еще один секрет я вам открою. Доподлинно мне известно, что сегодня нападут на Бендеры.

Александр. Ну, нет, Олег, здесь ты перегнул палку. По поводу передела границ и все такое прочее… то, что ты до этого говорил –  я могу с тобой согласиться, это все логично, и к гадалке не ходи. Но сюда сунуться – под самый нос к нам, они не посмеют. Это они в Кочиерах и в Кошнице смелые.

Влад. Дело даже не в этом. Вот  смотрите сюда  (расправляет салфетку и как на карте рисует на ней). Вот – это мы, Приднестровье – вот так. Ведь мы не просто левобережная сторона вдоль Днестра. Некоторые объекты захотели к нам присоединиться и с правой стороны Днестра – поэтому мы Приднестровье. О чем это говорит? Да о том, что весь промышленный комплекс – у нас. Вот смотрите – здесь у нас две гидроэлектростанции – Днестровская и Дубоссарская, ну и прочая инфраструктура – заводы, фабрики… Мы лакомый кусок для Молдовы. Но откусить его сразу весь целиком ей не по силам. Но на половину – к примеру, от Дубоссар до Рыбницы, она вполне даже надеется, уступив нам при этом часть от Днестровска до Бендер.   

Александр. Так точно, командир.  К Бендерам подойти они не посмеют. И потом – откуда у них вооружение? Для такого серьезного нападения как на Бендеры танки нужны, бронемашины, техника всякая наступательная.
 
Олег. Все у них уже есть – и бронетранспортеры и даже самолеты. Вот сам и подумай – хоть молдаване по природе своей не бойцы, трусы, прямо так скажем. Им же всю их историю ближе было мирное земледелие или строительство – вот тут они молодцы.
Так вот, подумай, говорю тебе еще раз, подумай -  и ответь – если у них есть оружие, которого до этого никогда не было – все что было советское – по закону должно было отойти России – только она правопреемница бывшего Союза.
И если сейчас Молдова полностью вооружена, есть регулярная армия и есть наемники – значит, кто-то все это оплачивает. Все это под контролем лиц, которые на этом та-а-акие сейчас деньги делают. А мы просто разменная монета и наши жизни ничего стоят.
И потому только мы сами о себе и должны позаботиться, и держать оружие в руках, чтобы дом свой охранять, женщин и детей защитить. Ведь это не мы, а они к нам в дом сейчас идут. Влад, пока переговоры пройдут, столько крови прольется… и я не хочу, чтобы это была кровь моих близких…

Александр. Нет, мы не разменная монета. Мы как раз очень и очень ценная монета, которую терять никому не хочется. Мы лакомый кусок, повторю я вам вслед за Владом. И не только для Молдовы – для всех. Больше скажу, если в Европе и будет рассматриваться когда-либо вопрос сотрудничестве с Молдовой, то только с нами и никак иначе.


Влад. Тише, Елена, возвращается. (Елена входит.)

Олег (подходит к стене, снимает гитару, перебирает струны – несколько знакомых аккордов из песен Высоцкого.  Первый куплет почти проговаривает, пробуя голос,
затем начинает петь):

Капитана в тот день назвали на ты.
Шкипер с юнгой сравнялись в талантах.
Распрямляя хребты и срывая бинты,
Бесновались матросы на вантах...Не могу… не могу...  ребят с той стороны понять… Почему…почему они смогли…

Влад. Спокойно, Олег.  Это всего пять процентов.
 
Олег.  Сердцем не могу понять... Почему? За что?  Как они могли…

Как же так! Я – ваш брат!
Я ушел от беды!
Разомкните ряды,
Все же мы - корабли,-
Всем нам хватит воды,
Всем нам хватит земли,
Этой обетованной, желанной -
И колумбовой, и магелланной!

Елена. Ну, спать-спать. По палатам! Пионерам, октябрятам! Труба, то есть, гитара, отбой!
(Елена подходит к окну, открывает створки, смотрит на улицу. Ветер тихо колышет шторы. Елена вдыхает с наслаждением аромат летней ночи. Доносятся звуки музыки – звучит школьный вальс. Мужчины стоят рядом с ней, вглядываются в темноту).
Школьники празднуют выпускной бал. Все как всегда. Вот и мы когда-то вылетели из родного гнезда. Жизнь продолжается. Нет, в такую ночь ничего плохого случиться не может. Лебедь в городе, лебедь – это звучит хорошо. Когда-то аист спас Молдавию. Вы помните эту красивую легенду? - 
(звучит народная молдавская музыка – най – «Песнь одинокого пастуха»)
 – «Однажды много лет назад на мирное население в  Бендерах напали турки. Они закрыли людей  во дворе крепости, и оставили  без еды, воды и крова над головой. Днем они изнемогали от знойного солнца и негде было  укрыться от палящих лучей. И вдруг в небе появился аист. В клюве он нес гроздь винограда. Пролетая над измученными людьми, он бросил им гроздь винограда….»
(Музыка постепенно затихает).   
И теперь все будет хорошо. Лебедь -  птица  благородная, он нас защитит. Всем спать, я валюсь с ног от усталости, да и вы не лучше выглядите. Утро вечера мудренее. Завтра будет новый день, и мы увидим, как дальше жить.
 
 (Мужчины уходят. Елена раздевается, разбирает постель, ложится. Возвращается Влад, тихо стоит в дверях, с нежностью смотрит на Елену. Доносится  молдавская музыка. Затемнение.)

За окном ночь. Красные всполохи огня разрезают темноту,  дом содрогается от взрыва, за ним второй, затем чередой взрывы. Небо окрашивается огнем. Через динамик слышится голос диктора: «Враг прорвал оборону защитников Приднестровья в районе Бендер. Бои идут за переправу через мост в Тирасполь. Мужчинам с воинскими специальностями – водители и танкисты – просьба срочно прибыть на призывной пункт на выезде из города Тирасполя. Повторяю….».    Елена вскакивает, накидывает халат. В комнату врывается Александр. Он и  Влад  на ходу застегивают гимнастерки. За ними выходит Олег, он полностью одет, подходит к вешалке, берет автомат.

Олег (наскоро обнимает Елену). Береги себя, сестренка. Скоро все кончится.(Подходит к Владу, жмет ему руку.) Увидимся после боя. Сбор, как всегда, здесь, в доме. Александр, идем. (Быстро поворачивается и уходит.)


Александр. Елена, до скорого… Влад, не задерживайся. (Уходит вслед за Олегом).

Мимо окна летят трассирующие пули.

Влад. (Целует Елену). Все будет хорошо, Лена. Постарайся уехать сегодня же из Тирасполя.

(Поворачивается, выходит на улицу и уходит в противоположную строну, в направлении расположения Генштаба 14-ой Российской армии).

На улице не прекращающаяся канонада взрывов.

Елена (одна) Ну вот, все ушли. О, Боже мой, помоги и сохрани…
(закрывает окна, ставни, дверь. Разрывы снарядов все ближе и ближе. Затемнение.)


Рецензии
Пьеса вполне читабельна и, вероятно, смотрибельна: т.е. сценична. О трагедии писать трудно, но вам удалось в тексте сохранить авторское хладнокровие. И поэтому пьесу читаешь, как документ действитеотьных событий. Если бы все драматурги шли от факта и не затушовывали бы его выдумкой было бы лучше. Спасибо, жаль, что пьеса пока не взята к постановке ни одним российским театром - этот спектакль нужен россиянам

Денис Маркелов   12.06.2011 11:07     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отклик. Я посмотрела перечень Ваших произведений и обязательно все перечитаю - по названиям видна тема и она очень важна для меня. Я также сделала несколько поправок в пьесе и скоро внесу их в сайт, так как понимаю, что нужен баланс документальног и вымысла, без которого нельзя было обойтись.Очень надеюсь, что любимой России я передам нашу веру в нее и низкий поклон нашей благодарности великой стране героев. С уважением, Татьяна.

Татьяна Елизарова   13.06.2011 00:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.