Пьер-Огюст Ренуар

РЕНУАР (Renoir) Пьер Огюст (25.2. 1841, Лимож, - 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма.

С 1845 жил в Париже. С 1854 расписывал изделия из фарфора, шторы и веера. В 1862-64 учился в Школе изящных искусств и в мастерской Ш. Глейра, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем.

В ранних работах Ренуара с их плотным письмом и чёткой очерченностью форм заметно влияние Г. Курбе и Э. Мане (портрет четы Сислей, 1868, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).
Семья Клода Моне в саду. Ренуар и Мане
Улекса фон Лу
Вместе портреты семьи написали.
Сад Живерни, где Моне сам работал.
Клод здесь с любовью цветы поливает.
Жан и Камилла сидят беззаботно.

Зелень травы столь густа изумрудно
Пишет Мане -вот подстрижен, ухожен
Ровный газон - для художника чудо,
бархатной ложе в театре подобен.

У Ренуара - плывет безмятежность,
курочка Ряба цветиста и веер,
шляпка с цветами - сиянье и нежность
чувства Камиллы,и ласковый ветер.

Сад в Живерни, и семья отдыхает,
только художник- садовник в работе
пишут картины Мане с Ренуаром,
дремлет природа, мудра беззаботно.

На рубеже 1860-70-х гг. Ренуар переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-воздушную среду ("Купание на Сене", 1869, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок - вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещённых зон ("Ложа", 1874, Ин-т Курто, Лондон).
Люксембургский Сад Ренуара
Улекса фон Лу
                Над пустотой точка
                Кружочек среди марева муарового
                Девочка
                Рыжая дочка
                Что за печаль Ренуарова?
                Михаил Порядин
                http://www.stihi.ru/2011/02/26/2473

В обруче мира мало - сжался над пустотой,
капля - от жизни усталость - токовой густотой
длин линии жизни - взрослая суета,
девочке ты сюрпризы даришь, их пустота.
Время остановилось каплей стеклянной в круг,
гнездами света свилось, сыплет песок твой друг.
Дети - золото, радость, aurum наших времен,
и не дают нам падать в поиске тронов, корон!
Сад Люксембургский - судьбы, игры, виток кольца.
Спорят, смеются, судят. Детство стучит в сердцах.

Огюст Ренуар, "Люксембургский Сад".

В отличие от большинства импрессионистов, Ренуара (как и Э. Дега) интересует прежде всего индивидуальность человека - в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели (портрет В. Шоке, 1876, частное собрание, США), выявляет эмоциональность артистической натуры (этюд к портрету актрисы Ж. Самари, 1877, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва) и непосредственность юного характера ("Мадмуазель Гримпель с голубой лентой", 1880, частное собрание, Париж).
Гребец из Шату Ренуара
Улекса фон Лу
Тревожный денек, и река в крупной ряби,
не спит городок, белый парус, кораблик,
и лодки скользят, ускоряясь с теченьем,
гребец из Шату вызывает сомненье?

Уж больно пригож, отвернулась в тень дама,
картинно хорош, не сорвет ли программу
прогулки простой, разговор задушевный?
Стоит господин, размышляя чуть нервно.

А лодки скользят, и в волнении чувства
сквозь мысль "ну и пусть!", и ни грамма нет грусти!
Скорей по воде! в путь! Послушать плеск, ропот
речных волн... к беде? "К счастью!"- трав слышен шопот.

Огюст Ренуар "Гребец из Шату"
И в портретах и в жанровых композициях Ренуар стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни - балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей ("Мулен де ла Галет", 1876, Музей импрессионизма, Париж), сцены безмятежного отдыха ("После обеда", 1879). Однако эпизоды, кажущиеся выхваченными Ренуаром из потока жизни, фрагментарными, по сути лишены эффекта мимолётного события, как бы замедлены, продлены во времени, всегда композиционно уравновешены.
Танец в Буживале Ренуара
Улекса фон Лу
Ветер зеленый, деревья в волненьи,
а в Буживале сегодня веселье!
Шутят, смеются, полпинтами- пиво,
дама за столиком очень красива,
но она рама - переднего плана:
в белом и красном летящая дама -
Красная шляпка! Как дама прекрасна,
белого платьица пышный бутон!
А кавалер смотрит ей прямо в глазки,
видно, смущает ее сильно он,
ей очарован и очень влюблен,
в танце на празднике раскрепощен,
бережно даму-цветок он ведет,
кажется, будто бы сам он поет!
А незнакомка, тонка и мила,
кажется, ветром зеленым хмельна,
женщина - ангел и море волнения,
очарование, взглядов пленение!

Картина - Огюст Ренуар. Танец в Буживале.1883

Особым обаянием проникнуты женские образы Ренуара; различные по внутренней характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи ("Зонтики", 1879, Нац. гал., Лондон; "Девушки в чёрном", 1883, Музей изобразительных иск-в им. А.С. Пушкина).
Огюст Ренуар. Зонтики
Улекса фон Лу
Зонтики, темное небо и зелень,
взгляд милой девушки проникновенный,
шелка шуршанье, рисунок напевен,
волнами льется прохожих движенье,

ультрамарин густ и зелень прохладна,
девочка в кружеве держит катало,
как молодой человек, почти мальчик,
с нежной надеждой на девушку смотрит!
Или же в чувственном взгляде чувств алчность?
Взгляд умоляющий в темном потоке
и бледный лик, и сияние черных
глаз, этот взгляд просто незабываем,
просьба, испуг, умиление, гордость,
все в нем - бездонность скрываемой тайны!

Шелест и музыка речи в движеньи,
складки на юбках и зонтики - волны
моря эмоций и чувства течений,
и вот-вот выглянет весело солнце.

Современный тип женской красоты Ренуар утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканности карнации (построенной на сочетании основного золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке нагого тела ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина, Москва).

С 1880-х гг. Ренуар всё более тяготеет к классической ясности образов (в 1881-82 он посещает Италию), в его живописи нарастают черты декоративизма, формы ограничиваются контуром, моделировка объёмов становится жёсткой, в колорите преобладают оранжево-розовые тона.
Хризантемы Огюста Ренуара
Улекса фон Лу
Хризантемы!.. "Хризос" - злато,
перья, зонтики, корзины,
переливы - перекаты,
пенья взлет из рам теснины.

Алый и краплак, и желтый
льются в вальсах, польках, жигах,
Ризы лета, страсти вольты,
напряженье фразы в лиге,

затихающей в пиано,
а палитра рвется в страсти!
откровенье без обмана,
хризантемы - примы красок!

Картина "Хризантемы" Огюста Ренуара
Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Ренуара. Скульптурные работы Ренуара (гл. обр. нач. 1900-х гг.) стилистически сближаются с произведениями А. Майоля ("Венера", бронза, 1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).
Анемоны Ренуара
Улекса фон Лу
Анемоны - нежность формы,
яркость лепестков и листьев,
вы на верность заговоры,
символ жизни дружной, чистой.

И керамика кувшина
подражает формам вашим,
львицы, лица и мальвины,
что милее вас и краше?

Написал художник сочно
буйство цвета анемонов,
блеск небрежности - неточность
очертаний пышной формы.

И букет сияет чувством
яркой жизни и простора,
нет - унынию и грусти,
жизнь - прекраснейшая форма!

Огюст Ренуар. "Анемоны"

Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуара оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства 20 в.

Использованы материалы сайта - http://bibliotekar.ru/Krenuar/


Рецензии