Загадки Сейдозера и Ловозерского горного массива

О загадочности Сейдозера мы узнали из книг покойного ныне Валерия Никитовича Демина. Далеко не все из описываемого им показалось достоверным. Но долг исследователя – как не принимать все на веру, так и не отметать все a priori. желание увидеть все своими глазами и попытаться вникнуть в происходящие явления и привело нас в эти места. Первые наши маршруты проходили в стороне от тех мест, где работала экспедиция В.Н. Демина «Гиперборея»: хотели на первых порах избежать предвзятости. В район горы Нинчурт мы пришли только в июне 2007 года. Сразу отмечу такой нюанс: большинство загадочных явлений, происходящих в этом районе, выявляются при сопоставлении наблюдений, разнесенных по времени. Для того, чтобы постичь необычность этих мест, надо ходить здесь регулярно и по продуманным маршрутам. Еще одно замечание: для упертых до абсурда скептиков. В наших походах-экспедициях установлен раз и навсегда абсолютный сухой закон. То есть, мы не только не пьем, но даже не берем с собой спиртное. Поэтому объяснить виденное нами, тем, что «накануне напились, вот и мерещиться» не годятся. Загадочные явления, связанные с Сейдозером и Ловозерским горным массивом я буду излагать в последовательности их проявления.
1. В мае 2004 года мы с Олей направились к Светлому озеру. На походе к нему, пройдя древнее святилище (предположение), мы натолкнулись на явление, озадачившее нас. На всем предыдущем участке мы шли березовым мелколесьем, где не было или почти не было лежащих стволов мертвых деревьев. Метрах в 50-70 от «святилища» мы увидели такое скопление высохших стволов, что первое впечатление было: вот оно, кладбище деревьев, вот куда они уходят умирать. В июле 2005 года в этот район я и Катя Гринько вышли во время радиалки. Установили, что это явление не единично: широкие полосы чистого, т.е., свободного от мертвых стволов, леса чередуются с узкими не более 50 метров шириной полосами залежей мертвых стволов. В июне 2007 года мы наблюдали такое же явление в долине ручья Чивруай. Сущность этого явления непонятна. Может, заинтересуются почвоведы, дендрологи, фитопатологии?
2. Тот же поход (май 2004 года). Поднявшись по крутому западному склону Светлого озера, мы остановились на ночлег среди нагромождения камней. Место было одновременно и мрачноватым, и завораживающим. В июле следующего, 2005 года мы пришли сюда довольно-таки большим отрядом. Заворожившее нас место мы нашли и узнали с большим трудом: там, где в прошлом году были одни камни, росли березы высотой около 1 метра (для севера это весьма приличная высота дерева).
Обратная последовательность наблюдения была бы легко объяснима: обвалы в этих местах не редки, часть склона с березами обвалилась, сползла вниз, вновь обнажив камни. Но мы же наблюдали именно такую последовательность изменений: там, где в мае 2004 года были одни камни, чуть более года спустя росли взрослые березы.
3. Двенадцатого августа 2004 года, переправившись накануне на левый берег реки Эльморайок, мы устроили дневку. Лагерь был разбит неподалеку от тропы. Несколько выше лагеря тропа раздваивалась: более уверенная уходила вправо несколько назад, менее уверенная шла вдоль берега реки вверх. Группа разделилась: я отправился по тропе, проходящей вдоль берега, с тем, чтобы проверить выход на перевал, а оставшиеся свернули на вторую тропу, просто побродить.
Я шел легко с плавным подъемом. Отметил выход в долину ущелья Чинглусуая. Спустя минут 40 от тропы вправо отошла еще менее уверенная. Затем река скрылась под каменной осыпью, долина начала сужаться. Вскоре я дошел до верхнего конца долины. Параллельно левому орографическому обрывистому склону шла невысокая, поросшая березняком гряда, слева открывался вход в узкое ущелье, из которого вырывалась река, скрывавшаяся вскоре под каменной осыпью. Между входом в ущелье продолговатой в плане грядой располагалась еще одна возвышенность, почти круглая в плане, по склонам которой также росли редкие березы. Между продолговатой грядой и левым орографическим обрывистым склоном тек небольшой ручей, бравший начало у самого верха обрыва и стремительно стекавший в долину. Я начал подниматься вдоль ручья более из спортивного, чем осмысленного интереса: сразу было ясно, что с рюкзаками здесь не подняться. Подняться удалось метров на 20-30 по высоте. Спустившись, я прошел к входу в ущелье. Ущелье с самого своего начала было узким, водный поток низвергался в долину красивым каскадом. Поскольку ущелье вело не на север, а на запад, я предположил, что этот водный поток – ручей Тулбнюнуай и стал подниматься по склону, постепенно смещаясь назад, параллельно оси ущелья. Над самим ручьем подъем был сложным. После выхода на замыкавший долину склон, идти стало легче. По склону стекал еще один ручей. Наверху склон завершался поясом скальных обнажений, переходивший затем в скалы над левым орографическим склоном ущелья. Поднявшись до пояса скальных обнажений, я без особых проблем преодолел и его. Передо мной расстилалось плавно поднимающееся к северу плато. Я спустился вниз и вернулся в лагерь.
Мои товарищи, отправившиеся по более уверенной тропе, около часа шли в общем направлении на юго-восток. Встретили группу туристов, только накануне начавших свой поход по этим местам. Они на все лады ругали карты этих мест: мол, там, где показана река, ее нет, а где реки быть не должно, их аж пять. Вечером, выслушав своих спутников, я решил (как на следующий день выяснилось, ошибочно) идти не «моим» маршрутом, а по той тропе, которую немного исследовали мои товарищи. Приблизительно через три часа мы вышли на правый орографический берег достаточно широкой реки, переправились через нее вброд, затем, двигаясь в восточном направлении, пересекли полосу кустарниковых зарослей и вышли на правый же берег еще одной реки, уже, но глубже первой. Переправились через нее и пройдя через весьма сырой лес, мы вышли на сильно хоженую тропу. Эта тропа на всем своем протяжении не имела никакого сходства с той, по которой я ходил накануне. Тропа, следуя направлению долины, круто свернула влево. Вскоре долина превратилась в узкое ущелье. Место крутого поворота долины в западном направлении не имела ничего общего с тем местом, куда я вышел накануне: отсутствовали гряда и округлая в плане возвышенность, оба отмеченных мною ручья, долина не переходила в месте поворота в ущелье.
На основании наблюдений, сделанных за эти два дня, я предположил, что в картах имеется существенная неточность. А именно, пропущено ущелье, река Эльморайок образуется не слиянием ручьев Тулбнюнуай и Поденсуай, а имеет собственный исток, располагающийся между показанными на картах ручьями и протекающий по необозначенному на картах ущелью.
Исследованиями этих мест мы занимались в июне 2006 и в июне 2008 года. Установили, что в августе 2004 года мы выходили именно по ручью Тулбнюнуай, а идущего западнее ущелья, по которому я шел 12-го августа 2004 года не существует. Пейзаж, который я увидел, поднявшись по склону, принципиально отличает от перевала Эльморайок.
Было высказано предположение, что в августе 2004 года мы ошиблись, а потому либо остались в долине Мурнуая, либо попали в долину  Чинглусуая. Но тщательно обследование обеих долин доказало, что 12-го августа 2004 года я в тех местах не был. Более того, характер местности по левым орографическим берегам обоих ручьев не соответствует характеру местности, по которой мы шли 11 августа 2004 года от места переправы до места стоянки. Поэтому возникает и загадка переправ: через какие три водных потока кряду мы переправлялись, причем каждый раз с орографического правого берега на левый.
4. В июле 2005 года от Светлого озера мы пошли к Сейдозеру. Семнадцатого июля вышли к истокам ручья Куклухтнюнуай и остановились на дневку. В первую же ночь наблюдали непонятное явление природы.
Следует сказать, что обязательным правилом наших экспедиций являются ночные дежурства. Дежурим по очереди, сменяя друг друга. Первым, как всегда, дежурил я. Надо сказать, что июль – самый комариный месяц в Ловозерском горном массиве. После переправы через реку Светлая возникло ощущение, что комары преследуют нас. Во всяком случае, их было куда больше, чем на первом этапе нашего маршрута, когда шли от перевала Эльморайок до Озера Светлое выше зоны лесов.
Так вот, мое дежурство, сижу в накомарнике, вокруг вьется рой комаров. Больше всего их возле моего лица. Примерно через час после начала дежурства захотел курить. Но для исполнения этого желания надо снять накомарник, а сделать это никак не решусь. Встал и, чтобы отвлечься от мысли о куреве, прошел немного. Остановился чуть в стороне от лагеря. У западной оконечности озера формируется туман. Появился, легкий, чуть заметный западный ветерок: как мы успели убедиться за предшествующие дни, даже более сильный комаров ничуть не смущает. Вдруг замечаю: комаров впереди меня нет. Но жужжание слышно. Чуть оборачиваюсь. Все комары, выстроившись тупым клином, спрятались за моей спиной. Впечатление такое, будто впереди меня включился какой-то источник, и комары прячутся в моей тени от его излучения. После этого события комаров стало гораздо меньше.
5. Та же ночь. Следующей дежурит Катя Гринько. Утром рассказала, что туман постепенно заполнил западную часть озера, его верхний край поднялся выше уровня плато, и туман медленно пополз по плато в сторону лагеря. Подойдя почти вплотную к лагерю, стена тумана разомкнулась, и туман двумя струями стал обтекать лагерь почти по кругу. За лагерем стена тумана опять смыкалась. В первое время Катю охватил страх. Она даже хотела кого-нибудь разбудить. Но потихоньку успокоилась. К следующему дежурству весь туман сместился на восток.
Необходимое замечание. Мы находились выше уровня лесов. Для костра насобирали обломки каких-то ящиков, оставшихся, по всей видимости, от геологов. Топливо экономили. Туман, как я уже отметил, двигался с запада. Костер располагался в северо-восточной части свободного от тумана круга.
6. Июнь 2006 года. Мы с Олей уже знаем о саамской примете: если в июне идет снег, в горах гибнет четверка путников. Нас четверо: кроме меня и Оли в отряде Лена Тарасенко и Лиза Ефремова. В первый же день, 5-го июня на перевале нас настигла пурга. Мы с Олей молча переглядываемся.
Тринадцатого июня понимаем, что мы отрезаны половодьем, переправы и через Чинглусуай, и через Эльморайок невозможны. Решаем выходить на плато через Мурнуай и его безымянный левый приток. Вечером 15-го, когда мы находились на высоте приблизительно  600-650 метров от уровня моря (400-450 метров от уровня Сейдозера),  во время краткого привала наблюдал странное явление на самом озере: словно волны с силой накатывались с востока на западный берег озера, а потом стремительно откатывались назад. Погодные условия во время этого наблюдения: плотная средневысокая облачность (нижняя граница облаков не ниже 1200 метров), ветер в районе, откуда велось наблюдение, слабый, западного направления.
7. Несколько часов спустя. Ровно в полночь мы вышли на плато. После всех перипетий минувшего дня нам оставалось шестнадцать часов, чтобы дойти до рудника и успеть на поезд. Идти надо по плато, крутых подъемов по подвижным осыпям больше не будет. И вот здесь Оля ни с того, ни с сего фактически остановилась. Причем ей-то казалось, что она идет быстро, а мы вообще бежим, хотя темп движения и так уже был крайне медленным. На мое возмущение: «Оля, ты понимаешь, что творишь?!», она спокойно ответила: «Ничего страшного, не выйдем сегодня, может, выйдем завтра». Это было сказано таким спокойно-отрешенным голосом, что мне стало ясно: Оля уже осталась здесь. Потребовалось сделать остановку и минут пятнадцать спокойно с ней поговорить. Оля словно скинула с себя оцепенение, и мы зашагали в нормальном темпе. Позже Лена тоже призналась, что у нее вдруг пропали силы и желание идти. Но сумела-таки стиснуть зубы и одолеть искушение остаться.
8. Спустя еще приблизительно полчаса. Видимость хорошая. Беру ориентиры на запад: три четко фиксируемые скалы или крупные монолиты. Спустя несколько минут замечаю, что взятые мной ориентиры плавно смещаются вдоль горизонта по часовой стрелке, заманивая меня в тупик между Мурнуаем, Эльморайоком и Чинглусуаем. Беру другие ориентиры. Они тоже начинают плавно смещаться по часовой стрелке. Тогда, преодолевая желание забирать вправо, иду по возможности строго параллельно ущелью Чинглусуая. Спустя примерно полчаса Сейдозеро скрылось из глаз, и ориентиры тут же стали на свои места. Корректирую направление движения.
9. Июнь 2008 года. Самое, на данный момент, непонятное явление. Шестнадцатого июня утром переправились через Тулбнюнуай и пошли вверх по Чинглусуаю, присматривая место для переправы. После короткого совещания решили переправляться ночью, вскоре после полуночи, рассчитывая на снижение уровня воды. Найдя перспективное место для переправы, стали на краткий ночлег. После подъема я пошел к месту предполагаемой переправы с тем, чтобы наметить маршрут не по снежникам и установить на траверсе намеченного места ориентиры. Сложил 2 тура так, чтобы они были видны с любой точки на линии от берега до скалы, нашел приемлемый путь и вернулся в лагерь.
Переправится нам не удалось, и мы пошли дальше. Приблизительно через полчаса я остановил отряд и отправился на разведку. Пройдя немного по осыпям, я свернул к берегу и увидел на поляне Лешу Тимошина и Катю Константинову, которые вышли на нее вдоль берега. Окликнув Лешу, я сказал, чтобы они перебазировались на эту, более удобную поляну, и пошел дальше вдоль берега. Через некоторое время я влез в небольшую трясину, выделявшуюся ярко-зеленым пятном на общем пастельном фоне. Решив, что эта, хорошо заметная издали трясина будет мне надежным ориентиром, я обошел трясину стороной и пошел дальше.
В 5-05 утра или ночи – полярный день, как-никак – я, упершись в заболоченный ручей, решил возвращаться. Увидев приметную трясину, спустился вниз и пошел берегом. Идти было трудно, поскольку основную часть берега занимало березовое мелколесье в сочетании со снежником. Присматриваюсь к полянам и упирающимся в них снежникам: к «моей» должна вести цепочка следов, поскольку Леша и Катя выходили на поляну именно через снежник.
Поляны пустые, на снежниках следов нет. И вообще, местность плохо узнаваема. Постепенно приходит понимание: судя по дальнему фону, я уже прошел нужную мне поляну. но где ребята? И почему я до сих пор не вижу сложенные мною туры? Возникает вообще-то несвойственное мне чувство полного одиночества. В 7-10 усаживаюсь на камень: покурить и обдумать сложившееся положение. Постепенно местность становится более узнаваемой. Вот полоса мха, на которой мы разбивали последний лагерь. Странно, почему я ее не видел 5 минут назад. Обдумав ситуацию, прихожу к выводу: если случилось нечто, заставившее ребят срочно уйти, на месте последней стоянки они оставили мне записку. Дохожу до этого места. Тура с запиской нет. Тогда самое материалистическое объяснение сложившейся ситуации: на поляне ребят не было, я разговаривал не с Лешей, а с видением. Мои же товарищи до сих пор сидят там, где я остановил отряд. Непонятно, правда, куда делись выложенные мною туры. Поворачиваю назад. Вскоре вижу свои туры. И далее местность уже вполне узнаваема. К примеру, вижу следы на снежнике, которым мы шли от места неудавшейся переправы. Когда я шел вниз по ручью, этих следов не видел. Вот здесь Оля переобувалась, а вот здесь я остановил отряд. Ребят нет. Иду дальше, стараясь пошагово восстанавливать свой путь. Слышу голоса, явно меня ищут, зовут. Смотрю в строну голосов, но никого не вижу. Медленно иду в ту сторону, стараясь не потерять направление. Слышу звонкий Катин голос и почти тут же замечаю два цветных пятна на сером фоне камней. Через несколько секунд пятна трансформируются в Олю и Лешу.
После нескольких минут восклицаний и суматохи, Оля и Леша начинают рассказывать свои впечатления. Приблизительно в 7 часов, встревоженные моим долгим отсутствием, они пошли меня искать. Дошли до снежника и обошли его ближе к скале. Пошли дальше. Идти было легко, дорога словно плитами вымощена (удивляюсь про себя: это место как раз напротив трясины, идти было трудно, никаких ровных плит я не видел). Успокоились: вряд ли в таком месте со мной могло что-либо случиться. Прошли еще немного дальше и повернули назад. На подходе к стоянке увидели меня (я их не видел) и стали кричать и махать руками.
В тот день мы никуда уже не пошли. Когда же на следующий день шли путем, которым накануне прошел я и – отдельно – Оля и Леша, то я местность хорошо узнавал, а они ее не узнавали вовсе. Помимо плит, которых таки не оказалось, обнаружилось, что снежник начинается от самой стены и тянется до самого берега, обойти его невозможно. Но на снежнике нет следов, хотя Оля и Леша должны были пересекать его дважды.

На фотографиях: 1. Каменные пирамиды на Сенгисъявре. 2. Сейдозеро и скала Куйвы, священное место саамов. 3. Сейд над Светлым озером. Если стоять возле него молча, можно услышать, как он поет


Рецензии
Да, Александр, много интересного и таинственного в горах, в лесу. И таких мест в нашей стране много. Я большую часть своей жизни прожил на северо-западе Карелии. У нас там в районе п. Суккозеро тоже есть интересное и загадочное место - Смерть гора (Воттоваара).Смерть гора -это место гибели партизанской бригады Григорьева (описано в романе Гусарова "За чертой милосердия) И на этой же горе обнаружены сейды - саамские культовые сооружения. И ведь я, житель тех мест, так и побывал там.

Пётр Буракевич   29.02.2024 08:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Петр, за столь приятный отклик. Сообщение о горе Воттоваара очень интересно, но - увы - запоздало. Уже не могу ходить в горы. Возраст, 8-й десяток прошел до половины. С признательностью, Александр

Александр Егоровъ   14.03.2024 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.