Заметки о психологии. Социальные и не только игры

Основной адрес: http://freewebtime.blogspot.com/2011/02/blog-post_4482.html

Игра — вид непродуктивной деятельности, с действиями,
ограниченными правилами, которые направлены на создание,
развитие и поддержание процесса в заданных границах.
Википедия

В эпиграфе я привел определение Игры, данное в Википедии. Оно не совсем корректно: игра это очень продуктивная деятельность. Очень часто я слышал от психологов (часто псевдо-) и родителей примерно следующее: “Играя, дети часто моделируют реальность и таким образом приобретают некоторую матрицу опыта, на которую в будущем ляжет опыт реальный“. Они говорили это в оправдание детей, в чем ужасно неправы, но речь сейчас не о них. Вопрос в том, какой опыт считать реальным?

Лирическое отступление.
Эпизод 1. Выходим летним днем во двор, находим ближайшую компанию детей до пяти-шести лет, (внимание!) самостоятельно играющих в какую-то игру и незаметно для них наблюдаем. Во что они играют? Как правило, у них какие-то игрушки (и не думайте, что это машинки и куклы - это могут быть палки, листики, камни, кирпичи - все, что угодно. На этом уровне их мораль еще позволяет им легко оперировать образами, а не конкретными материальными предметами). Дети жестко определяют правила игры и неукоснительно им следуют. Забияками среди них считаются те, кто не принимает общие правила (причины их протеста - отдельный разговор, мы остановимся на нем в одной из следующих заметок). Все участники чувствуют себя дюже комфортно в условиях правил игры, если эти правила не нарушаются. Нет, правила могут меняться, но очень плавно - чтобы все участники могли их принять. По сути, эти правила являются отражением внутреннего мира всех участников игры. Пространство игры всегда четко ограничено и является одной из главных составляющих их “мира”. В том, что игра - это игра, то есть, “понарошку”, дети не сомневаются и этого не отрицают. В игре может быть много детей, по моим наблюдениям - от шести до пятнадцати. Это связано с тем, что суть правил для детей менее важна, чем само их наличие, следовательно, дети очень легко их принимают. А сама игра может переходить изо дня в день - то есть, сегодня разбежались, завтра собрались и продолжили. Их игровой мир очень крепкий, а сами дети, не торопясь, успевают изучить его досконально, познать всю гамму чувств и смыслов, существующих здесь.

Эпизод 2. Выходим таким же летним днем во двор, находим группу детей возрастом около десяти-тринадцати лет. Они играют в игры. Заметьте, не в игру, как их младшие собратья, а именно в игры. Это еще не компания в классическом понимании. Детей поубавилось - они теперь стали группироваться по интересам и авторитету. Тут уже есть разделение на девочек и мальчиков, дети уже взрослеют и сам этот факт является весомым аргументом в их руках в борьбе за социальное положение здесь. Игры разные - куклы, машинки, построение домиков из подручных средств... И интересно, что эти куклы, машинки - это образы людей и автомобилей. То есть, дети в этом возрасте не могут просто взять палку и сказать “Это мой самолет”, чтобы играть с самолетом ребенку нужен самолет. И чем больше он похож на настоящий, тем лучше. Естественно, не имея самолета, ребенок не попадает в группу детей с оными, его это сильно угнетет - его не принимают, да он и сам чувствует себя неполноценным. Завтра все будут играть с машинками, а у него будет самая “настоящая”, и он будет своим, но сегодня это трагедия масштабов Чернобыля. Те дети, что не успели выйти из раннего возраста и еще жестко ощущают потребность в старых долгих и образных играх, отказываются от своих желаний и бегут за всеми, теряя самих себя. Такому ребенку, порой, всю жизнь будут нужны кумиры, чтобы знать, куда идти - сам он не сможет выбирать себе путь. Второй вариант - это уйти из этих компаний и пойти к младшим детям. Если придет без амбиций - все почти станет на свои места. Особенно, если другие старшие товарищи будут глумиться - это заставит нашего не дозревшего до социальных игр малыша сильнее привязываться к своим младшим друзьям и ценить дружбу. Есть, конечно, другой вариант - если ребенок сломается. Тут вариант поведения очень незавидный: он будет чувствовать себя старшим и, соответственно, главным у малышей и попытается отыграться по взрослым правилам, то есть, потребуют внести социальную составляющую в игру совсем малышей. Чаще всего малыши его не поймут и уйдут играть в другое место. Обидно, что за редким исключением (замкнутые социальные группы) все дети в той или иной, а слишком часто в высокой степени попадают в подобные ситуации. И это их очень сильно ломает. Уводит с естественного пути развития на дорогу социальных игр. Дети отказываются от познания себя в пользу покорному следованию железным правилам общества. Иными словами, это и есть фабрика-шаблонизатор детей.

Ну еще не забываем про школу, университет, “мудрых” родителей, которые сами прошли через подобную мясорубку, еще более “мудрых” друзей и (о, боги!) подруг, и, в конце концов, полностью потерявшие себя дети становятся взрослыми с хорошо развитым инстинктом слушать всех и вся, но только не себя самого. С атрофированной любовью к себе самим.

Несогласным: не торопитесь мне рассказывать, что это нормально, мол, в обществе только так прожить и можно. Причину вашего мышления я описал несколькими предложениями выше. Быть искренне собой можно и нужно. И это, кто не в курсе, социально намного более эффективно, чем то, что говорите вы. Об этом, собственно, и заметка.

Вся жизнь - игра
Что мы делаем, когда играем в игры? Правильно, мы моделируем мир (часто не реальный), ситуации, себя. Мы переживаем эмоции, проецируем в этот мир свое “я”... Если не читали прошлую заметку, напомню: мы познаем себя. Познание - это не только теоретическое изучение. Познание - это поступательное единение с миром, ликвидация дискомфорта индивидуальности путем изучения, принятия и внесение своего “я” в структуру осознаваемого мира. Если выразиться другими словами, то познать мир - это значит породниться с ним. Именно породниться, как с любимой, стать одним целым (вспоминаем библию: “Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила...”). Вы заметили, что чтобы чувствовать себя своим в компании, нужно принять ее главные законы. Например, в высшем обществе - мыть голову, ездить на дорогой машине и обязательно поздравлять с праздниками других игроков.
Итак, игра - инструмент познания. Ровно то же самое, что и творчество, то же, что и научные (да и не только) эксперименты. Теперь сравним игру шестилетних детей и игры бизнесменов. При детальном рассмотрении оказывается, что общего между ними так много, что впору задаваться другим вопросом: а чем они отличаются? Что те, что те принимают правила игры, четко им следуют, дорожат системой, ориентируются на других игроков больше, чем на себя и живут в этом процессе годами. При этом система может меняться, и она меняется, но это происходит очень плавно, чтобы все игроки могли успеть перестроиться. Вы заметили, что в бизнесе почти нет новаторов младше сорока лет? До сорока, минимум, бизнесмен только познает игру, и только после немногие вносят свои коррективы. Отличие от детских игр, на самом деле есть, но все они находятся в другой плоскости. Например, в бизнесе очень много людей, пришедших сюда за деньгами, а не за познанием себя, хотя мой опыт показывает, что преуспевают те, кто смещает заработок в хит-параде ценностей на задний план. Еще нюанс: бизнес работает не только с игроками, но и с остальной человеческой массой - потребителями, по большей части полностью потерявшими себя и этой массой приходится управлять. Дорогие мои те, кто ругает управленцев, поверьте, никто из игроков не против того, чтобы вы сбросили кандалы и стали самодостаточными людьми и пополнили их ряды. Можете не верить, но я утверждаю - это так.
Я выбрал в качестве примера бизнес только потому, что сегодня это среда, где у человека очень много шансов вернуться к себе настоящему. Жизнь заставит. Хотя, конечно, есть и такие, и их тоже много, у кого, делая бизнес, все-таки, получается не расти над собой. Да и бог с ними.
Давайте выйдем на улицу в теплый летний день и посмотрим на людей от двадцати пяти лет до сорока.
Они тоже играют, но несравненно мало. Точнее сказать, игры у них серые, одинаковые, а главное - не их. Их мнение в социальных играх не принимается во внимание при формировании правил, как у маленьких детей. А почему? А потому что этим людям все равно, какие правила, лишь бы они были. Например: семья, заработок в качестве исполнителя, законы, правила выхода в свет (кабаки, вечеринки, приемы, походы в театры, кино и т.д.). Правила принятые всеми не по согласию, а в виду отсутствия предложений. Нет, кричать-то мы все горазды. Но кричать - это то же самое, что если бы шестилетний ребенок не играл со всеми, но сидел и бормотал: “самолетики должны быть не палочки, а камушки, бегать нужно не по траве, а ночью самолеты не летают!” Толку с его бормотаний будет ровно столько же, сколько сегодня с не участвующей биомассы. Я имею ввиду не участвующей в тех играх, с сферах которых этих люди возмущаются.
Мы все играем. Играем постоянно. Сама игра - это способ познания, а познание - цель, продиктованная нашим первичным (то есть, самым глубоким) отношением к миру в те дни, когда мы были младенцами (об этом подробнее - в одной из следующих заметок).

Мысль которую я хотел озвучить укладывается в два предложения, но к ней нужно было подвести, вы уж простите за длинный текст. И звучит эта мысль так: “Игра - это обязательный элемент жизни. А играть нужно только в те игры, в которые мы хотим”. Не злитесь на людей, проводящих годы за компьютерными видео-играми - они во многом правы, и это их право решать. Ваши полномочия заканчиваются там, где начинаются полномочия другого человека, а в полномочия этих людей должно входить и входит право выбора игр, в которые играть. Другой вопрос, что они, возможно висят у вас на шее - но просто применяйте к ним санкции. Заниматься бизнесом ради денег - неразумно и не интересно. Но делать бизнес в сфере, которая вас не увлекает (читай - играть в игру, которая вам не интересна) - еще более глупо. Если вы любите управление людьми - ваше место в роли менеджера, но если вы художник - рисуйте. Нельзя быть лучшим там, где вы им быть не можете и глупо не стать таким там, где у вас все шансы и желание.

Как мне кажется, художники, артисты, неформалы и иже с ними гораздо более счастливые, а, главное, живущие люди, чем большинство остальных. В бизнесе не так много (в сравнении с общей массой) игроков, которые играют и получают от этого удовольствие, но они есть - и они счастливы не меньше чем эти художники. Но они счастливы в другой игре.

Будьте счастливы, играйте, познавайте себя.


Рецензии