Луковый суп мсье Люсьена

У моего друга Ника Андроновского постоянно собирались гости. Ник, будучи человеком гостеприимным и общительным для всех держал двери открытыми. В переносном смысле, разумеется. Двери обычно у него были закрыты, но после пронзительного звонка, от которого вздрагивали даже соседи, Ник открывал дверь вновь прибывшим со своим неизменным звуком, нечто вроде «ввв», и приглашал гостей войти. Наряду с друзьями  в его жилище, однокомнатную квартиру в доме около магазина  вод «Лагидзе», к нему часто приходили и новые посетители, которых можно было назвать «гастролерами Андроновского». Одним из таких посетителей, а это было в середине семидесятых годов, был и француз мсье Люсьен.
 Мсье Люсьен так же неожиданно появился в квартире Андроновского, как и спустя несколько месяцев неожиданно исчез. Чем он занимался в Тбилиси, я так и не понял. Но думаю, что, кроме Андроновского, у него здесь были и другие дела. У Ника он находился постоянно. Во всяком случае, когда бы я не пришел к Андроновскому, мсье Люсьен всегда был там. Он молча сидел и курил. Молча - потому что, кроме французского и ломаного английского, не знал других языков. А гости Андроновского, и сам Ник едва могли общаться с французом на уже своем ломаном английском. Я, пожалуй, был единственным, кто мог нормально общаться с Люсьеном на его родном языке. Когда я приходил к Андроновскому, то тут же начинал исполнять роль переводчика.
  Как-то у нас возник разговор о знаменитом французском луковом супе. Я лично о таком не слышал. Это блюдо заинтересовало Ника, и он с моей помощью спросил о нем мсье Люсьена. Люсьен сказал, что он умеет его готовить, и если Ник не против, то приготовит этот суп для Ника и его гостей. Мы все очень обрадовались. Мсье Люсьен рассказал, что луковый суп французы едят ночью, после посещения театра. «Чем не театр квартира Андроновского,- подумал я, - а с участием мсье Люсьена его можно смело назвать театром  «Комеди Франсез». Почему бы и нам не отведать этот луковый суп?»
  Итак, мсье Люсьен перечислил нам все продукты, необходимые для приготовления этого супа. А именно - лук, белое вино, серый хлеб и сыр типа голландского. Ник тут же сбегал в магазин и принес указанные продукты. Мсье, надев передник, приготовился продемонстрировать свое кулинарное искусство.  Не буду подробно описывать весь процесс приготовления французского лукового супа. Кого это интересует, может прочитать рецепт в кулинарной книге. Скажу только, что в кастрюлю, в которой должен был вариться этот суп, наряду с ингредиентами, мсье Люсьен налил столько тарелок воды, на сколько персон готовился суп. Нас, вместе с Люсьеном было шестеро. Поэтому француз нарезал ровно шесть ломтиков серого хлеба и, насыпав на них тертый голландский сыр, поджарил их немного и положил на тарелку каждого. Затем он каждому налил из кастрюли луковый суп.
Мы уже приготовились есть, как в дверь  кто-то позвонил. Андроновский вскочил открывать. В комнату вошла его пожилая соседка и попросила какую-то кухонную утварь.
- Это моя соседка Кнарик, - представил Ник соседку мсье Люсьену.
 Люсьен молча кивнул головой и начал есть.
- Кнарик, - обратился Ник к соседке, - наш друг Люсьен приготовил французский луковый суп. Может, отведаете?
- Нэт, нэ хачу, сами кушайтэ, - вежливо ответила соседка.
- Ввв, вы должны попробовать, иначе он обидится, - настаивал Андроновский.
- Что она хочет? О чем они говорят? – спросил меня Люсьен.
- Он предлагает ей попробовать ваш суп, а она из вежливости отказывается, - ответил я.
- Но супа больше нет, - четко сказал Люсьен. – Он был приготовлен только на шесть персон. Мы ее не учитывали. Скажи ему, что ей суп не полагается.
  Я как-то дипломатически перевел слова Люсьена Андроновскому. Ник смутился и еще сильней начал свое «ввв».
- Ввв, возьмите мою тарелку, я еще не начинал есть, - сказал Ник и протянул свою тарелку Кнарик.
- Я же сказал, нэ хачу.
- Тогда я обижусь. Вы должны его отведать, мы все вас просим.
  Соседка больше не могла сопротивляться, и вынуждена была, взяв тарелку с порцией Андроновского, удалиться. Мы все переглянулись и приступили к еде. То и дело, поедая наш суп, мы бросали взгляд на Андроновского, который сидел и, смотря как мы едим, делал «ввв» и курил.
- А я не голодный, ввв, я уже обедал, - оправдывался он, хотя мы ничего ему не говорили и молча ели.
  Кто-то из нас предложил ему перелить в тарелку немного супа, чтобы он имел представление о его вкусе, но Ник категорически отказался. Я время от времени смотрел на мсье Люсьена, который спокойно доедал свой суп.
  Закончив есть я вышел в общий коридор, где находился телефон, чтобы позвонить домой. В коридоре я встретил Кнарик с пустой, помытой тарелкой.
- Какой пратывни суп. Я папробавал и вилил всё в уборни, - заявила мне Кнарик, и, протягивая тарелку, добавила, -Пэредай этот тарелка Ник.
  Я, взяв тарелку, зашел в комнату и сказал:
- Кнарик в восторге от супа и благодарит всех за доставленное удовольствие, особенно мсье Люсьена, у которого просит рецепт приготовления этого чудесного супа.
- Ввв, я так и знал, что Кнарик будет без ума от этого супа, - радостно произнес Андроновский.
  Мсье Люсьен пообещал написать рецепт лукового супа, но, как видно, забыв, не написал.
А некоторое время спустя он исчез из нашего поля зрения. Никто из нас так и не понял, почему француз находился в нашей стране, и что его привлекало в квартире Андроновского. Может он был французским шпионом, кому-то из нас пришла и такая мысль. Я все думал, что ему нужно было у Ника. Возможно, это было место, куда приходило много людей, и он мог общаться с ними.
   Во всяком случае, после отъезда мсье Люсьена, у меня остались смутные воспоминания-  в основном связанные с моей практикой французского языка и приготовлением лукового супа. А у Ника Андроновского воспоминаний, связанных  с мсье Люсьеном, наверняка осталось больше, принимая во внимание, что его еще и потаскали по компетентным органам. И, наверняка, ему задали пару вопросов, касающихся нашего мсье.
 Он же, в конце концов, приехал не только для того чтобы приготовить луковый суп.


Рецензии