Космические хроники. 38
Доктор был седым, старым, но следил за своим здоровьем не хуже, чем у подопечных. Его не списывали, потому что был хорошим специалистом, а желающих покидать семью на долгий срок всегда было мало. Одинокий, он с удовольствием летал в длительные командировки. Слыл общительным. На корабле через неделю полета становилось откровенно скучно, а врач оказался буквально нашпигован всяческими историями и часто развлекал экипаж.
- Надумали как-то у нас вырезать аппендициты в младенчестве, посчитали атавизмом как кончик хвоста на копчике. А что, кому-нибудь понадобился? – он начал рассказывать очередную байку, когда в кают-компании все выговорились и не знали, чем заняться. - Посчитали кишку ненужной. Какой-то умник решил в будущем избавить людей от риска хвататься за живот в самый неподходящий момент. Вырезали сразу у нескольких новорожденных и начали наблюдать за ними.
Старик почувствовал, что привлек внимание нескольких космонавтов и специально сделал паузу, чтобы подтянулись остальные.
- У меня вырезали в детстве. Сказали потом, что вовремя, мог лопнуть. Я твоих коллег понимаю, старик, – кому-то не понравилась затяжка, решил согласием поторопить рассказчика. Тот не заставил себя уговаривать.
- Потом убедились, что природа зря ничего не делает. Не всем, но некоторым пришлось туго. Это как подгузник: может пригодиться, возможно и нет. Как родители. Зудят они в детстве, но если сбежать от их наставлений раньше времени, лучше не будет. Потом не нужны, конечно. А вот дети для них нужны всегда, так уж устроила природа. Ребенок для матери и отца будет маленьким даже в сорок лет. Болеть вместе с ним будут. А родители? Нет! Про них часто забывают.
Один пример приведу. Мать лишь кормила своего ребенка, а другая женщина только играла с ним. И такие опыты ставили. И что вы думаете? Ему нянька понравилась больше родной матери: при виде ее расцветал.
- Ты про аппендикс рассказывать собираешься или про своих детей, что разбежались по всему свету, забыли тебя?
- И не про него вовсе рассказываю. Организм складывает, что не нужно, в специальный отросток. А что делать с тем, что откладывается в памяти, что люди называют скелетами в шкафу? Хочу пересказать чужой рассказ, – старик не обиделся вопросу. – Это ведь не первый корабль, на котором летаю. Людей начал лечить в космосе, когда кое-кто из вас еще не родился. Капитан один поведал историю, и родственные чувства в ней сыграли не последнюю роль.
Человек, выговорившись, облегчает душу. О горестном рассказывают через силу, но потом наступает облегчение, есть шанс забыть. Это как вырезать слепую кишку и выбросить.
- Успеешь рассказать до возвращения?
Старик почувствовал, что затянул со вступлением, и начал повествование:
- Мы возвращались тогда. И заметил я, что командир захандрил, угнетает его что-то. Скрывает от всех, но от меня не получилось: доктор, чувствую такое за версту. Затащил к себе и спрашиваю, дескать, в чем дело? Не сразу, но удалось разговорить. Вот тогда-то и узнал, что не только люди экспериментируют над собой, вырезая что-нибудь в теле. Есть еще кто-то, чьи эксперименты болезненнее.
Началось все давно, когда капитан только начал летать и был зеленым лейтенантом вроде вас. Возвращался тогда после длительного полета домой. Радостный был, знаете, что творится на душе, когда родина приближается. И планета встретила теплом, зеленью и всем, что сопутствует лету. Даже внезапно начавшаяся гроза не испортила настроения, только развеселила. Экипаж с гоготом перебрался на космодром. Там их встречали.
Родственники растащили всех по углам, а к лейтенанту подошли двое полицейских и отвели в сторону. И он узнал, почему его не встречают: жена и дочь умерли через неделю после его отлета. Их уже похоронили. Ему не сообщили, потому что запрещено во время полета. Было проведено вскрытие, но с причиной так и не определились. Умри одна из них, еще можно было объяснить, но обе? Изучили наследственность, похожие случаи. И ничего. Следствие не закрыли, но оно зашло в тупик. Причина смерти так и осталась неизвестной. Мать и дочь заснули и просто не проснулись.
Ему говорили, а лейтенант стоял, и слезы катились по щекам. Полицейские подумали, что он их не слышит. Но он слышал, поняли по вопросу:
- И всё же как такое могло случиться?
- Привлекли науку, но и ученые развели руками.
Рассказчик оглядел притихшую аудиторию, ожидая вопросы, но все молчали.
«Наверняка каждый представил себя на месте коллеги, и тоже ломают голову, что могло произойти», - подумал он. Так, во всяком случае, поступил когда-то я.
Но кто-то все же спросил:
- Признайся, придумал все?
- Я? Нет. Капитан? Таким не шутят! Он потом посещал могилы. Можно сказать, поселился на кладбище. Изучил дело в полицейском участке и, как и они, потерялся. А потом начал свое расследование. Сначала.
Он плохо знал про работу жены, так как она подгадывала отпуск к его прилету или брала отгулы. А если работала в это время, то он только встречал и провожал ее. И друзей жены почти не знал, потому что каждый прилет был очередным медовым месяцем. Дочь родилась в любви, и оба обожали ребенка.
Доктор продолжил рассказ, словно приглашая к расследованию, предлагая высказаться, правильно ли поступил офицер.
- Он изучил всех и всё на ее работе и…. ничего! И тогда обратился к экстрасенсам. И понял, что большинство из них шарлатаны, но слова одного запали в душу. Офицер поверил ему, точнее, ей. Сухонькая, сморщенная старушка не требовала денег, как остальные, сказала, что примет оплату, если сведения подтвердятся, и только тогда. В достоверности их она не сомневалась. Сомневался лейтенант, потому что казалось невероятным, что в деле замешан коллега старушки, мужчина, обладающий парапсихологическими способностями.
- И где его искать?
- Время само расставит точки, молодой человек, – ответила пожилая женщина лейтенанту. – Не пытайтесь вмешиваться. Я никогда не скажу, потому что это принесет еще большую печаль. Уже наговорила лишнего.
Раздался щелчок, и из динамика послышался голос дежурного офицера:
- Доктора вызывает к себе капитан, сказал, что можно не спешить, но и ползти как черепаха не советует.
В помещении моментально стих гул, и все уставились на врача.
- Док, расскажи, успеешь поставить командиру клизму. Нельзя останавливаться у финиша!
Старик оглянулся на голос, но так и не понял, кто попросил. Ответил всем:
- Черт с вами, тем более, что немного осталось. Перескажу, как мне рассказывали, а уж вам решать, верить или нет.
Он задумался, вспоминая, на чем остановился, ему подсказали:
- Лейтенант начал искать мага.
- Мага? Ну да! Он вернулся на завод, нашел подругу жены и попросил рассказать обо всем необычном, что произошло у них на работе. Он решил перелопатить информацию с этой точки зрения. И тут лейтенанта ждала удача: женщина вспомнила то, что его заинтересовало.
Оказалось, у них произошел несчастный случай. Случился давно. Не на самом заводе, а в исследовательском институте при нем. Одни разработали установку для улавливания молний, а другие ее изготовили, и все вместе обещали почти бесплатную электроэнергию аккумулировать.
Одного инженера ударило молнией во время эксперимента. Повезло - выжил. Но потом стало происходить странное. Виновник происшествия - слесарь - через месяц утонул. А его непосредственный начальник, проявивший халатность, вдруг поранил себе глаз, и тот вытек. Случайность? Возможно, но и жена пострадавшего от молнии умерла. Всем сказали, что сбила машина. А слухи ходили, что ругались они, и растаяла как свечка без причины.
Последнее уточнение задело лейтенанта: почти так умерла его семья.
Дальше пошли разочарования: случилось это чёрте-когда, и инженер, получив инвалидность, уволился с предприятия. Но тут женщина вновь подогрела интерес: вспомнила, что был он не так давно у проходной, поэтому и припомнилась история. Поджидал кого-то.
Офицер уточнил дату и понял, что жена вполне могла видеться с магом. Это был маг, что стал таким после удара молнии, он не сомневался. А маги больше гадят, чем помогают.
Лейтенант отправился с собранными сведениями в полицию. Там над ним просто посмеялись.
- И я неплохой экстрасенс. Заплатишь больше, копну глубже, – следователь явно издевался, услышав версию мужчины. – Лейтенант, я понимаю твое горе, но делай лучше то, что умеешь. Лети в свой космос. Дело застопорилось, но не закрыли. Прилетишь, поинтересуешься результатами.
Мужчина еще несколько дней метался в поисках инженера-инвалида, подволакивающего ногу при ходьбе, но не нашел. Закончился послеполетный отпуск, и розыск пришлось отложить. А скоро дело закрыли. Кому полагалось, получили взбучку, но закрыли. В следующий прилет лейтенант узнал об этом, но не успокоился и продолжил поиски самостоятельно.
Вдруг кашлянул динамик, и голос дежурного офицера перебил рассказчика:
- Бездельники, что в кают-компании, сходите кто-нибудь в медпункт и разбудите доктора. Командир вызывает.
- Док, напоминают, что рассказывать нужно быстрей. Не отвлекайся. Нашел его лейтенант?
Врач посмотрел на спрашивающего, усмехнулся и продолжил:
- Не его - сына. Тот тоже искал отца. Когда умерла жена, инженер сдал мальчонку в интернат и убыл в неизвестном направлении. Вырос сынок, в академию поступил, на летуна выучился, потому что на Земле отца не нашел и решил искать на освоенных планетах.
Цели у лейтенантов были разные, но оба искали одного и того же человека. И всего, чего добился офицер, это вышел на сына. Он не хотел и не мог рассказать ему, зачем ищет его отца, просто следил за поисками сына, справедливо полагая, что тот найдет быстрее.
- И хоть кому-нибудь повезло?
- Сын нашел. Другой лейтенант узнал об этом случайно из радиопереговоров. Они пролетали мимо какой-то планеты, когда в эфире неизвестный транспортник запросил разрешение на посадку и заодно попросил диспетчера узнать, проживает ли на планете такой-то сякой-то. Он чуть не упал в рубке, услышав имя. И представьте, что почувствовал при положительном ответе?
Инженер к тому времени стал стариком, спрятался на этой планете и жил, не высовывая носа. Диспетчер подробно описал кому-то, как добираться до уединенного жилья, и проблем с поисками не предвиделось.
Лейтенант чуть ли не на коленях уговорил командира сесть на этой планете.
Он несся, поглядывая на переданные по радио ориентиры, словно пытался наверстать упущенное время.
Но кто-то побывал в одиноком доме, построенном чуть ли не в лесу, раньше его.
- Старика убили?
- Нет. Лейтенант застал его плачущим. Двери во двор, в дом и комнаты были открыты. Тот сидел на самодельном кресле в зале и рыдал.
- Он убил его?
Доктор не обратил внимания на вопрос.
- Старик вытер глаза, удивленно уставился на непрошеного гостя и заметил, что сегодня день открытых дверей, но гостю лучше уйти ради собственного благополучия.
Офицер чуть не застрелил деда, но смутили слезы. Он начал задавать вопросы.
- Много времени уделить не могу, - сказал старик, услышав целый список, выпаленный очередью. – Жену вашу знал. Вполне мог убить. Всем приношу несчастья, поэтому и живу здесь в уединении. Уходите.
Нежелание общаться, безразличие возмутили. Рука потянулась за бластером.
- Жена могла насолить, но дочку-то, за что?
- Заверните свои проблемы в тряпочку и уходите. Своих хватает.
Офицер раскрыл рот, словно задыхаясь от нехватки кислорода, вдруг вытянул руку с оружием, зажмурился и нажал на спусковой крючок. Раздался треск, но он не опускал бластер, пока не послышался грохот чего-то обрушившегося. Когда заставил себя открыть глаза, увидел старика: тот сидел, как и раньше, только за спиной в стене появился проем, повторяющий силуэт, сидящий в кресле.
Лейтенант вскрикнул, бросил оружие и пошел прочь.
Врач замолчал, рассказ утомил его. И слушатели молчали, потому что ждали другого финала. Минута прошла в тишине, пока кто-то не спросил:
- И это все?
- Почти. Офицер решил пообщаться с сыном старика. Вопросов убавилось, но оставшиеся мучили. Теперь можно было все рассказать. Он знал адрес и, находясь в очередном послеполетном отпуске, отправился к нему. На звонок открыла женщина, рядом крутились мальчик и девочка. Она, как только узнала причину прихода незнакомца, отправила детей в другую комнату. Вернувшись, сказала сквозь слезы:
- Корабль мужа пропал. Послал домой сообщение через Глобалнет и как сквозь землю провалился. Впрочем, до земли не добрался, похоже.
- Что в нем было, если не секрет?
- Не секрет. Его отца кто-то проклял, начал приносить несчастья. Это случилось после какой-то аварии на работе. Или раньше, поэтому произошла. Подумает о ком-нибудь плохо и, пожалуйста, человек утонул или покалечился. Жена умерла, и он сдал сына в интернат. С глаз долой на всякий случай.
- У меня жена с дочкой погибли. Он знал ее. Мог….
- Вы не поняли. Мог! Не желая, помимо воли. Поэтому и спрятался на какой-то планете, и прожил всю жизнь отшельником. А муж не знал, искал. Нашел на свою голову.
Теперь все встало на свои места. Капитан ушел, и наступило успокоение. Он перестал жалеть, что не убил старика.
Доктор замолчал, оглядел слушателей и улыбнулся.
- Это еще не конец, мои молодые коллеги. Вас удивит продолжение.
Об этой истории узнали друзья лейтенанта. И однажды, когда корабль летел где-то далеко от Земли, поступила радиограмма. Только прочтя ее, лейтенанту удалось поставить точку.
Друг сообщал, что в одной из тюрем на Земле какой-то преступник сделал потрясающее признание.
«Ты знаешь, - писал адресат, - что Межгалактический комитет постановил выделить для преступников, осужденных пожизненно, необитаемую планету с нормальной атмосферой. Мол, пусть живут там по своим волчьим законам. Зачем тратиться на их содержание? И представь, некоторым преступникам такое пришлось по душе. Один хотел попасть туда, но не позволяла статья, по которой осужден. Сокамерники посоветовали сделать какое-нибудь признание, когда натворил что-то, но его не поймали. Он так и сделал.
Лейтенант, этот человек убил твою семью. На спор, от нечего делать. Просто захотел доказать такому же дебилу, что обладает гипнозом, и прямо в автобусе загипнотизировал сидящих впереди женщину с ребенком. Приказал им добраться до дома, лечь спать и больше не просыпаться. Прости, но ты должен это знать».
- И это еще не все! - вдруг раздался голос командира. Он стоял в дверях и улыбался. Такая улыбка не предвещала ничего хорошего. – Вот чем ты занят, старый болтун. А я его разыскиваю!
Не в первый раз в кают-компании зависла тишина, но врач быстро нашелся:
- Досказывайте короче сами, капитан, тоже знаете историю нашего общего друга. Уж я-то не буду вас торопить.
Кто-то из слушателей надумал выручить рассказчика, спросил наугад:
- А как вы отблагодарили старушку-экстрасенса, что бандита угадала? Она ведь правильно предположила, что ее «коллега» руку приложил, ждала награду.
Вопрос застал командира врасплох. Он сморщился и сказал:
- Догадались, разбойники, что болтливый доктор моей историей развлекает! А вы знаете, что я стреляю точнее любого из присутствующих здесь? Больше того, лучше любого из эскадрильи? А почему? Чтобы не убить. Чтобы только ранить, обездвижить. Если придется, то, конечно…. Но до сих пор Бог миловал.
Я даже у себя в каюте тренируюсь. Ставлю бластер на самую маленькую мощность, беру зеркало, смотрю в него и на картинку перед собой и выжигаю за спиной рисунок. Так поступаю с некоторых пор.
Промахнулся всего один раз в жизни. И не знаю, кого благодарить за это! До сих пор руки дрожат, как подумаю, что мог убить старика. Невиновного, обиженного судьбой. Я бы не смог жить после этого, узнав все. И ведь стрелял с закрытыми глазами….
Командир повернулся и пошел на выход, напомнив по пути доктору:
- Пошли уже.
- Вы так и не сказали, - окрик остановил мужчину в дверях, – как отблагодарили бабку?
- Всё вам надо знать!? Женился на ее внучке.
Капитан ответил, не оборачиваясь, и вышел из кают-компании.
*****
Свидетельство о публикации №211022600364