Колонный зал готовится

Гуго Вормсбехер
Колонный зал готовится
(Навстречу Съезду немцев СССР)

      Меньше месяца остается до открытия съезда немцев СССР. По всей стране завершаются выборы делегатов на съезд. Оргкомитет по его подготовке в основном закончил работу над документами, выносимыми на съезд. В них выражены главные цели и интересы советских немцев: восстановить их государственность и национальные районы в местах их сегодняшнего компактного проживания; ввести национальное самоуправление немцев СССР; отменить все репрессивные акты, принятые по отношению к советским немцам; приравнять бывших трудармейцев по статусу к участникам Великой Отечественной войны; обеспечить возрождение почти утраченного языка и национальной культуры.
       Задачи, особенно первые две, - нелегкие, тем более, что у советских немцев, кроме заинтересованности и готовности участвовать в их решении, сегодня практически ничего нет. Что позволяет всё же надеяться на их решение?
Позволяют надеяться решимость государства полностью восстановить права репрессированных народов; экономические интересы страны, теряющей ежегодно на выезде немцев миллиарды рублей;  интересы  союзной республики, в экономику которой немцы, получив территориальную автономию, могут внести весьма ощутимый вклад; и, наконец, интересы населения региона, где будет воссоздана немецкая республика.
       Силы, как видим, значительные; у них есть и власть, и территория, и средства для решения немецкой проблемы. Самим же немцам, чтобы активно включиться в ее решение, нужен как можно скорее представительный орган, который был бы признан и официально. Съезд, наряду с рассмотрением вышеназванных главных задач и определением путей их решения в сегодняшних условиях, должен, наконец, избрать и такой орган - Национальный Совет немцев СССР.
       Чтобы съезд не остался лишь очередным криком боли народа, а  стал действительно шагом вперед, еще до его начала мы ждем ответа на те главные вопросы, которые поставлены в документах, подготовленных Оргкомитетом и переданных для рассмотрения в Верховный Совет СССР.
       Мы считаем, что еще до съезда должен быть издан Указ Президента страны об отмене всех репрессивных и дискриминационных актов, принимавшихся по отношению к советским немцам, и о полной реабилитации нашего народа. Мы ждем от Верховного Совета СССР гарантии восстановления государственности и национального возрождения немцев СССР, а также выражения готовности признать полномочия будущего Национального Совета и решить вопрос о государственном обеспечении его деятельности. Ждем мы ответа и на вопрос об установлении представительства немцев СССР в высших и республиканских органах власти страны.
       Проект постановления по всем этим вопросам, разработанный Оргкомитетом, был в свое время передан на рассмотрение в Верховный Совет СССР. Мы также обратились с просьбой о встрече к руководству страны и Российской Федерации, где рассчитываем услышать ответы на эти главные сегодня для советских немцев вопросы. Мы понимаем, что в сегодняшней ситуации в стране ответить на них нелегко. Но мы понимаем также,  что без ясности перспектив нет смысла собирать съезд, и что съезд, который не даст ничего двум миллионам советских немцев, вряд ли  будет отвечать и интересам страны...
       Всё же мы надеемся, что необходимые вопросы будут своевременно решены. Как, на наш взгляд, должны будут развиваться дальнейшие события?
       Когда на съезде будет избран Национальный Совет, он должен будет представить в Верховные Советы СССР и РСФСР (союзной республики, с которой большинство советских немцев связывает будущее своего народа) концепцию восстановления государственности немцев СССР. Одновременно он вместе с Правительствами Союза и соответствующих союзных республик разрабатывает программу восстановления национально-территориальных образований в местах компактного проживания немцев и решает вопросы развития языка, национальной культуры, подготовки кадров и т.д.
       Учитывая, что определяющее слово в дальнейшей судьбе советских немцев принадлежит Российской Федерации, Оргкомитет обратился к ее Верховному Совету с конкретными предложениями по восстановлению их государственности в составе РСФСР и принимает участие в работе над подготовкой закона о репрессированных народах.
       После разработки программы восстановления немецкой республики ее нужно будет, на наш взгляд, согласовать не только с высшими органами власти СССР и РСФСР, но и обязательно с населением, проживающим сегодня на территории будущей немецкой республики - чтобы учесть все его интересы и снять все его опасения. Только в случае признания всеми сторонами  желательным восстановить республику, можно рассчитывать на готовность немцев переехать в нее и еще раз начать с нуля. Ведь сегодня ситуация не та, что год-два назад: главная трудность уже не в серьезных экономических, политических и иных препятствиях, стоящих на пути решения немецкой проблемы, а в том, чтобы вернуть советским немцам веру в реальность их будущего.
       Предлагаемый путь потребует, конечно, времени и немалых усилий, однако он представляется единственно возможным и потому самым коротким. Можно еще добавить, что он опирается на 25-летний опыт, масштабы и значение которого для советских немцев и страны  в целом весьма серьезны.
       Наличие двух расходящихся движений у советских немцев осложняется существованием двух мало совместимых программ действия. Наряду с вышеизложенной - последовательного решения вопроса с учетом интересов всех затрагиваемых сторон -  оформилась и программа, получившая выражение в так называемой «альтернативной схеме решения национальной проблемы немецкого народа СССР», разработанной Правлением ВОСН «Возрождение» (председатель Г.Гроут). Авторы «схемы» находятся сегодня в резкой конфронтации и с Оргкомитетом, и с Советом «Возрождения», выступая при этом, тем не менее, от имени всего «Возрождения».
       «Схема» поддерживает идею созыва Съезда, но предлагает: провозгласить на нем АССР немцев Поволжья юридически существующей (так как не было Указа о ее ликвидации); избрать 50% состава руководящего органа этой республики из числа немцев (вторую половину должны избрать Саратовская и Волгоградская области); дать полгода срока Верховным Советам СССР и РСФСР, чтобы они согласились с этими решениями Съезда; если согласия не последует - призвать немцев СССР к массовому выезду и сформировать их правительство в изгнании.
       Анализ «схемы» обнаруживает, во-первых, несовместимость  основных ее положений (провозглашение республики на Съезде, а не восстановление ее законодательным путем; избрание 50%  правительства для определенной территории представителями других территорий) с правовыми нормами; во-вторых, отражение в ней интересов лишь части советских немцев (готовых поехать на Волгу или выехать вообще); в-третьих, подмену конструктивных предложений лозунгами (призыв к выезду в условиях массового выезда и при неспособности влиять на его размеры может расцениваться только как спекуляция на конъюнктуре); в-четвертых, чреватость межнациональными конфликтами предлагаемых методов действия (принимать решения без согласования с другими сторонами, от которых фактически зависит выполнение этих решений).
       Отсюда следует вывод: в «альтернативную схему» с самого начала заложены ее неосуществимость и, тем самым, недопущение ее реализации. А резкие формы и методы действий должны, видимо, с одной стороны, вызвать «широкую народную поддержку», с другой - обеспечить «политические гонения», что позволило бы затем мотивировать необходимость создания «правительства в изгнании» и рассчитывать на его материальную поддержку.
       Таким образом, «схема», по сути, не решает ни один вопрос ни одной группы немцев: она исключает восстановление государственности для тех, кто ее хочет; затягивает сроки выезда сотен тысяч людей, создавая им всё новых «конкурентов» своими призывами; бросает на произвол судьбы ту большую часть советских немцев, которая не собирается никуда выезжать; одновременно уводит людей на путь иллюзий, что их вопрос может быть решен немедленно, старым «декретным» способом.
       Естественно, возникает вопрос: а чьи же интересы выражает тогда «альтернативная схема»? Выплеснув перенасыщенный «ультиматумами», «решительными требованиями» и «мораториями» непрозрачный раствор «схемы», мы обнаруживаем в осадке лишь  голую идею «правительства в изгнании»...
       Малочисленность тех, чьи интересы в действительности представлены «альтернативной схемой», могла бы позволить пренебречь ею вообще. Однако в связи с тем, что в «схему» для эффективности включены основные требования главных течений в движении советских немцев, что она отражает своей ультимативностью нетерпение большинства их, что ее авторы выступают под еще возбуждающими лозунгами борьбы с «аппаратчиками», «партбюрократами» и «их соглашателями» и эксплуатируют популярность в народе руководства РСФСР, эта «схема» находит довольно широкую поддержку у тех, кто не вдается в анализ ее реалистичности.
       Какая из двух программ более эффективна сегодня - видимо, покажет ближайшее будущее. Ясно только одно: проблема советских немцев, решение которой в течение пяти десятилетий натыкалось на непреодолимые внешние препятствия времен культа личности и застоя, сегодня несет в себе и сложные внутренние противоречия. С одной стороны, в наше время это естественно, и не нужно особо драматизировать ситуацию; с другой - это требует тем большего внимания, что до съезда осталось не так уж много времени: 12 марта Колонный зал Дома Союзов откроет свои двери для более чем тысячи делегатов двухмиллионного народа.
      
(Февраль 1991 г.)


Рецензии