Кукла Стима

…сквозь завесу черного смога кое-где проглядывают слабые лучи солнца, но их едва ли хватает, чтобы развеять тьму. Мрачная симфония всепоглощающей смерти слышится из каждой щели урбанистического городского пейзажа.

Мы – одинокий путник не смеем ничего исправлять, нам остается только наблюдать за последним вздохом некогда великолепного места. В лицо вперемешку с пылью бьет сухой ветер, по инерции закрываем глаза, и фантазия уносит на несколько часов назад на колеснице запряженной нашим любопытством:

Яркая вспышка озарила прекрасный город. Достаточно одного неаккуратного взмаха пера, чтобы испортить целую картину. Миг - почернели позолоченные шпили устремленных ввысь башен. Стерлись с лица земли многочисленные фонтаны, маленькие домики, частые деревья, цветущие в богатых садах. Жизни людей? Это не имело значения, сколько и кто? Женщины, дети, старики – все в одну охапку безжалостного взрыва.

Открываем глаза. Ветер стих. Перед нами пустота.

Кому сейчас нужны эти великие открытия, дирижабли, паровые машины, часовые механизмы? Канули в небытие самые смелые из путешественников, самые умные из ученых. Не бороздят небо воздушные корабли, с их бесстрашными капитанами. Общество? Его теперь нет, всех этих: потомственных аристократов с пышногрудыми дамами и дорогими сигарами, более чем сумасшедших гениев, храбрых авантюристов и простолюдинов. И город, как черная точка на лице Земли, умерший в своих же научных достижениях, погрязший в грехах распутства и алчности еще до взрыва, сейчас доживает золотой век. Природа все сделала правильно, она не терпела над собой власти. Ведь наука добивалась ее полного подчинения. Ха, они-то глупцы пытались придумать искусственный разум, оживить неодушевленный предмет. Но! Что-то вышло из-под контроля. Впрочем, рано или поздно это должно было случиться.

А напоминанием потомкам о существовании жизни останутся лишь руины паровых заводов, заброшенные лаборатории изобретателей или чудом сохранившие величие небоскребы.

Однако же! среди этого хаоса нам на глаза попадается один молодой человек.

Лежа на земле придавленный тяжелой колонной и испещренный мелкими ссадинами, от потери крови умирает Стим. Жизнь юноши до взрыва была чредой сменяющих друг друга впечатлений. Он подрабатывал подмастерьем у одного пожилого изобретателя, который заменял ему отца. Совсем недавно наш герой собирался сделать предложение руки и сердца возлюбленной девушке. Его мечты не были утопическими, он не пытался сворачивать горы, как к этому стремились остальные, ведь в душе Стима приют нашла сама искренняя любовь. Он насыщался идеей жизни и не намеревался закончить вот так: умирать под завалом, перепачканным кровью, не зная, что делать.

А что? Стимул к дальнейшему существованию парня, будто драгоценный камень без огранки не столь привлекателен. Зачем, если повезет, начинать все заново, когда не с чего и не с кем? Его возлюбленная… он понимал, что ее нет в живых, поэтому любым способом  пытается отогнать от себя эту мысль.

Спокойно наблюдать за агонией умирающего может только самый хладнокровный человек или бесчувственный кусок металла. Если бы мы могли ему хоть как-то помочь! Но наша участь проста - мы бестелесный призрак, случайно попавший в этот сказочный, мир.

Стим, сдерживая боль, достает из кармана позолоченную коробочку, украшенную замысловатым узором. Он бережно открывает ее. Мы видим белую куколку, которая едва умещается у него на ладони. Она прекрасна и кажется живой, будто крохотный человечек. В спину куколки вставлен золотой ключик, но юноша не спешит его поворачивать. Он, еле дотрагиваясь, водит пальцем по белоснежному личику этой «принцессы», огибая каждую, так точно проделанную складочку на пластиковой коже.

Стройности ее ножек могла позавидовать самая изысканная балерина. И возможно, куколка ею и была. Да что же, игрушка? Нет,… копать надо глубже, от нашего пристального взгляда не утаилась та вспышка радости, когда Стим посмотрел на нее. Ведь создавая куколку, молодой подмастерье с феноменальной точностью повторил черты лица своей возлюбленной. Он сам сшил маленькое изящное платье, придал выражению лица характер. Стим ласково называл свое изобретение «принцесса». Единственное, он ни разу ее не заводил. Не находил подходящего случая, ведь эта куколка – подарок, который никогда не будет подарен.

Сложно передать словами, какие чувства он к ней питает. Но будьте уверены, ее присутствие хоть как-то облегчит его страдания, осталось совсем чуть-чуть.

Мы подходим ближе и заглядываем в его медного цвета глаза…

Нас, будто безумный смерч, поглощают яркие воспоминания юноши, наполненные самыми красочными видениями. Водоворот событий, с самого начала до конца… жизнь чужого человека, кажется нам настолько близкой сердцу, что рассматриваем ее, как чей-то фотоальбом сквозь призму непонятной радости. Наблюдая за его рождением, первыми несмелыми шагами, ростом, вдруг пониманием, что он жив.

И даже здесь, среди всех этих руин и царящего уныния можно гордо сказать, Стим – жив.

...а вот и она, покорившая его сердце, пленяющая своей застенчивой красотой, стоит в полуобнаженном виде, неспешно снимая с себя тонкую алую вуаль...

Видения заволакиваются дымом: перед нами предстает маленькая, но уютная хижина, скромно обставленная необходимой утварью.

Он быстро водит карандашом по плотной бумаге, создавая на ней аккуратные эскизы женского тела. Достаточно нескольких секунд, чтобы понять - это первые наброски его творения.

Нас тут же стремительно переносит из одного воспоминания в другое. Картинка сменяется новым зрелищем, перед глазами плывут облака, растут деревья, солнце падает за горизонт на западе и сразу всплывает на востоке.

 

- Стим, - голос завораживает страстью. – Ах, Стим…

- Молчи,… пожалуйста, ничего не говори,… прошу тебя, - шепчет парень.

Было пасмурно, резкие порывы ветра гоняли опавшие кленовые листья. На мощеной дороге, освещенной одиноким фонарем, стояли двое: девушка и юноша. Она нежно прильнула к его груди. Молодые люди не обращали внимания на стремление погоды помешать их гармонии.

- Как ты не понимаешь, - доносится до нас тот же мелодичный голос. – Нам нельзя быть вместе, моя семья…

- Это все предрассудки, - возмущению Стима не было предела. – Изабелла… прошу, пока не поздно, давай убежим из этого проклятого места. Я сумею нас прокормить. Да, поначалу нам будет сложно, но мы справимся. У нас все получится, только верь мне.

- Я боюсь…

- Не бойся.

- Но…

- Я всегда буду рядом и никогда тебя не брошу. У меня для тебя есть подарок, но он еще не готов, - улыбнулся Стим. – Осталось совсем чуть-чуть и…

 

Отрывок фразы оказался неясным, снова выдергивает цепкой хваткой из одной сферы воспоминаний в другую.

…прячем лицо от пыли, по носу бьет неприятный запах гари, в ушах раздается звон. Чувствуем биение сердца… учащенное дыхание, вокруг раздражает паника. Перед глазами, будто тысячи маленьких рыбок в аквариуме снуют мысли. Слышим вой сирен, выводящие из равновесия предсмертные крики людей…

Вместе со Стимом мы забегаем в холл богато-убранного дома, на второй этаж которого вела витая лестница, на полу располагались дорогие ковры, в фарфоровых вазах, не подозревая о скором конце, набухали бутоны белых цветов, вдоль стен, выстроены мраморные колонны, увенчанные вьющимся плющом или виноградом.

- Иззи, Иззи, быстрее спасаемся… Иззи, где ты? – вопит парень, пытаясь перекричать сирену.

- Стим… - голос будто извне, возможно это галлюцинация, ответ, который он желает услышать.

Раздался новый взрыв. Дом предательски затрясся…

Нас дергает из одного состояния в другое, ощущение схоже с рваной сетью постоянно меняющихся событий и сложно проследить связь между ними.

…вдруг Стим упал, тяжелая колонна придавила ногу. Юноша вскричал от боли, но продолжал звать свою возлюбленную.

- Иззи…

Это последнее воспоминание. От него осталось какое-то глупое состояние. Что же случилось с ней? Куда пропала Изабелла? В горле образовался ком, руки вспотели, мы растеряны, стоим посреди руин некогда богатого дома… или мечемся взад-вперед, пытаясь хоть как-то осмыслить увиденное.

Причиной взрывов послужило стремление науки воссоздать точную имитацию человека. Снабдить пресловутый механизм мозгом и чувствами, наделить его интуицией и … кому это сейчас надо? Важны ли эти вышедшие из строя генераторы и разведенные в разные стороны руки великих умов, когда они столкнулись лицом к лицу с первой и последней неудачной попыткой? Как странно получается, что далекая чуждая идея, так повлияла на жизни двух молодых людей, окончательно и бесповоротно их разлучив.

Мы возвращаемся к Стиму, дабы разделить его одиночество, проводить в последний путь.

По лицу юноши стекает слеза, оставляя за собой влажный след. Он начинает тихо говорить:

«Дамы и Господа, перед вами дитя современной технологии. Маленькая богиня из стали и пластика, спустилась с небес, дабы открыть нам дверь в совершенный мир паровой индустрии, помочь подняться на целую ступень эволюции человечества. Я - создатель, ее отец, отринув все возражения, спешу продемонстрировать Вам мой гений. Это маленькая кукла. Помимо простого механизма, я одарил ее чувствами и частичкой души,  оторванной от моей, Адамово ребро. По тоннелям ее тоненьких стальных жил течет моя кровь, а в груди стучит мое сердце. Заметьте, она может дышать. Имитация дыхания удалась мне при снабжении куклы легкими. В их качестве я взял меха для раздувания огня, конечно миниатюрную модель. Вместе с кровью от сердца, оно же является электрогенератором, к мозгу, поступают импульсы, несущие сигналы с необходимой информацией. Таким образом, кукла, как и любой другой ЖИВОЙ человек, имеет потребности, например: в питании, безопасности и даже сне. Ее организм состоит как из механических, так и биовеществ. При этом она обладает всеми пятью чувствами. Я снабдил ее голосовыми, слуховыми, осязательными и иными требующимися гаджетами.

Она заводится поворотом ключика на ее спине, пол-оборота по часовой стрелке. И поверьте, этого достаточно, чтобы малютка жила бесконечно долго. Я создавал ее ночами напролет, как дар возлюбленной и согласитесь, моя принцесса прекрасна.

На данный момент, несмотря на то, что она выключена, дитя познает мир. Она умеет читать и неплохо справляется  с иностранными языками. Что примечательно! она слышит вас, она видит вас.…

И Вы думаете, что я, повинуясь, зову алчности, кинусь с распростертыми объятиями к дожидающемуся награждению? Вы считаете, что я продам вам мое творение? Э нет! Вы заблуждаетесь. Посмотрите, что Вы сделали. Во что превратилась ваша гонка знаний и предрассудков. Пусть Мое знание умрет со мной.

А что до нее? - я подарил ей жизнь, а значит, она свободна…»

Он легонько поворачивает ключик и кладет ее перед собой на землю.

Послышался скрип механизма. Куколка подняла голову и сделала первый вздох, в этот же момент Стим выдохнул в последний раз…

…пробуждение было скованным. Наравне с нарастающей паникой из-за внезапной осознанности своего существования появлялись первые мысли: «где я?». Движения же не контролируемы и вразброс. Глаза куколки все еще были закрыты, но, несмотря на это она пыталась подняться. Впрочем, ей это не удавалось, и совсем неясно, почему она до сих пор не открыла глаза? Она пытается еще и еще, будто это цель всей жизни – встать, подняться на ноги, ощутить под собой твердую землю.

…падает.

Старается снова.

Падает…. Так хочется ей помочь, придерживая рукой, подвести к своему создателю, попрощаться. А что потом? Пустить все по течению, отвернуться и уйти.

Она посмотрела.

Первый взгляд - разрушение тьмы, что стояла перед глазами, преодоление всех страхов, которые только могли посетить. Вздернуты занавески в темных коридорах, открытый пугающе прекрасный и в то же время отвратительный пейзаж показался непонятным. Она принимает его должным, хотя встреча с окружающим миром отразилась смущением на лице маленькой «принцессы».

Куколка шагнула - ей удалось. Этого хватит, чтобы научиться ходить. Несмелый шаг – храбрый подъем на вечную лестницу своего развития. Вскоре она сможет все, перед ней открыты все возможности в мире.

«Принцесса» медленно поворачивает голову, и как не смешно это звучит, не понимает, правильно ли делает? Должна ли голова крутиться вообще? Руки перед глазами - маленькие изящные тонкие пальчики. Их пристальное изучение доводит до локтя, потом выше, она вертит рукой, внутри что-то или,… а вдруг кто-то? усердно скрипит, не давая покоя.

Кукла Стима легонько дотрагивается до своего носика и встречается с новым приятным ощущением. Нос почувствовал прикосновение пальца, палец носа, это ее обрадовало. Уголки рта  приподнялись вверх...

Мы, наблюдаем за ней, затаив дыхание, будто за маленьким ребенком, который делает неаккуратные шаги в этот враждебный мир. Вот… она замечает Стима.

«Ну же! Неужели ты его не узнаешь? Это он, твой создатель. Он умер, но подарил тебе жизнь. Он сделал это! Человеческий разум в неодушевленном предмете»,- кричим мы, надрывая горло изо всех сил, надеемся, что она нас услышит.

Однако «принцесса» не понимает кто перед ней, лишь что-то внутри нее, которое поддерживало, помогало дышать, заставляло биться сердце, сейчас внушало странные мысли: «Он так красив и кажется таким несчастным. Но в то же время, такое ощущение, что я его давно знаю».

Куколка бросила последний взгляд на умиротворенное лицо Стима, повернулась и направилась прочь...

 

Мы – заблудший путник или призрак, медленно развиваемся среди мрачных руин, о былом величии которых можно только догадываться.

Подобно крохотной пташке, перепрыгиваем из одного места в другое, путешествуем по воспоминаниям сожженного города и молодого мастера. Нас пугает увиденное, пугает та жуткая симфония смерти, которая слышится отовсюду, но больше всего страшимся своей безучастности. Иного выбора нет, нам остается только наблюдать.

Однако же, мы были свидетелями крайне удивительного и редкого явления, то было прикосновение самой жизни. Единственный след, который мог оставить после себя Стим – это жизнь, пусть в виде маленькой крошки-куколки, а ей предстоит пройти еще много испытаний.

Стоит ли смотреть дальше? - Ах, нет! Это уже совсем другая история.

Но я вам обещаю, она закончится хорошо.


Рецензии
Макс! Чаще смотрите Википедию.
"урбанистического городского" - это масло-масляное.
Мы – одинокий путник - мы, правитель всея Руси.
он понимал, что ее нет в живых, поэтому любым способом пытается - постоянное смешение прошедшего и настоящего времени.
Лежа на земле придавленный тяжелой колонной - и далее
Мы подходим - кто- мы?
Он быстро водит карандашом по плотной бумаг - придавленный колонной?
Дальше уже читать нет смысла. Нагромождение нелепостей.
Надо вычитывать хоть раз вслух.
Ну, нельзя же публиковать такое...
В.

Галущенко Влад   20.04.2011 00:54     Заявить о нарушении
Эмм Влад! Я все-таки советую ВАМ или дочитать или перечитать, вы немножечко не вникли. На самом деле все ясно как день. И не тут, а на Lavtore. Проза.ру - как черновик.
Но вношу ясность в трех словах:
Мы - это мы, созерцатель.
Он - это ОН!
Мы - путешественник во времени и пространстве. Находимся на Этой планете! Видим умирающего человека и смотрим его жизнь (об этом в тексте сказано). А вот то, что он там рисует и т.п. - как раз-таки и является увиденной картинкой прошлого. Не понимаю, почему вы не увидели этого в тексте, я же об этом писал.
Ну ничего страшного.

Максим Кутуров   20.04.2011 01:05   Заявить о нарушении