Остров Аскольд. Глава 3

     Петрович хорошо знал историю острова,  как настоящий хозяин, рассказывал о нем  много интересного: о золотоносном прииске, о питомнике пятнистых оленей, о башенной артиллеристской батарее. К ней мы сейчас и ехали. Дорога вынырнула из леса, и мы уже ехали по узкому гребню горного массива. По обеим сторонам располагались крутые откосы, а сама дорога была вымощена крупными булыжниками, на которых машину бросала из стороны в сторону. Было страшно, боясь прикусить язык, мы испуганно молчали и только прижимались друг к другу. А Петрович, как ни в чем не бывало, продолжал рассказывать историю строительства батареи. Неожиданно машина выскочила на вершину горы, и мы вскрикнули от восторга. Весь остров был, как на ладони. Мы находились в самой высокой его части. Остров высоко поднимался из воды, это была неприступная крепость. И здесь была построена в 1939г. мощная  двухбашенная батарея с подземными помещениями и ходами.  Строили ее политзаключенные, их привозили с материка, отсюда ни один не вернулся. Одни умерли от непосильной работы и истощения, других после окончания работы расстреляли. Об этом я ничего не нашла в интернете. Об этом узнал Петрович от свидетеля тех событий.

     Однажды к причалу бухты причалил катер. Его почтительно встречал тогдашний командир военного гарнизона. На берег высадились два  товарища в гражданской одежде, но все в них выдавало военных, и старая седая женщина. Следом  вынесли большой венок из живых цветов. Приезжие о чем-то поговорили, и командир приказал Петровичу отвезти их на кладбище. Женщина села рядом с водителем, мужчины сзади. Петрович не смел расспрашивать женщину, но поглядывал на нее украдкой. Она явно волновалась, руки судорожно сжимали сумочку, она оглядывала окрестности узнавающим взглядом. Петрович решил, что она здесь уже была раньше. Подъехали к кладбищу. Женщина велела сопровождающим ее мужчинам сидеть в машине, сказав, что она пойдет одна, а венок пусть несет водитель. К удивлению Петровича, старуха прошла мимо кладбища, она явно знала, куда ей идти. На небольшой поляне виднелся  довольно высокий холм, поросший травой. Здесь она и остановилась, и взяв из рук Петровича венок, положила его у подножия холма. А потом она тяжело опустилась на колени, и уткнулась головой в поросшую травой землю. Петрович деликатно отошел в сторону. Женщина что-то говорила и он уловил слова, - Простите меня, простите!-  Потом она долго рыдала, лежа на траве, Петрович боялся подойти,  тихо стоял поодаль. Наконец женщина затихла и сделала попытку подняться. Петрович подбежал к ней, помог встать, достал из кармана фляжку с водой, дал ей попить и слил на руки, чтобы она могла сполоснуть заплаканное лицо. Потом он усадил ее на поваленное дерево, ей был нужен отдых. Женщина долго молчала, а потом начала свой рассказ. Было видно, что ей надо было выговориться.

     В 1939 г. она, молоденькая девушка, закончила медицинское училище, и была призвана в армию. Место ее службы был остров Аскольд. Обязанностью юного фельдшера было оформлять документы на умерших рабочих, и иногда оказывать медицинскую помощь военнослужащим местного гарнизона. Но военнослужащим ее помощь редко требовалась, а вот документы на покойников занимали все ее свободное время. Лечить их ей не приходилось, да и видеть то же. Она знала, что все они заняты строительством подземных сооружений на вершине горы. И еще ей сказали, что это враги народа, и они искупают свою вину перед Родиной. А в конце 1939, начале 1940г.появилось захоронение вблизи местного кладбища. Сначала  была вырыта большая яма, все думали, что там будет построен дом, а потом неожиданно на месте ямы таинственно вырос холм. Слухи просочились, что там были расстреляны и закопаны рабочие-заключенные. Слух нашел свое подтверждение, когда фельдшеру принесли кучу бланков-извещений о смерти. Диагнозы были стандартные: сердечный приступ, воспаление легких, инсульт. И заполняя эти бланки, девушка  вдруг поняла,  что участь ее предрешена – ее уберут, как свидетеля, как только она закончит свою страшную работу.

     Однажды к ней в кабинет зашел молодой лейтенант, с ним они уже были знакомы. Разговорились, и девушка не выдержала, рассказала о своих опасениях этому парню. Он воспринял ее рассказ серьезно,  обещал подумать, как ей помочь. Через несколько дней он опять пришел и сказал, что ей надо бежать с острова, он знает, как это сделать. План был такой: у него есть друг, раз в месяц он привозит на остров продукты. Ночью надо будет ей пробраться в бухту и затаиться среди скал. Место это не просматривается ни с причала, ни с маяка. Утром его друг заберет ее на катер и отвезет к своим родным. Там ее спрячут, помогут получить паспорт и переправят в Комсомольск-на-Амуре. Там она затеряется среди молодежи и дальше уже, как бог даст. Так все и вышло.

     И вот все эти годы она жила под тяжестью вины. Рассказать она смогла свою историю только с наступлением перестройки. Она просила только одного – дать ей перед смертью покаяться на могиле погибших на Аскольде людей. И вот она здесь, теперь умирать ей не страшно. Она уверена, что прощение за грех соучастия в преступлении  она получила.  Молча они вернулись к машине, молча доехали до причала. Прощаясь, Петрович тихонько сказал, что он поставит на холме  крест. Старуха пожала ему руку и так же тихо сказала, - Спасибо, Бог тебя хранит.-  И они уплыли. Кто была эта старуха, как ее звали, Петрович так и не узнал.  Он показал нам этот холм, на вершине стоял дубовый крест. Он свое обещание выполнил.


Рецензии
И это только на Аскольде.А всего было построено в те годы несколько десятков батарей.И наверное никто не скажет,сколько народу загубили.

Станислав Сахончик   14.06.2012 12:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.