Соломоновы суды

               
               
Посредине сцены стоит высокое кресло в виде трона. На нем сидит СОЛОМОН.
По обе стороны кресла стоят два низких пуфа. По правую сторону от кресла стоит низкий круглый столик с гнутыми ножками, на нем кубок с вином.
               
СОЛОМОН

Предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом. Это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во все дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих. Только знай, что всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
               
Входит слуга.
 
СЛУГА

Мой царь, мой господин! К тебе пришли два мужа,
Решить никак они свой спор не могут -
Один кормил, растил и холил сына   
До двадцати годов, пока не умерла жена,               
Другой все промотал богатство – наследие отцово,
Ни с чем в края родные возвратился и тут узнал,
Что та жена, которую он бросил в ранней юности с ребенком, умерла.
Нет дома отчего давно, нет сада…
О сыне вспомнил он.
И чтобы хоть какой-то смысл придать бессмысленному бытию –
Начал искать  он сына. И вот нашел.
К тебе пришли они – один родной по крови,
Другой - который воспитал.
И уступать другому – каждый не намерен.
Реши их суд – по справедливости решаешь ты всякие дела.
               
СОЛОМОН
 
Одно такое дело помню я -
Как-то, пришли две женщины, и заявила каждая,
Что тот младенец, что на руках у стража – ее...
Велел я разрубить на равные две части ребенка,
И каждой женщине отдать по половине.
Той, жизнь которая просила сохранить младенцу, тот отдан был.
Посмотрим, выйдет что на этот раз.

Входят двое мужчин. С ними юноша.

ПЕРВЫЙ МУЖЧИНА - ОТЧИМ ( спокойно )
 
Мой господин! Недавно я потерял жену.
И тут явился первый муж отнять с намерением у меня и сына.
А двадцать лет назад беременною бросил он ее.
Его я воспитал, любил и холил, как своего…

ВТОРОЙ МУЖЧИНА - ОТЕЦ ( громко перебивая )

Да мало ль что? Он воспитал...
Подумаешь…
А самому родить не довелось?
Я понял все, раскаялся… Вернулся...               
Чтобы с родным по крови старость доживать.
Ты рассуди. Нет ни у кого такого права
Отцовских прав меня лишать.

СОЛОМОН

Но и того лишать отцовских прав,
Кто с самого рождения заботился о нем -
Нет права у меня. И потому…
Несите меч, и пусть получит каждый
Ту часть, что причитается ему.

ОТЕЦ

Рубите! И скорей отдайте мне часть мою.
Ходить оплакивать я буду на могиле сына,
И люди скажут скорбно : « То отец…»

ОТЧИМ

Нет!.. Царь, прошу…
Пусть уберут в ножны сей меч,
И забирает он ( указывает на отца ) живым РУФИМА (указывает на юношу).

Отчим подходит к Руфиму, обнимает его и рыдает у него на плече.

( Продолжает )
Прости меня, мой сын!
Тебя я предал…

РУФИМ

Отец!..

ОТЕЦ

Я – твой отец! Идем скорей со мной,
Я расскажу тебе о всех своих скитаньях,
А ты расскажешь мне!
 
Отец берет Руфима за руку и пытается его увести. Руки отчима падают с плеч юноши, одна его рука берет свободную руку Руфима , но отец тянет его к себе. Руки отчима и Руфима расцепляются. Отец усиленно тянет Руфима за правую кулису.

СОЛОМОН

Постойте!.. ( все замирают)
Юноша, хочу тебя спросить я,
По доброй ли ты воле готов идти за ним?
За тем( он указывает на отца), который первым был тебе отцом?               

РУФИМ

Его не помню я…
И сколько себя помню –
Он был отцом мне… ( указывает на отчима ),
И с ним я научился ходить и петь               
И складно говорить…
       
СОЛОМОН

Тогда ответь сейчас,
К кому благоволит твоя душа,
Чтобы решен был суд сей по всей правде.

РУФИМ

Его не знал я, ( кивает на отца ),
А тебя я знаю ( виновато обращается к отчиму )
И мне скорее хочется узнать,
Того, из чьей я сотворен был плоти,
И с кем меня зачала моя мать.

СОЛОМОН

Вот чудеса! Иное дело у мужчин.
И обратился я, и вижу, что под солнцем,
Нет, не проворным достается успешный бег,
Не храбрецам – победа и не мудрым – хлеб.
А достаются все богатства неразумным,
И неискусным –  всех расположенье…
Всему и всем одно - время и случай…

( Соломон машет рукой )

Идите все.

Отец с сыном уходят за правую кулису, отчим, опустив голову, за левую.

СОЛОМОН ( слуге )

Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.            Иной человек трудится мудро, со знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том . И это – суета и зло великое. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем – что одна участь всем – праведнику и нечестивому, доброму и злому, добродетельному и грешнику…
Человек не знает своего времени – как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так и сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них…

(указывает слуге на кубок)

Подай вина…

Слуга берет кубок и подносит его Соломону. Соломон берет его и отпивает глоток.
 
СОЛОМОН    

А вот, что я нашел доброго и приятного – есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог. Нет ничего лучше, чем наслаждаться человеку делами своими, потому что это – доля его. Никто не приведет его посмотреть, что будет после него.
Зови скорей Хирама! Нам душу будет веселить вино!
( поет )
Вино, вино, вино, вино, вино!
Оно на радость нам дано!
               
                (Занавес)
               

Комната, в которой за столом сидят Руфим с отцом.
 
РУФИМ
 
Отец! Мне, наконец, скажи, какого рода я и племени, а то
Мне мать моя сказала, что в веках все праотцы мои палаточники были.

ОТЕЦ

Ну, что ты! Прадед твой был виночерпием у самого Саула!
А сын его - твой дед, владел несметными стадами -
И пастухов было не счесть, не то, что стад!
(Мечтательно)Я помню, как в тени его садов резвился в детстве,
Вкушая с фиговых дерев плоды, их запивая молоком и мёдом!
То было время тучных яств и бурного веселья,
Под дробь тимпанов и танцы юных дев.

РУФИМ

А дальше что?! Отец?!

ОТЕЦ

(рассеянно) Дальше?..
А дальше наступила юность — пора мятежных чувств и дикого разгула...
Да-да, сынок, тебя предостеречь хочу я, чтоб понапрасну сил своих не тратил
На лжедрузей и лжеподруг тем боле — в их тенета попал, и пал я низко.

РУФИМ

Ну, а стада несметные, они где? И где сады, в которых ты резвился?

ОТЕЦ

(разочарованно) Стада...сады...
На откуп той любви, что была ложной,
Всё было брошено к ногам, чтобы сразить.
Я попросил отца своё наследство
Ещё при его жизни получить.
Он отдал мне...
Но вот прошло  пять лет  тревожных,
И был раздавлен я... и был почти убит...
Ту деву, что усыпал я камнями,
Сманил другой — пришелец иных стран -
Его дворцы прельстили её больше,
А мне был уготовлен яд.
Лишь чудом от него я спасся.

РУФИМ

Не мать ли то была моя?!

ОТЕЦ

О нет! Ну, что ты! Наоборот...
Меня толкнув случайно
Она тот яд на платье пролила,
А тут собака к ней её прильнула
И...тут же умерла...

РУФИМ

И что же дальше?..

ОТЕЦ

Что же было дальше?..
Женился в благодарность я на ней,
Но тут письмо пришло — от той беглянки...
Я бросил всё и вмиг запряг коней...
И больше не вернулся...
Нет, погоди, вернулся -
Похоронить отца...
Продав его последнее именье -
Своё я к тем порам уж промотал,
По зову черноокой египтянки
Умчался прочь, не медля, в след гонцу,
Не повидавшись с матерью твоею,
Словесно отпустив её к отцу.

Поверь, сынок, не знал я, что родился
Сын у меня, иначе...

РУФИМ

Что иначе?

ОТЕЦ

Иначе я б остался...
Лишь позже я узнал...
Ну, видишь, как хорошо сложилось всё в итоге!

РУФИМ

(разочарованно) Хорошо...
Да, смысла в том, кем были твои деды
Не вижу я, коль за плечами — ни-че-го!

ОТЕЦ

Как ничего, сынок?! А твои дети!?
Ведь им ты всё расскажешь...

РУФИМ

Про тебя?..

ОТЕЦ

Да, нет! Про прадеда и деда!

РУФИМ

Ну, хорошо, скажу, договорились,
Только теперь прикажешь делать что?

ОТЕЦ

Ты попроси часть своего наследства у отчима -
Нам многого не надо — хлеб, вино...

РУФИМ

Ну, да, я понял, ты сюда приехал,
Чтоб промотать наследство и моё!
А деньги кончатся?

ОТЕЦ

Сынок, как говорить так можешь?
Ну, виноват и каюсь я теперь,
Вернулся я к единственному сыну,
И ты закроешь предо мною дверь?

РУФИМ

Нет, не закрою, а наоборот открою
Ту, нашу дверь, с другим моим отцом.
Ты можешь к нам помощником наняться,
Пойдём к нему немедленно теперь!

ОТЕЦ

Чтоб я, да у палаточника в услужении?!...
Нет, никогда! Уж лучше есть песок...

РУФИМ

Ну, нет, так нет...
Просить наследства  у отца не буду,
Чтоб не убить его.
О чём ты попросил меня -  забуду,
Но буду помогать тебе, поверь...

ОТЕЦ

А жить будешь со мной?

РУФИМ

Нет, у него...
 
ОТЕЦ

Об этом ли мечтал?.. Да, ладно...
Живём на свете мы лишь раз всего...

РУФИМ

Нет, сказано в Писании, что восстанут
Умершие и выйдут из гробов.

ОТЕЦ

О! То - предания отцов!

РУФИМ

Хотел ТЕБЯ спросить я о наследстве...
Что МНЕ в удел оставишь после смерти,
Коль в воскрешение не веришь?
Вот, смерть пришла... И что?
               
ОТЕЦ

Оставлю память.
Пусть я беспутен был,
Но был отцом я...
Об этом помни.
А коль забудешь...

РУФИМ

Значит, им ты не был...

(в комнату заходит хозяйка)

ХОЗЯЙКА
(Кланяясь)

Хочу напомнить господину, что сегодня
К полудню срок оплаты выйдет.

ОТЕЦ
(бьёт себя по бёдрам)

Сынок, не ссудишь ли ты мне пять драхм?

РУФИМ
(достаёт из кармана монеты)

Да, дам, конечно,
А к пятнице я принесу ещё.

ОТЕЦ

(берёт протянутые деньги, отсчитывает, отдаёт хозяйке. Оставшиеся кладёт себе в карман. Хозяйка берёт деньги, кланяется, уходит).

Какое счастие, что Бог послал мне сына!

РУФИМ

Ну, наконец, о Боге вспомнил,
О ком учила мать меня с младенства...
Так лучше будем  говорить о Нём..

ОТЕЦ

Да, благодарить и славить
Его я буду вечно  за тебя.
(удовлетворённо хлопает себя по карманам)
Ну, что ж сынок, иди,
Коль ждёт работа,
И к пятнице я жду...
(спохватившись) Я жду тебя!
               
Руфим уходит, отец, напевая, наливает в стакан вино и поднимает его в след уходящему сыну.
               
                (Занавес)


Комната, в которой за столом, уронив голову, сидит отчим

ОТЧИМ
 
О, горе и позор мне!
Не сохранил я сына...
И что сказала бы жена,
Коли была б жива?...
Позор... позор Азору...

Входит старик с большим отрезом ткани.

СТАРИК

Азор! Себя ты понапрасну бичуешь...
И сына ты лишился — жизнь сохранив ему...

АЗОР

Его я предал...

(в комнату вбегает Руфим, кидается к нему в объятия).

РУФИМ

Отец! Прости меня! Тебя Я предал!

(Прод.следует)


Рецензии
Хороший рассказ!

Зубаир Османов   13.09.2012 13:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.