Отлично, Константин
Первый канал – значит самый главный. Государственный. То есть он, как бы уже по определению, должен быть проводником государственной политики. Этот канал должен печься о моральном состоянии общества и указывать на общественные цели, к достижению которых мы должны стремиться всеми нашими силами и душой. Все это означает, что глава канала должен осознавать всю ответственность, возложенную на него. Он не может не понимать, что каждую секунду изображение, посылаемое в эфир, должно способствовать укреплению государства, подымать моральных дух жителей огромной страны, образовывать телезрителя и воспитывать его.
Глава канала – Константин Эрнст. Ему стукнуло 50. Дата! Вот, видимо, это и послужило негласным поводом для визита Путина в студии Первого канала. И мы увидели, как Генеральный директор канала со знакомой нам вальяжной осанкой, только что руку свою по привычке не держа в кармане, водил по навороченным и набитым всякой видеотехникой студиям главу правительства.
Его гость - это в глазах всего мира человек, держащий в реальности бразды правления страной. Эрнст рассказывал внимающему с серьезным видом нашему Самому Главному, как им всем здесь хорошо работается в полном осознании возложенной на их канал миссии информировать, просвещать, а еще и развлекать население всего обширного пространства нашей страны.
Очень важная миссия. Без всякой иронии. Они все эти труженики эфира, от уборщиц до его самого, главного телебосса, работают здесь, не покладая рук, ради удовлетворения духовный и прочих запросах нашего народа. Вальяжный хозяин это все прекрасно понимает, как понимает и то, что Путин не чайку зашел к нему попить. Его визит – событие знаковое. И это знак одобрения всего того, что твориться во всех навороченных студиях. Его надо понимать так: «Правильной дрогой идете. товарищи.»
Когда-то Вознесенский поэтически назвал останкинскую телебашню телешприцом. Поэт был, конечно, прав. Потому что посредством этой исполинской иглы впрыскивалась нашему населению совсем в недавние годы известная идеология, бывшая основой основ всего нашего существования. Эта идеология императивно указывала нам направление нашего исторического развития, определяла, каким должен быть весь кодекс нашего поведения, да и вообще весь образ наших мыслей.
И понятие об «облико морале» тоже диктовалось нам всем с кончика уходящей в облака иглы. Каждая живая картинка рисовалась во всех замечательных студиях и рассылалась затем ко всем потребителям нашего отечества в строгом соответствии с доминирующей идеей. Никакой другой идеи даже и намеком не позволялось вторгаться в творческий телевизионный процесс.
Хорошо это? Плохо. А еще хуже то, что известную всем идею вкладывали нам в мозги чаще всего самыми кондовыми, а иной раз и просто маразматическими способами. Тот, кто жил в это еще недавнее время, понимает, о чем я говорю. И они эти способы и методы и не могли не вызывать протест. И вот пришел момент, когда в перестроечном зуде скинули идею, а вместе с нею и всю обрыдлую власть.
И что же получили взамен? Как свежо еще предание. Как хорошо вспоминается без всякого напряга, с чего все начиналось. А начиналось все с приснопамятного «Взгляда». Взлет самого Эрнста к нынешним высотам властителя телеэфира начался именно с этой площадки. Ах, какая была передача! Каждый выпуск – глоток свежего воздуха. Сколько захватывающих сюжетов.
Сегодня почему-то мне вспомнится особенно один. Речь в нищающей стране шла о половом воспитании подростков. И мы познакомились на деле, как это происходило в какой то неведомой школе. Увидели, как одна школьница по виду совершеннейшая отличница-ботаничка натягивает заученным, тренированным движением презерватив на известное место своему однокласснику, полному обалдую, в полном его томлении восторга. Как будто без этой волнующей воображение демонстрации залетевшие школьницы всей страны и не знали ничего о резиновом изделии номер два.
Какими же мы были наивными. Для тех, кто запускал этот сюжет в эфир, негласной целью было пробить брешь в заскорузлом сознании народа. Показать, что такое на самом деле свобода. Грубо и образно говоря, нам хотели сказать, что вот вся Европа без всякого стеснения и в полном раскрепощении чувств и свободы давно сидит без всяких комплексов на нудисткий пляжах, а мы тут все еще с «обликом морале» тащимся. Ну и понятно, после такой назидательной демонстрации брешь пробили.
А дальше - больше. «Демократы» нагло захапали весь эфир, радио и телевидение, и близко к нему не подпускали никакую оппозицию. И тиранически властвуя, заставляли слушать только себя. В какую кнопку не ткни – везде только они. И только одни они. И что самое удивительное, к останкинской башне не подпускали не просто какую-нибудь бомжевато-маргинальную компанию. «Демократы» лишили слова народ. Во всяком случае, самую большую и самую пострадавшую от их экономических упражнений часть.
Вот болтунам-говорунам, и всяким там клоунам – брехунам, а еще и всяким игрищам, всех до единой слямзинных с западных образцов, это, пожалуйста, нате вам и прайм-тайм, и огромные куски этого самого эфирного пирога. Приятного аппетита. Да чего там. А сколько еще и разной-другой разлюля-малины, да «клубники» и все «про это», нам подали в стремлении привить нашим заскорузлым мозгам понятие о свободе. Насыщаетесь, дорогие россияне.
И вообще, все, что из-за бугорья, думали вставшие в пике «гласности» к кормилу власти на TV, это по определению хорошо. Потому что там, не в пример нам, жить умеют. Это даже и не обсуждается. Один телебосс так простодушно и объяснил, что интеллектуалы и сами дождутся своих передач в поздний час. Никуда не денутся. А вот массовке - только Поле-чудес. Потому как вся страна в этот час - это сплошь необразованные дураки, севшие на это самое поле, поднимая в поднебесье прибыльный рейтинг, от которого и кормится все телевизионное братство.
Этим брателам или браткам от TV, озабоченным подъемом рейтинга, и ни в коей мере падением морали и интеллекта зрительской массы, живется очень хорошо. Они встроились в рыночную экономику. И им до нас, как нам всем от Земли до Луны. Ожидание Чуда со всеми подарками «в студию» не нуждается в морали, да и ума не требует. Словом, демократия только и может таким скотским образом проявляться на телевидении.
На телевидении очень быстро поняли, что в условиях рыночной экономике их телепродукты тоже имеют свою цену. Где товар - там и цена. Весь вопрос в том, кто определит цену. Ну это совсем просто. Вот телезритель и определит. И чем товар востребованней, тем выше цена. И открыли шлюзы всему тому, что может привлечь зрителя. А нужно рассказывать, что нас всех привлекает? Не нужно. Это и так ясно по умолчанию. Но только стесняются открыто об этом говорить. Ну и ринулся зритель на «поле чудес» Массовому зрителю духовные изыски не нужны. «Библейский сюжет» и «Третьяковка – дар бесценный» - это не к нам, рассуждает Эрнст. Это на «Культуру». А вот «Кто хочет стать миллионером», «Ни бе, ни ме, нехило», про всякую там жратву со «Смаком», да еще «Пусть говорят» с его истеричными домохозяйками, это как раз к нам. Милости просим. И как вы думаете, у каких передач рейтинг выше?
Шприц, где стоял, там и остался. Только наполняется сегодня он совсем другим содержанием. Как и в былые годы, новое содержание определяет направление мыслей и настроение всей страны. Кто бы мог представить себе, как все отсюда же с кончика иглы забьет однажды мутный поток, к которому будет припадать в поисках забвения и развлечения все наше население. От Балтики до Камчатки. И ясно, что набор рассылаемых живых картин и все их разноцветье будет определяться тем, кто крепко в кулаке держит эту шприц-иглу, направленную в небо.
Однажды в полном осознании цены вопроса и важности владения сим чудесным рукотворным источником, в октябре 93 года в ожесточении сердца пришла сюда многочисленная толпа в возмущении от творимой в стране несправедливости. В полном ощущении своего права заявить и о своем существовании. В глазах этих людей исполинская башня выглядела волшебной дирижерской палочкой, которая в умелых властных руках способна заставить всю страну слушать и настраиваться на одну, сочиненную на самом верху, мелодию.
Эта мелодия может вдохновенно звать в чудную даль, наполнять сердца высокими чувствами, соединяя души отдельных людей в единую очарованную душу всех его слушателей. Воспитывать ощущение принадлежности к единой стране, к одному народу. Но благодаря ей же мы можем услышать и другие звуки, срывающиеся в поднебесье с конца железобетонной иглы, которые будут наполнять наши души одними помоями.
*****
Вы помните, что сделали с этой толпой? Расстреляли. Больше 50 трупов наваляли. И это только по официальным данным. Новые кремлевские мечтатели действовали совершенно по ленинскому завету с поправкой на время. Теперь нам могли бы сказать, что «каждая демократия стоит чего-нибудь только тогда, когда она может защищаться. Защитились1 И духу хватило. Перешагнули через трупы легко. Это вот только у гнусных гекечипистов не хватило духа с их дрожащими руками.
Сегодня, что бы там ни говорили, эту грандиозную дирижерскую палку продолжает держать тоже одна рука, выхватившая ее некогда из другой слабеющей и немощной руки. И если в прежней песне слышался марш коммунистических бригад, то отныне наша освобожденная душа будет радостно петь про «всяко-разно, лишь бы не заразно».
Да, отныне глупая страна будет слушать мелодию, которую исполняет весь цивилизованный мир. Правда, при случае эта волшебная дирижерская палочка может превратиться в жесткую розгу, хлесткий шпицрутен, который нещадно издевательски лупит всех, кому еще не надоели колыбельные, «навивающие сон золотой». Отныне держать этот властный инструмент будет разрешено только свободным, демократическим рукам. А иным «нечистым» рукам даже и прикоснуться к ней будет запрещено.
Да, запрещено. А потому, что слишком долго и жестоко старались подчинить нас диктату одной песне, той самой, что «зовет и ведет нас вперед». Завела, как всем понятно теперь, совсем не туда, куда так хотели. А звала она нас «далеко, далеко за море». А что там? Ведь так хотелось узнать. Да и сейчас хочется. А там « везде "человек человеку надежный товарищ и друг». А еще «все дети там учатся в школе и славно живут старики»
И что же здесь плохого? Разве не об этом мечтал человек с тех пор, как он сознанием выделился из животного мира? Не туда пришли? Или не туда пошли? Или не так пошли? А куда же и как идти? Ну, а пока не выяснили, споем другие песни. Послушаем такой замечательный ансамбль сопливых сирот, со всем их десятком клонов, чесом скребущих обширные просторы отечества. Аромат их «Белых роз» одурманил все легкомысленное подрастающее поколение. Девочки плачут от сентиментального напора сиротинушек, рубящих беззастенчиво бабло целыми мешками.
А ведь еще так недавно наши детишки наивно и целомудренно распевали « от улыбки хмурый день светлей». А теперь? Какие там «Взвейтесь кострами, синие ночи». Бред какой-то, детский сад. Теперь споем про «злые морозы, сгубившие розы». А упитанный сиротка на эстраде жеманится и весь заходится в экстазе от визга девочек подростков в полном бурлении гормона в юной крови. Этим несчастным мнится в сладостной истоме, что это не засыхающую розу у морозного окна, а ее « у всех на глазах он целовать и гладить готов».
Мы все пели и верили, что «владыкой мира будет труд». И эта мысль нам казалась наисправедливейшей. Труд, а что же еще? И что ему можно противопоставить? Какую другую вещь? Какую другую песню петь нам сегодня? Ответ вот он. Его и искать не надо. Он просто вопиет со всех широченных рекламных щитов. Он нагло лезет во все щели нашего сознания и подсознания. Сейчас он определяет все наше движение по жизни. Ответ этот - деньги. Мы говорим о душе лишь для души, да в редкие моменты, когда вдруг задумываемся о вечности духа и конечности бренного тела, которое однажды рассыплется в прах.
А вот во все остальное время жизни, мы только и думаем о потребностях бренного тела, того самого, что прахом станет. И нас с помощью все той же башни уже почти убедили, что какую же глупую и наивную песню распевали. И слова в ней совсем для наивных, романтических, легковерных дураков. Потому как все в жизни совсем не так. И жизнь наша общественная и всякая другая только и может не умереть и развиваться лишь при главном условии - мир должен быть несправедливым. И владыкой мира должен быть вовсе не труд. Владыкой мира может быть только торгаш и вор. Да, вор.
*****
Теперь все уже устоялось и утряслось. И все стало привычным. Посмотрим самое массовое издание с программой передач нашего телевидения. Издание так и называется «Телепрограмма». Одно слово – желтое телевидение, ну и желтая обслуживающая его пресса. Посмотрите на обложку предпоследнего номера. Она одна уже скажет все! На ней крупными буквами такая максима: «Звезды не должны раздеваться бесплатно». И никакого шока. Никто не возмущается. Зачем? Все стало нормально. И еще крупным планом видим на той же обложке и автора этой чудесной максимы. Блондинку. Несостоявшуюся жену «стареющего олигарха», нашедшую свое счастье на телевидении.
Телеведущая нескольких программ. А еще она нам рассказывает про наше недавнее прошлое в телепроекте с бодрым название «Какие наши годы». Являет она себя на этом проекте в красном броском платье и с таким глубоким декольте, что я со страхом смотрю, как бы у нее не вывалилось ее не малое пышное хозяйство из-под алой материи. Хотя вероятно именно за это в полном соответствии с ее максимой она и получает очень не маленькие деньги от своего телебосса.
Но главная фигура в этом кино, несмотря на всю ее природную сексапильность, не она. Главный - гламурный подонок с глуповато-хамоватой улыбкой на устах. Он нам рассказывает про наше прошлое. Рассказывает увлеченно, с радостным блеском в глазах. И возможно было это очень даже интересно, если бы меня не покидало все время ощущение, что Парфёнов с присущими ему ужимками таким изысканным стебом проходится по лично мне очень дорогому. У меня такое ощущение, что он взял в руки такую лупу собственного изобретения, сквозь которую он нам хочет показать то, как это мы жили в те далекие 60 годы. И даже не лупу, а какое-то мерзкое стекло. Мне противно. А как вам?
Вот, например, он нам решил всем поведать про трагедию в Новочеркасске. Все начинается с того, как он нам показывает поход возбужденной толпы к Горкому партии. Показывает более чем своеобразно. Он сам идет впереди толпы ряженых и несет портрет Ленина, почему-то украшенным какими-то дурацкими цветочками. Видимо, именно так со всей его художественной фантазией он хотел передать весь трагизм той далекой истории. Более пошлую и безвкусную мизансцену трудно себе вообразить. То, что он своим таким актерством оскорбляет, прежде всего, жертвы той трагедии ему и невдомек. Ну подонок, что и взять с него.
В той же передаче, посвященной исследованию 62 года, один из эпизодов посвящен еще одной теме. Одной из самых главных, по мнению подонка, в то время. Образцовому стандарту женской антропологии. В качестве образца взята, разумеется, всем известная американская дива. А к этой теме пристегнули и еще один вопрос, тоже начинающий по его же мнению будоражить в то время всю нашу общественность. Употребление противозачаточных таблеток. Вот кроме этого и поговорить было не о чем. Но это еще не все. Знаете, кто внимает этому разговору про таблетки и сексапильность, кто главный слушатель из всей многочисленной толпы ряженных. Это три сидящие в первом ряду на лавочке девчушки, одетые в школьную форму тех лет и еще в какие-то необыкновенные синие широкие береты. Старшей не более 10 лет. Это вот, прежде всего, им и про сексапильные формы Мерелин Монро и про таблетки. Чудны дела твои, Господи.
*****
Хотя, повторюсь, чему же удивляться? Особенно после сериала «Школа», показанный все по тому же Первому каналу. А кто продюсировал сей «шедевр». Как кто? Сам Константин Эрнст и продюсировал. Сериал вызвал скандал. Содержание фильма возмутило даже патриарха, олицетворение нашей нравственности. Плевать! Ну не отменять же рейтинговый продукт. Да и бабули надо отбить. Заботливо проплаченный гендиректором сериал, просто сдвинули на другое время.
А кто снял сериал? А одна такая девица-оторва, бывшая крутая двоечница. Вы рожу-то ее видели? И семейка у нее еще та. Папахен, например, только официально был женат 12 раз. Сию оторву зачал с шестой или седьмой женой. Сам не помнит. Ну и какое «кино» могла она нам снять про эту самую ненавистную ей школу? Оторва показала ошарашенным дорогим телезрителям школу такой, какой она ей и представлялась.
А ее почитатели во главе с Эрнстом нам утверждают, что, наконец-таки, нам поведали всю правду о школе. Надо полагать так, что «В доживем до понедельника» все было неправда. Что же скрывать. Он видимо прав. Потому что и в выгребной яме можно найти свою правду. И даже со вкусом, смаком и живописностью ее представить. Эрнст со своей протеже ****ью-оторвой, начавшей некогда со съемок порнофильмов, действовали по методу, описанному Высоцким. Помните, «Клуб на улице Нагорной стал общественной уборной». Вот и школу нам подали как… Да что говорить. Сами, небось, все видели.
Но только я смею утверждать, что все это неправда. Поскольку сам к школе имею непосредственное отношение. Но главное даже и не это. Вот я представляю себе хорошую добрую, наивную, чистую девочку, получившую с экрана такой убойный «воспитательный» заряд. И о чем она должна думать, посмотрев все такое про «это». А это легко предсказать. Она будет думать приблизительно так: «Да что же это такое! Вот она - правда жизни. Вот как нужно жить, как говорить, да и вообще вести себя. А я тут все со своим целомудрием сижу. Давно уже пора трусы снимать»
Кому скажем спасибо? Кому же, как не гендиректору Эрнсту. Да ему уже и сказали спасибо. И вручили даже золоченую статуэтку Тефи. От всего, как говорится, телевизионного братства. Статуэтку за эту самую «Школу». И он ее взял
Разумеется, Гендиректор и замечательный продюсер без внимания за такие проекты со стороны правительства не остался. За такое телевидение Эрнст получил к юбилею орден. «За заслуги перед Отечеством». За заслуги, понимаете. Нормально, отлично Константин. Поаплодируем. Будем смеяться? А, может, поплачем?
P.S. Примерно в те же сроки случился на телевидение еще один юбилей. Еще более важный. 60 лет Гендиректору канала Культура. Премьер по этому случаю не посчитал нужным посетить этот канал.
Свидетельство о публикации №211022701829
И что делать?
Что-то тревожно. А порой просто страшно.
Спасибо!
С добрыми пожеланиями,
Алевтина Крепинская 03.02.2016 19:43 Заявить о нарушении