Гордон, Гимбутас, Иванов, Фрай

От редакции: оборзеватель Вадим Левентик, к сожалению, не имеет пока возможности рецензировать еще не изданные, или только что изданные, книги (их нам просто не присылают), однако же идея его (взамен сахерных новинок) предложить нашим читателям поездку подлиннее хороша. Читайте эти книги именно в том порядке, который предложен газетой. Мы гарантируем: вам будет над чем поразмыслить, когда вы закроете последнюю страницу последней отрекомендованной здесь книги. Чудесное послевкусие чего-то большего, чем просто еще четыре корешка на вашей книжной полке, а может быть, и подсказка вашим собственным запутанным мыслям.

“Арийцы: исследование индоевропейских корней”
Автор: Чайлд Гордон
Переводчик: И. А. Емец
Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

Чайлд Гордон написал эту книгу в начале расцвета своей карьеры успешного историка, археолога с мировым именем. Для разгоряченного чтения в пылу страны такая книга подходит просто превосходно: автор неспешно раскрывает перед ним картину расселения протоиндоевропейских племен в мире, который будет ими завоеван.
Возвышение индоевропейцев рядом с китайским, африканским и латиноамериканским демографическими взрывами сейчас уже не видится беспросветно определяющим, но для начала 20 века оно чаровало молодого Индиану... (уупс, Гордона). 
Созданный в атмосфере напряженного межвойнаго времени труд «Арийцы: исследование индоевропейских корней» (The Aryans: A Study of Indo-European Origins, 1926” залил, так сказать, в фундамент антифашизму изрядно, ибо признал ура-исследования некоторых своих германских коллег не весьма соответствующими действительности. А вот “нордическую” теорию, что, мол, арийцы никогда никому ничего не проигрывали, он нежно поддерживает, за той лишь разницей, что не признает за германскими племенами право первородства.
Славный вывод по итогам исследования о предположительно южнороссийском происхождении протоиндоевропейцев, тактичный слог ученого мужа и не лишенная эпического напряжения история миграции народов и племен индоевропейской, так сказать, семьи, в глуби времен (насколько это обозримо), выписанная широкими и проработанными связями научных исследований: археология, история, языки, мифы.
Труд вошел в число свай, на которых автор позже обосновал понятие “Неолитическая революция”.

“Земля - сортировочная”
Автор: Иванов Алексей
Издательство: Азбука, 2006 г.

Самые ранние из доступных повести сегодняшнего классика, историка Пармы и Всея Руси Алексея Викторовича Иванова. Буйные фантазии юного автора и знакомая всепроникающая  манера изложения. Иванов глубоко вгрывается в мозг и сразу на наднациональном  уровне. Простые вещи у него становятся артефактами, а нормальные человеческие значения Этноса, Пути и Победы прирастают какими-то прямо магическими подробностями. Это, без сомнения, мог бы написать сын Аркадия и Бориса Стругацких.
Сборник состоит из четырех очень разных повестей, которые весьма связаны, однако, воображением автора. И если начинается книга протопионерским хитом “Земля-сортировочная”, где много беготни-суеты, иронии (пришельцы якобы замаскировались в крохотном городке, затерянном как в пространстве, так и во времени Советской Империи, где самогон и единственный на город участковый, а спасает все и вся главный герой - подросток-шельмец-хулиган), то следующие читаются со все возрастающим вопросом - сам ли Иванов составил их в таком порядке - сначала боевичок земной-пионерский (уже упомянутая “З-с”), потом мистерия чуть ли не в стругацком Лесу, разросшемуся и подступившему уже до стен НИИЧАВО (“Победитель Хвостика”) - и - резко, вверх, к звездам, сначала опять же в виде такого развлечения с пером (“Охота на Большую Медведицу”) опять о пионерах, в коротких штанишках побеждающих злобных космопиратов.
На четвертом тексте хочется остановиться подробнее, ведь “Корабли и Галактика” это, по сути, ивановский изящный формуляр, ответ на “Город и звезды” Артура Кларка, что лишь вдыхает гордости за наш язык и мужиков наших, у которых воображение не стеснено. 
Там, где у Кларка плененный самим собой Город - у Иванова - Галактика. Он уже забывает, кажется, и о Земле вовсе (планеты в повести нет), да и о людях даже (герои повести - прежде всего - цивилизация Кораблей), но не может забыть почему то о патриотизме, вере в любовь, готовности биться с другом спина к спине (пусть вас только двое против полчищ Зла) и пробиваться, да хоть через тысячи Галактик, к правде. И побеждать. Только побеждать.   

“Славяне. Сыны Перуна”
Автор: Гимбутас Мария
Переводчик: Ф. С. Капица
Издательство: Центрполиграф, 2008 г.

Не менее (по мнению феминисток, так и даже более) значимый для мировой исторической науки вклад в исследование индоевропейских корней человечества сделала Мария Гимбутас. Ее тексты, как сугубо научные, так и популяризированные, произвели, без преувеличения, революцию в понимании цивилизацией своих индоевропейских корней.
Последовательный продолжатель Чайлда Гордона, Гимбутас многократно, опираясь на более современные возможности, усилила комплексный метод англо-австралийца, и, сопоставив более продвинутые данные исторических, лингвистических и археологических исследований за многие труды свои воссоздала из миллионов деталей впечатляющий индоевропейский Миф.
Не Миф-сказку, а Миф-реальность, где как жывые из курганов и ям перед читателем встают личности, герои, цари.
Супер-знания Гимбутас, конечно, так и не отвечают на вопрос, который и Чайлд ответствует как неразрешимый: откуда вообще есть пошли протославянские племена, признаваемые обоими авторами прародителями народов Европы, Индии, Ирана и России. Тем не менее, тему автор раскрывает.
Множество дельных и детальных иллюстраций развлекут читателей с воображением, остальным интеллектуалам будет просто приятно благодаря интеллигентному слогу высокообразованного историка.


“Как творить историю”
Автор - Стивен Фрай
Перевод: С. Б. Ильин
Издательство: Эксмо, Фантом пресс, 2010

И - странная вещь, несмотря на расстояния, как физические, так и интеллектуевые, от России до Британии, уравновешивает Алексея Викторовича именно Стиви Фрай взбаламошной полуфантастической историей о том, как творить историю. Надо отметить, что все упомянутые сегодня авторы с историей на короткой, думается, ноге, профессиональной и короткой, и занимает их история внутрь, в нормальном ее понимании - история того, что случилось. А Фрай, наоборот, получается, на длинной - однако же, думается ему о тех же глобальных проблемах, но уже как бы навыворот - здесь история того, что могло бы случиться.
Герой книги - молодой и дико романтичный историк Янг, который так и не закончит свою диссертацию о детстве Гитлера. Но не по причине отвращения к объекту исследования, не из-за трудов на государство, а потому как он Гитлера просто уничтожит (роман, как уже сказано, фантастический). Параллельная история в исполнении Фрая довольно забавна и читается действительно легко. Половину книги герой готовится исправить прошлое (исключив Адольфа из истории), страницы за четыре исправляет; вторую половину мучается от содеянного - получается только хуже.
Германоарийцы и без  Адольфа начинают свой коричневый марш, герой оказывается в Америке, запрещающей геев и обнаруживает, что и сам (пока летел оттуда сюда, видимо) поменял (а может быть, просто осознал?) свою сексуальную ориентацию. Вот такая и выходит странная книга - то ли поиск своего собственного предназначения, то ли попытка действительно понять, нужно ли влипать в историю, и чем за это можно поплатиться.


Рецензии