Март-1941 70 лет назад

МАРТ 1941 ГОДА: 70 ЛЕТ НАЗАД

Николай СТАРОДЫМОВ

Март 1941 года… Приближалась мировая бойня, надвигалась, и всё явственнее это чувствуется из документов той поры. То есть она, конечно, уже шла, но только две главные военные силы Земли того времени ещё не сцепились между собой  в смертельной схватке. В целом же – размежевание и формирование международных блоков продолжалось. Всё меньше оставалось на карте мира островков, не охваченных военной лихорадкой.
Взбурлили россыпью военных конфликтов извечно неспокойные Балканы… Ширилась война на океанских просторах… В Берлине продолжали увлечённо делать выкройки для необъятной шкуры русского медведя – ещё не убитого, но, по убеждению гитлеровского окружения, уже обречённого… Готовились к грядущей войне и в нашей стране, хотя, как показали стремительно накатывавшиеся дальнейшие события, подготовка эта должна была осуществляться несколько иначе… На этом фоне последствия принятия в США закона о ленд-лизе навряд ли кто в Европе смог оценить в должной мере…
Но прежде, чем мы вернёмся к событиям 70-летней давности, несколько оговорок.
Когда долго и тщательно готовишь материал к публикации, постоянно вносишь в него изменения – что-то добавляешь, что-то, напротив, вымарываешь. В результате порой случаются досадные ошибки – как известно, худший враг хорошего это стремление его улучшить. Да и опечатки случаются – сколько ни вычитывай тексты, что-нибудь да проскочит… Когда десяток раз перечитываешь один текст, ляпсусы уже не замечаются, проскакивают мимо внимания. На одну такую ошибку, допущенную в материале о событиях февраля-41,  мне указали – я благодарен за это и приношу извинения читателям. Конечно же, воинское звание германских флотоводцев называлось «гросс-адмирал». Названный в предыдущих публикациях Карл Дёниц на описываемый момент являлся командующим подводным флотом германского ВМФ и имел чин вице-адмирала… Что характерно: на данную явную неточность, допущенную автором, читатель указал предельно корректно; в другом же случае, другой уже читатель, не вникнув толком в суть дела, вовсе уж не по делу набросился на автора с довольно бестактными нравоучениями. Как это наглядно характеризует внутреннюю культуру человека!.. Тем не менее, за указание на неточности – всем большое спасибо!
Итак, март 1941-го.
…Недавно по телевидению показывали интересный документальный фильм о знаменитой прорицательнице Ванге. В частности, шла там речь о таком эпизоде. Как-то зимой 1941 года в селе, в котором в то время жила маленькая Ванга, женщины обсуждали планы на весну. Тут будущая пророчица и высказалась в том духе, что будет война и всем этим планам не дано сбыться… Это стало первым официально зарегистрированным предсказанием Ванги.
Та весна на Балканах началась и в самом деле очень бурно.
1 марта к т.н. Пакту трёх держав (Германия–Италия–Япония, иначе «Оси») присоединилась Болгария – соответствующий документ в Вене подписал премьер-министр Богдан Филов… Невозможно удержаться от реплики. Общеизвестно, что Болгария обрела независимость во второй половине XIX века исключительно благодаря всесторонней помощи со стороны России. И с тех пор и по сей день София постоянно оказывалась в военных блоках, направленных против нашей страны… Но это так, к слову… До того к упомянутому Пакту уже присоединились Румыния, Венгрия, Словакия. На территорию Болгарии тотчас были введены германские войска, на аэродромах разместились самолёты люфтваффе. Скоро их используют для вторжения в Грецию и Югославию.
О Югославии нужно сказать особо. Поначалу ситуация здесь развивалась в благоприятном для Берлина русле. 25 марта белградский премьер-министр Драгиш Цветкович по примеру своего болгарского коллеги также подписал документ о присоединении к «оси». Однако через два дня группа оппозиционно настроенных военных совершила переворот, в результате чего королём стал юный Пётр II Карагеоргиевич. Это оказалось на руку Великобритании и Греции, а потому Гитлер отдал приказ о подготовке вторжения в Югославию.
В ряде исторических исследований встречается мысль, что как раз изменение ситуации на Балканах, а именно переворот в Белграде и последовавшие за ним боевые действия в Югославии, вынудили германское руководство перенести срок нападения на Советский Союз с середины мая на конец июня. Что ж, быть может, и так – сейчас со стопроцентной уверенностью утверждать или опровергать такое утверждение невозможно. Как бы там ни было, а нам в той ситуации каждый месяц дорог был!
Но и это ещё не всё. 9 марта итальянские войска начали наступление из Албании на Грецию. Однако оно успех принесло незначительный и скоро остановилось. Не помогла даже инспекционная поездка, с которой прибыл в войска дуче Бенито Муссолини!.. Только один показатель: в тех боях итальянская армия потеряла 60 боевых лётчиков из 130!
Как уже сказано, к границам Эллады начали подтягиваться союзные Италии германские дивизии. В этих условиях премьер-министр Греции Александрос Коризис согласился наконец на ввод в страну 58-тысячного союзного английского экспедиционного корпуса. Впрочем, по этому поводу Уинстон Черчилль выразил скепсис, сомневаясь, что данная запоздалая мера могла оказать существенное воздействие на ситуацию в регионе.
Правда, следует оговорить, что в некоторых документах имеется информация, что и германские войска в Болгарию, и английские в Грецию начали вводиться ещё ранее названных дат. 
Как бы то ни было, и до того сложная ситуация на Балканах запутывалась всё больше.
Наверное, есть резон коротко рассказать о деятельности в регионе советской разведки. Германский посол в Турции в тот период Франц фон Папен в своих мемуарах впоследствии давал ей очень высокую оценку, считая софийский разведцентр лучшим среди всех остальных аналогичных структур Москвы. В означенный период резидентуру возглавляли Иван Дергачёв и Леонид Середа; а приняли они её у замечательного нашего разведчика Александра Бенедиктова. Они сформировали мощную разведывательную сеть, в которую входили генерал-майор в отставке Владимир Заимов, писатель Крыстю Белев, адвокат Александр Пеев, дипломат Янко Пеев, и даже член Высшего военного совета, начальник отдела Военного министерства Болгарии генерал-майор Никифор Никифоров, ряд других активных антифашистов. Многие из них позднее были разоблачены и казнены, не дожили до общей победы над гитлеризмом. Именно по этой линии пришла в Москву информация о том, что Турция нападать на СССР не будет.
В Венгрии советским резидентом служил Николай Ляхтеров. В Румынии разведкой руководил Григорий Ерёмин, который сумел привлечь к сотрудничеству немецких дипломатов супругов Курта и Марту Велькиш, а также венгерского журналиста Немеша.
Продолжалась война и в Атлантике. Под датой 22 марта в отчёте верховного военного командования Германии записано: «Командующий флотом адмирал Гюнтер Лютьенс сообщает в качестве командующего соединением линейных кораблей об успехе, достигнутом в ходе длительной операции тяжёлых боевых кораблей в Северной Атлантике. Потоплено в общей сложности 22 вооружённых торговых судна общим водоизмещением 116 тыс. т.». Это сделали два германских боевых корабля, прошедших Датским проливом 4 февраля  1941 года.
Ну а теперь вернёмся к ленд-лизу. Соответствующий закон президент США Франклин Рузвельт подписал 11 марта 1941 года. Об этом документе и о том, как он реализовывался, прекрасно известно каждому, кто хоть немного интересуется военной историей, а потому останавливаться на нём вряд ли целесообразно. Хочется обратить внимание только вот на какое обстоятельство. Обычно наше представление о союзнической помощи строится на кадрах видеохроники, где с заморских транспортов сгружают танки и самолёты. Так оно и было. Однако собственно военная техника в поставках составляла лишь часть в общем потоке зарубежных поставок. Скажем, автомобилей Советский Союз получил почти полмиллиона единиц (включая 152 тысячи «студебеккеров»), что почти в два с половиной раза больше, чем выпустила вся советская промышленность (205 тысяч). Даже из далёкой Новой Зеландии в СССР в годы войны в больших количествах поступала овечья шерсть, которая шла на изготовление валенок и шинелей…
Сегодня трудно, даже невозможно утверждать, выстоял бы Советский Союз без помощи союзников или нет. Тем более, что основным получателем американской помощи являлась Великобритания. Однако и отрицать факт, что ленд-лиз сыграл неоценимую роль в том, что Красная армия выстояла-таки, особенно в первый период войны, было бы несправедливо.
Но всё это – в будущем! Пока война ещё топчется у порога, вызревает зловещим гнойником, оставляя призрачную надежду, что у человечества найдётся довольно антител, чтобы этот фурункул рассосался и обошлось бы без многомиллионного взаимоубийства.
В марте 1941 года в наркоматы госбезопасности, внутренних дел, обороны из разных источников продолжали поступать документы, свидетельствовавшие о подготовке Германии к нападению на Советский Союз.
В рейхе в 1936 году было создано т.н. «ведомство четырёхлетнего плана». Эта структура занималась, так сказать, экономической составляющей войн, которые вела или собиралась вести Германия. Соответственно, по задачам, которые получало «ведомство», можно было судить о том, куда намеревается ударить имперский орёл. Здесь у советской разведки имелся агент, Отто Доннер, который в первых числах марта сообщил, что  организация получила задание срочно рассчитать, сколько угля и другого сырья, а также продовольствия получит Германия в случае быстрого захвата Украины. Более того, агент сообщил, что начальник генерального штаба Сухопутных войск Германии генерал-полковник Франц Гальдер высказался, что вермахт в силах не только легко оккупировать Украину, но и захватить Баку, причём, сделать это настолько быстро, что русские даже не успеют вывезти запасы угля, нефти, продовольствия и т.д.!.. Следует отметить, что само ведомство, в котором, по всей видимости, работали профессионалы, в своём заключении не разделяло оптимизм генерала и дало по данному запросу хозяйственный прогноз отрицательный.
…Сейчас по телевидению идёт немало передач, в той или степени связанных с Второй мировой войной. По уровню они очень разные, однако встречаются и очень интересные и информационно насыщенные. Так вот, в одной из программ, показанных, если не ошибаюсь, по каналу «Совершенно секретно», прозвучала следующая мысль. По мнению авторов, бедой органов государственной безопасности СССР в предвоенный период являлось то обстоятельство, что при наличии мощной внешней разведки, в центральном аппарате не имелось столь же мощного аналитического подразделения, которое было бы в состоянии делать из потока информации правильные выводы. Что ж, судя по всему, резон в этом утверждении имеется.
Но думается, что донесение, о котором идёт речь, не могло бы пройти мимо внимания самого беспомощного верхогляда. В 1940 году Украина выплавляла почти 65 процентов чугуна всей страны, почти половину всей стали, здесь добывалось две трети железной руды, половина угля и три четверти кокса, четверть электроэнергии, строили три четверти паровозов, производили 70 процентов сахара. Ну а Баку – здесь располагалось крупнейшее месторождение жидких углеводородов СССР, производилось 80 процентов авиационного топлива, 90 процентов керосина и почти все автотракторные масла. Лишиться всего этого богатства стало бы катастрофой для страны!
Из другого донесения было известно, что германская армия планирует поход против Советского Союза таким образом, чтобы к моменту созревания хлебов основные зерновые нивы страны оказались в распоряжении немцев.
Из Министерства авиации Германии источник сообщал, что люфтваффе готовится к нанесению бомбовых ударов по объектам на территории Советского Союза. Целями являются морские объекты, кронштадтский порт, в частности, мосты на путях возможного подвоза резервов к будущей линии фронта, а также электростанций – для этого германский авиационный атташе самолично объезжал эти объекты и изучал их расположение, о чём доносил в Берлин. И тут присутствовал тот же «хлебный» фактор – начало войны планировалось начать таким образом, чтобы отступающие красные части не могли зажечь за собой ещё зелёные злаки. 
И ещё один момент. Собеседники агентов советской разведки (профессор Высшей политической школы в Берлине журналист Эгмон Цехлин, старший правительственный советник Лангелютке) высказывали мнение, что на разгром Красной армии потребуется неделя, за месяц вермахт дойдёт до Урала… Однако Красная армия находится в стадии перевооружения, считали источники, сила её день ото дня возрастает, потому и с началом войны Германии следует поторопиться.
Вот пытаюсь поставить себя на место сотрудника какой-либо советской аналитической структуры той поры… Ведь и в самом деле, очень логично выглядит: и перевооружение Красной армии идёт полным ходом, и выводы из провальной Финляндской кампании сделаны, и роль Украины в экономике страны занимает исключительное место… Нет, и документ тревожный, и предположение, что основным направлением при вторжении Германии в СССР должно стать южное!..
А тут ещё одна информация, словно в подтверждение указанным!.. В наркомате госбезопасности стало известно, что британский посол в Москве Ричард Криппс провёл закрытую пресс-конференцию для представителей английских и американских СМИ, на которой сообщил о скором нападении Германии на Советский Союз. Основную причину спешки он назвал ту же: рост мощи Красной армии; ну а кроме того, он отметил, что на Западе имеются влиятельные силы, заинтересованные в заключении мира с Гитлером и падении СССР. И направление основного удара посол назвал то же – через Украину на Баку, отводя на выполнение этой задачи две-три недели. Криппс при этом сослался на авторитет начальника Генерального штаба Великобритании генерал-фельдмаршала Джона Дилла, который очень низко оценивал военный потенциал Красной армии.
О быстром наращивании потенциала Красной армии доносили также турецкие и шведские разведки. И вывод делали тот же: это обстоятельство неизбежно подталкивает Гитлера к войне.
В общем, Запад уже готовился к исполнению похоронного марша на панихиде по нашей стране.
Однако в Советском Союза подготовка к отпору шла. 11 марта 1941 года был принят Уточнённый план стратегического развёртывания Вооружённых сил Советского Союза на Западе и Востоке, разработанный Генеральным штабом Красной армии. В нём были тщательно проанализированы силы и средства, которые противники могли выставить против СССР. В частности, предусматривался вариант и войны на два фронта – против фашистского альянса на Западе и Японии на Дальнем Востоке. Руководство Вооружёнными силами исходило из того, что главный удар будет нанесён как раз на юге, в то время как со стороны Бреста следует ожидать вспомогательный удар. Контрмеры планом предусматривались именно исходя из данного предполагаемого расклада сил.
…Всякий раз, когда я знакомлюсь с документами, связанными с войной, вспоминаю замечательные слова старшины Федота из фильма  «А зори здесь тихие»: «Война это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает». Так вышло и здесь. Возможно, Главное управление имперской безопасности, которое в тот период возглавлял группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих, сумело провести столь успешную операцию по дезинформации советского военного руководства. Но возможно и иное: выявив утечку информации, гитлеровское руководство внесло коррективы в свои агрессивные планы, что в июне 41-го стало неожиданностью для Красной армии. Выходит, что на тот момент Гитлер «передумал» Сталина…
Впрочем, были и успехи. В марте 1941 года в Москве проездом побывал министр иностранных дел Японии Иосуке Мацуоке. Он встречался с Иосифом Сталиным и Вячеславом Молотовым. Затем, посетив Берлин и Рим, Мацуоке вновь побывал в Москве. Он согласился на пакт о нейтралитете. Теперь основным направлением агрессии Страны Восходящего Солнца стало южное.
Что ещё любопытного произошло в марте 1941 года?
Высшему советскому руководству в том месяце поступил доклад «О морально-политическом состоянии частей германской армии». В нём скрупулёзно подобраны факты дезертирства германских военнослужащих, антигитлеровских высказываний солдат, пьянства и других проявлениях морального разложения… Скорее всего, такие факты и впрямь имели место. В документе указан даже факт перехода группы немецких солдат во главе с двумя офицерами на советскую сторону – это произошло в Польше. Только маловато приведено таких фактов. И уже этот сам по себе факт говорит о том, что германская армия в моральном плане была достаточно монолитной. Ну а то, что где-то в гарнизоне несколько солдат, перепившись, отобрали у крестьян еду, и при этом кричали, что Гитлер захватывает новые и новые земли, а немецкому народу по-прежнему живётся несладко… Да мало ли кто и что натворит, перебрав шнапса!.. Зато приводится и такой факт. В сентябре 1940 года пулемётный батальон вермахта попытался отказаться выдвигаться на фронт. Разговор был краток: 75 солдат расстреляли, батальон расформировали. Что ж поделать – военное время, законы соответствующие! 
В СССР вышли из типографии первые топографические карты территорий, сопредельных с западными границами Советского Союза. Адепты теории Резуна о готовившейся Сталиным агрессии против Европы считают сам факт существования этих карт подтверждением теории. Не выступая ни pro ни contra данной точки зрения как таковой, хочу только отметить, что само по себе существование карт сопредельных территорий ни о чём не говорит, и даже наличие вероятных планов действий на тот или иной случай также ни о чём не свидетельствует…
Зато создание Краковского гетто, которое открыто 3 марта 1941 года, говорит о многом.
В Советском Союзе состоялся выпуск почтовых марок, посвящённых первой годовщине Карело-Финской ССР. По многочисленным просьбам трудящихся для женщин постановлением ВЦСП отменён выходной день 8 марта. 6 марта в газете «Правда» опубликована передовица «Мы все слуги государства», в которой утверждается равенство перед законом всех граждан, независимо от служебного положения каждого. 
И ещё одна дата. В ночь с 7 на 8 марта 1941 года родился наш замечательный артист театра и кино Андрей Миронов. Как же мало он прожил…

Кстати, добавка вдогон. Уже когда материал выставил на сайт, наткнулся на такой любопытный факт. Оказывается, термин "Битва за Атлантику" впервые озвучил Уинстон Черчилль 6 марта 1941 года именно в связи с резко возросшими потерями на океанских просторах.


Рецензии