То, что останется после тебя. глава 22

22


    Субботним днем Игоря посетила его мать. Ее приход был неожиданным, но желанным.
   - Как у тебя идут дела? – спросила Валентина Ивановна, после традиционного обмена приветствиями с сыном.
   - Пока ничего, живу помаленьку.
   - Ты ведь теперь на работу устроился?
   - Да, устроился. – Игорь провел мать в комнату, и принялся перебирать на столе свои бумаги, аккуратно складывая их в стопки.
   Валентина Ивановна присела в кресло?
   - И как тебе там работается? – спросила она. – Ты, небось, отвык от такой работы. Целый день в офисе, под надзором начальства.
   Игорь улыбнулся.
   - Честно говоря, отвык, - признался он. – Дома работать было куда легче. Никто над душой не стоял. Но… - Игорь развел руками. – Ничего не поделаешь. Кончилась лавочка.
   - Жалеешь о тех временах? – сочувственно спросила Валентина Ивановна.
   Игорь поморщился.
   - Да нет, в общем. Может, оно и к лучшему, что все это прекратилось. В конце концов, я могу вернуться обратно.
   - А чем этот офис занимается?
   - Каким-то бизнесом. Кто их разберет, меня-то ведь в курсе не держат. Мое дело следить за работой компьютеров.
   Игорь помолчал.
   - Только у меня такое чувство, что я долго не задержусь в этом месте? Какое-то предчувствие у меня. Мне кажется, что я там лишний. Все-таки и возраст у меня гораздо старше всех остальных, да и вообще. Логика у нас разная.
   Валентина Ивановна вздохнула.
   - И куда же ты пойдешь?
   - Не знаю. Я же еще и не уходил. Может, так и останусь дальше там.
   - А с Любкой у тебя как? – перевела Валентина Ивановна разговор на другую тему. – Ты ее больше не видел?
   - Видел, - Игорь сел на вращающийся стул и, упираясь ногами в пол, медленно вращал корпус из стороны в сторону.
   Валентина Ивановна заинтересовалась.
   - Когда?
   - Да не так давно, на днях.
   - И что она?
   - Да ничего.
   - Она деньги тебе так и не отдала? – Валентина Ивановна с надеждой посмотрела на сына.
   - Отдала, - улыбнувшись, сказал Игорь. – Двести тысяч.
   Валентина Ивановна облегченно перевела дыхание.
   - Слава тебе, Господи, - сказала она. – Хоть часть отдала.
   - Почти половину, - подтвердил Игорь. Он ухватился руками за подлокотники, и подкатил кресло поближе к матери. – Так что с деньгами у меня проблем пока нет. Если экономно тратить, то может хватить на два года.
   Он подмигнул матери.
   - Не переживай, как-нибудь проживу.
   - Дай-то Бог.
   Валентина Ивановна посмотрела на книжную полку Игоря и, заинтересовавшись, подошла к ней.
   - Я смотрю, ты религией увлекся, - сказала она, разглядывая корешки книг.
   Игорь ответил что-то невразумительное.
   - Ты и в Бога верить стал? 
   Игорь замялся.
   - Да не то, чтобы я верую. И не знаю, верю ли вообще. Я не могу его себе представить. Мой разум отказывается воспринимать подобный образ.
   - Тогда к чему все это? – Мать провела пальцем по корешкам книг.
   - Видишь ли, многое там написано мудро. Эти книги многое объясняют.
   - Объясняют? И что же они объясняют?
   - Хотя бы то, что наша жизнь во многом зависит от нас самих.
   - Это и без этих книг известно. Достаточно посмотреть вокруг, вспомнить историю. До чего люди страну довели. Да и во всем мире такая картина творится.
   - Нет, - остановил мать Игорь. – Я говорю не о других людях, не о том, что от них страдаю я. Я говорю о том, что я страдаю от себя самого. В моих руках изменить многое.
   - О, - протянула Валентина Ивановна. – Если бы все зависело только от себя самого.
   - А, по-моему, так оно и есть. Это лишь на первый взгляд кажется невероятным. Но если вдуматься, то все встает в ином свете. Жаль только, что я это слишком поздно понял. А надо было бы понимать это с самого детства. Тогда множество бед я бы смог избежать, и жизнь моя была бы совсем иной.
   - Ты имеешь в виду твой арест?
   - Не только, - покачал головой Игорь. – Я имею в виду и Любу, и наши отношения с ней, и вообще всю свою семейную жизнь. И вообще, все.
   Валентина Ивановна грустно улыбнулась, не отводя взгляда от книг.
   - Конечно, семейная жизнь зависит от самих супругов, - вздохнув, сказала она. – Но, все равно, есть множество вещей, которые не подвластны человеку. От его воли или образа жизни они не зависят.
   - А вот я теперь в этом уже далеко не уверен, - сказал Игорь, уперев локти в подлокотники, и положив подбородок на сжатые в замок пальцы рук.
   - К чему все это ворошить, - сказала Валентина Ивановна, отворачиваясь от книжной полки. – Прошлого ведь все равно не изменить. К чему растравлять душу.
   - Прошлого, да, не изменить, - согласился Игорь. – Но свое будущее можно изменить.
   - Ладно, - сказала Валентина Ивановна, шагнув в сторону коридора. – Я видела у тебя связку грязного белья.
   - Да, я собирался на днях его постирать.
   - Да уж, вы, мужчины, будете месяц собираться. Что касается стирки и уборки, то вы не приступите к этим обязанностям до тех пор, пока все пылью и грязью не зарастет.
   Валентина Ивановна вышла из комнаты.
   - Давай уж я постираю, раз я здесь.
   Игорь поднялся со стула, и поспешил вслед за матерью.
   - Да ладно, мам, я сам постираю.
   - Сиди уж, - махнула рукой мать и, схватив узел с бельем, потащила его в ванную.
   Игорь шел вслед за матерью и, больше для виду, пытался ее разубедить. Мать принялась за стирку. Чтобы не стоять у нее над душой, Игорь вышел на балкон. Стоял теплый летний день. Небо было облачным, но солнце, время от времени, все же пробивалось сквозь завесу.
   Валентина Ивановна закончила стирать, и развесила белье; часть в ванной, а часть на балконе. Покончив с этим, она отправилась на кухню готовить Игорю еду.
   - Вчера была годовщина смерти моей сестры, - сказала Валентина Ивановна. – Завтра воскресенье, и я хотела бы съездить на кладбище. Ты как, не желаешь поехать со мной?
   Игорь сделал неопределенный жест.
   - Могу и съездить, что такого.
   - Тогда как нам завтра встретиться? И где?
   - А что встречаться, оставайся у меня ночевать, - сказал Игорь. – На моей машине и съездим.
   Мать согласилась.
   Вечер Валентина Ивановна провела за телевизором, смотря какой-то сериал. Игорь же почти неотрывно просидел за компьютером, выполняя какую-то свою работу.
   Утром они не стали рано вставать, а поднялись, лишь когда как следует выспались. Воскресным утром движение на дороге было поменьше, чем в будни, но все равно долго медлить было нельзя; могли образоваться пробки.
   Могила сестры Валентины Ивановны располагалась почти у самой дороги, и Игорь остановил машину прямо напротив нее. Валентина Ивановна выбралась из машины, держа в руках две красных гвоздики. Неторопливым шагом она направилась к могиле.
   Игорь вышел из машины, и осмотрелся по сторонам. Пахло хвоей, так как на кладбище росло множество сосен, и шишки, нападавшие с них, так и хрустели под ногами.
   Небо в этот день было чистым и ярким, и день обещал быть теплым. Игорь направился к могиле, над которой склонилась его мать. Положив цветы у надгробья, она выпрямилась, и произнесла:
   - Как здесь все заросло.
   Игорь оглядел высокую и густую траву, покрывающую могилу. Было похоже, что на этой могиле редко кто бывал.
   «Юлия Ивановна Саяпина», - возвещала надпись на мемориальной табличке. На фотографии была изображена женщина, немного похожая на мать Игоря в молодости. Сестра Валентины Ивановны была старше на восемь лет. Она носила фамилию мужа, который умер за три года до нее. Однако их могилы не были рядом. Муж Юлии Ивановны был похоронен почти совсем в другом конце кладбища. Родственников у нее почти не осталось. Правда у Юлии Ивановны был сын, но он жил с семьей в другом городе, и редко бывал здесь.
   Игорь невольно поймал себя на мысли о том, что не испытывает к своей тетке никаких чувств. Это было и неудивительно, так как у него остались к ней воспоминания как о совершенно чужом человеке. Он с самого детства не видел от нее ни ласки, ни каких-то еще знаков внимания, не слышал теплых слов. И когда Игорь стал уже взрослым, их отношения не стали более родственными.
   Впрочем, такие отношения, наверное, присутствуют у многих людей. Дальние родственники – есть дальние родственники. Игорь с сожалением подумал о том, как же все-таки люди чужды друг другу. Люди с детства растут в равнодушие, и самим вырастают равнодушными. Может быть, именно в этом причина того, что жизнь большинству людей кажется пустой и бессмысленной. И, может быть, поэтому на земле так часто побеждает зло, что люди просто не способны сплотиться друг с другом, не способны друг за друга постоять.
   Валентина Ивановна принялась выпалывать траву, Игорь же в нерешительности переминался с ноги на ногу. Они не разговаривали, и молчание стало угнетающе действовать на Игоря.
   - Может быть, я пройдусь здесь вокруг? – предложил он.
   - Ладно, пройдись, - не поднимая головы, ответила Валентина Ивановна.
   Игорь двинулся вдоль рядов могил. Под ногами захрустели сосновые иголки и шишки. Стояла неприятная тишина, нарушаемая лишь пением редких птиц. Вокруг росли какие-то желтые и сиреневые цветочки, названий которых Игорь даже не знал. Но от всего этого веяло каким-то мертвым холодом, холодом кладбища.


Рецензии