О музейных подвижниках и сидельцах

    Ни один музей не был создан без подвижников. Во первых строили здания православные люди за свой счёт не получая ни копейки от государства. Так было во все века Российской империи. Потом большевики захватили все здания и сооружения, построенные православным народом. Большинство захваченных зданий они превратили в груду кирпичей, часть сделали административными зданиями. Но вот чтобы не было всё порушено находились подвижники, которые убеждали власти не взрывать последние храмы, не разрушать красивые архитектурные сооружения ранее принадлежавшие РПЦ. Многие из этих подвижников сложили свои головы в хлопотах о том чтобы храмы стояли. Так же заслуга подвижников, что музеи не превратились в галерею портретов видных партийных деятелей и передовиков производства.
   
    Прошли годы, в музеях работали в основном пенсионерки интеллигентного вида, действительно разбирающиеся в искусстве. Многие из них сами ходили по другим музеям, когда узнавали о новых выставках. Они  могли ответить на очень многие вопросы, касающиеся охраняемых ими экспонатов. Они даже добровольно проводили экскурсии, когда  в залах было мало посетителей. Они же спасли много экспонатов от уничтожения.
   
    Но вот однажды, в 1989 году, в пустом зале одна пожилая сиделка  просто так меня обхамила:"Что, в профессора что ли готовитесь.?"  Конечно же на улице я бы ей ответила, но в музее я не могла ей ответить ни одного слова.
   
    А потом были 90-е годы, когда было не до музеев к сожалению. Теперь во многих музеях сидят очень молодые девушки, не старше 25 лет. Придёшь в некоторые музеи - поднимают удивлённые глаза. Они конечно же молчат но их удивлённый взгляд означает одно:"Надо же к нам сегодня пришёл посетитель." Никого в зале нет, но они даже не поднимутся, чтобы что-то объяснить. Да они часто даже и не знают  зачем здесь находится данный экспонат. Также они не предпринимают ни одного шага для того, чтобы люди в музеях могли лучше изучить историю края. А когда их спросишь:"Есть ли у вас свой сайт?" - Ответ:"Что?"      Дальше можно ни о чём не спрашивать.

   И ещё хотелось бы добавить о доме-музее Сергея Есенина в селе Константиново Рязанской области. Наверное это самый посещаемый дом-музей в мире, но как же он безобразно содержится! В селе много людей с фамилией Есенины, но директор музея  совершенно посторонний тип, ничего общего не имеющий с Есениным. Ведь в квартире-музее Высоцкого - директор его сын. А Есенин при жизни был окружён теми, кто имели с его таланта, а теперь вот его дом музей так плохо содержится.

    Но более того люди даже и не знают, какие денежные потоки идут из государства в музеи. А кто стоит у распределения  денежных потоков, всем известно. Вот и объявили они войну Русской Православной Церкви.   

   На этом чудесном дореволюционном снимке урок музыки в Рязанском епархиальном училище,  которое построено и содержалось за счёт духовенства. Хватало денег на прекрасное здание в центре Рязани, квалифицированные уроки, содержание классных дам (сидит сбоку), при том, что половина учениц - сироты.

 В комнатах проживали от 25 до 73 девочек. Современные ученицы ни за что бы не ужились в таких условиях. Перессорились бы и передрались. Мы изучали одну часть теории Дарвина, что выживает сильнейший. Но другую часть его же теории не изучали, о том, что выживает самое уживчивое общество. В современном мире только китайские дети самые уживчивые в своём обществе. Наши же студентки даже вдвоём не уживаются в одной комнате. А девочки в епархиальных училищах уживались благодаря чистоплотности, взаимоуважительности, незлобности. Исследовано, что девочки редко болели. Девочки обязаны были постоянно учиться, заниматься рукоделием, готовить себя к самостоятельной жизни. Территория была огорожена, был сад, и девочки могли гулять внутри ограды.

 В 1886 году было множество гимназий для девочек, но проживать надо было дома, или на квартире, а с постоянным содержанием и питанием было только 12 училищ, которые находились на содержании императриц, число их осталось неизменным вплоть до 1917 года. А число епархиальных училищ, содержавшихся духовенством, росло и росло, в 1918 году училищ было более сотни, и в каждом  от 500 до 800 учениц. Это и есть пример нестяжательства, несмотря на лживые обвинения в адрес духовенства клеветниками. Так что большевикам было чем поживиться на дармовщинку. В 1918 году все епархиальные училища были закрыты, дети-сироты выброшены на улицу, а духовенство обложили непомерными налогами.

  Эту прекрасную фотографию можно озаглавить так:"Содержание сирот православным духовенством." Православные батюшки сами были многодетными, у большинства было по 10 детей, но о сиротах не забывали. Девочки-сироты посещали все платные кружки в училище безденежно и обязательно. А при выпуске их устраивали получше, чем выпускниц с родителями. Содержание сирот, это обязанность каждого сословия. Но ни дворяне, ни крестьяне  на таком высоком уровне не содержали своих сирот, а подбрасывали их священникам. В 1917 году в Рязанском училище содержалось  800 учениц.

 Но всё же находились благотворители и от других сословий. Например купцы Стахеевы выделяли много денег на содержание епархиальных училищ. Глафира Фёдоровна Стахеева в память об умершем муже пожертвовала в 1898 году на строительство второго училища в Вятской губернии  в городе Елабуге 400 тысяч рублей. В 1918 году  большевики утопили Стахеевых в  реке Каме, а здание захватили.

 В 1899 году служащий гимназии П.И. Сергеев выиграл в лотерею огромную сумму денег и пожертвовал их на строительство епархиального училища в городе Костроме. Это здание и по сей день одно из красивейших в городе. Но после 1918 года прекрасное трёхэтажное здание в центре города отобрали большевики и приспособили под обком, а теперь там городская администрация.

 На строительство Ярославского училища благотворители купеческого сословия  жертвовали огромные суммы денег. А.А. Локалов пожертвовал 25 тыс. руб., В.Я Кузнецов 20 тыс. руб., А.А. Топленников 4500 руб.

 Жертвовали на создание училищ представители высшего духовенства и монастыри, потому-что бедным сельским батюшкам, обременёным  своим большим семейством было трудно собрать деньги на содержание училищ. Кроме того приходы сами строили и содержали церковные школы для сельских детей за свой счёт.

  Нижегородский преосвященный Антоний обратился с просьбой к графине Анне Георгиевне Толстой с просьбой пожертвовать подходящий участок в центре города, и она дала полное согласие, отдала участок безвозмездно.

  В Нижнем Новгороде священник Михаил Коневский пожертвовал 2200 рублей в память  умершей дочери Ольги, в Калуге купец Иван Кузмич Ципулин устроил церковь при училище в память умершей дочери Екатерины. В Харьковском училище постоянно жертвовал деньги купец Иван Михайлович Коробков.

  Многие преподаватели работали в училищах безвозмездно, т.е. не получали никакой платы, тем самым вносили свой вклад в дело образования и воспитания.

 И всё же основная материальная нагрузка по содержанию епархиальных училищ для девочек лежала на приходах. Все училища нуждались, чтобы был свой врач-женщина. Приходилось отправлять учиться выпускниц из числа сирот на медицинский факультет, это требовало новых средств. Ведь девушки вышедшие замуж в те времена прекращали работу. И приходилось отправлять на учёбу новых выпускниц. Девушкам, обучавшимся на медицинском факультете приходилось первое время тяжело, парни покидали лекционный зал, протестовали, что с ними обучается девушка.

  Когда после 1918 года закрылись училища многие преподаватели собирали подписи против этого. Так были арестованы за сбор подписей преподаватели Калужского училища в числе которых был К. Э. Циолковский, их содержали в Москве на Лубянке. Циолковского отпустили, спасла польская фамилия, а преподавателей с русскими фамилиями расстреляли.

 Ленин сделал прехитрый декрет об отделении школы от церкви. А по сути он захватил учебные здания и превратил их во всевозможные райкомы, обкомы. Ведь строить большевики ничего не строили, а только захватывали и приводили в негодность. Хотя захватывать школы начал ещё в своё время  Илья Николаевич Ульянов в Симбирской губернии. Он переделывал школы в какие-то народные училища, добивался государственного финансирования. Даже по официальным данным закрыл 15 школ, сам числился одновременно учителем и воспитателем одновременно в сотнях школ, загребая деньги и там и сям. Переделывал русские школы в национальные. Контролировать его действия было уже некому.

 Самое первое захваченное здание большевиками, это институт благородных девиц - Смольный. Здание было захвачено в августе 1917 года, и там большевики готовили свою революцию. Учениц большевики выгнали, а первый детский лазарет, учреждённый в Смольном ещё Екатериной Второй, выбросили на улицу. В интернете фотографий о Смольном до февраля 1917 года и смолянках очень мало.

 В наше время самая большая подвижница, которая собрала более тысячи фотографий Рязанского епархиального училища и разместила их в интернете - это Тартышникова Татьяна Константиновна. Аналогов её сайта просто нет. Также ведёт огромную работу хранительница музея Чельцова Нина Борисовна. Написала замечательную книгу о жизни в епархиальных училищах преподавательница философии  Попова Ольга Дмитриевна.  Но ведь до революции было более сотни епархиальных училищ.

 После революции на улицах были миллионы круглых сирот. Но Ленин обозвал их гадким лживым словом "беспризорники".  Ни одно захваченное большевиками здание бывшего епархиального училища, семинарии, гимназии власти не отдали под детские приюты, а разместились в этих зданиях сами. Разве они отдадут каким-то там "беспризорникам" прекрасные здания в центре города с электричеством! Под коммуны для круглых сирот приспосабливали захваченные же монастыри, которые обычно были на окраине города и часто без электричества.

 В лучшую сторону отличались лишь детдома для иностранцев и детей чекистов. Например все дети испанских республиканцев после учёбы зачислялись в институты, а по окончанию институтов получали квартиры в Москве. Так даже было в 1976 году получила двухкомнатную квартиру Валя А-Р, потому что у неё папа испанец, приехавший в СССР в 1937 году. Мама её была рязанской, поэтому я была с ней знакома, но когда я узнала, что она называет приезжих в Москву за продуктами женщин с сумками г-ном, я перестала с ней общаться.

 В Михайловском интернате появились среди учебного года в 1965 году два брата и сестра Синьковские. К ним отношение было особое. Хотя у младшего брата были какие-то зверские наклонности, он сидел за последней партой, раскачивался из стороны в сторону, и рычал даже на уроках. Ему всё сходило с рук. Был он крайне жесток. Им дали возможность учиться за бюджетные средства в институтах, содержание их было особым.

 Если собрать все фотографии детей в советских детских домах, то едва ли наберётся тысяча штук! Да и те ужасают, все девочки бриты наголо, одежда плохая, настроение детей отчаянное.

 В наше время находятся такие подвижники, которые изучают содержание детей  в учебных заведениях до революции. Например Попова Ольга Дмитриевна написала книгу по архивным данным "В стенах конвикта".  Эта книга есть в Главной библиотеке страны. О. Д. Попова исследовала архивные данные не только Центральной России.  Исследования её по архивным данным обширны. Жаль, что на территории Казахстана новые правители уничтожили все документы. Но О.Д. Попова нашла документы Кишинёвского училища, Киевского, Полоцкого, Волынского, Виленского, Висленского, Архангельского, Астраханского, Казанского, Уфимского,Оренбургского, Ставропольского, Черниговского,  Омского, Солигачского, Тобольского, Томского.  В городе Енисейске было даже два училища, но теперь о Енисейске ничего не слышно, город ветшает.

  Решение о строительстве Рязанского училища  было в 1848 году после эпидемии холеры, унесшей много человеческих жизней, и появления сирот. Был объявлен сбор средств. Рязанские ведомости опубликовали тысячи фамилий пожертвователей. В каждом приходе ввели обязанность отчислять средства на строительство и содержание училища.

 Теперь немного о терминах. До революции ребёнка с одним родителем уже называли сиротою. А без обоих родителей круглым сиротой. После революции в термин вошло словечко "беспризорник", а на самом деле это круглый сирота. Ленин  ввёл ещё одно гнусное словечко "дефективные дети", что тоже означало круглые сироты. Дальше больше: детей, укравших от голода буханку хлеба, чекисты называли малолетними преступниками и расстреливали. На Бутовском полигоне найдены материалы следствий по делам расстрелянных детей. Дети круглые сироты попадали очень часто в самое пекло сталинских репрессий. Хотя самого Осю Джугашвили вырастили за свой счёт церковнослужители. Потому что после того как отец его пропал в Тифлисе, матери не на что было содержать детей, братики и сестрички его умерли во младенчестве. Неверующей матери ничего не осталось, как отвести оставшегося сына в духовное училище для мальчиков, он же тоже считался сиротой горским, когда остался без отца, а потому содержался безденежно.

 К 1917 году Рязанское епархиальное училище было самым крупным учебным заведением Царской России. А теперь это самое исследованное училище благодаря сайту Татьяны Константиновны Тартышниковой, собравшей тысячи фотографий, множество архивных данных и живых рассказов. Но угроза закрытия нависла надо всеми пединститутами, потому-что всё равно мы в демографическом спаде, а ректоры учебных заведений рады разместить в общежитиях более нелегалов, чем студентов.

 В разгар войны в 1943 году в Рязани был выставлен на улицу госпиталь, построенный при царе, в этом госпитале разместили семьи так называемых польских офицеров. Наверное все смотрели польский  фильм "Четыре танкиста и собака."  В Рязани формировалась "дивизия" имени русоненавистника Тадеуша Костюшко. В здание бывшего епархиального училища, которое было уже педагогическим институтом разместили раненых.

 Мой рассказ более о подвижниках, а о сидельцах, что он них говорить, они умеют только хапать.               


Рецензии
Всякие революции и перевороты имеют своей конечной целью только власть. А уж как добираются до кормушки, тут кажут себя в полной подлинной красе. Ведь не случайно в народе говорится: "Хочешь узнать человека, дай ему в руки вожжи!"

Валерий Буслов   14.06.2015 12:46     Заявить о нарушении
Испытание властью таково: при одной власти коренное население растёт, при другой убывает.

Валентина Газова   15.06.2015 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.