Сгорают звёзды

Звёзды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно. Если существуют ЦРУшники, значит от них есть какая-то польза.
Так, должно быть, думает про себя молчаливый индеец Чиф Бромден. Он работает в холодильнике, живёт на Брайтон Бич. Кто бы подумал, что здесь, где шумит океан, где всегда солнечно и светло, есть такие мрачные места.

Индеец Бромден живёт в двух реальностях. В одной он – герой, заслуженный ветеран войны во Вьетнаме, кавалер орденов и медалей, известный писатель, которого донимают поклонницы. А в другой - жалкий работяга, чей скудный заработок отбирает жадное до денег семейство.

У Бромдена есть дружбан, ЦРУшник майор Билли Биббит, непоколебимый защитник демократии. Он истребляет террористов, членов Аль-Каиды, русских шпионов и кубинских диверсантов.
Такая вот простая история, когда каждый делает своё некрасивое дело, длится довольно долго, но наступает перелом.

Напарник майора, обаятельный и сластолюбивый Макмёрфи, промеж грязных ЦРУшных дел, заводит шашни сразу с двумя девицами. Одна - дурнушка Рэтчед, дочь Билли Биббита, а другая – экзотической внешности дочь индейца Бромдена, фотомодель Кэнди.

Между фотосессиями Кэнди содержит ларёк, где торгует шапками-ушанками. «Прямо из России», - обманывает она покупателей. На самом деле, шапки шьются из местных, демократических кроликов.

Дурнушка Рэтчед, убеждённая феминистка, член Гринпис и Американского общества против вивисекции, подозревает Макмёрфи в измене и устраивает скандал. Подавая стейк с кровью, она призывает отца, майора Биббита, защитить американскую фауну от истребления.

Кэнди злодейски убита. Её тело бесчувственные ЦРУшники привозят прямо в зловещий крематорий на Брайтон Бич. По дороге с её ноги спадает изящный болотный сапог.

Индеец Бромден неравнодушен к болотным сапогам из каучука, и именно такие подарил он Кэнди на день рождения. Подобрав упавший сапог, он вопросительно смотрит на майора Биббита. «Русская шпионка», - нагло врёт ЦРУшник.

Тут-то и наступает кульминация. Сходятся две реальности Чифа Бромдена. Он надевает парадную форму и идёт к майору. Тот, как ни в чём не бывало, трапезничает.

Взяв в руки сачок: «Что это?» - спрашивает как всегда немногословный индеец. «В Альпах бабочек собирал», - так объясняет сибаритствующий майор присутствие неуместного предмета.
Индеец, ловко орудуя сачком, убивает циничного майора и сластолюбивого Макмёрфи.

Под депрессивную индейскую фолк-музыку с пассажами и ритмами фламенко, режиссёр открывает нам мрачную, ужасную сторону жизни. На фасаде – демократия, а в закоулках убийства, притоны, разврат. ЦРУшники проигрывают в карты перетянутые резинками пухлые пачки грязных долларов. Цинизм, бездуховность и безысходная тоска царят на Брайтон Бич.

(к/ф «Кочегар», 2010)


Рецензии