Эгоист

Многие мудрецы, рассматривая человеческую природу, делали вывод о том, что эгоизм является врожденным свойством человека. О ком должен заботиться человек в первую очередь? Конечно же, о себе! Если его не будет, то не будет и мира, который его окружает. Вот почему поговорка «своя рубашка» ближе к телу определяет не порок человека, а сущность его природы. Хотим мы того или нет, нравится нам это или не нравится, но все люди – эгоисты, и ничего с этим поделать нельзя. Если в крупнейшем мегаполисе террористы взорвут метро, парализует движение, то таксисты, почуяв наживу, сразу же в десять раз взвинтят цены на свои услуги. И как же их за это упрекать: им надо думать о своей семье. Такой случай выпадает, может быть, раз в жизни. Так рассуждают многие и сегодня.
Но когда говорят об эгоизме человека, то зачастую не замечают важной подмены. Во-первых, эгоист не тот, кто заботится о себе, любит себя, дорожит собою. Самоуважение, чувство достоинства – это ценные человеческие качества, которыми надо дорожить. Эгоист – этот тот, для кого все остальные люди выступают как средства для достижения своих целей. Эгоист похож на энцефалитного клеща, который инстинктивно пытается впиться в теплую плоть, чтобы сосать из нее кровь. Такая же слепая, инстинктивная природа – у  эгоиста. Во-вторых, главная проблема эгоиста в том, что он не может обрести счастья. Человек, который умеет только брать, похож на вечно голодного хищника, рыскающего по свету в поисках добычи. Да, как всякий хищник, он может быть удачлив, силен, отважен, он даже может нравиться окружающим своей хищной красотой и ловкостью. Но он обречен быть несчастным, потому что, делая окружающих зависимыми, он же и попадает в полную зависимость; живя только для себя, он не может жить без людей. Но, нуждаясь в них, он постоянно испытывает по отношению к окружающим вражду: они для него  «хлеб» и «мясо», которые почему-то не желают быть пищей. В этом заключается парадоксальная природа эгоиста: считая себя лучшим, самым главным, самым успешным, он нуждается в людях гораздо больше, чем люди нуждаются в нём. Какой  прок окружающим от человека, который только берет, похищает, высасывает, отнимает, а взамен ничего не дает? И эгоист ощущает эту холодность мира, ставшего для него объектом охоты. Наказание страшное – одиночество. Нет ни друга, ни товарища, ни любимой, потому что и дружба, и товарищество, и любовь держатся на взаимности, это чувство не похищается, оно создается, а что может создать сердце жадного, алчного хищника?! Вот и кружит он по миру, будто голодный волк. Порой он понимает, что жить нужно как-то не так, что надо найти способ подружиться с миром, полюбить кого-то, помочь ближнему, услышать слово «спасибо», увидеть благодарную улыбку, без которых жизнь – тяжелая пытка. Однако нет у него способности любить, вместо любви – холодный расчет, он может улыбаться, только подражая улыбке других людей, пожимать руки, только копируя чужие жесты, но душа при этом остаётся пустой и холодной.
 Нет, человечество стало вершиной эволюции потому, что оно умело защищать слабого, заботиться о ближнем, спасать и помогать, любить и верить. Именно эти общественные чувства позволили слабому животному, которое не умело ни прыгать, ни бегать, у которого не было ни острых клыков, ни могучих крыльев, стать царем природы, самым сильным и могучим.


Рецензии