Совершенствование музыкального образования в РФ
Настоящим письмом предлагаю открыть дискуссию о состоянии дел в России в музыкальном образовании. Как педагог с большим стажем и автор-издатель музыкально-педагогической литературы (см. Издательство «О.ФРИДОМ») ещё в 1978 году, будучи студентом музыкального училища, я пришёл к выводу, что уровень преподавания музыкальных дисциплин не столько низок, сколько далёк от потребностей, как государства, так и отдельного гражданина.
На мой взгляд, является не правильным положение, при котором государство не имеет чёткого видения того, каким должно быть музыкальное образование в стране. Со своей стороны не хочу выступать в роли критика. Хочу предложить своё видение проблемы и то, как её нужно решать.
*В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ я не нашёл того, о чём идёт речь в моём письме.
Возможно, что многое из предлагаемого мной уже сделано, поэтому заранее приношу свои извинения за инициативу.
Суть предлагаемого вкратце
Считаю необходимым рассмотреть ситуацию состояния дел в музыкальном образовании с тем, чтобы выявив проблемы, начать их решать.
Главной проблемой считаю отсутствие прагматичной линии государства в музыкальном образовании. Прагматичной – значит востребованной и государством, и гражданином.
ПРЕДЛАГАЮ
разделить образование на профессиональное и непрофессиональное с единой (в основных положениях) государственной программой обучения;
ввести обучение на музыкальных инструментах (гитара, клавишные) в учебный процесс средней школы.
добиться улучшения уровня знаний, ориентируя учащихся на получение знаний, востребованных жизнью;
смелее внедрять современные методики обучения российских авторов, отобрав несколько, сделав их по сути государственными.
Одна из таких методик с уже опубликованными и внедряемыми методическими разработками предлагается автором настоящего письма.
ПЛАН письма
(в сокращении)
При проявлении интереса со стороны государства, готов предложить свои: опыт, знания, разработки (издаваемые книги, пособия и т.п.).
Об авторе
Моё видение состояния дел в музыкальном образовании в РФ
1. Что такое положительный результат в обучении?
2. Совершенствование профессионального образования.
3. Совершенствование непрофессионального (самодеятельного) образования (кружки, студии, колледжи, муз. школы и т.п.).
Предлагаемая методическая база.
Моё видение цели и задач музыкального образования в РФ.
Обучение игре на гитаре (клавишных) в средней школе.
Экономическая целесообразность изменений в музыкальном образовании.
Об авторе
Харченко Олег Сергеевич/О. Фридом 10.10.1958. Закончил 3-Московское Областное Музыкальное Училище по классу бас-гитара, гитара (эстрадный отдел). Педагог с 15-ти летним стажем. Работал: в муз. студиях, училище им. Гнесиных, имел собственные самоокупаемые классы. С 1992 года начал публиковать на собственные средства методические разработки. В 1997 году зарегистрировал бизнес как ИП. В основе предпринимательской деятельности выпуск собственных нотных учебно-педагогических работ (http://ofreedom.ru/).
За 19 лет выпустил в свет более 100 наименований книг (брошюр) общим тиражом свыше 500 000 экземпляров. Книги продаются как в России, так и за рубежом, причём, иногда нелегально через интернет с нарушением авторского права.
Моё видение состояния дел в музыкальном образовании в РФ
(самодеятельное и профессиональное обучение)
Отработав педагогом по классу гитары более 15-ти лет, я пришёл к выводу, что музыкальное образование в РФ не соответствует современным требованиям. Морально устаревшая учебная литература, к примеру, пресловутая «Школа Николаева» (фортепиано), устаревшие или формально существующие программы обучения ведут к невостребованности полученных учащимися знаний.
Уровень подготовки как в системе непрофессионального обучения (кружки, муз. школы, муз. студии и т.п.), так и в системе профессионального обучения (музыкальные училища, консерватории и т.т.) страдает из-за отсутствия единого (в основных моментах) подхода со стороны государства.
Одна из причин низкого КПД в обучении кроется в желании учебного заведения (педагога) выдать желаемое за действительное, выставляя планку требований много выше, чем того требует жизнь. В результате молодой специалист (ученик) после окончания, к примеру, музыкального училища, не найдя работу по специальности, вынужден менять профессию. Ущерб для государства от такого перепрофилирования огромен, так как умножен на сотни и тысячи не попавших в профессию людей. В случае, когда человек нашёл себе применение и устроился, например, педагогом в музыкальной школе, сам он становится заложником некачественной подготовки студентов, так как вынужден учить тому, что по факту не пользуется спросом.
Ещё одна причина – отсутствие чёткого разграничения в понимании того, что такое профессиональное и непрофессиональное музыкальное обучение, проведение границ между отдельными музыкальными инструментами. Например, классы фортепиано, баяна, аккордеона, гитары в музыкальных школах (не ЦМШ), конечно, можно отнести к инструментам для любителей музицировать. Программа любительского музицирования (аккомпанирования) должна-таки отличаться от программы обучения сольному мастерству. Сегодня этого нет!
1. Что такое положительный результат в обучении?
Положительный результат для любого учащегося – это умение извлечь пользу из полученных знаний. Какие навыки получает учащийся, закончив, например, музыкальную школу по классу фортепиано?
Не для кого не секрет, что огромный процент выпускников через год-два после окончания, забывают что такое ноты и т.п. Инструмент становится предметом мебели в квартире, а недавняя студентка, выйдя замуж, напрочь забывает о том, чему училась!
Анализируя состояние дел в профессиональном обучении, я постоянно сталкивался и продолжаю сталкиваться со специалистами узкого профиля в то время как время требует от специалиста более широко спектра знаний. К примеру, пианисту неплохо было бы овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах и тем самым резко расширить собственные возможности, что позволит ему остаться в искусстве, а не искать применение себе, например, в таксомоторном бизнесе.
2. Совершенствование профессионального образования
Считаю необходимым:
1. Создать единый реестр музыкальных учебных заведений;
2. Создать единый реестр музыкальных специальностей;
3. Выработать единые (основные) требования;
4. Разрабатывать ежегодный государственный заказ потребности в специалистах по всем музыкальным специальностям, чтобы избежать «перепроизводства» кадров;
5. Иметь сведения в режиме онлайн об укомплектованности: педагогами, учащимися, инвентарём, выделенными государством средствами и их освоением;
6. Иметь сведения о количестве выпускников по всей стране;
7. Иметь сведения в режиме онлайн о трудоустройстве выпускников по специальности, отслеживая сведения на протяжении 10-15 лет и более.
Высокий процент не нашедших работу по специальности, мог бы говорить о качестве полученных выпускниками знаний и престижности учебного заведения. При выявлении «брака» учебное заведение может быть закрыто.
8. Инициировать дискуссию на данную тему в средствах массовой информации, а так же привлечь к диалогу все заинтересованные лица.
3. Совершенствование непрофессионального (самодеятельное) образования
(кружки, студии, колледжи, муз. школы и т.п.)
Считаю необходимым:
1. Создать единый реестр музыкальных учебных заведений;
2. Создать единый реестр музыкальных специальностей;
3. Ввести как факультатив в систему среднего образования обучение музицированию (любительскому аккомпанементу) на гитаре, фортепиано.
Предлагаемая методическая база (вкратце)
Мной создана и отработана методика обучения игре на музыкальном инструменте Гитаре, которая с успехом используется уже более 25-ти лет. Разработанная мной методика позволила основать коммерческое рентабельное предприятие – «Издательство О.Фридом» (http://oleg-tain.ru/) через которое я пропагандирую своё творчество, в частности, предлагаю всем желающим учебники по музыкальной тематике.
Методика может быть частично адаптирована для таких музыкальных инструментов, как: фортепиано, аккордеон, баян, а её основы, несомненно, будут полезны всем, кто занимается музыкой, то есть и дилетантам, и профессионалам. Предполагаю, что и за рубежом такая методика могла бы принести пользу, так как и там не всё распрекрасно в области музыкального образования.
Основная идея методики – это чёткое определение что такое – любительский и профессиональный уровень музыкальной подготовки.
Сегодня такого водораздела нет. Например, многие музыкальные школы, ориентируясь на профессиональное обучение, готовят никого. Достаточно провести анализ применения выпускником полученных знаний через год-два после окончания им учебного заведения, как сразу всё станет ясно. Такое анкетирование легко сделать, например, путём опроса по телефону.
Моё видение цели и задач музыкального образования РФ
Те цели и задачи, которые ставит перед собой современное российское государство, обсуждать не берусь. Опускаю также дискуссию о повышении уровня культуры, о воспитании и т.п. Мой подход сугубо прагматичен.
В качестве основной цели, предлагаю рассмотреть такое понятии как «брак» в музыкальном образовании! Под термином «брак» я понимаю невостребованность специалиста после окончания профессионального учебного заведения, ибо считаю, что любое учебное заведение должно нести ответственность за качество предоставляемых знаний путём отслеживания трудовой деятельности своих выпускников в плане работы по специальности.
Платность или бесплатность обучения не являются оправданием в неустройстве выпускника на работу по специальности.
Говоря о непрофессиональном обучении, «браком» являются знания, которые быстро испаряются за ненадобностью. Это в свою очередь служит доказательством того, что обучение проводилось по старинке, не актуально и потому невостребованно.
Чтобы улучшить качество среднего образования, предлагаю поставить задачу о вводе в среднее образование новой дисциплины – обучение игре на музыкальных инструментах и привить всем без исключения россиянам навыки владения музыкальным инструментом (гитара, клавишные). Дать учащемуся такие музыкальные знания, которыми каждый выпускник средней школы мог бы пользоваться на протяжении всей жизни. Разумеется, речь может идти об уровне любительском, а не профессиональном.
Полагаю, человек с успехом использует только те знания, которые необходимы ему по жизни. Если этот критерий сделать главной оценкой качества образования, можно будет определить, какие это знания. Уверен, КПД российского образования резко возрастёт.
Обучение игре на гитаре (клавишных) в средней школе
Отмечу, что Денежных вливаний со стороны государства данные предложения в сферу образования не требуют! Так же ломать существующую программу обучения, утверждённую министерством, нарушать не придётся.
После подготовительного процесса внедрение программы можно начать с Москвы, Петербурга и тех регионов, которые изъявят желание участвовать в ней.
Более подробное знакомство с моей методикой, которая предполагает индивидуально-групповые занятия, возможно при проявлении заинтересованности со стороны министерства.
Экономическая целесообразность изменений в музыкальном образовании
Единые государственные требования:
помогут сэкономить возможные затраты при перепрофилировании специалистов, не нашедших работу по специальности;
помогут определиться с сокращением или объединением музыкальных учебных учреждений;
обоснуют отказ от субсидирования издательского дела, например, (издательства «Музыка»). Мной и другими издателями музыкальной учебной литературы доказано, что этот вид деятельности самоокупаем.
повысят ответственность учебных заведений за качество образования заставив руководство опираться на объективные данные, а не количество выпускников. Таким образом, государство сможет оценивать качество образования и влиять на него.
повысят требования к госслужащим других профессий при приёме их на работу;
расширят возможности людей творческих профессий;
защитят энное количество граждан от экономических кризисов.
Сайт (http://oleg-tain.ru/).
С моими книгами можно познакомиться в магазинах Москвы, библиотеках.
О.Фридом
Свидетельство о публикации №211022801878