Реальность социализма. Письмо в прошлое о будущем
У нас, действительно, получается дискуссия экономиста и философа. Только если в работе у Маркса это было в одном «флаконе», ибо он был в одном лице и тем, и другим, то у нас эти позиции разделены. И сойдемся ли мы в одном «флаконе»….. Хотелось бы для пользы дела.
На поставленные Вами вопросы Вы же и отвечаете как блестящий экономист, прошедший школу управленческой деятельности государственного уровня. Вы и мыслите, поэтому как «государственник», в терминах того Общества, которое Вы и описываете подробно и всеобъемлюще. Естественно поэтому, что это описание не подвергает сомнению те общественно-экономические отношения. Хорошо то, что Вы и начали вопросы с СОБСТВЕННОСТИ, ОБЩЕСТВА и ГОСУДАРСТВА.
Только я предлагаю от некоторой метафизичности перейти на диалектическое рассмотрение единства и борьбы противоположностей, рассматривать ГОСУДАРСТВО в единстве с ОБЩЕСТВОМ. Проблему СОБСТВЕННОСТИ в единстве с ОТЧУЖДЕНИЕМ. Проблему КЛАССОВОСТИ и БЕСКЛАССОВОСТИ в единстве.. Ведь если на одном конце накопление собственности, то на другом её конце – обязательно обнищание. Если на одном конце усиление государственной власти до тирании, то на другом конце – полная безысходность и уничтожение социума.
Поэтому начнем с отношения государство – общество. Будем называть его СОЦИУМ, чтобы впредь не путать общество как социальное единство и различные объединения общества – книголюбов, рационализаторов, спортивные и пр. добровольные общества.
Но и понятие «государство» мы будем рассматривать как единоначальную структуру с разветвленной и вертикально подчиненной сетью конкретных управляющих на всех уровнях, нанятых верховной властью для контроля за соблюдением принятых властью Законов. Эти законы регулируют отношения власти и населения и направлены преимущественно на запрещение чего-то, что не соответствует интересам власти. Поскольку органы власти формирует правящий класс всегда (или само население в бесклассовом социуме), то власть и выражает интересы этого правящего класса. (Это один из законов общественного развития, многократно описанный классиками).
Поэтому власть всегда выступает как «инструмент насилия». В классовом обществе это выражено гиперболизированно. В бесклассовом - на уровне естественной необходимости защиты социума от внешних посягательств и СОДЕЙСТВИЕ социуму в расширенном воспроизводстве.
Но очень часто, если не сказать – закономерно, власть превращается в сверх достаточную самостоятельную структуру, Для которой теряют значение интересы и правящего меньшинства, и социума. Власть начинает охранять саму себя, стабилизируя и консервируя общественные отношения в интересах самосохранения. Сама пришедшая когда-то к власти путем революций, она начинает подавлять жестоко такие же революционные процессы, возникающие в результате консервации и накопления внутренних противоречий. (надо ли это доказывать сегодняшними примерами и СССР). Это явление тоже можно представить как ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.
Общество, социум, как и государство понятия абстрактные. Но до тех пор, пока они не наполняются неким содержанием. Государство обретает своё лицо когда оно сформирует структуру власти. А социум? Можно ли назвать человека больным, если его болезнь никак себя не обнаруживает, ни внешне, ни в приборах диагностики. Можно ли обнаружить какие-либо зависимости в природе и обществе, если они не проявляются. Можно ли говорить о наличии Общества, если оно никак не проявляет своей деятельности ни в каких-то структурах, ни в каком-то влиянии на окружение? Если в социуме не сформулированы ни субъект-объект управления, ни предмет управления, нет ни своих структур управления, ни органов информации и п., то можно сказать однозначно – общества, социума нет, есть конгломерат индивидуальностей, в широком смысле - стадо, ведомое властью. Чем характеризуются все общественные объединения в социуме, напр, рационализаторов и изобретателей?. Тем, что в них действующим субъектом и участником управления является КАЖЫЙ член этого общества. У книголюбов не появятся рыболовы, у изобреталей спортсмены ДОСААФ. Эти общественные организации в социуме дают нам ОБРАЗЕЦ того, что в социуме в управлении, в жизни социума должен участвовать КАЖДЫЙ член этого социума, Общества. Об этом писали несчетное число ваз и Маркс и Ленин. Среди структур общественного, СОЦИАЛЬНОГО управления должны быть и те, кто призван в реальном времени осуществлять контроль деятельности структур власти. Не выстроенное равновесие между властью и социумом неминуемо приводит рано или поздно к революциям. Таким образом, невыстроенное равновесие в пользу власти приводит к полному подавлению социума, уничтожению его любых форм воздействия на власть. Приводит к диктатуре.
Но здесь возникает вопрос. Может надо разделить полномочия между властью и социумом. Увы, это бессмысленно, ибо эффективный контроль социума над властью может быть только тотальным.
И второй вопрос. Может быть соединить власть государственную с властью социума? Исторические примеры доказывают, что это приводит постепенно к еще большей узурпации власти государством, теперь уже под прикрытием, якобы, власти народа.
Диалектика общественного развития доказывает, что именно в разделении властей государственной и общественной, достигается полная их гармония и динамизм позитивных социально-экономических процессов. Это впервые описал Ш.Монтескье. Пресса, суды, законодательные органы, общественные советы по всем направлениям жизни социума, начиная с экономической и вплоть до культуры, должны сами определять вектор развития социума. Роль власти и чиновничества здесь может быть лишь в обслуживании всех социальных институтов управления. В этом и суть процесса ОТМИРАНИЯ ГОСУДАРСТВА.
В континуум степени гармонии власти государства и власти социума хорошо вписываются практически любые мировые общества, занимая в нём каждое своё место. Это отдельная большая проблема для специального изучения. Но здесь можно сказать только то, что важно для нас здесь и сейчас. Это суть - ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.
Но и система государство – социум остается такой же абстракцией до тех пор, пока мы так же не наполним её содержанием – системой общественных отношений. Всех социально-экономических отношений, которые детерминированы отношениями собственности, которые, в свою очередь, детерминированы тем или иным правом собственности. В этом и состоит сама жизнь государственно-социальной системы. С капитализмом, правом частной собственности всё ясно. На одной стороне этого права накопление и потребительство, на другой стороне продаваемый по принуждению труд, физический и интеллектуальный человеческий капитал в отсутствие капитала материального, каких-либо материальных возможностей жизнеобеспечения. Говоря сегодняшними терминами, 90% неимущего населения своим трудом содержит 10% тех, кто владеет всем национальным достоянием и использует и это материальное достояние, и человека, как такое же достояние общества для собственного, личного материального интереса. . Цинизм таких отношений описан Марксом. Частная собственность с идеей купли-продажи всего сущего материального и духовного есть путь нравственно-духовной деградации человечества. Капитал не может себе представить, что есть такие области человеческих отношений, которые ни купишь ни продашь, которые не могут иметь никакой цены. Это преданность, любовь к Родине, человеколюбие, самопожертвование во имя чего-то большого и светлого. В этом и состоит нравственная ущербность капитала. Буржуазное государство есть диктатура капитала, в отличие от диктатуры пролетариата. Эти диктатуры двух противоположностей сменяют друг друга исторически. Но они одинаковы в том, что пытаются скрыть свою сущность за фасадом псевдодемократии. Буржуазная система выборности власти и её построения практически точно соответствовала власти диктатуры пролетариата. Или наоборот. Но нельзя не сказать, что при диктатуре пролетариата население имело больше выборных прав, больше участвовало в выборных органах, да и самих этих органов было больше, было больше контроля деятельности чиновничества за счет руководящей роли КПСС была выше защищенность человека во всех отношениях.
Проблема собственности – отчуждения в СССР была не обсуждаема, она была вычеркнута из марксизма. Неудивительно поэтому, что даже специалисты и сегодня не осознают всей значимости этой проблемы для понимания марксизма. Всё национальное богатство называлось социалистической собственностью. Хотя правильнее было бы назвать СОЦИАЛЬНОЙ собственностью, т.е. собственностью социума. Но, конечно, власть и не собиралась предоставлять обозначенному собственнику права управления через самих членов социума. Это что же, КПСС лишиться руководящей роли, которая овеществляла эту свою роль через структуры власти?
Сегодня водоразделом в левых силах является вопрос принадлежности собственности, приназлежности всех национальных богатств при социализме. Напомню, что собственность на средства производства это собственность на весь ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ экономики. Кто владеет этим капиталом превращается в капиталиста неминуемо со всеми вытекающими последствиями для всех сторон. И.самое главное, кто должен практически управлять движением этого капитала. Если капиталистом выступает государство, то это значит, что оно и формирует армию управленцев-чиновников. Причем, в данном случае неминуема абсолютная централизация управления.
Сегодня мы находимся в условиях буржуазной собственности, буржуазной власти, диктатуры капитала, дополненной диктатурой государственной власти – чиновничества на всех уровнях. Но мы моделируем будущее социалистическое общество. На нашей стороне опыт СССР, который мы сегодня оцениваем с позиции научного марксизма, той системы научных знаний, которая была разработана Марксом, а не та, которая была представлена как марксизм в СССР.
Мы сегодня делаем то же самое, чем занималось революционное советское руководство в 1918 г. - решаем задачу КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ВЛАСТЬ. Сразу после Октября под знамена победившей Революции начали группироваться те, кто был только рядом с революцией, огромная масса меньшевиков, бывших царских чиновников. В состав первого ВЦИКа, избранного I Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, вошло 320 человек, из них 123 меньшевика, 119 эсеров, только 58 большевиков, 13 объединённых социал-демократов, 7 представителей остальных партий.
Ведь стояла задача формирования органов власти. На века! Поэтому в обществе развернулась отчаянная борьба тех, во главе с Лениным, кто стремился строго следовать идее пролетарского государства через массовую самоорганизации населения – советы, через заводские комитеты контроля деятельности администрации, через сильные профсоюзы. И первые Декреты Советской власти, утверждавшие приоритет народа в городе и деревне, и обеспечили ей такую мощную народную поддержку.
Советы вовсе не придумка большевиков, создание первых советов в 1905 г. и их мощное развитие сразу после свержения монархии в феврале1917 г. было глубоко народным движением. В деревне уже к весне1917 г. Началась настоящая крестьянская Революция. К Октябрю 1917 г. Крестьянство уже активно уничтожало дворянство, захватывая его земли. Поэтому Декрет о Земле, принятый 24 октября только закрепил за крестьянством это право После Октября процесс изъятия земель (его высшая точка приходится на ноябрь — декабрь 1917 г., январь 1918 г.) опережал процесс строительства волостных Советов. А это значит, что крестьяне сами или в лице местных земельных комитетов, но независимо от Советов, брали на учет помещичьи земли. Таким путем до февраля 1918 г. было учтено более 60% помещичьих земель. Если принять во внимание и те земли, которые уже пошли в раздел, то фактически в руках крестьян оказалась большая часть помещичьей земли. Вот именно за эту собственность крестьянство и пошло в Красную Армию. И именно в этом залог победы молодой страны над международной интервенцией.
Аналогичные процессы проявления самосознания народа происходили и в промышленности. И камнем преткновения здесь стал закон о рабочем контроле. Рабочие комитеты возникали так же стихийно, рабочие восприняли Революцию как воплощение своей мечты об участии в управлении предприятиями. Они понимали общественную собственность как их личную и у них возникало естественное желание улучшить работу предприятия. Шел процесс ПРИСВОЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ собственностью и уничтожение пресловутого ОТЧУЖДЕНИЯ рабочих от средств производства, результатов труда, участия в управлении обществом. Октябрь 1917 г. Только открыл возможности для пролетарской революции построить социалистическое общество с реализацией марксистских идей.
Но правое крыло Партии, далекое от понимания сущности социализма и беспокоящиеся больше о своем благополучии, думало иначе. Оно считало необходимым создать централизованное управление экономикой, подчинить власти или ликвидировать структуры рабочего контроля, подчинить деятельность профсоюзов и т.п. Национализированной собственностью должны управлять наёмные чиновники. Они хотели превратить государство в монополиста-капиталиста, самим взять власть. При этом рабочий класс оставался бы таким же безгласным наёмником, как и раньше. Вот примерно такого содержания проект закона и был подготовлен Милютиным. Самым последовательным критиком такого положения оставался Ленин. Он пишет; «. Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации — Советы, и этим Советам передается вся государственная власть.
(Ленин, «Что такое Советская власть?») Это в равной степени относится и к рабочему контролю. Ленин заставил переработать закон, поскольку было совершенно очевидно, что именно он в наибольшей мере отражает настроения масс. Так, 14 ноября, когда вопрос о рабочем контроле наконец был внесён в повестку дня ВЦИК, Милютин, выступавший основным докладчиком по проекту, разъяснял необходимость его принятия тем, что “жизнь обогнала нас”, поэтому необходим манёвр, уступка рабочим, с тем, чтобы ближе подойти к заветной цели централизованного социалистического производства, а уже потом полностью отказаться от хозяйственной инициативы, идущей снизу, из трудовых коллективов (Киселёв А.Ф. Профсоюзы и Советское государство (Дискуссии 1917—1920 гг.) М., 1991. С.29.
Странное противопоставление самой жизни и того, кто скрывается за термином «нас». Не так давно один из руководителей нашей страны как-то проговорился, что «нам не по пути с этим народом», сетуя на то, что Интернет выступил резко против проекта Закона о полиции. Сегодня-то мы понимаем, что жизнь всегда обгоняет чиновничество, как наиболее консервативную прослойку общества. Историк Чураков пишет: «…. По определению Ленина, он (закон) появился на свет в “беспомощном” и “случайном” виде. Было совершенно очевидно, что век его слишком долгим не будет. Почему же стороны столь сложно шли на компромисс? Только ли в приверженности своим убеждениям было дело? Последние исследования показывают, что дискуссия по основным принципам законопроекта о рабочем контроле имела и ещё одну грань, и связана она с борьбой за власть. Основным оппонентом ленинского подхода в начале дискуссии был Милютин — один из ключевых фигур внутри правого крыла большевистской партии.»
(«ВМЕСТЕ ИЛИ ПОРОЗНЬ ДИСКУССИИ 1917—1918 ГОДОВ» Чураков Д. О. – к. и. н., доцент МПГУ)
Власть тоже может быть собственностью. Она тоже может быть приватизирована. Вплоть до тирании. (о чем и говорилось выше).
Сегодня во всем крыле левого движения ( от КПРФ до самых «левых») главенствует идея, что государственная собственность и гос управление экономикой есть пререходная мера к собственности общества. Странный утопизм. Сторонники этой идеи никак не могут понять, что обеспечение решения этой временной задачи потребует и создание такой же временной, но мощной структуры управления народным хозяйством. Но ВРЕМЕННОЙ. Такое возможно? В 1918 г была создана структура государственного управления народным хозяйством. Создана на века. Какие цели революции были достигнуты? Человек как был отчужден от управления собственностью, так и остался. Человек как был в положении наёмного работника за зарплату, так и остался им. Человек как был отчужден от власти, любой власти, так таким и остался. Только прорезавшиеся ростки демократии и народовластия были уничтожены не временно, а на все 72 года существования СССР.
Ни у кого из деятелей КПСС не возникла мысль об обострении противоречия между возросшим в том числе и усилиями пропагандистов, уровне производительных сил, развитии техники, технологий, с одной стороны, и архаичной авторитарной формой общественных отношений. В отношения собственности уже под большим напряжением вступало государство с консервативной властью, с одной стороны, и трудящимися, которые по уровню своего развития и профессиональной подготовки ушли далеко вперед. Это такая же ситуация, которая описана чуть выше о дискуссии по закону о рабочем контроле. И здесь эти «ОНИ» так же отстали навечно
Всё это и дало основание Ф.Э.Дзержинскому, председателю ВСНХ неоднократно заявлять: в 1924-26 годах
«...чтобы наша система государственного капитализма, т.е. само... Государство не обанкротилось, необходимо разрешить проблему госаппаратов, проблему завоевания этой среды, преодоления ее психологии и вражды. Это значит, что проблема эта может быть разрешена только в борьбе.»
«.....все более истощается основной доставшийся нам капитал, и все большее бремя ложится на крестьянство..."
"Если не найдем правильной линии в управлении страной и хозяйством - оппозиция наша будет расти, и страна тогда найдет своего диктатора - похоронщика революции, - какие бы красные перья ни были на его костюме. Все почти диктаторы ныне - бывшие красные - Муссолини, Пилсудский..."
«…Каково настоящее положение. Надо прямо признаться, что в этой борьбе до сих пор - мы биты. Активна и победоносна другая сторона. Неудержимое раздутие штатов, возникновение все новых и новых аппаратов, чудовищная бюрократизация всякого дела - горы бумаг и сотни тысяч писак; захваты больших зданий и помещений; автомобильная эпидемия; миллионы излишеств. Это легальное кормление и пожирание госимущества - этой саранчой. В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения...»
Спустя 70 лет это государство обанкротилось.
Это стиль управления государством той собственностью, которая по существу принадлежит самому народу, её создающему.
В заключение не могу не привести высказывание Маркса о том, какие могут быть «коммунизмы»
« . Как таковой он имеет двоякий вид: во-первых, господство вещественной собственности над ним так велико, что он стремится уничтожить все то, чем, на началах частной собственности, не могут обладать все; ………Непосредственное физическое обладание представляется ему единственной целью жизни и существования; категория рабочего не отменяется, а распространяется на всех людей; отношение частной собственности остается отношением всего общества к миру вещей; наконец, это движение, стремящееся противопоставить частной собственности всеобщую частную собственность, ….. Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием. Всеобщая и конституирующаяся как власть зависть представляет собой ту скрытую форму, которую принимает стяжательство и в которой оно себя лишь иным способом удовлетворяет. Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме. У него — определенная ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее.
Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а капитал— как признанная всеобщность и сила всего общества.»
Маркс точно описал тот «грубый коммунизм», который в отсутствие достаточной философской теоретической зрелости и ради утверждения собственной власти, был построен в СССР уже в 1919 г.
Говоря о подлинном коммунизме, Маркс пишет:
«…Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, == натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.» ( Все цитаты из работы «Экономическо-философские рукописи 1844 г»)
Поэтому частная собственность в то же время с общественным характером производства переходит логично в общественную собствннность. Но Общество, социум, не формирует чиновничью структуру для управления этой собственностью как нечто внешнее по отношению к человеку – производителю, а передает это право УПРАВЛЕНИЯ КАЖДОМУ ЧЛЕНУ общества, возвращая ему право управления тем, что он производит своим трудом сам, и что уже было исторически произведено человечеством. Это обеспечивается возросшим уровнем производительных сил Это и есть тот натурализм, равный гуманизму, о котором и говорил Маркс. Это и есть подлинное упразднение частной собственности через присвоение средств производства каждым человеком и подлинное уничтожение отчуждения.
Для общества с частной собственностью в отношениях капитал – труд приоритетом является КАПИТАЛ. Именно он подчиняет себе труд и использует его для целей накопления. В социалистическом обществе при общественной собственности главным является ТРУД. А капитал, соединяясь с трудом уже в гармоничном единстве, рассматривается лишь как СРЕДСТВО повышения эффективности этого труда, жизнеобеспечения, саморазвития человека, превращения его в Человека с большой буквы. (М.Горький)
Свидетельство о публикации №211022800205