Вариант сознания - 1. Эссе

                А.И.Домбровскому –
                писателю, философу, человеку



                ГЕННАДИЙ   ШАЛЮГИН


   В А Р И А Н Т    С О З Н А Н И Я  -  1
       Размышления  о  Боге,  природе,  человеке

   (опубликовано  в журнале "Брега Тавриды", 2009,№ 1-2)

                Душа  обязана  трудиться…
                Н. Заболоцкий

                Все  попытки  разума  оканчиваются   
                тем, что   он  осознает, что есть 
                бесконечное  число   вещей, 
                превышающих  его понимание.
                Б.Паскаль.

Вступление.

                * * *
     Начиная  новую  книгу,  автор  встает  перед  вопросом:  зачем  она  нужна?  Что  она поведает миру? Конечно,  приятно  просто потешить  авторское самолюбие.  Добавить к   списку  трудов новое название.   Подспудно  теплится  надежда:  а  вдруг книга  станет  главным  твоим  творением! В  старые времена  был  в  ходу  мотив  «материальный»:  прежде писательский  труд оплачивался и поощрялся. Сейчас такого   мотива  для  писательских  мук  нет. Писатель  пишет примерно по тому  же,  почему  рыба  идет метать икру.
За   годы  жизни  накопились  размышления о Боге, о природе,  о человеке  -  некоторые из них  небезынтересны,  некоторые, вероятно,  тривиальны,  некоторые  явно ошибочны. Но, так или  иначе, в   совокупности они создают некий вариант сознания, некую  критическую   массу,  благодаря которой  я  могу сказать,  что у  меня есть представление о мире,  о  себе,  о  том,  для  чего  мы существуем.  Это -  некоторый «прожиточный минимум»,  который определяет твое человеческое лицо. Именно по  этому признаку  я  могу  назвать себя  человеком,  потому  что физиологически  мы  походим на свиней, на собак, -  даже  на червей, с которыми у  нас  98 процентов общих генов. 
Где  грань,  отделяющая  человека  от  нечеловека?  От той  же собаки? От камня?  От  дерева?  Что  в  нас  общего?  Все  это – предмет  размышления,  рефлексии,  наблюдения  и анализа.  Тут  - сознание  того,  что я  являюсь частью  окружающего мира -  и  осознание  того,  что  мир  есть часть  меня,  человека.
     Идея  этой книги   вызревала   десятилетиями.  Первоначальное ее название – «Прожиточный минимум».  Но однажды,  лежа в Ливадийской больнице, я  услышал поразительную фразу:  «новый вариант сознания».  Ее произнес человек.   в мозгу которого обнаружили   затвердевшую гематому величиной с   граненый стакан. Сделали трепанацию,  инородное  тело, угнетавшее мозг,  извлекли, человек  на наших глазах  возрождался к  сознательной жизни. Это были новые запахи, новые  краски, новые тактильные ощущения,  новая  ментальность, которые  определили  новый вариант сознания.
     В сущности,  личнось – это сознание  своего «Я».  Можно долго спорить, что такое Я, что такое сознание.  Я – это сознание в  действии.  Не вдаваясь в   дебри психологии,  можно навскидку  определить   пласты и срезы сознания. Прежде всего  следует выделить понятие  «доминанты», которое и определяет специфику  сознания. Оно может быть по-преимуществу   бытовым, утилитарным,  упертым в «прозу  жизни». Может, напротив,  пребывать оторванным от  грешной  земли и воспарять в облаках (романтическое сознание).  Оно может быть научным, политическим, религиозным,  мифилогизированным или даже мистичным.  Варианты   сознания  многообразны, как  жизнь, и в  данном случае   сделала попытка  остановиться на одном, присущем  лично автору .
      По мере того,  как  писались дневники,  как  накапливались факты, гипотезы, размышления  о  жизни,  росло понимание  того,  что все  это  выходит за пределы задач  хрониста или  бытописателя. С точки  зрения целесообразности - а в  природе,  кажется,  все  целесообразно, -   это пустая   трата  времени.  Все  живые  существа   призваны в  первую  очередь  обеспечивать  самосохранение  своей особи и продолжение рода.  Для  этого в  каждую  особь -  будь она величиной  со слона  или  с  булавочную головку, - заложена  особая программа  поведения,  которая    запускается  автоматически.  К примеру,    человеческий  детеныш  для  самосохранения     автоматически делает сосательные  движения,  автоматически   опоражнивает   желудок,  рефлекторно   издает  крик,  чтобы привлечь внимание   матери. Детеныш  оленихи,  только что  родившись,  уже  умеет  при опасности замирать.   
     Кроме  инстинкта,  поведение  формируется и собственным  опытом. Несомненно,  все  живые  организмы в  той  или иной  степени обладают индивидуальностью,  которая  определяется  не  только   унаследованной расцветкой  шкуры  или  разрезом  глаз. Индивидуальные черты  -  тоже способ  самосохранения в мире, полном неожиданностей. Индивидуальность  обеспечивает  вариативность поведения. Но скажите,  Бога  ради,   как  обеспечивает выживаемость  писательский  «икромет»?  Что  дает  мне  лично  записанное  среди ночи  соображение  о том,  что Вселенная   удивительно смахивает на   яблоко,   что   не случайно,  наверное,  в  Книге бытия    именно от  плода,  сорванного с  Древа познания, начинается  драматический  сюжет бытия  человечества. 
       Во всем  этом  есть нечто,  выходящее  за  рамки  обыкновенной  целесообразности.  Вероятно,  сказывается веяние времени.  Х.Ортега-и-Гассет («Что такое  философия?»)  отметил  особое  философское тяготение  в культуре  ХХ века: «…у нашего времени <…>  философская  судьба,   поэтому нам нравится философствовать -  для начала прислушиваться, когда в  общественной атмосфере, подобно птице, промелькнет   философское слово,  внимать философу, как страннику, <…> принесшему   свежие вести  из запредельных стран». 
     «Человек  никогда  не  сделает   ни одного  шага в  направлении, которое,  как  он  знает,  бесперспективно <…> наш  дух  благодаря  своей способности   открывать впереди себя  бесконечные  горизонты   может  действовать <…> имея  надежду  достичь  какой-то стороной  самого себя  высшего совершенства…»,  -  писал  П.Тейяр де  Шарден  в  книге  «Феномен  человека».   По  его  мысли,  в  движении человека к  новому заключено  что-то  «абсолютное». Может,  это  нужно  для  самосохранения или  развития  Вселенной… Может,  это нужно  для Творца… Может,  это  акт  антроподицеи (оправдания человека) перед  лицом   Божественного акта творения… Так, по крайней  мере, писал  русский  философ  Николай  Бердяев.  «Человек есть   тайна.  Ее надо разгадать… - задолго до него   говорил Ф.Достоевский, - … я  занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».  Совершенно очевидно,  что  человек-тайна  является самым проблемным  творением  Бога,  самым парадоксальным предметом размышлений. Достаточно  вспомнить такие экзотические определения  человека, как «знакомый  незнакомец», «бесперое  двуногое»… 
    Читая статьи и заметки по разным проблемам,  осознаешь некую особенность человеческого мышления. Это своего рода  «расширенное сознание»,  то есть, способность  подниматься  над  частностями,  схватывать панораму  бытия. Ученый   рассуждает о преблемах практической  геронтологии   и вдруг  «воспаряет» - задумывается  о  смысле  и целях  существования человечества. Или  другой пример:   ученые открыли  планету Плутон,  которая   летает где-то на задворках Солнечной системы. И вдруг  - вывод:  через миллиарды  лет,  когда  Солнце  спалит Землю,  планетка  станет  последним местом  обитания   человечества... В таком расширенном сознании «прожиточный минимум»  оказывается  связан с   идеей   Н.Федорова  о   восстановлении к  жизни  ушедших отцов и праотцев -  не только по  костным останкам, но и по  воплощенному в  словесах  сознанию. «Вариант сознания»  -  матрица для перезагрузки…
    Понятно, что  книга выдает в  авторе  не просто  человека с  фантазией -  человека с  самомнением. Наверное,  вы  правы. Я затрудняясь отнести себя к  какому-то разряду  мыслителей. Философ  задает вопросы, мудрец  знает на них ответы. Я не философ и не  мудрец. Человек  пути. Хочется верить, что данный путевой «вариант сознания»  - не просто «нарезка» экзотических мыслей,  представлений,  идей… В то же время очевидно, что поток словоизвержения,  каким бы  мощным он не  был,  ни на   сантиметр не приблизит нас к  постижению первоначал… Режиссер Юрий Одинокий заметил, что  когда  ты останавливаешь свои мысли,  ты   ощущаешь мысли Бога… И если периодически это делать,  то поймаешь поток,  который  рождает все.
    Увы,  мне это  не  дано… Но, к счастью,   я свободен  от  комплекса  «левого мизинца», от  ложного  представления.,  что именно мне  дано постичь  самую глубинную суть вещей. В  связи с  этим хочу привести  легенду об исчезновении  будды Анагама: «Задолго до того, как в мир при¬шли будда Дипанкара и будда Шакья-муни, жил будда Анагама. Он не тра¬тил времени на объяснения, а просто указывал на вещи мизинцем своей ле¬вой руки, и сразу же после этого про¬являлась их истинная природа. Когда он указывал на гору, она исчезала, ког¬да он указывал на реку, она тоже про¬падала. … кончилось все тем, что он указал ми¬зинцем на себя самого и после этого исчез. От него остался только этот ле¬вый мизинец…».
     «Вариант сознания»  показывает реальную   планку моего  человеческого статуса.  То  есть,  то место,  которого я  достиг на пути  от  зверя  к ангелу… Это  отчет конкретного человека  о проделанной работе  по   самосовершенствованию, по постижению  смысла жизни. Но инфор-мационные возможности  отдельной  личности,  надо признаться  честно,  исчезающее малы. К примеру,  информация,  записанная в  ДНК  клетки, в  40 (или даже в 400!)  раз превышает объем  Британской  энциклопедии. Британская  энциклопедия  -  это «прожиточный минимум»  целой нации за  тысячелетие ее истории.  Что такое   мой   частный  «минимум»   рядом с  обычной   живой  клеткой,  если в  ней, предположим, кроме всего прочего, голографически записана  информация о всей Вселенной? Трудно представить, чтобы  моя  скромная  книжка  что-то перевернула в мире. Но таких, как  я,  миллиарды. И это дает шанс  тем, кто ищет точку опоры для   своего  рычага…
    Книга  состоит из  дневниковых  записей, которые   велись  на протяжении  трех  десятилетий. Некоторые  из  них  вызревали  изнутри,  некоторые  явились откликом  на  беседы с  коллегами или на публикации в  прессе. Иногда это быстрые  наброски пейзажей,  которые  пробудили воображение: «Остановись, мгновение!».  Дж.Бруно отметил несомненную  взаимосвязь  Бога и природы:  «природа  <…> есть не  что иное, как  Бог в  вещах». Наблюдения картин природы  насышает душу, размышления  насыщают разум. 
      Многие  записи  представляют  собой  что-то вроде  конспектов  с комментариями.  Это понятно: чаще  всего мы  читаем  не  для  развлечения или  проведения досуга, но для углубления знаний, наполнения кладовой памяти.  Один  мудрый  человек  заметил,  что   чтение  -  способ формирования  собственных  мыслей. Это правда:  мысли  можно  уподобить искрам,  вспыхивающим  от    соударения   кремня  и кресала. В  то  же  время  стоит отметить, что  мы «…почерпаем в книгах лишь то, чего ищет наше сознательное или бессознательное «Я».   Так писал  русский  философ ХХ  века  Г.П.Федотов.
      Очень часто   обнаруживалось, что  мое мнение  оформлялось в   полемической форме.  И тут я  вынужден  сослаться  на  Рене  Декарта,  который  частенько   не соглашался    с  мыслителями прошлого. «Я  не надеюсь приблизиться к истине  иначе,  как удаляясь  от  путей,  которыми они следовали. <…> Философия разрабатывалась <…>  превосходными умами,  и,  тем  не менее,  не  имеет ни одного пункта,  который  не  вызывал  бы споров…».
       Не  надо думать, что я  размышлял только о Боге  да о человечестве. Очень многое  из  накоплений  уж опубликовано:  получилось две книги стихотворений, четыре книги о  Чехове, большая  повесть-эссе,  рассказы и очерки. Многое публикации  не подлежит… Форма   «арабесок»,   своего  рода фрагментов   мыслительного процесса  близка  мне  как  литератору и человеку, недалеко  ушедшего от романтизма.  Арабески не претендуют на  законченность и итоговость.  И  ничего  удивительного!  Мои заметки   по  форме иногда смахивают на  научные  выкладки  или философские  силлогизмы.  Но  я  не философ;  я  позволяю  себе   блажь   ф и л о с о ф с т в о в а н и я,  которой   отдавали дань  многие  русские  люди.  Вспомним   чеховских  интеллигентов  в  пьесе «Три сестры»: Тузенбах  и Вершинин,  скрашивая   провинциальный досуг,  мило    философствуют  о  «шестом  чувстве»  или  о  прекрасной  жизни  через  200-300  лет;   доктор  Астров  в  пьесе  «Дядя  Ваня»  размышляет о  спасении  лесов…   В  сущности,  философствование  -   русский  способ   поговорить о  самом  больном. А  душа  русского человека всегда  болела  о  главном:  о  Боге, о  природе, о проблеме  добра  и зла…   Именно таким  русским  человеком  был писатель Анатолий Иванович  Домбровский.
       Мои  заметки  датированы, но в  этом  нет какого-то  особенного  смысла. Процесс мыслеобразования  не имел заданности, но протяжен во времени. Я  жил, дышал,  размышлял  независимо  от того, какой век стоял на дворе,  каким вождям  поклонялось население,  где  пролегали границы. У  меня не было  цели кому-то  что-то доказывать. Часто случалось, что на новом  витке    размышлений я обращался  к   тем  же  темам … и  приходил к иным   выводам. Пусть это  не смущает читателя.  В  беседах  с  Буниным о  смерти и  бессмертии  Чехов тоже  высказывал парадоксальные  мысли.  Иногда  он  твердо утверждал,  как  дважды  два, что  бессмертие  -  факт,  а  иной  раз  заявлял, что  бессмертие  -   фикция… В  этом  разбросе,  кроме  всего прочего,  сказывается   натура  русского человека.  Да и  масштабность  предмета  размышлений  такова,  что  приходится  обметывать его    красными флажками  догадок, -  точно так  же,  как   охотники обкладывают  предполагаемую волчью  стаю. 
   Итак,  дорогой читатель, перед  Вами - еще один вариант сознания… Суть его  не совсем  ясна и мне  самому.  Назовем его пока  цифрой  - один…
 


Рецензии
Любопытно. Вроде все понятно, но и любопытно. С теплом.

Наталья Скорнякова   05.01.2019 10:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! Дай Бог вам радости и счастья!

Шалюгин Геннадий   08.01.2019 09:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.