Трагедия Юноны и Авось

               

               В 2011 году Московский театр «Ленком» 9 июля отметил 30-летие с момента первой постановки рок-оперы «Юнона» и «Авось».
       Рок-опера композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского рассказывает о судьбе одного из учредителей Российско-Американской компании обер-секретаре Правительствующего сената, действительного статского советника Николая Петровича Резанова (28.03.1764 – 01.03.1807).
        Получив домашнее воспитание, Резанов с 1778 до середины 1780-х годов служил в артиллерии, потом в лейб-гвардейском Измайловском полку. Перейдя на гражданскую службу, был правителем канцелярии Адмиралтейств-коллегии. В 1794 году подполковник Н.П.Резанов прибыл в Иркутск, где проживала его семья – отец и другие родственники. Здесь он знакомится с известным купцом и предпринимателем  Григорием Ивановичем Шелеховым, посветившим Резанова в планы освоения Русской Америки. В январе 1795 года Резанов становится зятем Шелехова, женившись на его дочери  Анне. Молодая пара выехала на жительство в Петербург. В семье родились: сын Пётр (18.07.1801 г. – после 1812 г.) и дочь Ольга (05.10.1802 – 20.06.1828). После родов дочери Анна Григорьевна Шелехова, жена Резанова осенью 1802 г. скончалась в С.Петербурге в возрасте 22 лет.
         После смерти Г.Шелехова Резанов подал прошение на имя Екатерины II об учреждении Российско-Американской Компании и стал в 1799 г. её уполномоченным в Петербурге. Резанов стал своего рода организационным и координирующим центром компании. К нему стекались сведения о положении дел в Иркутске и районах промыслов, сообщения о торговле на различных ярмарках. Практически Н.П.Резанов был руководителем компании. Успешные его действия во многом объясняются безошибочным выбором рычагов воздействия на императора через знакомство и даже дружбу с людьми в высших эшелонах власти.  В ноябре 1799 года Н.П.Резанов личным указом императора Павла I был назначен корреспондентом компании.
        По настоянию Резанова осенью 1800 года Главное правление Российско-Американской Компании было переведено из Иркутска в Петербург. Близость компании к правительству закрепилась весной 1802 года вступлением в число её акционеров «высочайших особ» – императора Александра I, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и др. В числе акционеров находились и такие известные лица, как граф Н.П.Румянцев, адмирал Н.С.Мордвинов.
        10 июня 1803 г. Николай Петрович был награждён орденом Св.Анны 1-ой степени, пожалован в камергеры и назначен посланником в Японию для установления дипломатических отношений и морской торговли. 16 июня 1803 г. Резанов избран почётным членом Петербургской Академии Наук.
        По инициативе Российско-Американской Компании в 1803 году  из Кронштадта в российские колонии в Америке была снаряжена морская экспедиция. При подготовке к  экспедиции осенью 1802 года в Лондоне были куплены два судна «Леандер» и «Темза», которые соответственно переименовали в «Надежду» и «Неву».
        10 июля 1803 года Александр I утвердил официальные инструкции Н.П.Резанову, в которых ясно были выделены слова: «Сии оба судна с офицерами и служителями, в службе компании находящимися, поручаются начальству вашему». Одновременно Н.П.Резанов назначался главой посольства в Японию и «полным хозяйским лицом не только во время вояжа, но и в Америке». 
       После тщательных приготовлений 26 июля 1803 года  «Надежда» и «Нева» покинули Кронштадт. Первое кругосветное плавание российских моряков началось. Командирами кораблей были назначены опытные морские офицеры И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский. Корабли должны были доставить на Аляску грузы для Российско-Американской компании и забрать оттуда меха.
         В начале июля 1804 года «Надежда» прибыла в Петропавловскую гавань, а «Нева» – на остров Кадьяк. 26 августа «Надежда» отправилась из Петропавловска.в Нагасаки, куда прибыла ровно через месяц. Решить поставленную задачу Резанову не удалось из-за победы в Японии изоляционистской партии. На протяжении всего 6-месячного пребывания в Нагасаки и переговорах с японскими представителями Резанов держался практически безупречно. После категорического отказа японцев вступить в отношения с Россией,  Резанов 6 апреля 1805 г. оставил Японию и вернулся в Петропавловск. Оттуда в июне этого же года на бриге  «Св.Мария» Н.П.Резанов пошёл в Америку, совершая инспекционную поездку по русским колониям. Побывав на Уналашке, островах Прибылова и Кадьяке в конце августа бриг прибыл в Ново-Архангельск. А корабли «Надежда» и «Нева» встретившись в начале декабря 1805 г. в Кантоне направились в обратный путь вокруг мыса Доброй Надежды.
         Резанов нашёл восточную колонию России в ужасающем положении – у людей отсутствовали предметы первой необходимости, не было хлеба. Русские поселения на Аляске остро нуждались в продуктах сельского хозяйства. В конце сентября 1805 г. Н.П.Резанов купил у американского капитана  бостонское торговое трёхмачтовое судно «Юнона» с припасами, и таким образом спас население Русской Америки от голода. Стремясь ещё более усилить колониальную флотилию, Резанов приказал заложить на Ситхе небольшой восьмипушечный тендер «Авось», который вступил в строй в следующем году.
          25 февраля1806 г. Резанов отправился на «Юноне» за продовольствием в Калифорнию и для установления отношений с испанской администрацией. Посетил Сан-Франциско и согласовал с комендантом  проект торгового договора. За время своего шестинедельного пребывания в Калифорнии  Н.П.Резанов сумел проявить незаурядные дипломатические способности и завоевать расположение местного испанского начальства.
          Пребывание Н.П.Резанова в Калифорнии и его переговоры с испанскими властями оказались неразрывно связаны с одной из самых романтических историй того времени. Будучи «обласкан» в доме коменданта Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо, Резанов сблизился с его юной  пятнадцатилетней дочерью, прекрасной донной Консепсьон, или, как её называли в семье, Кончей, Кончитой, которая слыла «красою Калифорнии». Личность этой испанской девушки романтическим образом вплелась в историю России.
В «исповеди частных своих приключений» графу Н.П.Румянцеву Николай Резанов писал: «Прекрасная Консепсьон умножала день ото дня ко мне вежливости, разные интересные в положении моём услуги её и искренность, на которые долгое время я смотрел равнодушно, начали неприметно наполнять пустоту в моём сердце».
          Через некоторое время Резанов сделал Кончите предложение и получил согласие.  Сам Резанов писал: «… предложение моё сразило воспитанных в фанатизме её родителей, разность религий и впереди разлука с дочерью были для них громовым ударом. Они прибегли к миссионерам. Те не знали как решиться, возили бедную Консепсию в церковь, исповедывали её, убеждали к отказу, но решимость её, наконец, всех успокоила. Святые отцы оставили разрешению римского престола, и я ежели не мог окончить женитьбою моей, то сделал на то кондиционный акт и принудил помолвить нас, на что соглашено с тем, чтоб до разрешения Папы сие было тайною».
          История любви Н.П.Резанова и Консепсьон де Аргуэлло породила большую литературу. Для того чтобы  придать своему повествованию более занимательный характер, историки и литераторы не скупились на разного рода красочные детали и самого Резанова в английских изданиях обычно именовали «графом», каковым он на самом деле не был. Не обошёл вниманием эту романтическую историю и известный  писатель Брет Гарт.
          Искренняя любовь к 42-х летнему камергеру доставила прекрасной Консепсьон слишком мало радости и слишком много печали, но зато помогла Русской Америке пережить один из наиболее трудных периодов её истории. Разнообразные продовольственные товары, и прежде всего хлеб, после помолвки Резанова с Консепсьон в таком изобилии потекли в трюмы «Юноны», что пришлось просить «остановить возку», так как судно не могло принять более 4300 пудов.
            Разлучаясь с юной своей невестой, Резанов дал слово возвратиться через 2 года, во что бы то не стало. И поручил Главному правителю Русской Америки А.А.Баранову «при случающихся оказиях»» подтвердить, «что выполнит он данное слово».
            9 июня 1806 г. Резанов вернулся в Ново-Архангельск с грузом муки и мяса. В том же году он прибыл в Охотск и осенью через Сибирь отправился с докладом в Санкт-Петербург «по многотрудному весьма пути верховою ездою». В пути его застигли «морозы и снеги», он «жестоко изнурял себя и простудился». С трудом Н.А.Резанова довезли до Якутска. Здесь он несколько подлечился, а потом и до Иркутска доехал в «слабом здоровье». Пробыв некоторое время в Иркутске, Резанов продолжил своё путешествие. Он спешил к своей Кончите. Но здоровье его продолжало заметно слабеть. Добравшись до Красноярска, 1 (13) марта 1807 года он умер. Похоронили Н.П.Резанова при соборной Воскресенской церкви. Главный правитель русских колоний в северной Америке А.А.Баранов известил письмом Хосе Дарио Аргуэльо о безвременной кончине Н.П.Резанова.
    В 1831 г. в Красноярске на  месте временного обелиска был установлен памятник, который в 1936 г. разрушен вместе с церковью. В июне 2007 года на площади Мира в Красноярске открылся мемориальный комплекс в память о великом политическом деятеле Николае Резанове. Именем Резанова названо озеро в островном архипелаге Александра в северо-восточной части Тихого океана у юго-восточного побережья штата Аляска. В Сан-Франциско в центре города на «русском холме», среди других памятников российским мореплавателям, исследователям западного побережья Америки, есть и тот, что воздвигнут в честь Николая Резанова. Жители Калифорнии с почтением относятся к этой исторической личности.
           Прекрасная Консепсьон не воспользовалась предоставленной ей «свободой» и продолжала хранить в сердце верность своему любимому на протяжении пятидесяти лет, вплоть до смерти 23 декабря 1857 г.  Всю свою жизнь она помогала бедным и голодным. В Калифорнии её звали «Благословенная». В последние годы Консепсьон преподавала в Академии Св.Катерины сначала в Монтерее, а затем в Бенишие, где в 1851 г. постриглась, став первой монахиней, рождённой в Калифорнии. Её могила бережно сохраняется до сих пор.
           Судьба первых командиров «Юноны» и «Авось» лейтенанта Николая Александровича Хвостова и мичмана Гавриила Ивановича Давыдова, сопровождавших Резанова в его походах, была не менее трагичной.             
    После совместных рейдов этих судов в районе Южного Сахалина и Курильских островов, где они,  выполняя распоряжения Н.П.Резанова, сжигали японские склады, брали японцев в плен и вручали племенным старшинам документы, подтверждающие право России на эти земли,  действия их командиров были признаны как самоуправство. Морские офицеры Н.А.Хвостов и Г.И.Давыдов были арестованы и подвергнуты строгому допросу. Предприимчивым морякам удалось бежать из Охотска и добраться в мае 1808 г. до Санкт-Петербурга. Отсюда оба моряка были отправлены в Финляндию - в район боевых действий в войне со Швецией. За отменную храбрость их представили к награждению орденами, но Адмиралтейств-коллегия признала моряков виновными в бесчинствах против японцев, и Александр I в качестве наказания лишил их заслуженного награждения.
     Из Финляндии оба офицера возвратились в Петербург. Однажды Хвостов вместе с Давыдовым возвращался с Васильевского острова; мост уже был разведен. Приятели пытались перескочить с одного края моста на проходящую мимо барку, чтобы с нее вскочить на другой край, однако сорвались, упали в Неву и утонули. Жизнь обоих моряков закончилась в один день – 14 октября 1809 года. Тела так и не были найдены, и о смерти офицеров долго говорили в Петербурге.
      Судьба кораблей Резанова также оказалась не менее трагической, чем судьбы их командиров.
      Тендер «Авось» при следовании в Ново-Архангельск разбился 11 октября 1808 г.  у западного побережья острова Чичагова архипелага Александра. К счастью, вся команда и часть груза были спасены.
        Корабль «Юнона» во время рейса на Камчатку разбился 3 ноября 1811 г. вблизи Петропавловска. Из 22-х членов экипажа уцелело только трое; погиб практически весь груз более чем на 200 тыс.рублей. Это была одна из наиболее тяжёлых морских катастроф в истории Российско-Американской Компании. Такова историческая действительность тех далёких событий, которые мы теперь можем постичь при помощи музыки и поклониться поразительной духовности и силе веры в Россию таких людей, как Николай Резанов.


Рецензии
P.S.разрешите Вас поправить:Ленком не Санкт-Петербургский а Московский театр.
http://www.lenkom.ru/

Донец Адатнай   07.01.2015 09:43     Заявить о нарушении
Спасибо, любезный Евгений! Действительно досадная опечатка - немедленно исправляю!

Георгий Арутюнов   14.06.2014 21:35   Заявить о нарушении