Триумф и трагедия Титаника

15 апреля 2012 года исполняется 100 лет со дня гибели самого крупного судна, которое было построено человечеством до начала ХХ века. О трагедии «Титаника» написано огромное количество книг, произведены тщательные исследования, снято несколько документальных и художественных фильмов. Наибольшую популярность получил фильм Джеймса Кэмерона (James Cameron), «Титаник» вышедший на мировые экраны в начале 1998 года.

  «Титаник» («Titaniс») был заложен 31 марта 1909 г. на верфях фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айлэнде возле Белфаста. Через два года строительство было завершено и 31 мая 1911 г. «Титаник» был спущен на воду. Длина судна равнялась 259,8 м., ширина 28,2 м., общая вместимость – 46,328 рег.т, а водоизмещение – 52,310 т при осадке 10,54 метра. Мощность 50 000 л.с. Рабочая скорость 21 узел. По первоначальному проекту на «Титанике» должно было быть 64 спасательные шлюпки, но потом их количество сократили до 16.
  2 апреля 1912 г. «Титаник» успешно прошел ходовые испытания, проводившиеся под наблюдением чиновников министерства торговли, которые по британским законам о торговом флоте, являлись главной контрольной инспекцией. С помощью буксира судно по каналу Виктории было выведено из Белфаста в Ирландское море, где в течении всего нескольких часов проходило ходовые испытания.
   В свое первое и последнее плавание «Титаник», принадлежавший английской компании «White Star Line»,  вышел из Саутгемптона в среду 10 апреля 1912 г. Он направлялся в Нью-Йорк через Шербур и Куинстаун. На его борту было 1316 пассажиров и 885 членов команды. Всего 2201 человек. (Из некоторых источников известно, что на «Титанике» плыли в Америку 20 русских эмигрантов).
   К полудню 14 апреля лайнер находился примерно в 600 милях к востоку от Ньюфаундленда. По одним данным, «Титаник» получил семь предупреждений о ледовой опасности, а по другим - шесть. На ходовой мостик было доставлено всего лишь одно предупреждение из радиорубки.
14 апреля 1912 года, то есть в последний день перед катастрофой, на «Титанике» сломалась радиостанция, а когда ее починили, радиотелеграфисты приступили к передаче уже оплаченных телеграмм, которые накопились за время поломки. Другими словами, радиотелеграфисты просто не посчитали нужным, поставить в известность капитана Смита о предупреждениях. В свою очередь капитан получив только одно предупреждение о возможности встречи с айсбергами на маршруте плавания, предпочёл проигнорировать это сообщение, так как в это время года в этих широтах айсбергов практически не бывает. И под покровом ночи «Титаник» продолжал движение с максимальной скоростью 22 узла. Лайнер и айсберг неумолимо стремились навстречу друг к другу. В 23 часа 40 минут наблюдатели доложили о том, что прямо по курсу лёд. Старший офицер приказал отвернуть право руля, но стремительно мчавшееся судно не успело полностью выполнить манёвр, и ударилось о выступ подводной части айсберга, что привело к разрушению пояса наружной обшивки корпуса по правому борту.
 Меньше чем через два с половиной часа «Титаник» затонул. Вместе с ним погибло 1513 человек.
    К сожалению, придется смириться с тем, что исчерпывающая правда о гибели «Титаника» уже не будет известна никогда. Несмотря на два расследования, проведенных сразу же после того, как плавучий дворец поглотили волны, многие детали так и остались невыясненными. Продолжают существовать «белые пятна», ряд свидетельств неполон, некоторые выводы при более подробном изучении не убеждают. Это породило многочисленные домыслы и  догадки, а также самые невероятные легенды. Часть из них настолько укоренилась, что бытует и сегодня.
В различных материалах приводятся противоречивые данные о самом «Титанике», о количестве его пассажиров, о числе спасшихся и погибших, о том, сколько человек оказалось в спасательных шлюпках.
И хотя XX столетие ознаменовалось несколькими страшными трагедиями, интерес к судьбе этого судна не ослабевает и в наши дни. Особенно возрос он в 1985 году, когда американо-французской экспедиции удалось обнаружить на глубине 3800 метров его корпус.
    Тринадцать лет готовился к поискам «Титаника» руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс-Холского океанографического института в штате Массачусетс доктор Роберт Д.Баллард. Этот выдающийся морской геолог изучил все доступные исторические материалы, касавшиеся знаменитого судна. Его обширные научные знания были подкреплены высоким профессионализмом технического персонала одного из ведущих океанографических научных учреждений мира. Шаг за шагом он шел к своей цели. И вот 1 сентября 1985 года в ноль часов 48 минут на мониторе, исследовательского судна «Арго» был обнаружен один из котлов «Титаника». Впервые, через 73 года после катастрофы, глаза человека увидели останки знаменитого судна.
   На следующий день был обнаружен корпус «Титаника». Огромный корпус судна разломился при погружении на две части. Примерно в 650 метрах от носовой части обнаружили корму судна. Ни корма, ни носовая часть, опустившись на дно, не перевернулись. По морскому дну было разбросано невероятное количество предметов: это были части надстроек, обломки оборудования кают, рассыпавшийся уголь, бутылки вина, детали приборов, куски обшивки. Сообщение о том, что «Титаник» найден, как молния облетело весь мир.
   Через год, 12 июля 1986 года, доктор Баллард и его команда вернулись к месту гибели «Титаника», но без французов. В течении двенадцатидневных исследований была осмотрена палуба, и глазам предстала мрачная картина. Вместо досок ее покрывал слой из мельчайших раковин, моллюсков, которые за три четверти века уничтожили практически все дерево. Стало ясно, что ситуация внутри судна та же: прекрасная обшивка, мебель-все это уже, видимо, давно исчезло. Сохранились лишь некоторые детали, сделанные из тика и дуба. Это было все, что осталось от некогда сверкавшего роскошью самого крупного судна в мире.
За все время работ не было найдено никаких человеческих останков. Вероятно, об этом позаботились глубоководные обитатели моря. Через семь с лишним десятилетий от этих людей не осталось и следа.
     Более тщательно обследовав судно, Баллард пришёл к выводу, что «Титаник» находится в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к тому, что корпус рассыплется на части.
     После завершения второй экспедиции в 1986 году, доктор Баллард заявил, что он даже не помышляет когда-нибудь еще раз вернуться к «Титанику». Несмотря на то, что у него имелась такая возможность, он не взял с морского дна ни одного предмета и к обломкам знаменитого судна отнесся очень бережно и деликатно. Он работал как ученый и исследователь и других целей не преследовал.
    Прошел год, и на место давней трагедии пришло французское океанографическое судно «Надир». Французы подняли со дна моря почти девятьсот предметов. Действия французской экспедиции осудила мировая общественность и здравствовавшие тогда пассажиры «Титаника», которых в середине 1987 года во всем мире оставалось двадцать пять человек. Все они единодушно высказались за то, чтобы место последнего упокоения 1513 человек навсегда осталось памятником великой морской катастрофы.
     В 1991 году на место катастрофы прибыла группа ученых во главе с канадским морским геологом Стивом Блэском. Эта экспедиция известна тем, что исследователями был поднят с «Титаника» кусок металлического листа, покрывавшего корпус диаметром 25 сантиметров и толщиной 2,5 сантиметра с тремя отверстиями от заклепок. Данный кусок стали был подвергнут специальному исследованию в лаборатории канадского министерства обороны в Галифаксе. Ход испытания, за которым следила вычислительная машина, и последующие исследования подтвердили, что сталь, из которой были сделаны листы, покрывающие корпус «Титаника», была очень ломкой. При ударе об айсберг листы не прогнулись, а треснули.
Примесь серы в стали, из которой был сделан «Титаник», была слишком значительной. Сегодня такое судно никто бы не спустил на воду.
    Результаты исследований исключают, что айсберг, как это считалось в течении трех четвертей столетия, прорезал длинную, проходящую более чем через пять отсеков, открытую трещину в борту судна. Наиболее достоверно: стальные листы после столкновения треснули, швы разошлись, и через образовавшиеся трещины ринулась вода.
   В 1992 году фирмой IMEX снят документальный фильм «Титаник». К месту катастрофы документалисты прибыли на научно-исследовательском судне Российской Академии Наук «Академик Мстислав Келдыш». Судно построено по заказу СССР в 1981 г. в Финляндии. Водоизмещение 6240 тонн, длина 122,2 м, ширина - 17,8 м, максимальная скорость 12,5 узлов. Hа борту находится 17 лабораторий и два глубоководных аппарата: «Мир-1» и «Мир-2», которые  являются единственными в России аппаратами, способными производить спуски на глубину до шести тысяч метров. Запас кислорода в них рассчитан на 72 часа, аккумуляторных батарей - на 12-15 часов. Они оснащены высокоточными гидролокаторами, видео- и кинокамерами, двумя манипуляторами, имеющими 7 степеней свободы.
    При глубоководных съемках использовались аппараты «Мир-1» и «Мир-2», являвшиеся на то время двумя из пяти аппаратов в мире, способных опускаться на такую глубину. Российские аппараты совершили 17 погружений на «Титаник», и уникальный комплекс признали лучшим в мире. А голливудский режиссер Эл Гиггинс, тоже участвовавший в съемках, сделал на их основе телефильм по заказу CBS.
  Во время премьеры этого фильма в 1992 г. и состоялась первая встреча Джеймса Кэмерона и заведующего лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии им. П.П. Ширшова, участника создания глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» доктора технических наук А.М. Сагалевича. Кэмерона сразу же захватила идея уникального художественного фильма о затонувшем лайнере, снятого на реальных натурных съемках на глубине 3 800 метров. Летом того же года Кэмерон побывал на  российском судне «Академик Мстислав Келдыш» и  осмотрел аппараты «Мир». В 1993 г. в Калининграде в Атлантическом отделении сотрудники группы А.М.Сагалевича, в состав которой входил и кандидат технических наук Игорь Ракитин, проектировали, изготовляли и испытывали гидравлическое навесное оборудование на аппараты «Мир». Но только в 1994 году было принято окончательное решение о запуске в производство широкомасштабной эпопеи «Титаник».
  В сентябре 1995 года Кэмерон и Сагалевич прибыли на место гибели лайнера в Северную Атлантику. За 20 дней было осуществлено 12 двойных спусков «Мира-1» и «Мира-2», каждый по 15 - 20 часов. Кэмерон лично совершил 12 погружений к «Титанику» и даже на глубине
3800 метров пытался снимать по нескольку дублей. Это не всегда было безопасно: глубина, течение и огромная груда железа, на которую можно было наткнуться. Изначально планировалось 8 ситуаций, но в итоге отсняли 30. Материал был просто уникальный. Когда подводные съемки закончились, Д.Кэмерон попросил всех участников съёмок и экипаж судна собраться на палубе. Перед этим съёмки производились всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и на воду был спущен венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа «Титаника».
   Лишь малая часть отснятого материала была использована Кэмероном в фильме. В основном же он был предназначен для помощи дизайнерам в воссоздании интерьера внутри корабля, а также для студий, создававших миниатюрные модели корабля.
   Затем - уже в Галифаксе, Новой Шотландии, съемки были продолжены на борту российского судна. Ведь по сюжету американские искатели сокровищ нанимают наш корабль «Академик Мстислав Келдыш» в комплексе с двумя глубоководными аппаратами, чтобы найти редкую драгоценность - черный бриллиант, оставшийся на борту затонувшего «Титаника». Так что российские ученые играли самих себя и даже числились в съемочной группе, как актеры.
А завершающая стадия съемок фильма проходила в Мексике, на Росарита-Бич. На берегу был огорожен большой бассейн, в котором плавал пластиковый макет «Титаника» почти в натуральную величину. Это был самый большой макет из когда-либо построенных.
     Премьера фильма в США состоялась 19 декабря 1997 года (в России - 20 февраля 1998 года). Бюджет составил 200 миллионов долларов, рекордный для своего времени. «Титаник» установил рекорд в качестве самого прибыльного фильма за всю историю кинематографа, собрав в прокате во всём мире свыше 1,8 миллиардов долларов. «Титаник» является рекордсменом по числу номинаций на премию «Оскар» -он получил 11 премий, включая награду «Лучший фильм» 1997 года.
    Известному мастеру спецэффектов, создателю двух «Терминаторов» режиссеру Джеймсу Кэмерону возможно и не удалось бы совершить этот кинематографический подвиг, если бы не помощь российских ученых из Института океанологии имени П.П.Ширшова, экипажа научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и пилотов уникальных глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2».
     Но с окончанием съёмок фильма «Титаник» «глубоководная» деятельность российских учёных и экипажа НИС «Академик Мстислав Келдыш» не закончилась. В 2005 г. они стали главными участниками уникального научного эксперимента, перевернувшего все существовавшие ранее представления о возможностях исследования глубин мирового океана. Hа борту судна в море находились не только российские, немецкие и американских ученые, но и съёмочная группа Джеймса Кэмерона. 24 июля 2005 г. впервые в мире с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», которыми оснащено судно, ученым удалось провести прямую телетрансляцию на весь мир подводных съемок «Титаника». (К сожалению, телеканалы России в этом проекте не участвовали, и трансляция на каналы российского телевидения не велась). Телеуправляемые модули входили внутрь «Титаника», производили там съёмку и через аппараты «Мир» обеспечивали прямой сигнал с борта «Титаника». Прямое включение почти с четырехкилометровой глубины - даже при нынешнем развитии телевидения это звучит фантастично.
     Всего российские батискафы совершили 68 погружений. В подготовке батискафов к погружению и в их техническом обеспечении активное участие принимал и старший научный сотрудник института океанологии им.П.П.Ширшова инженер И.Я.Ракитин. Непосредственно в погружениях участвовал и автор грандиозного телепроекта - популярный голливудский кинорежиссер Джеймс Кэмерон. Под его руководством роботы заходили в ранее неисследованные каюты и помещения «Титаника».
   В ходе экспедиции Джеймс Кэмерон снял очередной документальный фильм, который рассказывает об уникальном эксперименте в Атлантике. Его главными персонажами стали ученые и само научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш».
   А, что касается «Титаника», так это уникальное судно, былая гордость Англии, уже почти сто лет «отдыхает» в глубинах океана. Его красота давно померкла, стальные листы съедает ржавчина, водонепроницаемые переборки покоробились, роскошные интерьеры не существуют. Но трагическая судьба сверкавшего огнями плавучего дворца, никогда не будет забыта.
     «Титаник» затонул из-за обыкновенной человеческой безответственности: излишнее чувство самоуверенности, отсутствие желания своевременно заметить опасность и пренебрежение к должностным обязанностями. И за это заплатили жестокую цену.
     Трагический урок 1912 года не следует забывать и в эпоху технически оснащённых современных судов.


Рецензии