БАНЯ

               
               
    Историй про баню  написано не мало. В их числе и прекрасные рассказы классиков русской литературы: Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Зощенко В.Шукшина и других известных писателей. Поэтому я ни в какой мере не претендую на что-то особенное. Вместе с тем, где-то в начале шестидесятых годов прошлого века, в моей жизни приключилась весьма необычная и забавная история, связанная с посещением бани, о которой я и хочу рассказать. Произошла она в одной из моих геологических экспедиций на Северном Кавказе, в казачьей станице Преградная.

   Поселились мы на  самой окраине станицы в небольшом, но чистом и опрятном домике, расположенном на пологом склоне реки Уруп. Нашими хозяевами были   местные старожилы станицы, добрые, скромные и порядочные люди довольно почтенного возраста, которых мы называли просто дедушкой и бабушкой.
   В станице было  два-три магазина и хороший дешёвый рынок, где мы приобретали все необходимые сельскохозяйственные продукты питания. Что же касается бани, о которой пойдёт речь, то общественной, казённой бани, как таковой,  в Преградной  не было. Некоторые жители станицы на своих приусадебных участках, имели свои маленькие семейные  баньки. Основная же часть населения пользовалась услугами двух-трёх частных небольших (на 5-6 человек) бань, расположенных на всём протяжении станицы, вдоль реки Уруп. В них, как нам поведали наши хозяева, за небольшую, практически символическую плату, можно было нормально помыться и попариться.

   И вот, в один из субботних дней,  я и направился в одну из таких  ближайших от нашего дома бань. Весна в том году на Северном Кавказе была обычная, со сплошными туманами, затяжными дождями  и редкими солнечными днями. Так и сегодня, с утра, моросил дождик, а уже к полудню тучи разошлись, и выглянуло солнышко.  Настроение у меня  было хорошее. Да и что может быть лучше, чем в прохладный и пасмурный день попариться в горячей душистой баньке.
   Подойдя к ней, я увидел  пожилую женщину, сидевшую на лавочке возле входной двери. Наверное, это и есть сама хозяйка-банщица ,- подумал я.
 -Здравствуйте – поприветствовал я её, к вам можно?
 - Пожалуйста, молодой человек – ответила она. – Милости просим, желаете попариться? –    Банька у нас хоть и старенькая, но ядрёная. Водички и парку на всех хватит.
 - Вы, видать, не из наших местных – городской?
 - Извините, как вас звать – величать?
 - Да зови, сынок, меня просто Игнатьевной – ответила она.
 - Ну что ж, Игнатьевна так Игнатьевна. А приехал я к вам в Преградную в изыскательскую экспедицию. Остановился в самом крайнем домике станицы.
 - Не у Корнеевых ли?
 - Да вроде они самые.
 - Ну, как же, знаю. Дарья Петровна и Василий Захарович, -уважаемые наши пенсионеры- станичники.
 
  -Вот и познакомилась я с тобой, сынок. Однако соловья баснями не кормят, проходи в предбанник, раздевайся, бери шайку, веничек и ступай себе  париться. Рада была познакомиться. Поговорим еще,  дай бог опосля.

   В уютном предбаннике стоял кувшин с квасом, приготовленный радушной хозяйкой, а на  добротной деревянной лавке вдоль стены аккуратно лежали шикарные банные веники из берёзы и дуба. Все, казалось бы, располагало к получению того непередаваемого наслаждения,  которое и можно получить  только в настоящей бане.
   
   Раздевшись, взяв шайку и выбрав понравившийся мне берёзовый веник, я, наконец – то, направился и парную. Однако, открыв туда дверь, я буквально оторопел. В парилке, на первой же лавке мылись женщины. Причём, одна из них, сидела с широко разбросанными ногами, совершенно не стесняясь и не обращая ни на кого внимания. За ней, где–то в глубине бани, на полатях, на самой верхней полке, сидел пожилой мужчина с мальчиком лет двенадцати-четырнадцати Мужчина ожесточённо хлестал себя веником по раскалённой багрово- розовой спине. При этом он блаженно хмурился и крякал.
   Женщины, что мылись в бане, почтительно уступили мне дорогу…Странно, но ни крика, ни визга при этом не последовало. Слышу только гул небольшой, да как шайки немного гремят, и больше ничего.
  - Проходи, мил человек, не боись, не укусим, - сказала одна из женщин, лет тридцати – пяти – сорока. У неё была большая пышная грудь, толстый слегка обвисший живот и крупные полные бёдра. Другие женщины были чуть моложе, но таких же пышных форм.
      
  Гулко гудело пространство, из шаек выплёскивалась вода, в воздух летели брызги, На мокрых скамейках, покрытых мыльной пеной, в свете тусклой электрической лампочки, окутанные клубами пара, сидели бесстыдно распахнутые взору, женские тела, а я всё ещё стоял, как вкопанный, не решаясь сдвинуться с места.

   Жара стояла страшная. Жаром обдало моё лицо, а потом и всё тело. Меня бил озноб, и даже подташнивало. Мне сразу захотелось выйти обратно из душного помещения, но я почему–то этого не сделал. Немного постояв,  и прикрывшись шайкой, я пробрался в самый дальний угол парной, и, набрав воды,  отвернувшись, принялся намыливать своё тело.

  -“Вот и хорошо парень. Молодец! Не робей! Не обращай на их никакого внимания? - раздался неожиданно голос мужчины сидевшего на полатях.
  - Бабы у нас в станице, скажу тебе, наглые, хуш и казачки. Вон та - сидит себе, ядрена мать. Хуш бы ноги свои кривые сдвинула. Прикрыла бы срам то свой. Ни стыда тебе, ни совести.
  - Ты чего там, старый хрен разбренчалси – ответила женщина.- Сам то, небось, не одну нашу девку попортил. Сидел бы себе и помалкивал.
  - Оно то хуш и так. А ты то вот бесстыжая баба видать так глазищами и фыркаешь, хто бы твою корявую спину пошаркал, а може ишо чаво.
  -Кончайте вы молоть языками, дурни станичные, – прикрикнула на них другая женщина.- Тошно вас слушать.
   Наступило временное затишье.
Кто-то кинул на печку -  каменку ковш горячей воды, и запах сосны и мяты стал более отчётливым. Огромные брызги разлетелись по сторонам.
         
   Напротив меня, совсем недалеко, боком сидела молодая женщина. От её близости я окончательно заробел. Женщина тряхнула головой, и от сухого  горячего воздуха,  её русые волосы разметались по  всему  лицу и плечам. При этом мне  показалось, что я  даже почувствовал, как они двигались в такт её движениям. Как я всё это выдержал? Не помню.
Одна из женщин парила веником свою дочку и приговаривала: “ Баня парит, баня правит, баня всё исправит”. Девочка визжала: “Ой, мамочка, жарко!”- Терпи – смеялась мать. Наконец она её помыла и отправила одеваться в предбанник. В бане сразу стало тише.
          
    Выпроводив девочку, она почему–то спросила меня: “Я вам не мешаю”. Наверное, она хотела сказать: - “Не смущаю”. Да уж, какое там! Конечно, я ответил: “Да нет, что вы”. –  “Да ну?- удивилась она, мне приятно, что мужики всё ещё не отворачиваются от меня”?- и громко рассмеялась.
   На этом наш диалог внезапно прервался, так как в это время дверь отворилась, и в неё вошли  ещё двое.. Несмотря на то, что в парной была лишь одна тусклая лампочка, да и пар застилал глаза – видимости никакой, но всё же в этом банном тумане я разглядел силуэты вновь вошедших. Это были  две девушки. “Дак это же Наталья с Катюхой – объявила моя соседка и позвала их: – “Идите, девчонки, сюда к нам” Девушки подошли поближе. Но, внезапно увидев меня, сидящего в углу, на лавке, тут же отпрянули назад в другую сторону, смущённо прикрывшись шайками.

   Вот те раз. Не знаю, которая была из них Наталья, а кто Катюха, но, несмотря на плохую видимость, я их успел разглядеть в полную фактуру. Лет им было по шестнадцать-семнадцать, стройные, худенькие. Особенно бросилась в глаза одна из них, с длинной, до пояса русой косой и удивительно складной фигурой.
 
   Это была потрясающая девушка. Её тело буквально светилось шёлковой кожей, а капельки воды на стройных ножках, делали её ещё более привлекательной. Правда, несмотря на то, что она была от меня всего в 2-3 метрах, лица её мне не удалось рассмотреть. Да я и не разглядывал, нет. Смотреть старался куда – то вдаль. Но до сих пор помню её фигуру. Там такие бёдра, такие родинки. Мамочка моя родненькая! Эдакая кубанская казачка из художественного фильма. А вторая.…Вторая девушка, – значительно проигрывала своими внешними данными, хотя тоже выглядела ничего. Невысокого роста, очень миниатюрная, с задорным круглым личиком и рыжими кудрями до плеч.
       
     Буквально через несколько  дней, неожиданно, я вдруг увидел их в компании подростков, идущих мне  на встречу. Её я узнал сразу. Наши глаза встретились, и взгляд на мгновение задержался. И когда мы поравнялись, я увидел, что её лицо тут же покрылось краской. Очевидно,  что она  узнала меня.
 
     От раскалённых камней вверх пыхнул белый пар, стало ещё жарче, как говориться – уши начали сворачиваться. Я взял веник и начал себя хлестать. Да куда там! Теперь горели не только уши, от взмахов руки пальцы горели. Распаренный и очумевший, от бани и от всего увиденного, я, наконец – то, рванул дверь из парной и выскочил в предбанник.

    Первой же моей мыслью было высказать претензии банщице Игнатьевне, за то, что она не предупредила меня, что в бане моются женщины. Однако, немного остыв и выпив ядреного кваску, я подумал – а стоит ли обижать хорошую и добросовестную женщину? Тем более что и мои хозяева квартиры ничего об этом мне не сказали? А может быть, здесь это в порядке вещей? Тут мне сразу припомнилось, видно где–то я об этом читал, что вообще на территории древней Руси на протяжении многих веков бани были общими, там одновремённо мылись и мужчины и женщины.
   
    Правда, в Петровское время был введён запрет на совместное мытьё, однако во многих местах люди и далее продолжали мыться вместе. Может быть, до сих пор, этой традиции придерживаются и жители станицы Преградной? Да и что собственно случилось? А потом, если говорить на чистоту, не скрою, что разве мне, в то время молодому ещё парню, было не интригующе интересно посмотреть на разных голых женщин? Поэтому,  уходя, я поблагодарил хозяйку за тёплую и хорошую баньку и вышел на улицу.

   Уже смеркалось. Отойдя на некоторое расстояние, я невольно оглянулся. Банька, как ни в чем, ни бывало, стояла себе на своём месте, на берегу реки, среди огромных лопухов и душистой смородины, как сказочная избушка, полная волшебных секретов, тайн и загадок, как вход в потусторонний мир.


Рецензии