Кто вернул историю?

        Кто вернул историю?

        Так уж сложилось, что за 10 лет учебы дед сменил не только несколько школ, но и несколько систем образования. Система классической гимназии после революции 1917 года была полностью сломана. Советская власть видела главную задачу школы в воспитании нового поколения людей, преданных делу коммунизма. Значительную роль в этом сыграла появившаяся в 1922 году пионерская организация.

        Пролетарская культура не должна была иметь ничего общего с прежней дворянской культурой, а потому привычную систему школьных предметов признали устаревшей. Первым, естественно, был изгнан Закон Божий. За ним последовали латынь и греческий. Отменили отметки и домашние задания, школьников перестали спрашивать. Настало время, когда, и правда, «учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

        Из школьной программы исчезли дворяне Пушкин и Толстой, зато школьники приобщились к творчеству Владимира Маяковского, Демьяна Бедного и других пролетариев, навсегда оставшихся в своем времени. Дед, например, вспоминал отрывок из некой поэмы, повествующей об убийстве отцом-кулаком сына, перешедшего на сторону Советской власти:

                Ой, долина, ты долина!
                Ой, долина ровная!
                Покатилась по траве
                Голова сыновняя…

        - ДЕД, КТО ЭТО НАПИСАЛ?
        - УЖЕ И НЕ ВСПОМНЮ. МАЛО ЛИ ТОГДА ПОДОБНЫХ БЫЛО. ПОНАЧАЛУ ПРЕДМЕТОВ КАК ТАКОВЫХ НЕ БЫЛО. УЧИТЕЛЬ ТО РАССКАЗЫВАЛ ЧТО-ТО ИЗ БИОЛОГИИ, ТО ИЗ ФИЗИКИ, ТО ИЗ ГЕОГРАФИИ. ИНОГДА НАМ ЧИТАЛИ СТИХОТВОРЕНИЯ О ТЯЖЕЛОЙ ЖИЗНИ НАРОДА, Я ЗАПОМНИЛ ТОЛЬКО НЕКРАСОВА, ПОТОМУ ЧТО ЧИТАЛ ЕГО И ПОЗДНЕЕ:

                «Кушай тюрю, Яша!
                Молочка-то нет!»
                - Где ж коровка наша? –
                «Увели, мой свет!
                Барин для приплоду
                Взял ее домой».
                Славно жить народу
                На Руси святой!

ТОГДА ЖЕ Я НАЧАЛ ИЗУЧАТЬ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.

- В ПЕРВОМ КЛАССЕ?
- ДА.

        К этому моменту мы еще вернемся. А пока отметим, что революционные расчеты на то, что будущие строители коммунизма с детства проявят высокую сознательность и примутся прилежно учиться, не оправдались. Непродуманная система революционного образования оказалась поверхностной и недостаточной для обучения в ВУЗах, а потому неоднократно менялась.

        Только в начале 1930-х СССР берет курс на новую культурную политику, при этом грузин Сталин четко дает понять, что базироваться она будет на лучших традициях российской дореволюционной культуры.

        За год до того, как дед пошел в школу, то есть в 1930 году, в СССР впервые ввели всеобщее обязательное первоначальное обучение (4 класса). Так что первый раз в первый класс вместе с дедом пошли дети всей страны. Предусматривалась даже ответственность для родителей, не отдавших своих детей в школу. Вопрос был серьезный, так как к этому времени неграмотным оставался каждый третий гражданин Советского Союза.

        Постепенно школьное образование возвращалось к системе дореволюционной гимназии, естественно, с поправками на время. Появились привычные школьные предметы, вернулись классные руководители, оценки, итоговые экзамены. В 1934 году по поручению Сталина возобновили преподавание отмененной истории.

        - ДЕД, НЕУЖЕЛИ КОГДА-ТО В ШКОЛЕ НЕ БЫЛО ИСТОРИИ? УДИВИТЕЛЬНО.
        - Я СЛЫШАЛ, ЧТО ТАК БЫЛО, НО У МЕНЯ ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ БЫЛА. УДИВИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ДРУГОЕ. НАМ ПОСТОЯННО ГОВОРИЛИ О ПОРОЧНОСТИ ЦАРСКОГО РЕЖИМА, ОДНАКО В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ ПОЛИТИКУ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, ДМИТРИЯ ДОНСКОГО, ИВАНА ГРОЗНОГО И ПЕТРА I ОЦЕНИВАЛИ КАК ПРОГРЕССИВНУЮ ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. ЗАТО ПОСЛЕДНИХ ИМПЕРАТОРОВ ХАЯЛИ ПОСЛЕДНИМИ СЛОВАМИ.

        Реабилитировали и русскую литературу. Сталин лично объявил Пушкина великим русским национальным поэтом, реанимировав подзабытую к тому времени аксиому поэта Аполлона Григорьева «Пушкин – наше все». После показушной «ликвидации безграмотности» 1920-х годов Сталин взялся за школьное образование всерьез.

        Во всех, даже самых глухих и отдаленных уголках страны, открылись школы, кружки, секции, клубы. Вся страна занималась спортом, изучала точные науки. Массовыми тиражами великолепного качества издавалась русская и зарубежная классическая и научная литература. В результате к середине ХХ века, несмотря даже на гигантские военные потери, в стране сформировался широкий пласт грамотных специалистов и ученых.

Продолжение на http://www.proza.ru/2011/03/01/1800


Рецензии
подтверждаю это.мы с отцом на перегонки читали книги и покупали.старались найти интересные.сейчас книги уже много лет не читаю.за зрачками стали тонкие сосуды.поэтому читать надо в сильных очках.глазам это не нравится.

Татьяна Парамонова Ма-Таня   20.11.2013 22:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.