Мать последнего императора России

Императрица Мария Федоровна, супруга Александра III

1 сентября 1866 года великий сказочник Ганс Христиан Андерсен плакал в порту Копенгагена на глазах у огромной толпы датчан. В тот день Дания провожала в далекое путешествие свою любимую принцессу.
«Бедное дитя! – сокрушался сказочник, - Всевышний, будь милостив и милосерден к ней! Говорят, в Петербурге блестящий двор и прекрасная царская семья, но ведь она едет в чужую страну, где другой народ и религия, и с ней не будет никого, кто окружал ее раньше».
При всей своей богатой фантазии, Андерсен не мог предположить, какая судьба ожидает юную принцессу, и при каких обстоятельствах она вернется обратно... А принцесса всю жизнь будет помнить о дружбе с добрым сказочником, и не перестанет верить в чудо – через сорок два года никто не сможет ее убедить, что семью ее сына, императора Николая Второго, расстреляли большевики.

Императрица Мария Федоровна, супруга Александра III, Мария-София-Фредерика-Дагмара (1847-1928)

Принцесса Дагмар, или как ее называли близкие – Минни, родилась в семье будущего короля Дании Кристиана Девятого. Его неофициальный титул – тесть всей Европы.
Еще будучи маленькой девочкой, принцесса Дагмар знала, что должна стать женой русского царевича Николая. А раз в ее семье было принято выходить замуж по воле родителей, то она и не переживала – просто с интересом ждала знакомства с будущим супругом. В 1864 году наследник российского престола царевич Николай в день своего рождения, прибывает в Копенгаген. Ему исполняется двадцать один год, а принцессе Дагмар не было и семнадцати.
- Ах, как красив Николай! – прошептала она своей сестре Александре, - Говорят, когда он родился, его дедушка-царь встал перед ним на колени!
И действительно, Николай умел располагать к себе всех окружающих. Но и принцесса Дагмар тоже пользовалась всеобщей любовью. Поистине, они выглядели идеальной парой. Но судьба распорядилась по-другому…
Расставшись с обворожительной невестой, Николай отправляется в путешествие по Италии. Вскоре оттуда приходит страшное известие – царевич смертельно болен!
Принцесса Дагмар немедленно едет в Ниццу…
В комнате с зашторенными окнами и удушливым запахом камфоры на мягких подушках лежит бледный, изнемогающий от болезни Николай. Ему уже не стать императором Николаем Вторым, часы его сочтены.
Принцесса Дагмар влетает в комнату и бросается к несчастному жениху, не обращая внимания на присутствующих вокруг. А между тем, рядом с постелью сидит высокий, очень полный молодой человек. Это русский царевич Александр примчался ухаживать за братом.
Николай с трудом открывает глаза и слабо улыбается, узнав принцессу. Молча, он берет ее тонкую руку, унизанную перстнями, и соединяет с огромной рукой своего брата Александра…
Принцесса Дагмар поднимает заплаканное лицо, и, несмотря на весь трагизм ситуации, видит в глазах Александра неподдельный интерес.

«Я чувствую, что могу, и даже очень, полюбить милую Минни, тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы все устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на все это милая Минни; я не знаю её чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе. Я усердно молюсь Богу, чтобы Он благословил меня и устроил мое счастье».
Так напишет царевич Александр в своем дневнике после похорон брата, и сразу же обратится к отцу, императору Александру Второму, с просьбой посватать за него принцессу.

- Оставим дорогую Дагмар возле нас! – решает император и пишет в Копенгаген.
Царевич не находит себе места, ожидая ответа… Он всегда сравнивал себя со старшим братом и находил себя менее привлекательным. Да и его родители откровенно отдавали предпочтение Николаю.
Неожиданно, письмо из Копенгагена превзошло все ожидания. Принцесса Дагмар пишет русскому императору:
"Мне очень приятно слышать о Вашем желании оставить меня подле Вас. Но что я могу ответить? Моя потеря такая недавняя, что сейчас я просто боюсь проявить перед ней свою непреданность. С другой стороны, я хотела бы это услышать от самого Саши, действительно ли он хочет быть вместе со мной, потому что ни за что в жизни я не хочу стать причиной его несчастья."
Влюбленный царевич выезжает в Копенгаген.

"Я уже собирался несколько раз говорить с нею, но все не решался, хотя и были несколько раз вдвоём. Когда мы рассматривали фотографический альбом вдвоем, мои мысли были совсем не на картинках. Наконец я решился и даже не успел всего сказать, что хотел. Минни бросилась ко мне на шею и заплакала. Я, конечно, не мог также удержаться от слез. Я её спросил, может ли она любить ещё кого-нибудь, кроме милого Никса. Она мне отвечала, что никого, кроме его брата, и снова мы крепко обнялись. Потом пришла королева, король и братья, все обнимали нас и поздравляли. У всех были слезы на глазах."

14 сентября 1866 года королевский корабль «Шлезвиг» достиг Санкт-Петербурга. Через месяц в Большом соборе Зимнего дворца произошла церемония миропомазания – и датская принцесса превратилась в Великую княгиню Марию Федоровну. После венчания Мария Федоровна и Александр Александрович обосновываются в Аничковом дворце, специально перестроенном к приезду датской принцессы.
Александр активно занимается своим экономическим и военным образованием, готовясь однажды стать императором. В редкие минуты отдыха он всем развлечениям предпочитает игру на кларнете в дуете со своей любимой супругой.
Марию Федоровну хорошо приняли в высшем свете – всем понравилась ее грация, простота в общении и неиссякаемая энергия. Она с увлечением занялась благотворительной деятельностью, а по праздникам блистала на балах, танцуя, как сама выражалась – до упаду.

Весной 1868 года в Аничковом дворце произошло радостное событие – у Александры Федоровны и Александра Александровича родился ребенок – первый из шести. Его назвали в честь безвременно почившего дяди – Николая.
- Никки благословляет нас с небес! – уверяла Мария Федоровна, держа на руках новорожденного сына, красивого, как куколка, - Маленького Николая ожидает счастливое будущее.
История показала, как она ошиблась! Это имя не принесло счастья. Однажды привычный мир рухнет, и в этой катастрофе будет вина ее первенца.Конечно, дальнейшие события не могли ей присниться даже в самых страшных снах.
 В 1881 году в результате теракта погиб Александр Второй, и его сын венчался на царство. Мария Федоровна стала идеальной императрицей.
"Несмотря на маленький рост, в ее манерах было столько величия, что там, куда она входила, не было видно никого, кроме нее", – отмечают современники.
Свое высокое положение императрица использовала в самых благих целях – руководила Российским Обществом красного креста, благоустраивала монастыри, и еще умудрялась помогать благотворительным организациям родной Дании.
Дети подрастали, и можно было начать думать о выгодных браках.
Однажды во дворце был прием, где присутствовали иностранные делегации. Вечером, ее любимый сын Никки обратился к ней со странной просьбой:
- МамА, подарите мне Вашу брошку с бриллиантами, Вы ведь ее так редко носите…
Мария Федоровна опешила, но тут же догадалась, что мальчик влюбился и хочет сделать подарок избраннице. В будущем она жалела, что отдала вещь, ни о чем не спрашивая.
Эту брошь Николай подарил принцессе Алисе Виктории Елене Луизе Беатрис Гессен-Дармштадтской, еще совсем девочке. Он влюбился в нее с первого взгляда. Когда Мария Федоровна поняла серьезность намерений, она стала наводить справки об Алисе, и через несколько лет получила возможность познакомиться с ней.
Возлюбленная сына не понравилась Марии Федоровне. Но, обычно робкий и неуверенный, Николай настоял на браке с Алисой. Мария Федоровна так и не смогла с этим смириться.
И, к сожалению, в Николае Мария Федоровна не видела качеств, свойственных его отцу.  Государственную политику мужа, Александра Третьего, она поддерживала полностью. И вправду, в тот период в стране росла государственная казна, к тому же Александр Третий не наживал врагов за пределами России и находил все больше союзников.
Когда он умер, западные газеты писали
"Мы лишились арбитра всей Европы!"

Новый царь, Николай Второй, подобных эпитетов не заслужил.
Мария Федоровна стала все более отдаляться от царского дворца, поскольку теперь Николай слушал не ее советов, а советов своей жены. Появление во дворце Распутина было для Марии Федоровны последней каплей – она все чаще предпочитает бывать в Киеве, чем в Петербурге.
Единственная радость Марии Федоровны – это внук, цесаревич Алексей. Последний раз она увидится с ним в 1916 году. Далее последует отречение от престола Николая, а затем и Михаила.
Марию Федоровну разлучили с царской семьей и, не имея никакой возможности вернуться в Петербург, она уплывает в родную Данию, оставляя за бортом колапсирующую Россию.
Так и не поверив в смерть семьи Николая, Мария Федоровна жила в замке под Копенгагеном. В то время королем был ее племянник, отношения с которым у нее не сложились. Средств на содержание дворца выделялось мало, но Мария Федоровна все же выкраивала деньги для помощи больницам и приютам.
Как-то от короля явились проверяющие и вставили в вину бывшей императрице перерасход электроэнергии.
Тогда Мария Федоровна, пожилая женщина с царской осанкой, молча пошла вдоль анфилады комнат, грациозным движением зажигая одну люстру за другой. Проверяющие не нашли что сказать, попятились и исчезли.
А Мария Федоровна переехала в дом к сестре, где и скончалась в 1928 году.
В 2006 году прах императрицы торжественно перезахоронили в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости рядом с ее горячо любимым супругом.
Сохранились воспоминания императора Александра Третьего:
"Такую жену, как я имею, дай Бог каждому иметь, и тогда можно быть спокойным и счастливым."


Рецензии
История не знает сослагательного наклонения, но все же: если бы остался жить несбывшийся Николай Второй, то, может, и не случилось бы революций, коллективизаций и перестроек...

Николай Аба-Канский   12.04.2012 14:41     Заявить о нарушении
Да, вполне вероятно!

Роберт Тальсон   12.04.2012 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.