Читая Гришковца. Толочко 4

    Мое повествование будет понятно тому , кто
                прочитал книгу Евгения Гришковца "Следы на мне"
               


Читая Гришковца "Толочко"


    Рассказ четвертый «Дарвин»

    В жизни любого из нас однажды встречается человек , который как-то повлиял на нашу судьбу . Неважно в большей или меньшей степени , но повлиял .
    У меня , в отличие от героя рассказа , это произошло немного раньше – в школьные годы , когда я училась в 8 классе . Еще в конце лета мы узнали , что приехала новая учительница и она будет учить нас русскому языку и литературе .
    И вот прозвенел звонок . Она вошла в класс . Не помню , как она начала знакомство , как вела урок , я помню , что в классе была тишина , и мы ее рассматривали . Она , вчерашняя студентка ( разница в возрасте у нас была ровно десять лет – узнала после ) , была не такая , как все . В ней все было другое : речь с чуть заметной картавинкой , похожая на журчание ручейка , платья ( именно платья , не костюмы – юбка ,блузка ) необычных фасонов и расцветок . Это могло быть что-то в мелкий цветочек или с зелеными разводами , сверху не то накидка , не то жилет в розовых тонах , но это не казалось нелепым или безвкусным – это было красиво , элегантно и …празднично . Даже в ненастный пасмурный день с собой она вносила в класс что-то весеннее . Не могу отметить и обувь – это всегда были туфли непременно на шпильке , соответствующие необычному наряду ; если белые , то с черной вставочкой , к примеру , если бордовые - с бежевым ремешком , ну …необычные . Ухоженные руки , даже не руки , ручки с бледно-розовыми прозрачными ноготками , и наконец , прическа . В те годы были в моде шиньоны , начёсы , на головах водружали всевозможные домики , зачастую из этого домика высвечивал капроновый чулок , но никого это не смущало . И у нее была высокая прическа . Возвышение на голове было очень большим , вокруг него была обернута коса , вернее не коса , перекрученный жгут из волос – умопомрачительно . Волосы были естественно-русые с золотистым отливом . Я всегда думала , как можно успеть до уроков что-то подкрутить , завить , подложить – пусть не чулок – и сотворить такое чудо на голове . Вскоре я узнала …как .
…Летом мы (лучшие ученики – комсомольцы ) ехали с Элеонорой Леонидовной Толочко ( не Дарвин , конечно , но фамилия и имя необычные ) в Ульяновск на родину Ильича в год его 100-летия со дня рождения . Это вам ни хухры-мухры – событие ! Мы оказались в одном купе с учительницей . А уже вечером у нас с девчонками был шок в хорошем смысле этого слова , если можно так выразиться . Она стала разбирать перед сном прическу . Шок наступил , когда распущенные волосы волнистым водопадом , быстрой струей соскользнули ей до щиколотки , не выпало оттуда никаких шиньонов и пр . До сих пор не могу понять , как она сумела их сохранить такими красивыми и богатыми . Ведь в те времена даже шампуня не было , сколько надо было воды , чтобы их промыть . Спустя годы Э . Л . рассказывала , как грела воду ведрами на плите , которую надо было растопить дровами .
    Ну а теперь о главном , о роли человека в жизни. Мы писали сочинение на свободную тему что-то вроде «Как я помогал( а ) маме» , точно не помню . Я долго мучилась , оставить мне предложение : « Маленькие и бестолковые , они тычут своими слюнявыми мордочками в мои ладони» - ( это о телятах , которых я поила молоком из больших поилок-бидонов с черными резиновыми сосками , помогая маме ) . Оставила …и переживала , вдруг это будет выглядеть смешно и нелепо . Сочинение оказалось лучшим в классе , оно было прочитано всем . Надо ли говорить , что с тех пор я стала в каждой работе , в каждом ответе на уроке  выражать свои мыли открыто , свободно , как думаю , как вижу , представляю и воспринимаю прочитанное . Нам ведь часто навязывали мнение критика или того хуже - учительское мнение . Помню , как старшая сестра рассказывала , что ее одноклассница , троечница Надя заявила на уроке : «Я терпеть не могу Пьера» . Что было ! Вот потому и была в нас зажатость . Благодаря моей , учительнице , я поборола эту зажатость . И с выбором , куда я пойду учиться , подсознательно ,  уже определилась . Хотя было много терзаний .
     Накануне мы поссорились с подругой , с которой вместе решили поступать в пед на филфак , поссорились раз и навсегда . Она предъявила претензии учителю физики , хромому  тихому и доброму Николаю Корнеевичу Благине ( фамилия весьма подходила ему ) по поводу выставленных оценок за год . Надо сказать , что в физике я была  далеко не сильна и с трудом тянула на «4» . Тоже было и у Наташки . В итоге за год она получила «3» . И на последнем уроке встал передо мной вопрос о подтверждении оценки «4» . Растерянный Н . К. стал вызывать меня к доске . Я не шла . Сосед мой по парте и мой дружище Генка в буквальном смысле слова выталкивал меня с парты . Но я не шла . Не потому , что я не смогла бы ответить или что-то решить ( вопрос был специально простой ) . Нет , я бы пошла , если возмутился кто-то другой , не Наташка , с которой мы вместе сочиняли стихи , делились сокровенными тайнами . Четверка осталась , дружба – нет . И я – вот дура ! – сдала документы в Сибстрин на архитектурный . Учеба не задалась , но везде есть свои плюсы – впоследствии я все-таки освоила профессию художника-гравера . Год пропал . Но время так или иначе все расставит по своим местам . Филфак я все-таки закончила и стала учителем русского языка и литературы . С Элеонорой Леонидовной общаемся по телефону , видимся редко , но встречи всегда очень желанны . Она педагог от Бога , замечательный наставник и чудесный человек .

Под занавес 4 : 0 .


Рецензии