Читая Гришковца. Соседи 3

Мое повествование будет понятно тому , кто
                прочитал книгу Евгения Гришковца "Следы на мне"


Читая Гришковца «Соседи»


    Рассказ третий «Над нами , под нами и за стенами»

    Прочитав заголовок рассказа , я поняла : речь пойдет о соседях . И мне почему-то сразу захотелось сдаться Гришковцу без боя , выбросить белый флаг и поставить точку . Но уговор дороже денег. Продолжим чтение .
    О соседях можно слагать поэмы и писать целые книги . Перелистывая страницы , все чаще и чаще я ощущала себя участником или свидетелем того , о чем писал автор : обустройство квартир в новом доме , назойливый сосед , орущая музыка из раскрытого окна …
    Моя старшая сестра , как и герой рассказа , переехала в новую квартиру в панельном девятиэтажном доме на улице с поэтическим названием - Есенина . Дом стоял в яме . Вокруг ни деревца , вместо тротуаров и газонов расхлябанная глинистая почва с кусками торчащей арматуры , а сверху растянулась цепь металлических гаражей , как тюремная стена . В эту яму стекали все грязные вешние воды и ручейки после дождя . Но дело не в экзотике , как мы уже говорили . Соседи …
    Ольгина квартира оказалась , к сожалению , на первом этаже . Квартира № 1 у лифта и с мусоропроводом под кухонным окном , который выгружали в 6 часов утра . Въехали они почти первыми ( в это время я еще училась и жила у сестры ) , я готовилась к сессии и чем могла , помогала обустраиваться родным , нянчила племянниц ( 5 лет и 1 год ) .
    «Над нами» поселился дядя Вася , которого звали директором макаронной фабрики ( но директором он , конечно , не был ) , внешне похожий на Гафта .Дядя Вася постоянно что-то прибивал , приколачивал , и продолжалось это постоянно . Даже спустя годы , когда у меня была своя семья и я приезжала в гости , дядя Вася стучал . И стук его молотка сливался с монотонным бумканьем заколачиваемых свай – кругом шло бешеное строительство девятиэтажных коробок , поликлиники , детского сада …
    «Под нами» был подвал . Там постоянно что-то лопалось , рвалось , грохотало , и в результате отключали  воду , а когда подключали , вода сразу не доходила до верхних этажей . Начиналось самое страшное : к нам шли за водой с ведрами , котелками , бутылками , плошками – на рОзливе трудились иногда сутками …по очереди . К нам почему-то шли за картошкой , само собой , за спичками и солью . Однажды без стука ввалился мужик не первой свежести и , приняв меня за сестру ( в молодости мы были сильно похожи ) , невнятно повторял :
- Оля , три шестьдесят … три шестьдесят … ( я думала , человеку плохо , и он не может до конца назвать номер телефона , куда следует позвонить ) , кстати , телефон в подъезде функционировал тоже только у нас - можно представить все вытекающие из этого последствия . Я стала звать на помощь сестру , но в это время сосед сумел-таки договорить …два .
    «За стенами» жила супружеская пара . Пара как пара . А на девятом - жила мама Нади .
Время от времени в ночные часы сосед выбегал на улицу и , отбежав на почтительное расстояние от двери подъезда и запрокинув голову вверх , – так ему , видимо , были видны окна девятого этажа , неистово , пронзительно начинал орать :
- Я , честный мальчик , Вова Форминский , женился на Вашей ш...ке , такой же п...ди , как моя теща …
    Вова плакал , бил себя в грудь , обегал вокруг дома , и повторял это до тех пор , пока к дому не подъезжала какая-то машина , и его увозили . Кто-то говорил , что у него очередной запой , кто-то утверждал , что он вообще не пьет . Форминский исчезал на какой-то срок – неделю или две , но потом все повторялось .
    А это отдельная история . В 70-е годы было не только модным , но и необходимым , устанавливать на окнах металлические решетки и холодильник – железный ящик – в форточке кухни . Сделала это и сестра . Мы почувствовали себя защищенными , увы , не надолго . В первый же вечер после установки защиты ( а к нам продолжали соседи идти целый день всяк по своей нужде ) в дверь позвонили , и сестра допустила непростительную ошибку , сказав пятилетней дочке :
- Наташа , подойди к двери и скажи : «Никого нет дома» .
Сказано - сделано . Телефонную трубку мы тоже не брали . Затаились и стали заниматься , наконец , своими делами . Затем погасили свет и легли спать . Мне , как всегда , не спалось : думала о зачете , в мыслях повторяя прочитанное . Стояла относительная тишина . И вдруг в этой тишине я услышала странный звук – металлом по стеклу . Насторожилась и поняла , что звуки доносятся из кухни . Осторожно , чтобы не разбудить спящих , я прокралась по коридору и выглянула из-за косяка . Сказать : испугалась – ничего не сказать ! …На карнизе во весь рост стоял человек и каким–то предметом колупал холодильник-форточку – откручивал осторожно , не торопясь ( взрослых-то в доме нет ) . От фонарей было светло – передо мной был экран из фильма ужасов . Что делать ? Женя – единственный мужчина в доме , в третью смену  ушел на работу , дети , сладко посапывя спали . Ольга …она отчаянная ! Не то что я . Осторожно разбудила , объяснила ситуацию : не наломать бы дров ! Ольга взяла увесистый топорик ( все делали тихо , свет , разумеется , не включали ) , потом стремительно влетела в кухню и кинулась с топором к окну – холодильника уже не было и форточка была распахнута . Сестра извергала фразы …куда попал Вовка Форминский !
- Танька ! набирай номер милиции ! – орала она , обезумев .
Что говорить ! Домушника в прямом смысле слова сдуло с окна от такой внезапности , сначала он упал на колени , вскочил и исчез из поля зрения . Дети проснулись и заплакали , а у нас из груди вырывались непонятные звуки – истерического смеха вперемешку с рыданиями .
    Наутро мы нашли под окном оторванный холодильник и колченогий стул у мусоропровода , который подставлял домушник , а через неделю в местной газете прочитали статью «Ошибся форточкой» . Видимо , не одни мы пострадали .
    Теперь бы написать о людях , с которыми я живу по соседству 30 лет …боюсь , что не хватит бумаги . Банки из-под кофе , переполненные окурками , на окне в подъезде , кошачьи лужи под ковриком у двери , дым от сгоревшего мяса на плите ... А запахи – это целая эпопея . Дед Мишка Ужняев с пряниками , размоченными в дуршлаге , врывающийся с  криком :
 - Включайте ! «Я у бабушки живу» ( его любимая песня ) , а в это время с пряников капает на ковер , а сын шарахается от гостинца . Тетя  Шура , травит нафталином моль – завелась в залежалых валенках , которые давно никто не носит . Сашка на пороге с окоренком , наполненным раствором , когда мы поставили стеклопакеты . Каждый день ребятишки - за клеем , кисточкой , ластиком , цветной бумагой . Светочка за жидкостью для снятия лака . Акимыч ( из нижних )…за холодильником , когда мы купили новый  побольше( - А два вам зачем ? ) , и мне приходилось объяснять , что накануне мы зарезали кабанчика , и надо упаковать мясо , да у меня две коровы – много банок с молоком и сметаной для всей городской родни …Всего не перечислить .
    Но об одном напишу . Одна из соседок , в общем неплохая женщина , хорошая хозяйка , работящая и приветливая , но одинокая , зачастила ко мне на чай . Я выставляла на стол печенье и конфеты , варенье , чайник доливала и снова ставила на плиту , и все бы ничего , да визиты эти были поздними – иногда часов в 10 вечера и продолжались не менее часа . Муж мой по скромности своей никогда не высовывался и с нетерпением ждал , когда она уйдет . Я участливо слушала деревенские сплетни и незаметно поглядывала на часы , рассматривая в них зерна кукурузы , гороха и чечевицы . А на рабочем столе ждала меня куча непроверенных тетрадей . Повторялось это изо дня в день . Терпение было на исходе. Муж посоветовал просто не открывать . Я так и сделала . Но почему-то меня мучила совесть . И вот я иду с работы . Из окон соседки хорошо просматривается мой путь . Я вошла в подъезд , заведомо зная , что она меня поджидает . Дверь ее квартиры распахнулась и на пороге появилась она .
- Ты почему мне вчера не открыла ( не здороваясь ) ?
 Я в замешательстве :
- Спали , наверное .
- Ты же часов до трех не спишь ( с упреком ) . Да и свет у вас горел . Я выходила из подъезда посмотреть .
Тут все нутро мое взбунтовалось . Не знаю почему и как у меня это вырвалось , я с вызовом ответила :
- А мы сексом при свете занимались .
 Надо было видеть ее лицо , скорее глаза . Меня бросило в жар , не чувствуя ног , я поднялась в свою квартиру .
- Ты что , мать , заболела ? Лица на тебе нет , - спросил муж , встречая у порога.
- Устала очень .
Поздние визиты прекратились . Алексей Иванович долго меня пытал , чем я ее отвадила , но я никогда ему в этом не признаюсь .
    Полная победа автора 3 : 0


Рецензии