А жена его - карась

        А ЖЕНА ЕГО - КАРАСЬ

        Судя по трудовой книжке прадеда, программу 2 и 3 классов дед осваивал в Богородицкой школе I ступени, располагавшейся в нынешнем доме 57 по улице Победы. После войны в здании долгие годы работала вечерняя школа, а с конца ХХ века квартируют различные учреждения, но в народе его до сих пор помнят как «школу Янтикова».

        ДИРЕКТОР ПЕТР БОРИСОВИЧ ЯНТИКОВ БЫЛ ХУДЫМ И ДЛИННЫМ, КАК ОГЛОБЛЯ, И КАЗАЛСЯ НАМ ОЧЕНЬ УМНЫМ И СТРОГИМ. ЕГО ЖЕНА, ТОЖЕ УЧИТЕЛЬНИЦА, НАПРОТИВ, БЫЛА ЖИЗНЕРАДОСТНОЙ ПОЛНОЙ ДАМОЙ НЕБОЛЬШОГО РОСТА, КОЛОБКОМ КАТАВШЕЙСЯ ПО ШКОЛЬНЫМ КОРИДОРАМ. ОБА ОНИ УЧИТЕЛЬСТВОВАЛИ С ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ВРЕМЕН И БЫЛИ ЛЮДЬМИ САМООТВЕРЖЕННЫМИ, ПРОДОЛЖАЯ ДОБРОСОВЕСТНО УЧИТЬ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ ВОПРЕКИ ВСЕМ ПОЛИТИЧЕСКИМ НЕУРЯДИЦАМ.

        ОСОБЕННО СЛОЖНОЙ НАМ В ТУ ПОРУ КАЗАЛАСЬ ГЕОГРАФИЯ, КОТОРУЮ КАК РАЗ ВЕЛ ЯНТИКОВ. МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ ДАЖЕ ХОДИЛА ПРИСКАЗКА:

                География – наука
                Очень трудная для нас.
                Петр Борисыч – злая щука,
                А жена его - карась.

        Вслед за Янтиковым дед любил повторять фразу из фонвизинского «Недоросля»: «Зачем мне географию учить? Извозчик довезет».

        Школа Янтикова была начальной, в ней учились мальчики и девочки 8 – 12 лет с 1 по 4 класс. Дед вспоминал, что в его время «ДЕЙСТВОВАЛА ТАКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА I СТУПЕНИ (1 - 4 КЛАСС), ОСНОВНАЯ СЕМИЛЕТНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА II СТУПЕНИ (5 - 7 КЛАСС) И СТАРШАЯ СТУПЕНЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (8 – 10 КЛАСС)».

        ПОСЛЕ ШКОЛЫ В МОРДОВО ШКОЛА ЯНТИКОВА КАЗАЛАСЬ ЧЕМ-ТО УДИВИТЕЛЬНЫМ. ТУТ БЫЛИ НАСТОЯЩИЕ КЛАССЫ, УРОКИ, УЧИТЕЛЯ, ЗВОНКИ, ПЕРЕМЕНЫ. ЗИМОЙ ШКОЛУ ОТАПЛИВАЛИ ПЕЧАМИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ УСТРОЕНЫ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ТОПИЛИ ИХ ДРОВАМИ ИЛИ УГЛЕМ. МЫ ЛЮБИЛИ СОБИРАТЬСЯ ЗИМОЙ ПОСЛЕ УЛИЦЫ У ПЕЧКИ И ГРЕТЬ РУКИ. В ТОПКЕ КУСОЧКИ ЛЬДА, НАМЕРЗШИЕ НА ПОЛЕНЬЯ, ТАЯЛИ И ШИПЕЛИ. СИДЕЛИ ЗА ДВУХМЕСТНЫМИ ПАРТАМИ. ЧАСТЬ СТОЛЕШНИЦЫ ОТКИДЫВАЛАСЬ НА ПЕТЛЯХ, ЧТО БЫЛО УДОБНО ПРИ ВСТАВАНИИ, ТАК КАК ПАРТА СОЕДИНЯЛАСЬ СО СКАМЕЙКОЙ, И ОТОДВИНУТЬ ЕЕ БЫЛО НЕЛЬЗЯ. ПИСАЛИ ПЕРЬЕВЫМИ РУЧКАМИ, КОТОРЫЕ ОБМАКИВАЛИ В ЧЕРНИЛЬНИЦЫ. НА КРЫШКЕ ПАРТЫ ДЛЯ НИХ БЫЛО ВЫРЕЗАНО СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕСТО. У МЕНЯ БЫЛА МОДНАЯ ТОГДА ЧЕРНИЛЬНИЦА-«НЕПРОЛИВАЙКА».

        - «НЕПРОЛИВАЙКА»?
        - ДА, ОНА ЗАКРЫВАЛАСЬ КРЫШКОЙ С КОНУСООБРАЗНОЙ ВОРОНКОЙ, НАПРАВЛЕННОЙ ВНУТРЬ.
        - И ЧТО, ЧЕРНИЛА ИЗ «НЕПРОЛИВАЕК» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ВЫЛИВАЛИСЬ?
        - ВЫЛИВАЛИСЬ, КОНЕЧНО, НО ГОРАЗДО РЕЖЕ. ЕСЛИ НЕПОЛНУЮ ЧЕРНИЛЬНИЦУ РОНЯЛИ В КЛАССЕ И БЫСТРО ПОДНИМАЛИ, ТО СИСТЕМА РАБОТАЛА ИСПРАВНО. НО ПОСЛЕ УРОКОВ ЧЕРНИЛЬНИЦЫ УНОСИЛИ ДОМОЙ, АККУРАТНО ПОСТАВИВ В ПОРТФЕЛЬ. А ВЕДЬ ПОРТФЕЛЕМ МОЖНО ЗАПУСТИТЬ В КОШКУ ИЛИ ГАЛКУ, ОТБИТЬСЯ ОТ ОБИДЧИКА, НА НЕМ ЖЕ МОЖНО СЪЕХАТЬ С ЛЕДЯНОЙ ГОРКИ. ТУТ НИКАКАЯ «НЕПРОЛИВАЙКА» НЕ СПАСАЛА, И ЧЕРНИЛАМИ ПАЧКАЛОСЬ СНАЧАЛА ВСЕ СОДЕРЖИМОЕ СУМКИ, А ПОТОМ И РУКИ ТОГО, КТО В НЕЕ ЛЕЗ.

        ЖИЛИ МЫ РЯДОМ С РЕСТОРАНОМ «САДКО», КОТОРОГО В ТО ВРЕМЯ НЕ БЫЛО, А ВМЕСТО НЕГО СТОЯЛА БОЛЬШАЯ ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, КОТОРУЮ ПОЗДНЕЕ ВЗОРВАЛИ. МАМА ХОДИЛА В ЦЕРКОВЬ, ИНОГДА БРАЛА С СОБОЙ МЕНЯ.

        ОДНАЖДЫ ЗИМОЙ, ВОЗВРАЩАЯСЬ ИЗ ШКОЛЫ В СИЛЬНЫЙ МОРОЗ, У ПЕРЕКРЕСТКА НЫНЕШНИХ УЛИЦ ЛЕНИНА И КОММУНАРОВ Я УВИДЕЛ САНИ С ДВУМЯ УБИТЫМИ ВОЛКАМИ. В ТО ВРЕМЯ ЭТИ ХИЩНИКИ СИЛЬНО РАСПЛОДИЛИСЬ, СТАЛИ НАПАДАТЬ НА СКОТ, А ИНОГДА И НА ЛЮДЕЙ, ИЗ-ЗА ЧЕГО ИХ ОТСТРЕЛИВАЛИ. ОХОТНИКАМ ДАЖЕ ЧТО-ТО ПЛАТИЛИ ЗА КАЖДОГО УБИТОГО ВОЛКА. ЗАПОМНИЛИСЬ ВОЛЧЬИ ЗУБЫ И СНЕГ В ВОЛЧЬИХ ШКУРАХ, ИСКРИВШИЙСЯ НА СОЛНЦЕ. НЕ ЗНАЮ, НАСКОЛЬКО ЭТО ВЕРНО, НО ОХОТНИКИ, ПРИВЕЗШИЕ ЗВЕРЕЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, ГОВОРИЛИ, ЧТО УБИЛИ ПОСЛЕДНИХ ВОЛКОВ В НАШЕМ РАЙОНЕ.

        В ЦЕЛОМ Я ЖИЛ КАК И ДРУГИЕ МОИ СВЕРСТНИКИ. ЛЮБИМЫМ НАШИМ РАЗВЛЕЧЕНИЕМ НА ПЕРЕМЕНАХ БЫЛИ ДОГОНЯЛКИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА ПРЕСЕКАЛИСЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМИ ЯНТИКОВЫМИ. НА БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЕ МЫ БЕЖАЛИ В ДРУГОЙ КОНЕЦ КОРИДОРА, ГДЕ НА ШИРОКИХ ПОДНОСАХ ВЫНОСИЛИ ЗАВТРАК: КУСОК ЧЕРНОГО ХЛЕБА С МАСЛОМ. ЭТО КАЗАЛОСЬ НЕВЕРОЯТНО ВКУСНЫМ. ИНОГДА ХЛЕБ ПРОСТО ПОСЫПАЛИ САХАРОМ, ДАВАЛИ ПИРОЖКИ ИЛИ ЯБЛОКИ.

        Отец деда - мой прадед Владимир Васильевич Саморуков - работал тогда главным бухгалтером Сельскохозяйственного техникума, одного из старейших учебных заведений России, созданного еще в 1898 году. Учебное заведение было настолько известно в стране, что еще в начале ХХ века удостоилось отдельной статьи в 3 томе знаменитой универсальной энциклопедии «Гранат».

        С.М. Голицын в «Записках уцелевшего» вспоминал, что при училище «были молочная ферма, фруктовый сад и рыбоводческие пруды, после революции спущенные. Училище считалось первоклассным благодаря преподавателям высокой квалификации, благодаря просторным помещениям и лабораториям, оснащенным новейшим по тому времени оборудованием».

        Репутация училища сохранялась и после революции. Несмотря на голод и разруху, отдельных преподавателей по-прежнему специально приглашали из других городов. К примеру, в техникуме преподавала младшая дочь Д.И. Менделеева - Мария Дмитриевна Кузьмина-Менделеева. По воспоминаниям деда, дочь создателя Периодической системы химических элементов также вела химию, но подтверждений или опровержений этого факта мне обнаружить не удалось. Зато совершенно точно известно, что родная сестра Марии Любовь Дмитриевна – это та самая Незнакомка Блока, ставшая позднее женой поэта.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/01/1995


Рецензии
Как хорошо, когда знаешь историю своей семьи - дедов. прадедов. Человек без семейной истории, что дерево без корней. Очень интересно. спасибо. С ув. Риша.

Риша Грач   16.04.2013 12:07     Заявить о нарушении
Это точно. Жаль лишь, что многие этого не понимают.
С уважением, Рагим

Рагим Мусаев   26.04.2013 06:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.