Читая Гришковца. Матвеева 1

                Мое повествование будет понятно тому , кто
                прочитал книгу Евгения Гришковца "Следы на мне"
               

Читая Гришковца «Матвеева»


   До просмотра фильма «Сатисфакция» , Гришковца я не читала .И вот у меня в руках
небольшая книжица в сером переплете « Следы на мне» .Это сборник рассказов( их 9), который автор рекомендует как цельную книгу или короткую повесть. Как и положено , открываю аннотацию , узнаю из которой , что Евгений Гришковец занимался пантомимой , нет, он играл пантомиму , жил пантомимой ! Но об этом после .
    Литературный критик Дмитрий Бак убеждает , что , читая Гришковца , очень легко почувствовать себя автором . Допустим . Со мною это случалось . А вот увидеть себя человеком , с которым произошло то же самое , что и с его героями … надо посмотреть. Гришковец рассказывает о людях ,сыгравших важную роль в его жизни . Какие-то истории , какие-то события - ничего экзотического. Впечатления и переживания важнее событий. И внимание обращается уже не к героям , а к своей собственной жизни. К себе .
И я решила проверить . Так ли это ? Вернее не проверить – сыграть . Взяла листок бумаги и карандаш и открыла книгу Гришковца .

    Рассказ первый «Декан ДанкОв» .

    Замелькали страницы . Скоро ли я почувствую себя человеком , с которым произошло почти то же самое , что и с его героем … Герой оказался в ситуации , когда декан его запомнил ( студент указал на то, что очки находились в кармане его пиджака ) и сразу невзлюбил , хотя он не любил всех: и студентов , и преподавателей . И вот оно - то ощущение . Мое !
    Я тоже училась на филфаке , правда , не в Кемерово , а в Новосибирске . Историческую грамматику ( как и Данков) у нас преподавала Матвеева . Я не помню ее имени . Помню только страшный рыжий парик и старомодные туфли , под которыми скрипели половицы , как под устрашающими ботинками Данкова . Ее все боялись , и сдать предмет человеку , которого она невзлюбила , было просто невозможно . И этим человеком оказалась я . Меня тоже она запомнила .
     Я не была примерной студенткой , но предмет изучала исправно . Курсовик был готов к досрочной сдаче , но студентка Савостьянова (я тоже не буду менять фамилии героев), назвавшись моей подругой , взяла мой опус из моей сумки в мое отсутствие , перекатала в читалке слово в слово , и потому как она была городской жительницей , ее работа к Матвеевой попала первой
    Свою работу спустя время я получила со страницами , перечеркнутыми крест накрест простым красным карандашом с таким нажимом , что некоторые из них были порваны .Я сразу представила себе лицо преподавателя , рассматривая надпись : «Идентично с работой Савостьяновой» . Меня бросило в пот . И когда я шла сдавать экзамен повторно ,  знала - его мне не сдать никогда . К тому же у меня болела левая рука ( неудачно поставили внутривенно укол ). Я держала эту руку под партой , опустив на колено – так было легче . Как рыжая фурия , подскочила ко мне Матвеева с вдохновенным желанием уличить меня в списывании , но в парте ничего не оказалось Да , совсем забыла , что на экзамене присутствовали практиканты . И вот наступил момент , когда я должна была занять «электрический» стул . Но мне повезло ( у Гришковца – это стр. 34) - в дверь постучали . Матвеева открыла , и я поняла , что не уйти она не может. Я поняла это по взгляду , который она бросила на меня , полный уничижения . А я уже вожделенно смотрела на молодого человека , который вертел в руках мою зачетку . Он все понимал , и выслушал мой ответ . Я , как и герой рассказа , получила жидкую троечку . Больше поставить мне просто не имели права . В этих вчерашних студентах тоже еще , может быть , жил страх перед Матвеевой . «Данкову я бы не сдал никогда» -  Браво , Гришкоец ! 1:0 в твою пользу


Рецензии