Дуболго Пичай

Сказка в трех действиях
(По мотивам мордовской народной сказки «Дуболго Пичай»)

***

ДЕЙСТУЮЩИЕ ЛИЦА.

Дуболго Пичай - девушка

Вирдян - парень

Овтай - старший брат Дуболго

Тумай - младший брат Дуболго

Мазава - жена старшего брата

Тезява - жена младшего брата

Леший - могучий лесной дух

Вирява-Яга - древняя ведьма

Топтыгин - медвежий царь

Шмыбзик и Тыбзик  - водяные черти, слуги Вирявы-Яги

***

Действие первое. 

Явление первое.

Сцена первая.

Крыльцо большой, высокой, красивой избы. Голубое небо, солнце играет ласковыми утренними лучами. Чистый дворик: ни пылинки, ни соринки. На заднем плане крепкие деревянные ворота со знаком солнца.

Кукарекает петух. Из избы на крыльцо выходит Дуболго Пичай. На ней простой крестьянский наряд: распашной кафтан, рубашка, фартук. Волосы убраны под косынку. Нет никаких украшений. Лицо строгое. Девушка сосредоточено начинает мести крыльцо. Она сходит по ступеням. Идет спиной вперед, не оборачивается. Из-за избы выходит Мазава. Одета она также, выглядит немного старше Дуболго. Лицо суровое, движения резковатые, нервные, словно бы она злиться. Мазава идет спиной вперед. Обе девушки сталкиваются. Испуганно вздрагивают.

Мазава
(раздраженно)
Опять ты здесь, сопливая! Под ногами путаешься! И чего тебе не спиться? 

Дуболго Пичай
Работать надо! Нечего в постельке нежиться!

Мазава
Иди лучше, спи! Работать ей надо! В твои годы девушка спать должна или в куклы играть!

Дуболго Пичай
Не дождетесь! Я тут хозяйка, и должна обо всем заботиться!

Мазава
Нет уж! Я старше тебя! Я жена твоего старшего брата! Я тут хозяйка!

Из избы выходят братья Дуболго Пичай. Оба коренастые, бородатые. Овтай худощавый, с черной бородой, а Тумай полноватый, рыжий. Одеты в косоворотки и утепленные холщовые кафтаны. За широкими кожаными поясами - ножи. На голове широкополые шляпы, за плечами огромные котомки и пищали. Выражение лица у обоих сонливое, сытое, умиротворенное.

Овтай
Доброе утро, девушки!

Тумай
Доброе утро, девушки!

Дуболго Пичай
Доброе утро, братья мои любимые!

Мазава
Доброе утро Овтай и Тумай!

Овтай
Ну, девушки, пошли мы на охоту, когда вернемся, не знаем. А вы тут опять ссору учинили? Случилось что? Али сон плохой привиделся?

Мазава
Да вот, муж мой, разобраться никак не можем, кто из нас главная.

Овтай
А чего тут спорить, Мазава, жена моя? Пока Дуболго замуж не отдадим, пусть она главной будет…

Не дослушав, Мазава бросает метлу и уходит в избу.

Тумай
У, злая какая! А моя жена Тезява спит еще? Вот уж угораздило на такой лентяйке жениться!   

Дуболго Пичай
Ах, братья мои любимые, невестки с каждым днем все злее. Не могу я так. Стала бы птицей и улетела отсюда в далекие-далекие края…

Овтай
Ничего, сестрица, потерпи немного. Найдем мы тебе жениха знатного, красивого, богатого.

Дуболго Пичай
Как же, найдете. У вас одна охота на уме, а всех моих женихов разогнали!

Овтай
(Вздыхает)
Женихи-то они женихи, да ни одного доброго нет. Вон, батыр, силач каких свет не видывал, а умишком - дите малое.

Тумай
Да еды на него не напасешься! Быка съест, а голодным останется!

Овтай
Другой - стар, третий - ни живой, ни мертвый, четвертый - жадный, пятый - неверный, а шестой - пьяница!

Дуболго Пичай
А как же Вирдян?

Овтай
Ткач, который? Что же? Здоровый парень, да только не делом мужским занимается!
Не раз звали его на охоту, а он ни в какую!

Тумай
Как ребенок маленький, говорит - мама не отпускает!
(братья смеются)

Овтай
Так что не пара, Дуболго! А коли свататься надумает, пусть сначала докажет, что достоин тебя, пусть мужество проявит!

Дуболго Пичай
Ох, была бы я дурнушкой и лентяйкой, за любого отдали.

Тумай
(Изображает старичка, шамкает)
Старичка бы тебе, голубушка, нашли!

Дуболго Пичай
(Смеется)
Фу!
 
Овтай
Потерпи, потерпи, сестрица! Найдем достойного молодца, свадьбу сыграем, племянников побалуем! А пока пожелай нам удачи на охоте - что добудем все тебе, милая, принесем!

Дуболго Пичай
Доброй охоты, братья мои любимые!

Братья
До свиданья, милая сестрица!

Братья уходят.

Сцена вторая.

Дуболго Пичай. Из избы выходят жены братьев. Жена старшего брата, Мазава, хмурая, мрачная. Тезява одета примерно так же, как Дуболго и Мазава. Тезява очень красивая, но легкомысленная и капризная, вечно сонливая. Тезява говорит громко, но боязливо, с оглядкой, как бы стараясь угодить настроению Мазавы.

Мазава
Нет, ну вы только поглядите на эту сопливую!

Тезява
(зевая, пренебрежительно)
Ей оттого и не спится, что никто замуж не берет!
 
Дуболго Пичай
Доброе утро, Тезява! Спишь долго! Раз уж поднялась, живо за работу!

Мазава
Нечего командовать! Не маленькие уже, сами знаем, что делать!

Тезява
Наше дело молодое - нам и поспать надо, а то не доспишь - и хозяйство распустишь, и мужу не угодишь!

Мазава
Иди давай, без тебя обойдемся!

Дуболго Пичай
Не обойдетесь! Вот, останетесь без меня - плакать будете! А теперь слушайте, чего сделать! Надо скотину накормить, в доме прибраться, обед приготовить, на речке белье постирать…

Тезява
Как всегда! Целый ворох дел!

Дуболго Пичай
...Пушнину сосчитать и по сундукам разложить, ужин приготовить. И еще ночью будем шкурки выделывать!

Мазава
Опять эти шкурки! В прошлый раз я чуть палец отрезала!

Дуболго Пичай
Привыкай! Так матушка моя делала, когда батюшка на охоту уходил! А ну-ка, быстро в хлев скотину кормить!

Мазава
Ага, мы, значит, будем скотину кормить, а ты что делать будешь?

Дуболго Пичай
За водой схожу и в доме приберусь. А потом вместе будем обед готовить.

Тезява
Ой, Дуболго, а можно еще немного посплю? Уж очень спать хочется!

Дуболго Пичай
Как?! Опять спать?! Все хозяйство проспишь! Нечего, нечего! Хватит на солнышке глазки протирать!

Дуболго Пичай уходит. Жены братьев.

Мазава
(Раздраженно)
Виданное ли дело, чтобы мне кто-то указывал!

Тезява
Житья не даст, с белого света сживет! Совсем уморила!

Мазава
А давай от нее избавимся?

Тезява
Как?

Мазава
Виряву-Ягу позовем!

Тезява
(Испуганно)
Ой, страшно! Вирява-Яга нас погубит! Мне рассказывали...

Мазава
Ничего не сделает, глупая! Зато избавимся от этой Дуболго Пичай!

Тезява
(Веселеет)
И то верно, невестка! Но как Виряву вызовем?
 
Мазава
А вот так...

Заговорщически шепчутся и уходят.

Сцена третья.

На сцену выходят Вирдян и Дуболго. Вирдян высок и хорош собой, хотя одет неопрятно. Поверх поношенной льняной косоворотки надет старый жилет из овчины, а на голове такая же старая, как и жилет, потерявшая форму шляпа. Вирдян идет впереди Дуболго. Он несет ведра с водой.

Дуболго Пичай
Все, Вирдян, спасибо, что донес. Дальше сама.

Вирдян ставит ведра и оборачивается к Дуболго.

Вирдян
(смущенно, собираясь уйти, но не решаясь)
Не за что, Дуболго. Всегда рад помочь.

Дуболго Пичай
Ты, кажется, что-то еще сказать хочешь?

Вирдян
Да… платки и рубахи завтра готовы будут. Я… просто… Я ждал тебя у колодца, чтобы поговорить.

Дуболго Пичай
Мы уже говорили, Вирдян. Ты мне нравишься, да без благословения братьев моих, замуж за тебя не выйду.

Вирдян
Твои братья меня не любят.  Они хотят, чтобы я тоже был охотником, а я – ткач. Лен выращиваю и собираю, рубахи и платки крою, ткань крашу и украшения делаю. Я на все руки мастер! Чем я братьям твоим не угодил?

Дуболго Пичай
Не знаю, Вирдян... Прости, но у меня много дел. Тебе тоже идти пора.

Вирдян
Да, Дуболго. Я приду завтра. Вышью тебе самый красивый платок! Такого ни у одной девушки нет! Вот увидишь!

Вирдян уходит. Дуболго Пичай печально смотрит ему вслед, вздыхает, поднимает ведра и уходит в дом.
 
Явление второе.

Сцена первая.
 
Декорации те же. Полночь. В полночном небе горят звезды, висит огромный диск полной луны.

В ночных сорочках, осторожно, стараясь не шуметь, выходят Мазава и Тезява. Они сходят с крыльца, Мазава вынимает из-под мышки толстую, старую, растрепанную книгу.

Тезява
Ой, какая книга!

Мазава
Молчи! Лучше свечкой посвети, а то не видно!

Тезява зажигает свечу. Сестры склоняются над книгой.

Мазава
Как избавиться от врага... Вызови лешего... Вызови Виряву. Вот оно, заклинание вызова Вирявы!

Тезява
Давай, давай!

Мазава
Ох, фу...
Ох, ты, Вирява, Виряшечка,
Грязная рубашечка,
Ступка старая,
Помело драное.
Явись-появись,
Людям покажись!

Пауза.

Жены прислушиваются. Ничего не происходит.

Тезява
Ну что?

Мазава
Нет пока.

Тезява
Может еще раз прочитать надо?

Мазава
Ох, ты, Вирява, Виряшечка,
Грязная рубашечка,
Ступка старая,
Помело драное!
Явись-появись,
Людям покажись!

Пауза.

Ничего не происходит.

Тезява
Ну что?

Мазава
Ничего. Давай вместе прочитаем.
(Вместе)
Ох, ты, Вирява, Виряшечка,
Грязная рубашечка,
Ступка старая,
Помело драное,
Явись-появись,
Людям покажись!

Издалека доносится завывание ветра и бряканье. Через лунный диск пролетает далекая тень безобразной старухи. На сцену выбегает Вирява-Яга. Она одета в лохмотья, голова непокрытая, длинные, до пояса, волосы пышны, густы, спутаны. Лицо распухшее, нос огромный, длинный, кривой.
 
Вирява-Яга
Кто звал меня! Укушу!
(клацает зубами)
 
Тезява
(Прячется за невестку)
Ой!
 
Мазава
Мы тебя звали, Вирява-Яга.

Вирява подходит к Мазаве. По мере приближения старухи, та испуганно отстраняется. Вирява обнюхивает женщину. Щупает сорочку на добротность ткани, принюхивается к ниспадающим на плечи волосам, ухает для острастки на жену младшего брата.

Вирява-Яга
Сколько лет живу, а все никак не привыкну к запаху сырого человека! Жарить вас всех - не пережарить! Чего хотели-то? Соседа сглазить, утопить его, сжечь, отравить, злого домового к нему подселить или лихо одноглазое позвать? Мы на все руки мастера, недаром нас свет боится и зовет силой нечистой! Говорите, не задерживайте бабушку! Не вы одни умные такие, у меня, можно сказать, дел невпроворот!

Мазава
Да, бабушка...
(смелея)
есть у нас тут... Сестра наших мужей Дуболго Пичай. Дерзкая мерзавка! Нас не уважает! Командует! А братья все ей прощают и балуют без меры, про нас совсем забыли!

Тезява
Ее по головке гладят, да гостинцы возят, а нам - дулю! Мы же мужьям нашим еду готовим и белье стираем.

Мазава
По дому работаем допоздна! Скотину кормим, в избе прибираем, пряжу прядем!

Тезява
(со слезами)
Она же палец о палец не ударит, сидит и песенки поет! Да если бы она день пожила нашей жизнью, хлебнула бы доли бабьей!..

Вирява-Яга
Тихо, не верещите! Эк, вы из меня еще добрую старушку сделаете, бедные-несчастные! Не буду я плохого человека изводить! Принципы у меня.

Мазава
Подожди, Вирява-Яга. Мы еще и не такое расскажем! Эта Дуболго Пичай кроткая, как овечка, стройная, как молодая кобылица, работящая - делать ничего не дает.

Тезява
Скотину кормим - она уже накормила, избу метем - она уже вымела! А как она братьев любит!

Мазава
Святая она у нас!

Вирява-Яга
А вот это уже на правду похоже! Святая говорите?..
(Сестры шепчут ей на ухо, морщится)
Фу! Вот уж действительно выскочка нашлась! Ничего, девки, проклянем вашу красавицу, порчу покрепче наведем - будет век лежать, горькие слезы лить!

Мазава
Вот уж нет! Она, значит, лежать будет, а мы за нее спину гни?

Тезява
Ох, совсем житья не станет!

Мазава
Изведи ее, Вирява-Яга, совсем изведи! Чтобы наши глаза ее не видели!

Вирява-Яга
Вот как! Хм…
(Подумав)
Сразу скажу – дело это трудное, а потому возьму дорого! Чем платить будете?

Мазава
А чем возьмешь?

Вирява-Яга
Добра у вас много... да так и быть сделаю скидку: два сундука пушнины, четыре бочки меда, пять бочек браги, шесть кадок воска, бочонок золота и бочонок серебра!

Мазава
Дорого!

Тезява
Ой, как много!

Вирява-Яга
Много?! А вы чего хотели, когда меня вызывали?!.. А вот я вас сейчас, жадин!..

Мазава
(испугано)
Ой! Мы согласны, согласны! Забирай, бабушка, нам не жалко!

Тезява
Забирай, бабушка! Только не погуби!

Вирява-Яга
С этого и надо было начинать! Коль согласны, будь тогда по-вашему. Но чтобы к следующей ночи плата на опушке дожидалась! А обманите, за ней сама приду, да вас с собой прихвачу! У!
(Мазава и Тезява испуганно вздрагивают и пятятся)
А теперь уходите! Живо!

Жены братьев убегают в избу.


Вирява-Яга
(потирает руки и шепчет)
Где ты, девушка-красавица?
В темной чаще потеряешься.
Занемеют руки, ноженьки;
Заросли травой дороженьки.
Не вернешься, не поклонишься,
А головкой бедной склонишься.
Яд гадюки цвета красного,
Не увидишь света ясного!

Дуболго Пичай выходит из избы. Она спит. Она безвольно идет к Виряве. Дуболго Пичай останавливается рядом с Вирявой. Гремит гром. Сцена полыхает. Вирява-Яга и Дуболго Пичай исчезают.

Сцена вторая.

Раннее утро. Декорации те же.

Нежно-розоватый свет озаряет сцену. Птичьи трели. Где-то кукарекает петух. На сцену выходят Мазава и Тезява. По их неряшливому и взволнованному виду ясно, что они не смыкали глаз. Они прислушиваются.

Мазава
Ушла! И сопливую унесла!

Тезява
Ой, как хорошо!

Мазава
Рано радоваться. Мужья домой придут. Что говорить будем? Куда красавица наша девалась?

Тезява
Придумай чего-нибудь, ты же у нас умная…

Мазава
Хорошо. Я придумаю. А пока пойдем в избе приберемся, двор выметем и скотину накормим.

Тезява
А может, ты сама приберешься и скотину накормишь? Не хочу ничего делать…
(зевает)
Я спать хочу…

Мазава
Так это, значит, я теперь одна все делать должна? Ну, уж нет!..

Тезява
(Притворно-мученически, сонно, делая вид, что не слушает)
Умираю, как спать хочется...
 
Тезява торопится тихонько уйти.

Мазава
Ах ты, лентяйка! Я косы тебе повыдергиваю! Всю лень повыбиваю!    

Тезява
(Убегая)
Ой, мамочка, да что же это делается?!

Тезява прячется в избе. Она захлопывает дверь и не дает открыть ее Мазаве. 

Мазава
Открой!

Тезява
(Голос за дверью)
Не открою!

Мазава
Ах ты, мерзавка! Как ты с хозяйкой разговариваешь?!

Тезява
(Голос за дверью)
Вобла сушеная!

Неожиданный, громкий стук в ворота. Борьба за дверь прекращается. Мазава в ужасе, медленно отпускает дверь. Дверь открывается. В проем высовывается Тезява. Лицо испуганное. Обе ошеломленно смотрят на ворота. Стук повторяется.

Вирдян
Эй, есть кто в доме?!

Жены удивленно переглядываются.

Мазава
Не мужа моего голос.

Тезява
И на моего мужа голосом не похож.

Вирдян
Эй, хозяева! Есть кто?

Мазава
Ну, есть! А чего нужно?

Вирдян
Это я, Вирдян! Вы у меня три платка и две рубахи заказывали! Не помните разве?

Жены переглядываются. Удивление переходит в радость.

Жены братьев
(В один голос)
Ах, Вирдян!

Поспешно бегут и открывают ворота. Входит Вирдян. За плечами у Вирдяна холщовая сумка.

Вирдян
Здравствуйте! Вот, платья вам принес! Примерить извольте!

Жены пропускают Вирдяна. Он проходит во двор. Снимает сумку с плеча и копается в ней.

Мазава
(Тезяве)
Нет, ну ты только глянь какой красавец, а в каких лохмотьях ходит!

Тезява
И не говори! Будь я его невестой, я бы его одела! 

Вирдян достает рубахи и платки.

Вирдян
Это рубаха для Овтая, мужа твоего, Мазава.

Увидев рубаху, жены ахают от необыкновенной красоты вышивки.

Жены братьев
(удивленно, очарованно)
Ах!

Мазава подходит и забирает рубаху мужа.

Вирдян
Это рубаха для Тумая, твоего мужа, Тезява!

Тезява
Ой, какая прелесть!

Подходит, забирает рубаху.

Вирдян
А эти платки для вас, девицы!

Жены братьев небрежно бросают рубахи мужей на лавку, жадно выхватывают платки из рук Вирдяна, торопливо, с жадностью рассматривают, примеривают.

Мазава
Ах, какой красивый у меня платок! Посмотри невестушка!

Тезява
А у меня? А у меня? Ни у кого такого нет!

Мазава
У меня лучше!

Тезява
Нет, лучше у меня!

Вирдян хочет показать последний платок, но останавливается. Смотрит, не без разочарования, на сестер и на избу. Думает, и с тихим, печальным видом сворачивает платок, прячет его в сумку.

Вирдян
Что ж, пожалуй, за платой потом зайду.

Собирается уходить.

Мазава
Подожди, Вирдян, мы еще платки, как следует, не разглядели!

Тезява
Не уходи! Помоги нам!

Мазава
Пока платками любоваться будем, не мог бы ты в хлеве прибраться, да скотину накормить?

Вирдян
(растерянно)
Ну, я...

Тезява
Ты добрый, Вирдян, а добрые не должны отказывать бедным, уставшим девушкам, которые ночей не досыпают!

Мазава
В долгу не останемся!

Вирдян
А если меня Овтай с Тумаем увидят?

Мазава
На охоте они, а Дуболго еще нескоро вернется. Никто тебя не увидит. 

Тезява
Ничего не будет, Вирдян! В нашем доме ты, как брат!

Вирдян
Ну, хорошо, коли так! Помогу добрым людям!

Уходит.

Тезява
Ох, и чудак этот Вирдян! Я уверена, он и рубахи, и платки, и все-все за полцены уступит – продешевит…

Неожиданно Мазава хватает Тезяву за ухо.

Тезява
Ой!

Мазава
Попалась, лентяйка! А теперь за дело! А ну-ка, пойдем! Сейчас ты у меня все делать будешь! Я из тебя лень повыбиваю!

Мазава уводит Тезяву в избу.

Явление третье.

Сцена первая.

Входят братья Дуболго Пичай. Они хмурые и усталые, их одежда в грязи и болотной тине.

Овтай
Ну и день вчера выдался. Никогда еще не бывало у нас таких неудачных дней.

Тумай.
И не говори! Как будто самого Шкая прогневали! А помнишь, как у меня пищаль взорвалась? Чуть руки не оторвало!

Овтай
Помню! А потом я в этого зайца из своей пищали выстрелил. Думал, что убил, а тот как сиганет! Я за ним погнался и прямо в болото, в самую трясину - шлеп!

Тумай
Ох, брат, ну и тяжелый ты! Насилу тебя из трясины вытащил, чуть сам туда не угодил!

Овтай
А потом землянка наша сгорела. Все, что взяли - потеряли!

Тумай
Какая сила нечистая прицепилась?!

Овтай
Надо Дуболго обо всем рассказать!

Тумай
А где же она? Вон, кто-то в хлеву шуршит. Да, это она по хозяйству хлопочет! Ух, как прытко работает!

Овтай
Да, золото она, а не девка!

Идут в хлев. Слышаться крики, глухие удары. На сцену выбегает Вирдян. Его преследуют разъяренные братья. В руках Овтая массивная деревянная лопата, а в руках Тумая - деревянные вилы. Вирдян спотыкается и падает. Братья догоняют его с угрожающе занесенными орудиями.

Вирдян
Вы чего?! Это же я, Вирдян, ткач! Я рубахи и платки вам принес!

Овтай
Ткач?! А чего в хлеве нашем делал?!

Вирдян
Женам вашим помогал!

Тумай
Ну да, рассказывай! А может ты и не ткач вовсе, а хитрый вор?

Вирдян
Да вы что?! Все знают, что я ткач! Сколько лет всю округу одеваю, людям добрым помогаю! Они меня сами попросили! Не верите?! У них спросите!

Тумай
Нечего спрашивать! Ты не вор! Ты хотел нашу сестру подкараулить! Тоже ведь в женихи норовишь – все знают. Вот, я тебя сейчас!

Замахивается вилами, но Овтай останавливает его.

Овтай
(младшему брату) 
Ну, ну, довольно!
(Вирдяну)
Так ты, значит, нашим женам помогаешь? А где Дуболго?

Вирдян
Не знаю, не видел ее...

Братья в недоумении переглядываются и поспешно уходят в избу. Вирдян поднимается на ноги, отряхивается. Из избы слышатся шум и крики: "Где Дуболго?!"
Во двор выбегают перепуганные жены братьев. Они в совершенном замешательстве. За ними следом идут грозные мужья.

Овтай
Где наша сестра Дуболго?

Тезява
Она куда-то ушла!

Мазава
Пошла на речку белье полоскать! А нам хозяйство оставила. «Управьтесь, сестрицы дорогие», - говорит.

Тезява
Скоро вернется! Ничего с нашей красавицей не сделается!

Тумай
А этот что здесь делает? Вам помогает?!

Мазава
Да... Мы всю ночь глаз не смыкали с Дуболго, шкурки выделывали!

Тезява
Ох, не выспались! Устали так, что руки ничего не держат! Я даже палец порезала!

Мазава
Для вас, дорогие, стараемся! Для вас, родимые, себя не жалеем!

Овтай
(младшему брату)
Не случилось ли чего? Ушла и так долго не возвращается!

Тумай
(женам)
Надо было с ней идти, а вы ее одну отпустили!

Овтай
Пойдем, брат! Дуболго никогда дальше речки не ходила, но мало ли?

Тумай
Да, много, брат, опасностей для нее!
(кивает на Вирдяна)
Да и женихи - того и гляди похитят!

Овтай
(Вирдяну)
Эй, ткач, пойдешь с нами сестру искать!

Тумай
Нечего с бабами возиться, пусть сами по хозяйству справляются!

Братья Дуболго Пичай и Вирдян уходят.

Сцена вторая

Жены братьев одни.

Тезява
Ой, отговорились, отговорились!

Мазава
Ну, все, будут теперь несколько дней искать. Но рано радоваться! Мы еще с Вирявой не расплатились!

Тезява
Ой, правда! Что делать будем?

Мазава
Телегу вези! На телеге до опушки довезем, а как с Вирявой расплатимся, вернемся и будем дальше прибираться!

Тезява
Ой, здорово придумала! А может, сначала чаю попьем? Так чаю захотелось!

Мазава
Чаю захотелось? Так пойди, самовар поставь, воду налей, да печь растопи. А угольки, так и быть, я сама раздую!

Уходят в избу.

На сцену тихо выходит Вирдян. Он подходит к своей оставленной сумке, подбирает и закидывает на плечо. С негодованием смотрит вслед сестрам.

Вирдян
Так вот значит, что произошло? Они Виряве-Яге Дуболго отдали! Бедная Дуболго, что сделает с тобой нечисть проклятая? Спасу тебя! Прослежу за злодейками до опушки, да в телегу спрячусь!

Поспешно уходит.

Конец первого действия.

Действие второе.

Явление первое.

Сцена первая.

Дом Вирявы-Яги. Большая, высокая изба. Широкий двор, окруженный непроходимыми зарослями деревьев и кустарников. Никаких ворот. На фоне чернеют ели-исполины. Небо сумрачное, пасмурное. В сумерках светятся глаза неведомых зверей, которыми полны непроходимые заросли. Во дворе, с краю сцены, стоит телега, нагруженная сундуками и бочками.

На крыльцо выходит Дуболго Пичай. Дуболго Пичай метет крыльцо и, всхлипывая, поет песню «Куке но мон вал, дыр».

"Была, наверное, когда-то я маленьким ребенком.
Я не знала тогда ни горя, ни слез..."

Из избы выходит Вирява-Яга. Ведьма чем-то очень недовольна.

Вирява-Яга
Доброе утро, внученька-красавица!

Дуболго Пичай
Ох, доброе утро, бабушка!

Вирява-Яга
Что, внученька, охаешь, опять невесела? А я по делам полетела. Ты, смотри, держи нос к верху и не плач, а то все хозяйство мое проплачешь!

Дуболго Пичай
По братьям скучаю, бабушка. Когда домой отпустишь?

Вирява-Яга
Вот, дуреха, заладила: "Домой, домой!" Нет тебе туда дороги! Будешь со мной жить, по хозяйству помогать, а заупрямишься –  я тебя за лешего отдам! Он любит таких строптивых девок укрощать! Еще спасибо скажи, что спасла тебя!

Дуболго Пичай
Да, бабушка, спасибо за доброту твою! Грех роптать. Видно, век мне жить в доме чужом...

Вирява-Яга
Ну, век не век, а, сколько надо, столько и проживешь! Чтобы не скучала, слушай, чего по хозяйству сделать.

Дуболго Пичай
Слушаю, бабушка!

Вирява-Яга
Значит, так. Первым делом телегу мою разгрузи: кадки да бочонки - в погреб, а сундуки - по углам!

Дуболго Пичай
Да, бабушка!

Вирява-Яга
Потом в избе приберись, потом травы чудотворной, какую я тебя учила, в огороде нарви, потом гречку от камней перебери, а то я в прошлый раз чуть зубы не сломала, потом баню истопи, потом... Ох, что это я, сколько лет хозяйством не занималась, а теперь тебя, внученька, делами заваливаю?

Дуболго Пичай
Ничего, бабушка, мы ко всему привыкли, управимся как-нибудь.

Вирява-Яга
С этого-то и надо было начинать! Эх, совсем я разговорилась… Старость - не радость. Что в старости нам? Только себя послушать!

Дуболго Пичай
И нас, молодых, уму-разуму поучить.

Вирява-Яга
И вас, молодых... Все, все, полетела я. Если молчанье – золото, то мы добра этого целый сундук потеряли!

Вирява-Яга уходит. Гремит гром, свистит ветер, Вирява-Яга улетает.

Сцена вторая

Дуболго Пичай одна.

Дуболго Пичай
И вот, я опять одна, да еще в доме ненавистном и чужом. Кто знает, что на уме у проклятой старухи? Бежать? Да, но как?

Тихий голос из-под телеги.

Вирдян
Дуболго!
 
Дуболго Пичай
(испугано)
Ой, кто здесь?

Вирдян
Не бойся, это я Вирдян! Я здесь, под телегой!

Дуболго подбегает к телеге. Помогает Вирдяну выбраться.

Дуболго Пичай
(радостно, не веря своим глазам)
Ой, Вирдян!

Вирдян
Дуболго!   

Вирдян и Дуболго обнимаются.

Вирдян
Живая и невредимая, а я-то боялся! Нет, я точно знал, что найду тебя! То-то братья твои обрадуются! Дуболго, если бы ты знала, как я тебя...
 
Оборвав последнюю фразу, Дуболго Пичай отстраняется и стыдливо оглаживает фартук.

Дуболго Пичай.
Как ты меня нашел?

Вирдян
Как нашел? Да, вот, в телегу спрятался. Ох, и натерпелся, пока летел, Вирява едва не унюхала.

Дуболго подходит к телеге, внимательно ее рассматривает, считает сундуки и бочонки. Не верит своим глазам, подходит ближе.

Вирдян
Что случилось?

Дуболго Пичай
Вирдян, это наша телега, и все, что на ней - тоже наше. Значит, Вирява рассказала мне правду! Злые, глупые, неблагодарные сестры.

Вирдян
Не думай о них, Дуболго. Главное, что ты цела и невредима. А я пришел, чтобы тебя спасти!

Дуболго Пичай
(вздыхая)
И как тебя матушка твоя отпустила?

Вирдян
Если бы не пошел, матушка бы сама за двери выпихнула! Пускай я ткач, а не охотник, но когда опасность угрожает тебе, мои ножницы превращаются в меч!

Дуболго Пичай
(с легким негодованием)
Глупости! Твои ножницы, Вирдян, обычно превращается не в меч, а в мечты! 

Вирдян
А пускай и так! Как говорил мой отец, мечты не имеют веса, да дороже злата и крепче булата!   

Дуболго Пичай
Ох, знаешь, у тебя очень странные родители… Тебя, между прочим, Вирява найти могла!

Вирдян
Могла, да не нашла! А теперь бежим отсюда! 

Хватает Дуболго за руку, но Дуболго останавливает его.

Дуболго Пичай
Вирдян, не все так просто. Не отпустит меня Вирява-Яга, а против воли ее ну никак не уйти. Догонит и съест! Здесь ее слуги повсюду – они и шага ступить не дадут.

Вирдян
(с досадой)
Эх, жаль! Но как же старую ведьму одолеть?

Неожиданно свет на сцене темнеет, звучит гром, грохот, завывание ветра.

Дуболго Пичай
Ой, Вирява-Яга вернулась! Прячься скорее! Сюда, сюда!

Дуболго прячет Вирдяна под лестницей.

Сцена третья

На сцену выходит Вирява-Яга.

Вирява-Яга
Забыла, опять забыла! Дуболго, Дуболго, внученька, где ты?

Дуболго Пичай
Здравствуй, бабушка!

Вирява-Яга
Леший-то заболел! Опять лягушек налопался, старый! Принеси-ка мне, внученька, настойки моей чудесной, которая… ну, той, которая зеленая такая!

Дуболго Пичай
Да, бабушка!

Убегает в избу.

Вирява-Яга
Когда-то были времена, была я молодая, с русалками все ночи напролет купалась, да расчесывала косы на речке. Эх, где же ты, молодость моя? Ушла! И память совсем короткая стала!

Обрывается на полуслове и настороженно принюхивается.

Вирява-Яга
Эй, внученька, Дуболго, где ты?

Из избы выходит Дуболго Пичай. Она торопливо спускается по крыльцу.

Дуболго Пичай
Сейчас, сейчас бабушка!

Вирява-Яга берет склянку с настойкой.

Вирява-Яга
Фу, фу, фу! Никак не привыкну к запаху сырого человека, да не отвяжется этот запах никак! Куда нос не суну - всюду он, этот запах проклятый! Нет ли здесь еще одного человека?

Дуболго Пичай
Что ты, бабушка, откуда здесь еще одному человеку взяться?

Вирява-Яга
Откуда, откуда? Мало ли их по лесу бродит, этих маленьких, хитрых человечков?..

Подозрительно осматриваясь, Вирява-Яга идет по запаху, Дуболго встает у нее на пути.

Дуболго Пичай
Да что ты, бабушка! Народ нынче пугливый пошел – все тебя боятся!

Вирява-Яга
Всякое может быть. Хоть люди и пугливыми стали, однако нос в чужие дела засовывать смелости и наглости у них еще хватает!

Дуболго Пичай
Да кто же сюда зайдет?
 
Вирява-Яга
А какой-нибудь молодец смелый, да глупый!

Хочет обойти Дуболго Пичай, но Дуболго снова становится на пути.

Дуболго Пичай
Ох, бабушка, все добры молодцы ветреными стали. Этим бездельникам только бы на готовеньком – никто головой рисковать не станет!

Вирява-Яга
Ну не скажи, внученька! Пока своего не добьются, так и лезут, так и лезут! Жарить их всех – не пережарить!

Дуболго Пичай
Ох, мне бы один такой встретился, чтобы в огонь и воду за меня! А то ходят вокруг, да около, а если трудно, то их и след простыл.

Вирява-Яга
(недоверчиво ворчит)
Ладно, внученька, видно это мерещится мне, но смотри у меня! От меня никто не спрячется – все равно найду и съем!

Дуболго Пичай
Да, бабушка, велика твоя сила! Никуда от тебя не деться и не спрятаться…

Вирява-Яга
То-то же! И, если сбежать удумаешь, подумай еще раз! А теперь вперед!
Там леший мучается, а я тут опять себя, старую, слушаю!

Уходит. Гремит гром, свистит ветер. Вирява улетает.

Сцена четвертая

На сцену тихо выходит Вирдян.

Вирдян
Ну, как? Улетела?

Дуболго Пичай
Улетела. Ну что, видишь, какая она?

Вирдян
Да, крепкая старушенция!
(пародирует)
"От меня никто не спрячется – все равно найду и съем!"

Дуболго Пичай
(отворачивается, не смеется)
Ах, Вирдян, я боюсь...

Вирдян
Ничего не бойся, Дуболго! Я не оставлю тебя!

Дуболго Пичай
Да, я знаю, не оставишь, но я боюсь... за тебя! Умоляю, уходи, пока еще не поздно! Мне кажется, что-то задумала Вирява, а если она что-то задумала, то никогда не отступится!

Вирдян
Как же я уйду без тебя, Дуболго? Нет, если мы уйдем, то только вместе! Мы будем бороться и победим Виряву!

Дуболго Пичай
Бороться? И братья бы мои бороться с ней не отважились, а они вон какие – сильные, смелые! И стрелой, и пулей, и палицей, и ножом, и мечом и всем, всем драться умеют! 
Уходи, Вирдян. Неужели нельзя забыть обо мне, еще красивее найти, жениться на ней и прожить счастливую жизнь? Ну, почему именно я, Вирдян? Неужели я стою того, чтобы за меня жизнь отдать?
 
Вирдян берет Дуболго Пичай за плечи.

Вирдян
Ты дороже жизни, Дуболго! Не могу я без тебя!

Неожиданно, Дуболго, рыдая, падает ему на грудь. Вирдян успокаивает Дуболго, гладит волосы.

Дуболго Пичай
Глупо, как глупо! Никогда не прощу себе, если с тобой что-нибудь случится.   

Вирдян
Никуда я без тебя не уйду. Слышишь, никуда, ведь я люблю... 

Внезапно Дуболго отталкивает Вирдяна, кричит: "Уходи!" и, закрыв лицо руками, убегает в избу, громко хлопая дверью. Вирдян бежит за ней, но, в растерянности, останавливается.      

Вирдян
(в сторону)
Ничего, Дуболго, хоть я и ткач, да не робкого десятка! Придумаю, как Виряву одолеть!
(кричит в след Дуболго)
Дуболго, я спасу тебя, спасу, вот увидишь!

Уходит.

Сцена пятая

Свистит ветер, гремит гром. Выходит Вирява-Яга. Она торопливо подзывает кого-то. Выходит леший, плюгавенький старикашка с рожками, в каких-то лохмотьях. Он без конца ерничает, гримасничает и нервно потирает руки. Нечто среднее между кикиморой и престарелым фавном.

Вирява-Яга
Эй, Дуболго, внученька!

Никто не отвечает, тишина.

Вирява-Яга
Устала, наверное, прикорнула.

Леший
Ну! Ты обещала!.. А, может,  наврала?

Вирява-Яга
В отличие от некоторых старикашек, бабушка никогда не врет! Дуболго, внученька, где ты?

Леший
А можно, пока она спит, я подсмотрю?

Делает шаг по направлению к избе, но Вирява-Яга одергивает его.

Вирява-Яга
Цыц! Подсмотрит он! Знаем мы, как он подсмотрит!

Леший
Ну, так не интересно. Пригласила красну девицу показать и не показывает!

Вирява-Яга
Стой здесь и не брюзжи, черт старый, сейчас приведу внученьку мою. Дуболго, внученька, где ты?

Вирява-Яга заходит в избу.

Леший
Если девица и впрямь так хороша, то женюсь! Все, решено, женюсь! Пора ведь на старости лет семьей обзавестись! А что? Я все еще статный мужчина! Хе-хе…

Нервно потирает руки.

Вирява-Яга
(из дома)
Ой, внученька, вот ты где! Пойдем, посмотришь, какого я тебе кавалера привела!

Дуболго Пичай
Возвращай меня обратно, ненавистная старуха! Век бы тебя не видеть, проклятая!

Вирява-Яга
Что?!!

Дуболго Пичай
Что слышала!

Вирява-Яга
Да как ты ко мне обращаешься, негодная?! Ох, да я тебя в порошок сотру!

Раздается стук, грохот, бряканье, дребезг разбиваемой посуды. Леший прячется под крыльцо, боязливо выглядывает. Из избы выходят Вирява-Яга и Дуболго Пичай. Вирява-Яга тащит строптивицу к лешему.

Вирява-Яга
Вот, глянь, какую я гадюку пригрела на груди! Какую неблагодарную змею спасла!

Дуболго Пичай
Не спасла ты меня, а для себя сберегла! Все-то ты врешь, подлая и жадная старуха!

Леший       
Ой, какая девушка!

Дуболго Пичай
А это еще кто такой?!

Вирява-Яга
Помнишь, говорила тебе, надерзишь хоть раз - лешему отдам? Вот, знакомься, это леший, жених твой! 

Леший подпрыгивает от неожиданной радости и начинает бегать вокруг Дуболго Пичай, похотливо осматривая невесту.

Леший
Тили – тили - тесто, ой, моя невеста…

Дуболго Пичай
Стой! Не подходи, противный и гнусный старикашка!

Дуболго с силой отталкивает лешего, тот падает. Дуболго дает Виряве-Яге затрещину, вырывается и убегает, но не успевает добежать до края сцены, как Вирява-Яга начинает колдовать.

Вирява-Яга
Куда? Убежать вздумала?! От меня не убежишь!
 
Вирява-Яга словно тянет за невидимые веревки, и девушка, сопротивляясь, возвращается обратно.
Леший поднимается на ноги и помогает Виряве-Яге.

Леший
От нас не убежишь, красавица!

Они колдуют над девушкой.

Вирява-Яга
Не сидеть тебе на ветке!

Леший
Будет наша птичка в клетке!

Дуболго становится безвольной марионеткой, повинуясь колдовским движениям лешего и Вирявы-Яги.
Полыхает молния, гремит гром, свет гаснет.

Явление второе

Сцена первая
    
Луг. На заднем плане небольшая река - крутые берега, за рекою стена непроходимой лесной чащобы. Посреди дороги вырыта яма. 

Кто-то пытается выбраться из ямы, но сваливается обратно. Выходит Вирдян. Вирдян мрачен и ничего не замечает. Он идет прямо к яме.

Топтыгин
(голос из ямы)
Стой! Слышу твои шаги, незнакомец, будь осторожен, яма здесь!

Вирдян останавливается, едва не упав в яму. Заглядывает внутрь.

Вирдян
Ох, спасибо, друг! Вот это глубина! Темно как ночью! Какой злодей здесь яму вырыл?

Топтыгин
Никто. Яма волшебная, сама появляется. Вот шел, как ты, шел, да упал! Да благословит тебя Шкай, если не оставишь меня в беде и вытащишь из ямы! Даже доброму человеку отсюда самому не выбраться, а злое сердце тут навек сгинет - исчезнет, будто и не было никогда...

Вирдян снимает сумку.

Вирдян
Яма-то глубокая! До руки дотянешься?

Топтыгин
Давай руку, посмотрим!

Вирдян дает руку. Тянет.

Вирдян
Ох, и тяжелый ты! Нет, не вытащить. Не тяни, а то обоих придется из ямы вытаскивать!

Вирдян поднимается, оглядывается по сторонам.

Вирдян
Сейчас чего-нибудь придумаем!

Топтыгин
Ну?

Вирдян замечает валяющееся рядом с ямой длинное бревно.

Вирдян
Придумал!

Вирдян поднимает бревно и опускает его в яму.

Вирдян
Держи! Лезь по бревну!

Из ямы вылезает медведь. Вирдян в ужасе пятится от медведя и падает. Медведь вытаскивает бревно из ямы. 

Топтыгин
(смеется)
Ну, что, не думал, что медведя спасаешь? Да не бойся, человек, не задеру! Ты меня спас, теперь я твой должник!

Вирдян
А что, разве медведи говорят?

Топтыгин
Жить захочешь – заговоришь!
(смеется)
Хороший человек, не простого медведя ты спас, а царя медвежьего. Тебя как звать?

Вирдян
Вирдяном меня зовут.

Топтыгин
А меня Топтыгиным величают. Долг платежом красен, а я даже не знаю чем с тобой расплатиться…

Вирдян
Да и не нужно мне ничего, я тебя просто так спас!

Топтыгин
Ну, уж нет. Не люблю я в долгу оставаться. Вот, Вирдян, возьми рожок волшебный. Если ты скажешь слова волшебные: "Дай рожок мне поскорей силу ста богатырей", да в него дунешь,  таким сильным станешь, что никто на целом свете тебя не одолеет!

Вирдян
Даже Вирява-Яга?

Топтыгин
О, человек, неужели ты с Вирвой-Ягой силами меряться собрался?

Вирдян
Да, царь медвежий! Похитила Вирява-Яга невесту мою. Вот и думаю, как проклятую ведьму одолеть.

Топтыгин
Эх, человек, опасное ты дело затеял, не поможет тебе рожок мой волшебный!

Вирдян
Но что же делать?

Топтыгин
Долг платежом красен! Помогу тебе и в этом деле! Знаю я как Виряву-Ягу одолеть!

Вирдян
И, правда, поможешь?

Топтыгин
Царь медвежий слов на ветер не бросает, но не спеши. Долго я в этой яме просидел, надо перекусить, да братьев-медведей проверить. Ступай пока к лесной опушке и жди! Я скоро буду!
    
Медведь уходит.
Вирдян рассматривает чудесный рожок, удивленно усмехается, надевает его на шею. Поднимается на ноги.

Вирдян
Вот так чудо! Если бы рассказал кто, никогда бы не поверил. Оказывается и у медведей царь есть!

Уходит.

Явление третье

Сцена первая

Дом Вирявы-Яги.

Вирява-Яга и Леший.

Леший
Ну как, гостей пригласила?

Вирява-Яга
Пригласила, а где столько кушаний достать? Одному змею крылатому, сколько не накладывай - все мало! Нет бы, взять, да и в пещеру свою унести, тихонько свадьбу сыграть! Мучайся теперь, добывай и готовь!

Леший
Ну, не могу я, кума, так жениться, быстро, да тихо! Я может всю жизнь о такой красавице мечтал, поэтому все должно быть, как у людей! А в пещере у меня, сама знаешь! Даже кикимору не приведешь!

Вирява-Яга
Знаю, знаю! Я тебе и дом предоставь, я тебе и пир устрой, а ты сам, что делать собираешься? 

Леший
Как что? Жениться!

Вирява-Яга
Ну, уж нет! Ишь, какой хитрый нашелся! Дружба дружбой, а денежки на стол!

Леший
Ну, хорошо! Я тебе, так и быть, шесть сундуков золота поставлю и шесть сундуков серебра…

Вирява-Яга
Мало!

Леший
Что?!

Вирява-Яга
Скажи, что черную поляну отдашь!

Леший
Э, кума...

Вирява-Яга
Ну!

Леший
Эх, ладно, забирай свою поляну черную!

Вирява-Яга
Вот с этого и надо было начинать! Ну, что ж, теперь я согласна. Можно и свадьбу сыграть! Эй, слуги мои верные, Шмыбзик и Тыбзик!

На сцену выходят Шмыбзик и Тыбзик.

Шмыбзик
Добрый день, хозяйка! Чего изволите?

Тыбзик
Доброй ночи, хозяйка! Сделаем все, что в наших силах!

Вирява-Яга
Ну, слуги мои верные, слушайте. По окрестным городам и деревням пройдитесь, все, что сможете унести, унесите! Хлеб, брагу, мед, птицу, рыбу и скотину, - все! Пусть людишки с голоду помирают – меньше народа - воздуха больше! 

Леший
Так им и надо! Будут знать, как в лесах моих хозяйничать!   
 
Шмыбзик
Будет исполнено, хозяйка!

Тыбзик
Все сделаем, хозяйка!

Играет музыка. На сцену опускаются багряные сумерки. Шмыбзик и Тыбзик бегают по сцене, пляшут и бесятся. К ним присоединяются другие черти.

Вирява-Яга
Слуги мои верные собирайте стол!

Леший
Кушанья несите!
 
Вирява-Яга
Гостей приглашайте!

Леший
Медведю – яблок моченых!

Вирява-Яга
Волку – огурцов соленых!

Леший
Водяному – желудей!

Вирява-Яга
А всем остальным – веток еловых, да шишек сосновых!

Леший
Свадьба, свадьба! Стой пир горой!

Вирява-Яга и леший, танцуя вместе с чортями, уходят со сцены. Свет меркнет.

Сцена вторая

Дом Вирявы-Яги. Ночь. Высоко в небе висит бледноватый, холодный лунный диск.

На сцене никого нет. Перед домом приземляются Вирдян верхом на медведе. Вирдян спрыгивает с Топтыгина.

Топтыгин
Тсс, тише Вирдян, мягче ступай!

Вирдян
Голова кружиться, ноги затекли!

Топтыгин
Ничего, это с непривычки, человек! Теперь корягу да бочонок с пивом отвяжи.

Вирдян отвязывает от медведя черную, кривую корягу и большой бочонок с пивом.

Топтыгин
Ух, полегчало!..

Вирдян
Все, что дальше делать?

Топтыгин
Так, теперь тащи корягу в дом. Бери свою девушку, а корягу вместо девушки оставь, да слова заветные скажи:
«Чудо, чудом небывалым сотворись,
Ты, коряга, человеком обернись!»
Понял?

Вирдян
Понял! Спасибо, царь медвежий!

Топтыгин
Спасибо потом скажешь! Иди быстрее, пока Вирява-Яга не вернулась, а я на страже постою!

Вирдян взваливает корягу на плечи и уходит в избу Вирявы-Яги. Как только Вирдян заходит в дом, гремит гром, полыхает молния, и на сцену выходят Вирява-Яга с Лешим.

Вирява-Яга
Ну вот, куманек, теперь можно и гостей созывать!

Леший
Да, здорово повеселились! Камня на камне не оставили! Запомнят люди, как леший женился!

Вирява-Яга и Леший замечают Топтыгина.

Леший
А вот и первый гость пожаловал, только, зачем-то, без приглашения! 

Вирява-Яга
Уж очень подозрительно! Что это ты здесь делаешь?

Топтыгин
Э… да вот, решил подарочек кумушке старой сделать, бражки бочонок подарить! Чуешь, кума, запах сладкий? Это брага!

Вирява-Яга закрывает глаза и принюхивается.

Вирява-Яга
Чую! Ах ты, мишка-проказник, знаешь, чем Виряву-Ягу обрадовать! А ведь бражка та самая, что проклятый бортник варил?

Топтыгин
Нет, это я сам, чтобы тебя удивить и приятное сделать!

Вирява-Яга
Молодец! Ну, так знай - ты как раз вовремя! Мы лешего женим!

Топтыгин
Как жените?

Леший
А вот так, куманек, женюсь! Все, старый стал, сил уж никаких, а один! Подумал я, подумал и решил – женюсь!

Топтыгин
Что ж, поздравляю! А как невеста?

Леший
Хороша невеста, в самый раз: стройна, горяча! Вот увидишь – завидно станет!

Топтыгин
Мне-то завидно станет? Нет, шутишь, куда мне! Старый я совсем стал, чтобы за молодыми девками гоняться!

Леший
Старый стал? Ну-ну, говори больше! А ну-ка, кумушка, веди внучку твою! Старым он стал! Сейчас вмиг помолодеет!
 
Вирява-Яга
А что? Правда, надо дорогому гостю внученьку показать! Эй, Дуболго, внученька, встань ото сна, да выйди на крылечко!

Вирява-Яга, Леший и Топтыгин смотрят на дверь. Никто не выходит.

Вирява-Яга
Ох, крепко, видать, заснула! Ну, ничего, сейчас я ее снова позову. Эй, Дуболго, внученька, встань ото сна, да выйди на крылечко!

Тишина, никто не выходит.

Леший
Да, крепко спит внученька твоя! Уж не уморила ли ее бабушка?

Вирява-Яга
Сейчас схожу и приведу внученьку!

Топтыгин
О, нет, нет! Давайте сначала бражку выпьем!

Вирява-Яга
Нет, сначала внучку покажу!

Топтыгин
Нет, сначала надо выпить!

Вирява-Яга
Выпить всегда успеем! Сначала внучку покажу!

Топтыгин
А бражка-то сладкая, крепкая, искристая! Ух!

Вирява-Яга в нерешительности останавливается.

Леший
(облизываясь)
Кумушка, а может, правда, выпьем сначала?

Вирява-Яга
Эх, ладно, больно запах сладкий! Открывай!

Топтыгин откупоривает бочонок с брагой. Вирява-Яга и Леший по очереди прикладываются к бочонку.

Леший
Ну, кума! Дай мне, дай мне!

Вирява-Яга отворачивается от Лешего, не отрываясь от бочонка. Леший приходит в ярость.

Леший
Ах, так, старая карга! А ну-ка дай сюда!

Леший отбирает у Вирявы-Яги бочонок и с жадностью пьет.

Вирява-Яга
Ах, ты, старый черт! Это мне Топтыгин сварил!

Леший, не обращая никакого внимания, продолжает пить.

Вирява-Яга
Ну, все! Ну, держись!

Вирява-Яга пытается отнять бочку у Лешего.

Леший
Мое! А!

Вирява-Яга
Мое!

Леший
Отдай!

Вирява-Яга
Не отдам!

Полыхает молния, гремит гром. Поднимается страшная буря. Вирява-Яга и Леший, борясь друг с другом, уходят со сцены.

Топтыгин, прикрываясь от ветра и пыли подбегает к дому и стучит в дверь.

Топтыгин
Эй, человек! Уходим! Они вернутся - худо будет!

Из дома выходит Вирдян. Дуболго спит на руках.

Топтыгин
Все сделал, как я тебя учил?

Вирдян
Да, спасибо царь медвежий!

Топтыгин
Молодец, человек, а теперь лезьте ко мне на спину, да держитесь покрепче!

Уходят.

Сцена третья

Буря стихает. На сцене Вирява-Яга и Леший. Они утомленно сидят по разные стороны сцены, а между ними - разбитая бочка.

Вирява-Яга
Ох, утомил, окаянный!

Леший
У, старая карга!
(грозит ей кулаком)

Вирява-Яга
Все, свадьбе не бывать!

 Леший
Не имеешь права! Уговор был!

Вирява-Яга
Врешь, черт старый, не было никакого уговора!

Леший
(поднимается на ноги)
Ах, так! Ну, я все равно свое возьму!

Леший идет в дом. Вирява-Яга хочет подняться, но не может – всю брагу выпила, живот до пола.

Вирява-Яга
(беспомощно хныкая)
Стой, злодей! Стой, окаянный! Обманщик, вор! Слуги мои верные!

На сцену выбегают Шмыбзик и Тыбзик.

Вирява-Яга
Схватите Лешего-злодея!

Черти бегут в дом. Слышатся звуки борьбы. Шмыбзик вылетает в окно, Тыбзик скатывается по лестнице с крыльца. Поднявшись на ноги, оба убегают.

Вирява-Яга
Куда, слуги мои!?.. Ах, окаянный!

Из дома выходит Леший. Он торжественно ведет девушку, которая накрыта длинным покрывалом.

Леший
Вот она – моя невеста!

Вирява-Яга
(зло, насмешливо)
Не морочь мне голову! Это не внучка моя, а коряга болотная!

Леший
Так я и поверил! Меня не проведешь! Ты что, за дурака меня держишь, старая карга?

Вирява-Яга
А за кого тебя держать? Не человеком пахнет, а тиной болотной!

Леший
А ну-ка, ветерок лесной, сплетенье чар раздуй, раскрой!

Леший срывает накидку. Свет меркнет. Голоса в темноте.

Леший
Кто посмел?!      

Вирява-Яга
Внучку похитили! Это Топтыгин, царь медвежий! В погоню!

Явление четвертое

Сцена первая
 
Луг. На заднем плане небольшая река - крутые берега, за рекою стена непроходимой лесной чащобы. Посреди дороги - яма.

Выходят Вирдян, несущий на руках Дуболго Пичай, и Топтыгин. Топтыгин утомленно садится. Вирдян осторожно укладывает спящую Дуболго.

Топтыгин
Ох, не могу, человек, устал! Надо отдохнуть немного! Чую раскрыли наш обман! Торопись, уходи! Может, еще успеешь до моих владений добраться. Там Вирява-Яга вас не тронет!

Неожиданно свет меркнет, полыхает молния, гремит гром. Разыгрывается страшная буря. За сценой гремит голос Вирявы-Яги и Лешего.

Вирява-Яга
А ну-ка, черти, схватить похитителей!

Леший
Эй, твари лесные, духи трав и деревьев взять человека!

Топтыгин
(с досадой)
Догнали! Братья мои, медведи, на помощь! Покажем силушку медвежью! Вперед, в бой!

Гремит гром. На сцену выбегают Вирява-Яга, Леший, Шмыбзик и Тыбзик. За сценой звучат крики и рыки несущихся в битву войск, лязгают мечи, грохочут взрывы. Леший бьется с Вирдяном, Вирява-Яга и черти повисли на спине и лапах Медведя, который пытается их сбросить, разметать в стороны. Вирява-Яга дерет медвежьи уши. Леший, смеясь, гоняется за напуганным Вирдяном вокруг ямы.

Леший
Попался, человечишка!

Топтыгин
Рожок, Вирдян, рожок! Крикни слова заветные...

Вирдян
Дай рожок... забыл!

Леший
Ты слаб, человек! Отдай мне двушку, и я сохраню тебе жизнь!

Вирдян
Не бывать этому! Дай рожок мне поскорей силу ста богатырей! (Дует в рожок, но не успевает)

Леший хватает Вирдяна. Рожок отлетает в сторону. Леший торжествующе смеется.

Топтыгин
Вирдян!

Топтыгин падает. Противники наваливаются на него.

Вирява-Яга
Бей царя медвежьего!

Леший
Тили-тесто, моя невеста!

Неожиданно Вирдян поднимает Лешего.

Леший
А!

Вирдян бросает Лешего в яму. Раздается громкий хлопок. Из ямы идет дым.

Топтыгин
Скорее, Вирдян, а не то задушит меня ведьма старая!
 
Вирява-Яга
Нет, Топтыгин! Сильнее я тебя! Ни ты, ни Вирдян меня не одолеете!

Вирдян поднимает Виряву-Ягу и бросает ее в яму.

Вирява-Яга
А!

Взрыв. Гремит гром. Шум битвы стихает.

Сцена вторая

Тишина. Шмыбзик и Тыбзик отступают. Топтыгин вскакивает на лапы.

Топтыгин
Что?! Струсили?! Задеру!

Шмыбзик
Стой, царь медвежий! Успокойся! Успеем еще подраться, а теперь бой закончился.

Топтыгин
То-то же!

Тыбзик
Битва закончилась! Теперь мы свободны! Нет больше Вирявы-Яги!

Вирдян подходит к безмятежно спящей Дуболго Пичай и устало садится рядом.
 
Топтыгин
Да, друг-человек, славную битву ты сегодня нам выиграть помог! Был бы ты медведем, я бы тебя в генералы возвел!
Прощай теперь, пора мне воинов моих проверить!

Вирдян
А как же рожок волшебный?

Топтыгин
А рожок себе оставь! Спрячь куда-нибудь, может еще пригодится! Но помни, если с умыслом плохим в рожок дунешь, сам медведем станешь! Прощай!

Вирдян
Прощай, царь медвежий!

Медведь уходит.

Вирдян
Ну, чего стоите?

Шмыбзик
Мы не можем уйти, не отблагодарив тебя, человек!

Тыбзик
За то, что ты освободил нас, мы выполним любое твое желание!

Неожиданно Дуболго Пичай просыпается.

Дуболго Пичай
Ох!

Вирдян
Дуболго!

Дуболго Пичай
Ой, Вирдян! Что со мной? Где мы? Вирява-Яга, проклятая ведьма! Леший! Беги, беги, Вирдян!

Вирдян обнимает Дуболго.

Вирдян
Все, Дуболго, нет больше ни Вирявы-Яги, ни Лешего злого! Мы идем домой! Ты спасена!

Дуболго Пичай
Так, ты спас меня?

Шмыбзик
(Зевая)
Этот человек спас тебя, хозяйка, мы можем подтвердить!

Тыбзик
Он Виряву-Ягу победил и нас освободил!

Вирдян
Дуболго, я тебя...

Дуболго прижимает палец к губам Вирдяна. Дуболго и Вирдян обнимаются.

Шмыбзик
Кхм... извините, но у нас очень мало времени.

Дуболго Пичай
Ой, а что вы хотите?

Тыбзик
Не терпится выполнить ваше желание!

Дуболго Пичай
Какое желание?

Вирдян
Они хотят, чтобы мы загадали желание, а мне в голову ничего не приходит.

Дуболго Пичай
Они хотят исполнить желание?

Шмыбзик
Сгораем от нетерпения!

Дуболго Пичай
А я могу загадать?

Тыбзик
А нам без разницы! Лишь бы быстрее – время не ждет!

Дуболго Пичай говорит желание на ухо Вирдяну.

Вирдян
Что?

Дуболго Пичай, улыбаясь, кивает.

Черти
Ну?

Вирдян
Слушайте, вот наше желание - мы хотим пожениться!

Шмыбзик
Ну что же! Это самое простое, что только может быть исполнено!

Тыбзик
Чего еще от человечков ждать?

Слышится мелодия песни «Ветлэ барин кругети». Черти уходят. На сцену выходят ошеломленные братья Дуболго Пичай.

Овтай
Что происходит? Где мы?

Тумай
Вот не везет, так не везет! Только за бутылку взялся, а она исчезла!

Овтай
И не говори! Как сестра наша Дуболго Пичай пропала, так и нам удачи нет! Где моя жена? Куда нас занесло?

Тумай
А моя жена где? Эй, лентяйка! Брагу неси, пить будем и плясать! Вон народу сколько! Эх!

Дуболго Пичай
Братья мои любимые! Что с вами стало?!

Братья замирают, удивленно глядя на Дуболго Пичай.

Тумай
Меня только старшая сестра Дуболго называла так...

Овтай
Дуболго? Ты ли это? Или мы спим?

Тумай
Ущипни меня брат! О, больно! Значит, мы не спим! Дуболго!

Обнимаются с Дуболго, плачут.

Овтай
Дуболго! Сестра, сестра! Где ты была все это время?

Дуболго Пичай
Братья мои любимые! Похитила меня Вирява-Яга! Меня Вирдян спас! Вот он!

Тумай
Эй, ткач... Вирдян, иди сюда! Иди, иди не бойся!

Вирдян пожимает плечами. Подходит. Братья обнимают Вирдяна.

Тумай
Прости, прости, дорогой, что не поверили тебе!

Овтай
Молодец, Вирдян! Спасибо, что сестру нашу спас! Будь отныне нам братом, а сестре нашей – мужем!

Овтай соединяет руки Дуболго и Вирдяна.

Овтай
Как старший брат, от имени отца нашего благословляю вас!

Тумай
Будь счастлива, сестрица! Смотри, береги ее, Вирдян!

Вирдян
Я люблю тебя, Дуболго Пичай!

Дуболго Пичай
Я тоже тебя люблю, Вирдян!

Целуются. На сцену выходит хоровод. Звучит песня «Ветлэ барин кругети».

Дуболго Пичай
Ой! Сколько людей!

Вирдян берет Дуболго за руку, подзывает братьев. Они все вместе сливаются с хороводом и уходят со сцены.

Сцена третья

На опустевшую сцену выходят жены братьев. В руках Тезявы метла, она совершенно выбилась из сил, растрепанная. Мазава легонько погоняет Тезяву толстой веревкой: «Я из тебя лень повыбиваю!» Вдруг девушки останавливаются, Мазава удивленно оглядывается.

Мазава
Что происходит? Где мы?

Тезява, улучив момент, хочет убежать, но тоже останавливается, заметив оставленную Вирдяном сумку.

Тезява
Ой, там что-то блестит! Наверное, это деньги!

Мазава
Где?

Тезява кидается к сумке. Мазава за ней. Невестки начинают делить сумку, ссорится: «Я первая увидела!», «Отдай, я тебя старше!» Они рвут сумку на части. Рвут платок. Мазава выхватывает рожок. Тезява пытается рожок отнять.

Мазава
Мое! Какой красивый рожок!

Тезява
(плачет)
Чтоб тебя медведь задрал, вобла сушеная!

Мазава
Нет уж! Это чтоб тебя медведь задрал, пугало огородное!

Борются и, совершенно неожиданно, с визгом и криком, падают в яму. Наступает полная тишина. Звучит голос Топтыгина: "Даже доброму человеку отсюда самому не выбраться, а злое сердце тут навек сгинет - исчезнет, будто и не было никогда..." Яма исчезает.

На сцену выходит Вирдян.

Вирдян
Где же мой рожок волшебный?

Вирдян видит разорванную сумку, поднимает разорванный платок.

Вирдян
Никак звери дикие здесь побывали? Такую красоту разорвали, рожок волшебный пропал куда-то, и яма исчезла... Но, ничего, я еще красивее платок вытку! А рожок... и без волшебства обойдемся. (усмехается) Но все-таки, сколько же чудес на свете! И рассказать кому – никто не поверит!

Голос Дуболго Пичай за сценой: «Эй, Вирдян, ты где?»

Вирдян
Иду, иду!

Уходит. Музыка усиливается. Занавес.


Рецензии