Когда ночь и я раздет, тогда в Америке рассвет

«Когда ночь и я раздет, тогда в Америке рассвет» - крутится у меня сегодня в голове простенькие строчки  стихотворения из далёкого детства. Сегодня исполнилось четыре года моей американской жизни. Внутренний голос с усмешкой замечает:  «Ага, если бы только это. Всё здесь по-другому». С этим трудно не согласиться.

Взять хотя бы календарь. Неделя в Америке начинается не с «тяжёлого» понедельника, а со всеми любимого воскресенья. Чтобы написать дату, следует вначале указать месяц, затем собственно дату и год.   Такой небольшой пустячок производит иногда большую путаницу в мозгах. Попробуйте потренироваться и скажите, например, дату своего рождения на американский манер.
 
А читать адрес сзади наперёд? Кому первому пришла в голову эта идея? В чём здесь удобство?  А система мер и весов в Америке? Даже Англия, известная своей любовью к постоянству, перешла на метрическую систему. Впрочем, может быть именно поэтому, Новый Свет применяет  другую систему. Пережиток прошлого противостояния.

Помню, испытывала шок первое время и временное обездвиживание конечностей, когда на простой вопрос, сколько градусов сегодня температура воздуха на улице, слышала «Сто».

А люди? Русские и американцы, мы разные и я учусь относиться к этому с пониманием и с юмором. Иначе приходится тяжело. За четыре года брака  мы с мужем из-за множества различий в мышлении, в национальных традициях и ещё Бог знает чего,  хотели развестись бессчётное число раз. Один раз был уже куплен билет мне на самолёт в Россию. Один раз мы сходили к адвокату по поводу бракоразводного процесса.  Понятно всем, что хорошее дело браком не назовут, а тут ещё такое «отягчающее обстоятельство» – интернациональный брак.
 
Да, всё по-другому, всё не привычно здесь. Как я смеялась, когда мне мой давнишний добрый приятель рассказал кое-что из его впечатлений о его первом посещении Америки. Во-первых, из-за разницы во времени ему не хотелось совершенно спать ночью. А одной такой бессонной ночью захотелось ему попить чайку. Во-вторых, чай, который ему приготовили в гостинице, по его описанию был слабее чая, который он сам приготовил из одного пакетика из дома на пятнадцать человек его сотоварищей по командировке.

Фотографируясь на фото на паспорт, я предупреждаю фотографа, что я не собираюсь улыбаться, чтобы он меня не призывал к этому и не ждал, пока я не улыбнусь потому, что я не могу. На что он успокаивающим тоном говорит: «Это ничего… бывает».

Здесь тебя на скоростных участках дороги могут оштрафовать не за превышение, а за занижение скорости. Я даже не уверена, есть ли такое выражение «занижение скорости» в русском языке касательно правил дорожного движения.
 
Иногда я шучу, что, несмотря на множество различий между нами, русскими, и американцами иногда мы очень схожи. Я имею в виду праздник Масленицы в России, после которого полагается поститься и праздник Марди Гра очень похожий на Масленицу в Америке после которого тоже полагается уходить на пост. Вы ещё не догадались, в чём мы схожи? Ну, конечно же, всем по обе стороны океана нравится только первая весёленькая часть, связанная с праздничной шумихой, парадами, чревоугодием, питьём и весельем. И никому вторая.

Я могу иронизировать сколько угодно на тему, какие мы разные во всём и как здесь всё отличается от привычного мира на Родине. Это да. Но теперь я как простой обыватель постараюсь подытожить, почему я, прожив четыре года в новой для меня стране, могу сказать, что Америка – это великая страна.

Это великая страна потому, что по телевизионному каналу можно наблюдать Землю со спутника, когда ты только пожелаешь.

Это великая страна потому, что если ты, к примеру, к несчастью аллергик, то путешествуя, ты можешь поселиться в номере отеля, предназначенного для аллергиков. В таком номере будут учтены все меры предосторожности по отношению ко всем известным человеку аллергенам, чтобы Вам отдыхалось как обычному человеку.

Это великая страна потому, что здесь заботятся об инвалидах. Например, обычная картина - в аэропорту при выходе из самолёта  инвалидов дожидаются с инвалидными колясками работники аэропорта. Они улыбаются так, как будто они встречают самых горячо любимых и долгожданных родственников. Это восхищает.

Это великая страна потому, что, несмотря на сложности, связанные с рецессией, Голливуд  выпускает порядка тридцати  фильмов в год. Это неслыханный спад, по мнению аналитиков по сравнению со ста пятьюдесятью в спокойные  времена.

Это великая страна потому, что обочины вдоль дорог покрыты рулонными газонами, места для отдыха расположены в местах, рассчитанных по науке, чтобы водитель отдыхал, не переутомлялся и находятся они в местах, где есть чем полюбоваться, а при желании устроить пикничок на привале. Под крышей со столом и скамьями, да ещё и с мангалом.  К тому же бесплатно.

Это великая страна потому, что на рядовой автозаправке или около маленьком кафе Макдональдс  может гордо реять американский флаг размером с российский флаг на Красной площади.

Это великая страна потому, что, невзирая на, то, в какой  бы ты глуши не жил, ежедневно по часам тебе будет доставлена ежедневная почта, при необходимости приедет школьный автобус, заглянет шериф проверить всё ли в порядке.

Это великая страна потому, что похороны каждого участника Второй мировой войны проводятся в такой торжественной  обстановке, с такими почестями, что чувство восхищения этой страной переполняет тебя. Причём неважно один день, неделю или месяц усопший был на той войне и неважно успел он совершить что-либо героическое или нет. Военные в парадной форме руками в белоснежных перчатках в торжественной тишине чеканными движениями свернут американский флаг, покрывавший гроб, передадут на хранение родственникам, отдадут честь, труба сыграет прощальную мелодию и всем присутствующим будет ясно – Америка скорбит о своём возлюбленном сыне, о своём герое.
 
Это великая страна потому, что любой человек на любой работе, отработавший десять лет, получит пенсию от государства не менее тысячи долларов. А так, как всё же он будет беднее тех, кто ещё способен зарабатывать больше, то для пенсионера буде работать система небольших милых скидок в кино, в кафе, в музеях и тому подобных заведениях  как для «бедного» человека.

Это великая страна потому, что она одела своих моряков в такую ослепительную, невероятно красивую парадную одежду, что от них просто не оторвать глаз. Однажды мне довелось наблюдать группу моряков с их жёнами на курорте на Гавайях. Это было незабываемо. Бедные жёны на почве ревности сильно разволновались, почему я с таким любопытством без отрыва смотрела на их мужей. Моряки в ослепительно белых кителях, брюках, круглых шапочках, перчатках  с красивой военной выправкой выглядели для меня какими-то небожителями.

Много ли я успела увидеть в Америке? Каплю в море. В будущем список того, почему я могу назвать Америку великой страной, может увеличиться, а, может, и нет. Ведь вполне может так случиться, что «глаз замылится», всё, что восхищало, станет обыденным, само собой разумеющимся.  Поживём, увидим.

А пока, всё, что сохранила моя память, я изложила сегодня днём на бумаге, а для тех, кому это интересно, смогут почитать это завтра потому, что в России «Когда ночь и я раздет, тогда в Америке рассвет».

Луизиана, США
2011


 


Рецензии