Романская архитектура - 2

Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах и сомкнутый. Схема.

Первоначально храмы перекрывали плоскими потолками. Но в XI в. возникло желание более действенно связать две боковых стены главного корабля одним покрытием. Тогда в архитектурную практику вернулся, известный еще с римских времен цилиндрический, полуциркулярный свод. Затем, в дополнение к полуциркулярному стал использоваться другой тип сводов – крестовый, так же известный еще древнеримским архитекторам. Крестовый свод представляет собой пересечение двух равных отрезков одинаковых по диаметру  полуциркулярных сводов на квадратном основании. Основная тяжесть такого свода приходится на четыре опоры в углах квадрата. В этом случае несущей частью является уже не вся стена, а лишь столбы, поддерживающие арки сводов. Эти столбы делались толстыми и массивными.
С возвращением в строительную практику полуциркулярного и крестового сводов начинается эпоха романской архитектуры. В старину романскими называли постройки, выполненные по римскому способу, то есть из камня со сводчатыми перекрытиями. В наше время романским считают все западноевропейское искусство XI и большей части XII века. «Романской» эта архитектура называется потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм, прежде всего, цилиндрических и крестовых сводов, а также полуциркулярных арок. Использование сводов свело воедино ритмическую структуру романского храма, пронизало его общим лейтмотивом. Его основу составило очертание полуциркулярной арки. Она завершала входной портал, повторялась в аркадах нефов, в очертании сводов, оконных проемов. Романские мастера умели придать этому ритму величавость и сдержанную силу.
Сравнивая романскую архитектуру с более поздней готической можно сразу отметить разницу: романские здания более приземистые и тяжеловесные. Причина кроется в особенностях полуциркулярных и крестовых сводов. Вообще, одна из основных трудностей при возведении всякого свода заключается в том, что тот давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, то есть стремится как бы раздвинуть и опрокинуть их. Чем больше пролеты сводов, тем сильнее их распор. Самый простой способ нейтрализовать его заключается в утолщении опор и стен. На первых порах архитекторы так и поступали. Они делали стены тяжелыми и массивными, лишь изредка прорезая их небольшими узкими окнами. Тем не менее, и эта архитектурная эпоха имела свои шедевры, каковыми стали, прежде всего, романские соборы. Их благородную красоту не в силах затмить своим великолепием и блеском даже более поздние готические постройки.

Современники чутко уловили наступление новой архитектурной эпохи, и даже отметили дату ее начала. В 40-х гг. XI века клюнийский монах Рауль Глабер, автор «Пяти книг истории» писал: «Приблизительно через три года после 1000 года были отстроены заново базилики почти во всем мире, в особенности же в Италии и в Галлии, хотя большинство из них были еще достаточно хороши и не требовали переделок. Но христианские народы словно соперничали между собой в великолепии, стараясь  превзойти друг друга изяществом своих храмов. Можно сказать, что весь мир единодушно сбросил древнее рубище, чтобы облечься в белоснежные одежды церквей».

Основной задачей романского собора было служить местом, где община соприкасается с высшими силами. Местом пребывания общины являлся главный продольный корабль, окаймленный двумя или четырьмя боковыми кораблями. Главное алтарное полукружие и рядом с ним многочисленные мелкие апсиды со своими алтарями, посвященными отдельным святым, - своеобразное выражение многобожия – были предназначены для духовенства. Над местом пересечения продольного и поперечного кораблей, в самой центральной части храма, высилась главная башня, здесь было средоточие всего храма, и башня служила знаком этого. Она, как монумент, поднималась над остальными башнями. Главный портал обыкновенно находился на западной стороне.

За двести лет своего существования романская архитектура прошла длинный путь развития от грубых тяжеловесных зданий Х века к зрелым шедеврам XII. Самые величественные и монументальные романские храмы были возведены в XI-XIII веках в имперских германских городах Шпайере, Майнце и Вормсе. Эти города, богатые и могущественные, стремились превзойти друг друга грандиозностью своих храмов. Их соборы производят впечатление сурового величия и мощи, и вместе с тем несут на себе отпечаток выразительной, величественной красоты.

Последним по времени постройки из крупнейших рейнских соборов был Вормский (1181-1234). Он в наименьшей степени подвергся позднейшим переделкам и отличается наибольшим единством архитектурного облика. Массивные приземистые граненные башни отмечают  средокрестье и центр западного фасада церкви, четыре высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами стоят по ее углам. Здание имеет двустороннюю ориентацию. К западному фасаду примыкает граненая апсида, противоположная, восточная часть храма заканчивается другой апсидой с прямоугольным выступом. Строгие геометрические формы, четко очерченные объемы придают зданию суровость.

РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА  http://proza.ru/2011/03/01/378


Рецензии
Как всегда четко, интересно, познавательно. Ваши миниатюры - отличный способ освежить имеющиеся знания и приобрести новые)

Оксана Куправа   28.09.2015 10:17     Заявить о нарушении