День темнее ночи, часть XVII

Михаил закончил диктовать. Машинистка закрыла чехлом «Ремингтон» и вышла, на несколько мгновений впустив в открытую дверь жужжание многолюдной конторы. Рабочий кабинет Михаила разместился в бывшей кладовой. Десятки лет в небольшой комнатушке хранились у Ребровых сахар, крупы, мешки с мукой и ведёрные бутыли с постным маслом. А теперь здесь прорубили окна, повесили над столом электрическую люстру, и на столе, обтянутом синим сукном, выстроились в ряд три телефонных аппарата.

Постукивая пальцем по резному пресс-папье, Михаил, вопреки своим привычкам, в рабочее время думал о семейном. Неделю назад вдруг стала рушиться с таким трудом налаженная стабильность. Без предупреждения приехал отец. Рассказал про ордер на арест и конфискацию дома. В Москве ему оставаться было опасно, и Михаил сам отвез его на Казанский вокзал и посадил в ближайший поезд до Саратова. Причиной ордера, скорее всего, был донос. И в памяти у Михаила почему-то всплыл последний разговор с Тверитиновым. Отвратительно было подозревать старого друга, но каждый раз, пытаясь вычислить доносчика, Михаил невольно вспоминал, как расстроенный и злой Никита, шипя какую-то угрозу, выходит из его кабинета... Через два дня после отца приехала Наташа. И видимо, проводив во Францию Надежду, сюда переберется мать. В доме на Молчановке ЧК так и не появилась. А значит – думал Михаил – может статься, что в розыск отца не объявляли, и всё обойдется отобранным домом. Но если мать приедет жить в Москву, придется решать еще один, довольно деликатный вопрос…

В 17-м году прежняя жизнь полетела в тар-тарары. Всё нажитое обесценилось. Привычки, отношения, жизненные планы вдруг в пыль рассыпались, как высохший осенний лист под каблуком. Много судеб изломали эти перемены. А Михаила, наоборот, словно вытолкнуло наверх. В новом мире ему было проще и комфортней. С отличным образованием и профессиональным опытом, он быстро поднимался по карьерной лестнице. И даже без партийного билета сидел в своем высоком кресле надежнее, чем большинство его начальников и подчиненных. Летом 18-го года он забрал из Белозерска свою Аксютку. Год это ото всех скрывал, в приезды Аркадия Сергеевича малодушно переселял Аксюту во флигель. И лишь когда родился первенец, Михаил решился на серьезный разговор.

- Отец, я давно... хотел - начал он, стараясь говорить как можно тверже. - У меня… – он запнулся, а потом скороговоркой, чтоб не остановиться и не передумать, выпалил: -  есть женщина, жена, из Белозерска, Ксюша Григорушкина. У нас родился сын, я дал ему свою фамилию!

Аркадий Сергеевич от неожиданности начал с силой тереть лоб – словно у него разболелась голова.

- Это же какая Григорушкина? И как вы – не венчались?  – а потом, собравшись с мыслями, закончил энергично: - Ну, поздравляю! Приводи знакомиться!

В первое время Аркадий Сергеевич и Аксюта друг друга сторонились. Но когда Дениска начал бегать по коридору, топоча малюсенькими башмачками, Аркадий Сергеевич подружился с сероглазым карапузом, научил его называть себя «деда» и из каждой своей поездки привозил внуку гостинец. Глафира Федосеевна всего этого пока не знала. А если она приедет сюда – думал Михаил - придется выдержать еще одно непростое объяснение и, видимо, просить благословения и венчаться…

И еще один неудобный вопрос – Наташа. Она так и не вышла замуж, хотя за нее сватались двое – седоватый инспектор белозерской гимназии и один вологодский инженер. «Отстаньте от меня, у него зубы кривые!» - повторяла Натка каждый раз, когда ей напоминали эти случаи. Михаил так и не разглядел, у которого из двух (ну не у обоих же одновременно, правда?!) были кривые зубы. Конечно же, в семье хватает старших, и не дело Михаила устраивать судьбу сестры. Но когда два дня назад мать прислала телеграмму о приезде Алеши, Михаил снова вспомнил давнюю историю.

«Надо было тогда Алешку в гостиницу отправить ночевать», - в тысячный раз подумал он. – «И, главное, как всё подряд навалилось, сразу и не вовремя. И зубы у Дениски режутся. И Ксюшке через полтора месяца родить…»


* * *

Наташе не терпелось остаться в одиночестве. Вальс уличного музыканта словно сделал ее больной. Ей в тягость было бы сейчас с кем-то говорить, улыбаться, отвечать на пустые вопросы. Потупив голову, она проскользнула через прихожую и узкий коридорчик. Дверь во второй этаж была открыта. На площадке лестницы стоял Игнат, и три монтера в тужурках и сапогах, поверху обмотанных мешковиной, чтоб не грязнить ковры, тянули вдоль коридора провода.

- Натальюшка Аркадьевна! А тут нам электричество проводят, - Игнат четко выговорил новое сложное слово. – Обождите, хоть в столовой, что ль. Скоро уж закончат.

Двери в четыре комнаты были распахнуты. Наташа прошла по коридору. На кухне Фроловна мыла посуду. В детской Аксюта укладывала спать малыша. За спиной полушепотом вздорили друг с другом электрики. Наташа проскользнула в первую попавшуюся пустую комнату – это была комната Алеши.

Она не решилась сесть на его кровать, а пристроилась на маленькой скамеечке, спиною к печке, и стала снова вспоминать одноногого музыканта, и вальс, и далекое-далекое, счастливое и беззаботное время. Она даже не заметила, как задремала. И во сне, в большом городе с красивыми соборами, она снова была маленькой девочкой, сидела на скамейке у фонтана и почему-то плакала, хотя был теплый летний день, на площади играл оркестр, и вальсы шли один за одним, не сменяясь военными маршами…

- Осторожно! Что как конь? Дитё не зашиби!
- Аксютка, Ксюшка, Ксаночка!.. А так? Нормально? Так? А…ааа?
- Пусти! Ну, так… Ну, дааа… - голоса были приглушенные, и оба срывались во вздохи.

Натка очнулась от сна. Она сидела на полу, в комнате было темно, а на кровати кто-то шевелился. Она не сразу узнала голоса, не сразу поняла, что там за возня, поэтому успела громко и испуганно спросить:

- Кто здесь?

Женский голос взвизгнул, мужской - закашлялся.

- Аааай! – вскрикнула Наташа. Зажегся свет. На кровати, прикрывая покрывалом пополневший от беременности стан, сидела Аксюта. Повернувшись спиной, Михаил приводил в порядок одежду.
- Наташа! Что ты здесь делаешь?
- Миша, прости! – всхлипнула она, вскочила и выбежала из комнаты. Михаил, застегнув пуговицы, вышел за ней.
- Прости, прости! Я ничего не видела! Не знала! Я случайно! – причитала Наташа, мечась по коридору.
- Ну, тихо, тихо, прекрати! – успокаивающе говорил Михаил. – Ну, что ты? Всё в порядке!
Он протянул к ней руку, но она взвизгнула и отпрыгнула от него:
- Не-е-ет! Я случайно! Не специально! А-а-а-а…
- О, Господи, помилуй! – вздохнул Михаил и, повысив голос, рявкнул: - Пре-кра-ти!

Наташа заскулила тише, вжавшись в угол и выставив руки, словно собираясь отбиваться.

- В твой комнате уже ремонт закончили. Иди к себе, - сказал брат. И когда девушка, вздрагивая и оглядываясь, словно ожидая нападения, юркнула в свою комнату и стукнула щеколдой, он тихо, словно про себя, сказал: - Слу-ушай, а ведь Алёшка-то тебя, тогда, похоже и не тронул… Езжай-ка ты, голубушка, к отцу!

В коридор вышла Аксюта. Посмотрев на мужа, она прыснула в кулак. Михаил строго сдвинул брови:

- Тихо ты! – а потом, тоже улыбнувшись, несердито сказал: - Да-а, попали!


*              *                *

- Ну, здесь у тебя не конная пушка получилась, а целая гаубица!
- Скорострельная?
- Может быть, и скорострельная, но одна лошадь такую точно не увезет!
 
Свободных «зимних» помещений в доме Водопьяновых больше не было. И Алексею пришлось делить комнату с Артемкой, внуком Викентия Прохоровича. Артему было девять лет. И он, как многие мальчишки того времени, бредил армией, оружием, сражениями и победами. Над его столом прикноплены были карандашные рисунки, на которых на суше, в море и в небе наступала Русская армия, а немцы, японцы, поляки и англичане терпели поражение, взрывались, тонули и просили пощады. Приезд Алексея – настоящего Военного, в шинели, с Георгиевской лентой и раненой ногой – привел племянника в восторг. Он окрестил Алексея «дядей Алёшей», за столом старался сесть к нему поближе, приврал своим друзьям, что его дядя – полный Георгиевский кавалер, и на третий день, волнуясь, предложил Алексею посмотреть свои рисунки. Рисунки были, в самом деле, неплохие. Пушки, срисованные с открыток и журналов, были похожи на настоящие, а лошади, которых и в Белозерске можно было насмотреться сколько хочешь, были просто как живые. Алексей посмотрел с племянником все его альбомы. Многое похвалил. К некоторым рисункам сделал замечания. И юный баталист, окрыленный вниманием и похвалой, взялся перерисовывать два больших рисунка, стараясь, много раз стирая нарисованное и часто спрашивая у «дяди Алеши» совета.

Алексей, примостившись на топчане, смотрел, как рисует племянник, отвечал на его вопросы, иногда сам подправлял какие-то детали, а потом опять возвращался к своим невеселым мыслям. Конечно, и мать, и Надя, и даже Викентий Прохорович были ему рады. Но события, которые произошли до его приезда, для них были важнее, чем его персона. В первый день они за разговором просидели допоздна, четыре раза ставили самовар, словно ища повода, чтобы не расходиться, и говорили, говорили обо всем, что произошло в их жизни в последние годы. Но уже наутро мать была занята своими делами. Она распаковывала вещи, сортируя, что нужно отдать дочери в дорогу, что пригодится в Москве, что оставить Водопьяновым, а что - заложить в ломбарде. Потеря дома, скорая разлука с дочерью и внучками, сборы в дорогу – кажется, всё это занимало ее больше, чем приезд Алеши. И он как-то по-детски почувствовал нелюбимым и обиженным. К тому же, деньги, которые у него были с собой, уже ополовинились. Если прямо сейчас ехать в Поставы(он поймал себя на том, что каждый раз думает «в Поставы» и никогда - «домой»), средств  хватит и на дорогу и на переход границы. Но если провожать мать до Москвы, то потом придется занимать деньги у матери или брата. И получится, что он приехал как нахлебник, ни подарков не привез, ни помочь ни в чем не смог, да еще и уехать не сумел самостоятельно.

- Дядь-Алёш, а у эсминца сколько зениток по борту? – спросил Артемка.
- Разные бывают, - ответил Алексей. По правде говоря, он совсем не разбирался в эсминцах, но, чтоб не разочаровывать племянника, уперся пальцем в один из рисунков: - Вот четыре - тоже может быть…
- Уби-и-и-или! Господи, убили! А-а-а,.. – раздался вдруг истошный женский крик.

Что-то глухо стукнуло. Алексей, как был, босой, побежал вниз. В прихожей столпились мать, тетя Оля, кухарка. Алексей раздвинул всех. В неловкой позе на полу лежала Надя. Он намочил в ковше платок, положил холодную ткань на лоб сестре и, освобождая ее шею от тугого воротника, властно говорил:

- Подушку принесите, нашатыря. И форточку откройте. Воздух нужен. Воздух!

Надежда застонала, открыла глаза, повела вокруг себя непонимающим взглядом. Потом глаза ее стали осмысленными, и она снова громко, страшно закричала.

- Надя, Надя, что? – тряс ее брат.

-А-ааа, а-ааа, ыыыыы, - даже не кричала, а выла она.

Мать и тетя Оля пыталась влить ей в рот воды. Но стакан стучал по зубам, вода проливалась и брызгала в разные стороны.

- Что? Что случилось? – спросил Алексей.

Викентий Прохорович протянул ему листок. Это была телеграмма о том, что вчера в Петрограде был расстрелян Константин Ильин.


Рецензии
Оксана, здравствуй! Прости что давно не заходила, но уж больно долго тянется повествование, не было терпения следить за новыми главами. Пишешь отменно, хорошо, как будто сама проживаешь жизнь своих героев. Полное погружение и язык бесподобный.
Продолжай, удачи тебе и вдохновения.

Юлия Врубель   12.01.2012 23:03     Заявить о нарушении
Юля, спасибо за отзыв. Что-то я выпала из творческого процесса... а надо бы, надо бы довести до конца начатое!
Я к тебе заглянула: смотрю, "Огневушка" у тебя тоже не дописана?! Вызываю тебя на творческое соревнование: давай, постараемся за месяц наши произведения продвинуть? :-)
С уважением,

Оксана Текила   16.01.2012 10:10   Заявить о нарушении
Хорошо бы, но не уверена, не обещаю. Пойдёт - сразу дам тебе знать.
Но тебе обязательно надо дописывать. Нельзя бросать - уж больно масштабное, слишком многообещающее произведение.

Юлия Врубель   18.01.2012 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.