Эмиграция или возрождение?

Гуго Вормсбехер
Эмиграция или возрождение?
(О предстоящем съезде советских немцев)

Целый народ - советские немцы - был в начале войны несправедливо обвинен, лишен государственности, выселен из своих домов с конфискацией  имущества, переселен в Казахстан и Сибирь, наполовину уничтожен в  трудармейских лагерях, а после войны обречен на долгие годы неравноправия, дискриминации, на чисто потребительский подход к его основным национальным чертам: трудолюбию, аккуратности, самодисциплине.
Вопрос восстановления государственности советских немцев стоит уже 50 лет. Решить его старым директивным методом сегодня невозможно - это  показали события прошлого года в Саратовской и Волгоградской областях, где население выступило против восстановления бывшей АССР немцев Поволжья. А иных методов пока не выработано. Ясно только, что в новых условиях, когда люди не хотят быть больше безгласными исполнителями директив, такие вопросы требуют для своего решения и всесторонней  проработки наверху, и убежденного согласия внизу. А это предполагает, с одной стороны, полную информированность местного населения о том, что принесет ему немецкая автономия, с другой - возможность для советских немцев самим активно участвовать в решении своих проблем.
Обеспечить эту возможность - одна из задач готовящегося съезда советских немцев. На нем должен, наконец, прозвучать голос всего народа:  что и как нужно сделать для решения его вопроса. Второе: должны быть избраны национальные органы самоуправления, что-то вроде комитета с функциями национального правительства. На наш взгляд, они должны обладать полномочиями республиканских руководящих органов, заниматься проблемами всех советских немцев, и главной среди них -  восстановлением государственности советских немцев.
Речь идет о судьбе двух миллионов человек с очень разными интересами. Одни хотят автономию и готовы туда переехать. Другие, также стремясь к ней, намерены остаться там, где живут. Третьи лелеют надежду вернуться на Украину, Волгу, в Крым, на Кавказ, в Ленинградскую область, откуда были выселены. Четвертые, потеряв за полвека несправедливостей и обид все надежды, настроены только на выезд из страны. 
Различны мнения и о том, где должна быть будущая автономия.
Всесоюзное общество советских немцев «Возрождение», к примеру,  ограничивает свою позицию лозунгом: автономия на Волге или выезд. То есть учтены интересы лишь части советских немцев. Национальные органы  самоуправления должны будут, на мой взгляд, выражать и отстаивать  интересы всех немцев: восстановление территориальной автономии, создание немецких национальных районов и сельсоветов в местах сегодняшнего и будущего компактного проживания немцев, обеспечение их полного равноправия с другими народами страны, предоставление желающим права вернуться в места, откуда они были выселены в годы войны. Я лично считаю, что они должны бы заниматься и проблемами выезда советских немцев, чтобы избавить людей от унижений и вымогательств и чтобы активнее влиять на причины, вынуждающие людей выехать.
Эмиграция, если рассматривать ее в широком смысле, - это ведь перемещение интеллектуального, инициативного, трудового потенциала   человеческой популяции с тем, чтобы сохранить его от гибели или нерационального использования. Такое перемещение происходит внутри страны, оно неизбежно и вообще на земном шаре: человечеству в целом это и необходимо, и выгодно. Задача только в том, чтобы миграция, или эмиграция как ее расширенный вариант, происходили ненасильственно, не под угрозой существования нации, социальной группы или личности...

Интересы всех советских немцев связаны с удовлетворением их национальных запросов, с возрождением и развитием культуры, языка, сохранением немцев как народа. Так что цель одна,  пути же к ней могут быть  разными. 
Как это ни парадоксально может звучать, но и эмиграция, на мой взгляд,  в какой-то мере может работать на достижение этой цели. Например, уже сейчас землячество российских и советских немцев в Германии готово оказывать нам помощь в сфере национальной культуры и языка. Эта помощь может стать довольно эффективной, когда появятся конкретные точки для ее приложения: немецкие школы, национальные культурные центры. 
Думаю, не надо исключать и возможность реэмиграции: у нас в стране ожидаются процессы всемирного значения, в первую очередь в экономике.  Сотрудничество с Германией, без сомнения, будет чрезвычайно широким, и  советские немцы - и здешние, и выехавшие - могут сыграть в нем очень нужную для обеих стран роль. Особенно когда будет восстановлена их республика. И съезд как крупный шаг в этом направлении станет, по всей видимости, значительным событием не только для советских немцев.
Прошла конференция общества «Возрождение», она была очень трудной. На ней очень сильно прозвучали выездные настроения. Это отражает реальную ситуацию: многие уже потеряли всякую надежду. Надо, однако, сказать, что  созданию такой атмосферы способствовали и некоторые лидеры общества, выступая с заявлениями, что если не будет безотлагательно восстановлена немецкая автономия на Волге, то «Возрождение» организует массовый выезд своих членов как политическую акцию протеста. Это создало у многих немцев иллюзию, будто «Возрождение» действительно способно помочь им выехать; отсюда понятная поддержка и лозунга, и тех, кто его провозглашал.
На самом же деле - и это было хорошо известно - Германия не в состоянии принимать сегодня немцев больше, чем принимала до сих пор. Об этом четко сказал на конференции и руководитель делегации из ФРГ. Так что заявления об организации массового выезда - элементарная спекуляция на тяжелом положении людей с целью завоевать у них конъюнктурный авторитет. Об этом и пришлось сказать на конференции.
Разумеется, разрушать иллюзии - роль неблагодарная, но, участвуя в движении советских немцев за восстановление их государственности с самого начала, уже 25 лет, причем в гораздо более трудные времена, чем сейчас, - о них могли бы кое-что рассказать те несколько человек из состава первых двух делегаций, которые сегодня еще живы, - я был и остаюсь убежденным в том, что народу надо всегда говорить правду, и всю правду, какой бы горькой она ни была. Только тогда можно, вместе с ним, найти  и выход.

Гуго Вормсбехер,
заместитель председателя Оргкомитета
по подготовке съезда советских немцев

(«Известия», № 282, ноябрь 1990 г.)


Рецензии