Не спешите уходить в вечность

Рецензия на спектакль «Донъяны; ярз,ары ик;;» (У судьбы два берега), по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство». УГАИ, Учебный театр. Играют студенты IV курса театрального творчества, башкирская группа. Режиссер-педагог - __________________.

«Не спешите уходить в вечность»

«…как два берега жизни держат течение вод, так и между двух берегов течет сама Замана’ – Время: один берег – небытие, другой – вечность. А человек кладет на это жизнь – пытается соединить два берега: из дерева, камня, железа, из мысли  и мечты строить свой мост. Уносят мост половодья, крушат ураганы, обращает его в залу мимолетный галактический огонь. Человек гибнет, рождается вновь и принимается за свое извечное дело: строит мост...» 1
За то время что идет спектакль, я увидела, как строят свой мост Мирагим, Рауза, Хамитьян, Ак-Йондоз, Асхат, Людмила, Шагидулла, Кафия, и несомненно Рукавказ и его Старшая Мать. Кто-то из них достроил свой мост, кому-то еще предстоит добраться до второго берега. Каждый из них сталкивается с бурями, ураганами, ветрами, сносящими все на своем пути, но их сильный дух не дает им сдаться, они не перестают мечтать и жить – «строить свой мост». Каждый из них личность, с сильным духом и сильным характером, с огромной и необъяснимо, от куда берущейся силой воли. Можно сказать, что им  с сильным духом и телом людям, в которых живет доброе и справедливое сердце тесно в рамках театральной сцены. Их мужество, любовь к людям, к жизни, к родине и просто искренние любовь, дружба и уважение шире каких-либо квадратных метров. Может с этим связанно, расширение пространства сцены при постановке «Долгого – долгого детства», постановке Р. Исрафилова в Башкирском Академическом Драматическом театре им. М. Гафури сцена удлинялась за счет первых рядов зрительного зала.
Метаморфоза именно этого спектакля заключается в том, что зрительный зал стал сценой, а сцена зрительным залом, эта нестандартность немного «поджарила» стандартного зрителя. Для того, чтобы оказаться (скажем условно) в «зрительном зале», необходимо было выйти из главного корпуса Театрального отделения через заднюю дверь и пройти в другой корпус.  Не сразу, но все же найти, прячущуюся от тебя лестницу, поднявшись на второй этаж, поприветствовать с гордо стоящий в коридоре рояль и за большой черной дверью расположиться на, расставленных на сцене стульях.
Взгляд зрителя устремлялся в зрительный зал с накрытыми тканью креслами, ставший сценой. Актеры появлялись неожиданно и каждый раз из разных сторон. Выбегали и влетали из-за, все же чуточку оставленных кулис, выпрыгивали из междурядья кресел и там же скрывались, дожидаться очередного выхода.  Вовсе выходили из Учебного тетра и тут же появлялись в  двери импровизированного зрительного зала.
На креслах, некогда принадлежавшим зрителям, лежали две широкие доски, с левой стороны короткая – означающая берег небытия, а справой длинная – вечность. По этой широкой доске уходили в вечность: спокойно,  прощаясь, Старшая Мать;  быстрым шагом, неожиданно Хамитьян и Мирагим: вольно и размахивая, как в танце руками Асхат, довольный, что выполнил свое жизненное предназначение. Людмила дошла до самого края доски, остановилась, на секунду опустила ногу и тут же ее отдернула, повернулась и побежала обратно, это было своеобразное подтверждение ее словам о подаренной ей жизни. В сцене встречи Ак-Йондоз и Мирагима, Мирагим поднял Ак-Йондоз на руки и по вел ее по длинной доске – берегу вечности, ведь так решилась их судьба, что слишком поздно они встретились, и каждый теперь строит свой мост и только дойдя до другой берега ни обретут свое счастье, свою любовь и друг друга.
Актеры играли по несколько ролей, но в каждой роли подчеркивали индивидуальность. Свой непосредственностью и простотой  они помогли нам побывать в той самой деревне и подышать Курбан-байрамом с деревенской ребятней, насладится синим небом над золотым полем, где не могли насмотреться друг на друга Ак-Йондоз и Мирагим,  погреться под горячим солнцем Ялты, а на вокзальной площади попасть под дождь и уж точно увидеть, как в вечерней тишине и в спокойствии теплого лета поднимаются сумерки.



Рецензии