Дорогами школьного вальса

               
                Мелодию своего единственного выпускного вальса, наверное, помнят все. А у меня слёзы льются сами собой, каждый раз, когда я слышу знакомую мелодию из кинофильма «Мой нежный и ласковый зверь». Но раньше я никому не говорила – почему так со мной бывает? Одно скажу, точно не потому, что мелодия - проникновенная…

               Спустя много лет после того вечера, наступило обычное летнее утро. И я тем утром как обычно зашла в полупустой троллейбус, и случайно не посмотри в сторону, может быть, и не воскресала бы сегодня немым укором одна человеческая судьба в моей памяти. У окна сидел пожилой мужчина, одетый очень скромно, но при этом - опрятно. И напомнил он моего учителя истории. Не решилась я тогда подойти к нему. Как же потом по дороге корила себя за это!  И видимо кто-то свыше услышал меня! Потому что на обратном пути я снова увидела его, стоящего на той же остановке!

             «Пётр Михайлович, это Вы?» - спросила я его. «Яна, я тебя сразу узнал!» - улыбнувшись, ответил он. Столько лет и столько учеников, а он вспомнил не только моё лицо, но и имя. Мой учитель! Вот такая встреча произошла у нас спустя много лет.

              Его непростая судьба была мне известна и, предложив свою личную помощь в восстановлении его нарушенных жилищных прав (фактически он незаконно был лишён своего жилья, а я по образованию - юрист), немного успокоилась, так как увидела, с какой надеждой он тогда на меня посмотрел и взял записку с моим адресом и телефоном. Шли дни. Но он так и не пришёл. А потом мне сказали, что он умер тем же летом. Его просто не стало. Просто. И очень, очень тихо. Просто одна из многих таких же очень тихих незамеченных смертей. Ведь стало привычнее и удобнее не замечать, когда человек умирает на улице или ещё где-то, а причиной тому – отсутствие дома и ни кто не задаётся вопросом - а почему у человека отсутствует дом?

              Да ведь и сами люди, оказавшиеся в такой жизненной ситуации ничего для себя у государства не просят. Видимо восприятие окружающего у них более реально. А у кого просить жильё, если нет прописки? При таких обстоятельствах и на очередь никто не поставит. Этот заколдованный круг придуман не магами, а простыми людьми, вероятно забывшими одно верное изречение: «От сумы… никто не застрахован!..»

              Наша жизнь стала какой-то чрезвычайно научной и просчитанной до «мелочей», и все «глобальные» вопросы сегодня решаются в ней исключительно из соображений «целесообразности» и «эффективности». И откуда только слова-то такие противные появились? Вдумайтесь в них! Лично мне становится страшно и холодно, когда я слышу их с экрана телевизора или так… в жизни. Да ещё появились такие термины, как нанотехнологии.  Наука новая. И сегодня мало кто понимает, о чём идёт речь, но «надо», значит, «надо»?

            И всё бы ничего, однако, не даёт покоя, что такие простые, элементарные вещи, о которых ничего и придумывать не нужно, потому что все они на поверхности нашего общества – не называются никак. Им нет научного названия. Но в народе это явление называется просто – равнодушие.

         Так неужели мы пришли к новой эре, когда уже не машина становится помощником человека, а сам человек созрел для того, чтобы стать подобием её величества машины?

         Нет! Не может быть, чтобы Россия, где чувство сострадания к ближнему и особенная сила, дарованная самой природой нашему российскому народу, упрямо возрождающемуся из пепла и воспетому веками, стала вдруг незрячей к чужой боли - к своей боли! Ведь вопрос об устройстве людей без определённого места жительства, о помощи в возвращении их к нормальной социально защищённой жизни уже давно стал нормой в других областях и городах нашей страны. Например, в столице Сибири – городе Новосибирске уже давно работает такой социальный дом. И каждый человек, оказавшийся, по воле судьбы в крайне бедственном положении, может прийти по знакомому адресу: Владимирский спуск, 6, где его не только накормят, полечат, и предоставят ночлег, но и нагрузят общественной работой, помогут восстановить утраченные документы и права. Ведь устроенность и благополучие людей, проживающих на территории России, по сути, является - государственной заинтересованностью. Решение бытовых и социальных проблем таких людей, помогает решать и многие другие сопутствующие вопросы. Всё это ясно, как день! Как летнее тёплое утро! Но видят ли эти ясные дни, замечают ли их люди, живущие неподалёку от нас и умирающие у наших домов, в наших подъездах, и у теплотрасс, тихо и безропотно? Долго ли ещё будет продолжаться эта страшная тишина в нашей с вами жизни?!!!..            

               И снова перед моими глазами моё выпускное розовое платье, воздушное, необыкновенно красивое, школьный вальс и танцующий со мной добрый, обаятельный Петр Михайлович в строгом костюме, держащий мою руку в своей тёплой ладони…….   
               
                Яна Юрьева
                Октябрь 2009 года


Рецензии
Спеши делать добро.Суть Вашего рассказа.Жаль, забываем мы про это.

Любовь Бухтуева   03.07.2012 05:45     Заявить о нарушении
Да, всегда нужно спешить! Любовь, Вы правы!

Яна Юрьева   04.07.2012 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.