Желанного достиг я тут...

Так в своё время выразил в своих стихах своё отношение к Павлодару и Казахстану Олег Алексеевич Афанасьев - актер, поэт, чье имя прочно закрепилось в истории культуры Павлодарской области и Томского региона.
(Кстати, Павлодарское Прииртышье и Томск тесно связаны исторически, демографически и даже генетически. С конца 17 века земли вдоль Иртыша были включены в состав территории Томского наместничества. Когда понадобилось заселять сооруженные на Иртыше крепости и редуты, то добрая половина переселяемых городовых – не линейных и не окружных! – казаков – была из Томска).
С 1961 по 1972 год Афанасьев работал в труппе областного театра имени Чехова; был на первых ролях и занят абсолютно в всех спектаклях. Проявил он себя и как незаурядный талантливый поэт, активно участвовал в работе областного литературного объединения имени Павла Васильева. Чуть ли не первому ему посчастливилось издать в буклете "Молодые голоса" подборку стихов, в которых он воссоздал облик Павлодара и его жителей.
18 марта 1999 г. он вместе с А. Золотухиным и С. Сорокиной побывал в Павлодаре - городе своей юности, выступал на вечере памяти В. И.Ермакова - директора театра, под руководством которого захолустная сцена превратилась в самобытное неповторимое явление. В этом была и доля личного участия О. А. Афанасьева. Владимир Иванович Ермаков в известном смысле вырастил плеяду артистов, среди которых Олег Афанасьев был безусловным лидером. После расформирования их состава и отъезда из Павлодара Афанасьев до конца своей жизни жил и работал в Томске (и умер там в 2002 году).
Олег Алексеевич в беседе сказал после вечера-встречи, что Омск, Павлодар, Красноярск и Томск составляют яркое созвездие "театральных" городов. Актерам и режиссерам, работающим в этом регионе (условно его называют Юг Западной Сибири), присущ повышенный интерес к сценической классике. Из нее всегда черпали и черпают взгляд на современность при помощи подтекстов, эзопова языка. По его наблюдениям, театральная жизнь Сибири переживала тогда трудные времена. Как и везде, театры зависят от многих факторов. Но в целом интерес к сценическому искусству не ослабевал.
Задача нынешнего театра непроста. С одной стороны, надо работать так, чтобы касса обеспечила заработок, с другой - надо остаться достойными высоких требований, не опуститься до дешевой комедии и шутовства. Отсюда и выбор репертуара. ТЮЗ, которым руководил Афанасьев, включил в свою афишу такие пьесы, как "Облака" Аристофана, "Месяц в деревне" И.С.Тургенева, "Борис Годунов" А.С.Пушкина.
Что в Томске, что в Павлодаре (=тоже слова Афанасьева) публика, как везде, в те годы ходила в театр непредсказуемо: на серьезных спектаклях - полный зал, а на комедии, "отдыхательные" вещи иногда и не зазовешь... И нельзя сказать, что на каждый спектакль приходят одни и те же люди. Это до того интересно, что требует каждый раз изучения. Публика многослойна, и каждый зритель выбирает "свое" зрелище. В Томске на полмиллиона зрителей - семь театров; регулярно приезжают на гастроли оперетта и балет из Москвы, городов Урала и Сибири. И все находят своих зрителей. В Павлодаре народу поменьше, и театров два.
За зрителей, конечно, надо бороться. Так было и в Павлодаре 60-х: актеры "плотно" работали с аудиторией; постоянно проводили встречи в городах и селах. Доходило до того, что некоторые руководители (непонятно почему) запрещали приходить работникам театра на предприятия и в учреждения.
Олег Алексеевич всегда вспоминал один маленький эпизод: как-то удалось ему с товарищами пробраться на тракторный завод и в одном цехе на некоторое время остановить смену. "Послушайте нас, - сказали актеры, - вам должно быть интересно: как на ваши деньги работает театр. А вдруг мы зря их тратим?" И заводские рабочие после этого стали часто занимать места в зале. И это были самые лучшие зрители!
Такие труды стоили свеч - в Павлодаре тогда было не более 150-180 тысяч жителей. Теоретически при такой численности театр почти не выживает, однако были аншлаги. Студенты Павлодарского пединститута, школьники чуть не бредили театром. А когда открыли студию при театре, с 1966 года до расформирования ермаковско-кузенковского состава многие девчата и парни шли на испытательные туры, надеясь войти в мир сцены и стать актёрами. Иные ради этого бросали учебу в техникуме или институте. Из студийцев павлодарского театра вышли, кстати, два видных артиста - Алексей Булдаков и Владимир Еремин.
Олег Афанасьев всегда был многоплановым актером: и комиком, и социальным героем. И в каждую роль он вносил присущий его уму и душе лиризм. В кино он почти не снимался,  снялся лишь в пяти фильмах. Первая роль в кино - геолог в ленте "КазахФильма" "Зима - не полевой сезон". В 1984 году он снялся с Алексеем Булдаковым в трехсерийном фильме "Заговор против ГОЭЛРО"; В 1990-е он сыграл чиновника в "Сыщике петербургской полиции", мужа дамы, замешанной в интриге с убитым австрийским дипломатом.
С легкой грустью всегда сожалел Афанасьев о том, что и он, и его коллеги, имея много предложений, отказывались от съемок - театр был для них важнее. Они растили его и росли вместе с ним...
Со многими, с кем вместе работал, Олег Афанасьев связи не терял. списывался и созванивался с Владимиром Кузенковым, который работал в московских театрах им. К. С. Станиславского и М. Ермоловой. На вечере 18 марта 1999 года в Павлодаре он встретился с Анатолием Золотухиным, Светланой Сорокиной, Анатолием Чернятевичем - и снова воскресли в памяти Павлодар, лучшие спектакли по пьесам Розова, Арбузова, Шатрова, Рощина, юные поклонницы и поклонники...
Роли Афанасьева в Томске, конечно, возрастные - Эзоп, Баптисто в "Укрощении строптивой", старый хохол в "Панночке и Явтухе". А с самого начала работы, от Павлодара до Томска, набирается до 300, из них главных - 80 ролей.
И все эти годы Олег Афанасьев не прекращал писать стихи. Их много, из них можно собрать небольшой многотомник  Но издательская стезя нынче более терниста, чем актерская судьба. В 1996 году ему удалось с помощью экспериментального объединения "Виргула" выпустить сборник "Из неизданных книг". И уже после смерти его друзья и последователи, ценители творчества собрали средства и и под редакцией Л. Усова и В. Нилова издали книгу «Всё я оставил здесь», в которую включили около 200 стихотворений и автобиографическую новеллу Олега Афанасьева.


Рецензии