Биканер, Camel festival

Я не рассказываю о бесподобной архитектуре Раджастана, где индийская и мусульманская культура слились так необычно, что создали неповторимый, только для Раджастана характерный архитектурный пейзаж. Загляните в Интернет и посмотрите эти картинки, а я пока расскажу о поездке в Биканер.
 Пустыня  Тар  по-прежнему  радовала своей  живописностью:  непуганые дикие животные  и птицы с любопытством рассматривают   проезжающие машины. Чудо-колодцы и башни для обжига кирпичей  восхищают гениальностью предков, а   деревья    - просто инопланетными силуэтами!
 Но ближе к западу   Тар все больше и больше похож на   пустыню, и почти  на краю света (то есть Индии), среди бесконечных песков возвышается Биканер  со своими мощными,  но  далеко не мрачными  замками, башенками,  дворцами. Город  славится  и средневековой архитектурой и ежегодными верблюжьими  фестивалями.
Мы тоже приехали ( Джайсинг, Випин и я)  на фестиваль, и город нас встречал огнями и  музыкой.

Сначала мы навестили тетушку, уютную, кругленькую, в окружении   такого неожиданно большого  количества  занавесочек, вазочек и ковриков, что мне пришлось немного изменить свое первоначальное мнение   об их суровом  быте.  Выпили  чаю, они поговорили на хинди о своем житейском. И вдруг Джайсинг говорит как-то уж непривычно  грозно: Випин останется здесь, а ты поедешь со мной в другой дом, к другу.
 -  Какой дом? Какой друг? Уже ночь на дворе!  А ты будешь со мной? – наглость с моей стороны задавать  женатому индусу  такие вопросы, но  испугалась ужасно, вцепилась в свою подружку. Она только смеется: - поезжай с ним, утром встретимся.
 И что мне оставалось делать! Пришлось поехать!

Меня можно понять, я боялась всего, перестраховывалась во всем. Представьте, в 50 лет впервые выбраться из своей страны,  и куда? – в Индию, на  три месяца, абсолютно одна, с минимальной практикой английского и далеко  не с туго набитым кошельком!

  Друг – это   Шив Рандеван, который  курирует религиозные организации Раджастана, жена его – как водится  - не работает, а  дети «грызут гранит».
Очень внимательный человек, и я думаю достаточно жесткий и конкретный.  Но как он искренне пытался меня понять, когда я на ужасном английском языке рассуждала о религии. Мы поговорили об Ауробиндо ( он был сикхом), о шанти (сознании), о том, что же ждет нас с нашими богами и религией и фанатизмом. Было радостно, что экуменизм они тоже не приветствуют, хотя Бог – един для них, и это  не присказка, с их то  «божественным» пантеоном.

Только утром я смогла рассмотреть место, куда меня привезли, - одноэтажный  не роскошный дом, с открытой террасой на солнечную сторону, но с уже знакомым периметром.  Я даже рассмотрела внутренний дворик  размером с  крошечную комнатку и закрытый  сверху тентом. А в самом доме  - провинциальный безликий  уют (для меня, по крайней мере).

  После завтрака нас ( Випин,  дочь Шива – Мальвику и меня )  в сопровождении слуг отправили на фестиваль посмотреть на  верблюжьи гонки. В открытом джипе,  с ледяным ветром наперегонки…  По пустыне, которая на этот раз была  многолика из-за проносящихся мимо  странных  сельских сооружений и не менее странных    мужчин и женщин, как-то неожиданно и одиноко возникающих на фоне песка  и неба с только им известными заботами  …

  На  фестиваль пытаются приехать   многие туристы  и индийцы. Я  сначала не поняла, отчего издали  темнеются   песчаные холмы, - оказывается это зрители. Сколько затей, игр, соревнований. Полиция, репортеры, музыка, угощения. Мы с Мальвикой обошли почти  все «достопримечательности» фестиваля, не заботясь о безопасности –  за нами, на расстоянии, чтобы не нарушать наше ощущение свободы,   наблюдал слуга.
  На следующее утро мне показали газету: видишь, это ты попала в кадр! Это и понятно. Я очень долго, стоя у барьера, изучала сугубо  «национальные» игры индийцев:  например перетягивание каната. 

Но самое замечательное -  верблюжье шоу. На них, верблюдах,  столько украшений, что иная индианка позавидовала бы. Верблюды томятся  от смотрин, и  даже одного   зрителя погонщику   пришлось  спасать:  горбатый  перекинул  свое недовольство на  собрата, не замечая людей.  Вы видели когда-нибудь  гневных и дерущихся верблюдов? Зрелище не для слабонервных.
Длится фестиваль несколько дней, но попали мы  только на  верблюжьи гонки. Не стоит представлять, как пытаются перегнать друг друга  верблюды, и как это смотрится – лучше съездить туда.

Вечером семейная идиллия … Випин и жена Шива о чем-то шепчутся на хинди, Мальвика сидит в Интернете,  ее брат смотрит мультики вместо того, чтобы готовиться к экзаменам,  мужчины в городе, по делам.  Я опять погружаюсь в    атмосферу всеобщего «отсутствия». Меня никто не развлекает, стараясь  «быть» и быть  гостеприимным, я предоставлена самой себе, и мне это очень нравится.   
 Потом часа два всеобщего смеха. Тон задавала  Мальвика.  Джайсинг смеялся как мальчишка. Друзья  не виделись давно и им есть, что обсудить и над чем посмеяться. Меня не смущало, что они говорят на своем языке, и все к этому относились как должному. Но  как только они переводили взгляд на меня, смеющуюся,  – это был очередной взрыв:
  -  Ты то, что  смеешься, Ты же не знаешь  хинди.
-  А вы посмотрите на себя и  попробуйте не смеяться на моем месте! 
.
Я уже подметила, что индийцы достаточно веселый народ. Смех  их имеет особую прелесть, в нем они как будто выражают те чувства, которые в силу
их не простого характера (oх, какого непростого, да  и заключенного в особые рамки самой системой существования этого характера),   раскрываются  (и  возможны) в танце, песне, смехе. Только не надейтесь увидеть беспечно хохочущего хинди на улице, например.

 Расставались  друзья  тоже весело, устроив чаепитие под зимним  жарким солнцем, на террасе.  Солидный Шив  с мальчишеским озорством  и безжалостно  передразнивал меня:  я от  впечатлений забыла английский и только  мотала головой  в разные стороны.  К воротам подошла корова и замерла в ожидании: Шив отдал приготовленные для нее лепешки.
А само чаепитие  было  с таким обилием булочек, лепешек, сластей, что я поняла, почему это исключительно вегетарианское семейство  Шива отличается  излишней полнотой. Во многих  вегетарианских семьях предпочтение отдают сладкому и мучному, в других – наоборот, едят в основном овощи. Так появляются стройные или полные  индийцы. Шив – на фоне невысоких хинди просто великан, трудно представить, что его 18 летний сын, такой же огромный  и слишком полный для своего возраста, ни разу не ел мяса!
 
Мальвика, современная девушка в туго обтягивающих  джинсах, старается быть в форме, но  себе ни в  чем не отказывает. Вдруг выясняется, что к чаю нет ее любимого печенья. Она  садится на мотоцикл, я ей  вдогонку: – подожди, я с тобой.
Как она управляется с мотоциклом! на поворотах скорость не сбавляла,  и в полуметре от магазина так  резко затормозила, что я чуть не оказалась в объятиях продавца.

Мотоциклы!
Самый популярный транспорт в Индии, хотя машин там тоже очень много. За 3 тысячи долларов можно купить абсолютно новую машину, специально изготовленную в Индии   для их климата. Но более или менее состоятельные   индийцы предпочитают иномарки, сделанные, конечно, тоже в Индии.
Увидев впервые на  дорогах Дели   мчащиеся друг за другом мотоциклы, я подумала, что это  возможно  съемки фильма или шоу. Но каково же было мое изумление,  когда я поняла – это их вид транспорта. Представьте 4-6 рядов, в каждом по 5-7 машин -   явление обычное. Потом мне только оставалось удивляться их виртуозности.
 Например: На мотоцикле – отец, перед ним – ребенок, за ним – жена, цепляясь только ногами за ступени, в одной руке держит младенца, в другой коробку, а за спиной  у нее рюкзак!  Еще одна картинка: мотоциклист везет  старика, на голове которого возвышается  кипа сахарного тростника раз в  пять  больше него!


Рецензии