Нужно ли задавать вопросы?

                Хорошо дрессированные советией

              Нас дрессировали быть послушными. Голосовать за одного и вовремя, аплодировать стоящим на трибунах и кричать «ура», всем вступать в комсомол, а потом и в партию, умирать «За Родину, за Сталина».
Всякие вопросы в корне пресекались, иногда и годами тюрьмы…
И в процессе любого обучения тоже должен был быть «порядок и тишина». И неважно, что ничего не понимали из бормотания очередного лектора, или играли втихомолку в «морской бой», или писали любовные записочки, или просто спокойно спали, облокачиваясь на знаменитые фибровые студенческие чемоданчики.
Главное, чтобы приходили вовремя и вместе, да сидели тихо...
И я был таким, хотя это стояло костью в горле. Ведь, как любой еврей, я хотел понимать и знать.
            Но «с волками жить...»
Чтобы как-то перебиться на жалкую стипендию, все студенческие годы работал-прирабатывал. Накачаешься в ночную смену, а потом «законно» дремлешь-спишь на одном из высоких ярусов институтской аудитории.
Благо, что лектору на все это было наплевать – лишь бы отбубнить свое, да и его перекормленная шея была не в силах вознести голову на такую высоту.
Однажды я дремал, уронив буйну голову на чемоданчик, не снимая очков для полной маскировки. Кто-то наклеил слюной кусочки газетной бумаги мне на очки, а потом поджег бумажки.
- Пожар!..
Расплющив очи, я увидел пламя. Решил, что начался пожар и с перепугу скатился по ступенькам с верхнего яруса почти в самый низ, к ногам удивленного лектора...
К чему я это?
Как-то рассказал Раву. Он очень смеялся, вспомнив свои студенческие годы, а потом серьезно сказал:
- Но, ведь так шутить нельзя. Это на грани «пикуах нефеш» (сбережение, спасение души).
Итак, нас в нескольких поколениях накрепко приучили слушать учителя, лектора в полной тишине, не нарушая академического покоя, не задумываясь, понимаем ли материал. Учеба еврея построена совершенно иначе: вопросы и ответы. Иногда вопрос ценится намного выше ответа. «Это настолько интересный вопрос, что не стоит давать недостаточный ответ... Пусть останется просто вопрос...»
На уроках у Рава я сидел чаще всего с учениками, намного моложе меня, нередко – моложе и моих детей. Их одергивания, поучения, по-правде говоря, меня нервировали. Рав, конечно же, как и все другое, замечал это. Не обращаясь прямо ко мне, рав Ицхак неоднократно говаривал:
- Тот, кто ломает себя, терпит, заработает тут 500$, а Там – в пять раз больше...
Сделав простейший расчет, стал «ломать» себя. Вначале было очень трудно. Но с годами привык, или научился. Теперь, когда я ежедневно сижу в колеле, где учится мой сын, один из старейших аврехов, среди молодых парней, то просто не замечаю «выступлений», как будто их не существует в природе. Спасибо Раву!
На уроках Рава иногда меня укоряли, делая замечания публично и вслух, почему я задаю вопросы. Рав многократно, между слов Торы, замечал:
- Кто не спрашивает, тот не учится... Но для общего мира и согласия ввел правило – задавать вопросы в конце урока. Трудно было выдержать эти условия: многие срывались. Но особенно тех, кто были «новичками» на уроках, больше всего трогали именно мои вопросы, даже, если их была только парочка. Про «наказания» Рава для несдержанных еще будет написано.
Однако, только благодаря тем вопросам я кое-что понял в недельных главах Торы. Рав обычно записывал наши вопросы на своих записных клочочках бумаги. Часто отвечал на них позже, иногда – через долгие месяцы. Нередко он обращался за ответами к своему сыну раву Бенциону Зильберу, о чем нам и говорил...
Остались еще неотвеченные вопросы... А я все жду, что вот войдет Рав, поищет у себя в карманах, извлечет записку и скажет:
- Реб Юда, помните, вы спрашивали это?..
Рав Ицхак рассказывал нам, что его сын в детстве был очень любознательным и задавал много вопросов. Иные из них ставили в недоумение, заставали врасплох больших знатоков Торы: «Откуда может такое знать и задавать такие вопросы этот мальчик?..»
К концу дней рав Ицхак Зильбер полностью передал интереснейший урок, который проводился по пятницам в «свободной манере» – все вопросы позволены - раву Бенциону Зильберу.
      Начинается урок, мы все разогрелись, рав Бенцион – кипит, и тут тихонечко бочком входит Рав.
 Все встают. Он жестом усаживает нас и пристраивается с краешка на левой от учителя скамейке, скромненько садился сбоку среди учеников и начинал внимательно слушать учителя (своего сына). Сидит тихо, но через минуту-две задает вопрос, еще один, еще и еще...
Но вот глаза его уже разгорались, он начинал задавать вопросы; расходился так, будто бы и не был занят половину дня; а потом при общем живом интересе и внимании и учеников, и преподавателя продолжает свой живой урок.
      И Рав сам тоже не чурался вопросов...

                Благодаря Учителю

          И все-таки, кое-что полезное из своих вопросов я вынес. Когда в колеле, где занимаюсь пять лет, я произношу: «Мне кажется, что рав Ицхак так отвечал...», то рав Дорон-Иосеф Розилио всех останавливает:
- Давайте послушаем. Если так начинает, то дальше может быть интересно и точно. «Рав Ицхак сказал...»
А у меня слезы так и наворачиваются на глаза. Ведь в лучшем Мире мне никак не быть в том месте, где обитает душа Рава – не тот уровень. А вот если придет Машиах и вернется к нам Рав, то мы обязательно будем сидеть у него на уроках, и как рав Ицхак говаривал: «Придем в Храм. Я принесу ягненка в жертву «шламим», и мы все вместе будем есть мясо от этой жертвы. Ведь «шламим» - мирная жертва: и для Вс-вышнего на жертвенник, и для коэнов, и для приносящего жертву с его друзьями... Только есть это надо в святом Иерусалиме и в ритуальной чистоте...»

                А сколько вам лет?

           В последние годы я был одним из самых пожилых учеников Рава.
Рав мог говорить сразу на нескольких уровнях: те же самые слова и для начинающих, и для тех, кто уже долгие годы слышал его уроки. Более того, когда Рав повторял сначала почти для каждого опоздавшего, то, слушая его повторения «слово-в-слово», я каждый раз понимал иначе и глубже.
Иногда в радости открытия я восклицал:
- А я и не знал... Раньше никогда не слышал...
А он с ласковой хитринкой в глазах:
- Ну, сколько вам лет?
- Ответ.
- Стоило прожить?!..
- Конечно.

                Псах Галаха (Галахическое решение раввина)

           Неоднократно мне приходилось обращаться за разъяснением Закона и решением проблем к разным знатокам Торы и раввинам.
Чаще всего ответы бывали неоднозначными. Талмид хахам рассуждал вслух, какое решение надо принять, перебирая Гемару, Шульхан Арух, комментарии.
У рава Ицхака Зильбера такого не бывало. Он или тотчас же давал точный и конкретный ответ спрашивающему, предварительно на некоторое время крепко задумавшись, или же просил подождать, пока он решит этот вопрос.
Помню, как один продвинутый «хахам» начал критиковать данный ему ответ:
- Но у Раши это объясняется так-то...
- Знаю.
- А вот Тосафот говорят...
- И это знаю.
- Но ведь «Мишна Брура»...
- Изучал... Я и еще кое-что знаю. Но надо поступать так.
Я часто наблюдал такую ситуацию. Люди начинали указывать на источники, и всегда рав Ицхак знал все приводимые примеры, но отвечал только конкретно, как надо себя вести в данном случае.
       Бывало, ты хочешь задать какой-то вопрос Раву, ждешь конца урока, готовишь записанный вопрос, и вдруг в тексте Торы, который разъясняет Рав, ты слышишь прямой ответ на твой незаданный вопрос. Временами в самом начале урока Рава ты получал ответ на мучивший тебя целую ночь вопрос.
Тора сама за себя устами Учителя отвечала нам...
Рав только мельком бросал взгляд именно на того человека, кому принадлежал вопрос, а урок велся для 10-60 слушателей.
       Мудрейший человек, несший страшный жизненный опыт, до конца оставался чистой души ребенком. Он радовался всякому «хидушу» (новому в Торе), любому продвижению ученика. По нескольку раз в течение того же урока Рав с неописуемой радостью и удивлением восклицал:
- Опять открылась книга именно в том месте. Как это происходит?!
Он несколько раз говорил до начала урока, когда мы были только вдвоем:
- Реб Юда (как мне было ласковым и согревающим сердце это обращение!), вы знаете, что самое трудное для меня в предстоящем уроке?
- ?! Не знаю. А что?
- Чего НЕ сказать... Ведь разные люди приходят...


Рецензии
Вот бы и задать вопрос:Чем ЗВЕЗДА ДАВИДА отличается от ПЯТИКОНЕЧНОЙ ЗВЕЗДЫ!?
С любовью ДУРАК Хажилов,но не дурак

Виктор Хажилов   08.02.2012 18:54     Заявить о нарушении