Храм на Горе

В Луганской области, Лутугинском районе, вблизи деревни Каменка, на одном из самых высоких холмов Донецкого кряжа строится Православный Храм. По нынешним временам такая информация не вызывает удивления. По всей России строятся и восстанавливаются храмы и часовни. Разрушение морально-этических законов периода строительства социализма создало духовный вакуум с одной стороны.  с другой стороны, тысячелетние традиции за 80 лет не удалось разрушить никакими репрессиями.

Большая часть храмов в постперестроечный период, разумеется, строилась силами Русской Православной Церкви. Но строились они в основном в тех местах, где была уверенность в возможности собрать большой приход, способный прокормить батюшку да еще дать что-нибудь на общецерковные нужды. А угасающие деревни оставались без духовного окормления и надежды подняться. Может ли Россия подняться не подняв деревню? Можно ли поднять деревню только экономическими мерами?

Не нужно быть великим экономистом чтобы понять: человек может нормально жить, а тем более делать что-то требующее умственных усилий только если он обеспечен едой. Чем меньше он зависит от поисков пропитания, тем больше возможностей для творчества и нанотехнологий. Государство завязано с этой проблемой так же, как и его граждане. А если деревня разрушается, то кто будет снабжать цивилизацию едой, без которой о потребительской корзине говорить бессмысленно. Агропромышленные комплексы нерентабельны без химии. Импорт? А вы сравнивали турецкие помидоры и клубнику с выращенными в нашей деревне?

Тем, кто не спрятал голову в песок ясно, что восстановить здоровье нации без экологически приемлемой еды невозможно. Соответственно без деревни, откуда пока что только и можно ее получить, выжить не получится.

Многовековая история России показывает, что основой возрождения и укрепления российской деревни может быть только Вера, Православная Вера. Пока что, при всех разговорах о духовности, все же государство опирается на добычу золота и нефти, а духовные опоры (образование, культура) когда-нибудь потом, и, желательно, на самообеспечении. Противостоять в России давлению златого тельца может только православие. О взаимоотношениях с другими конфессиями несколько позже, в другой статье.

А теперь главный вопрос: может ли РПЦ в своем нынешнем состоянии поднять деревню из того жалкого состояния в которое ввергли ее десятилетия разрушительных реформ?
Безусловно может, если из состояния административной системы вернется к духовному состоянию времен апостольских посланий и, в епархиях и выше, Божьи служители будут думать не о богатых приходах и угадывании мыслей вышестоящих иерархов. А живущих по канонам Святых подвижников не будут отправлять в дальние губернии дабы не служили укором. В местечке Радонеж, что вблизи Сергиева Посада, служил Отец Нектарий, насколько я слышал, из наших, из военных, в далекие советские времена восстановивший храм из почти разоренного состояния и начавший не со строительства собственного коттеджа, а со странноприимного дома, куда многие годы приходили и лечили душу люди, получившие испытания от Бога, казавшиеся им непереносимыми. К нему приезжали не только из разных концов Москвы и Подмосковья. А Пасхальная служба была незабываемым радостным праздником. Кому понадобилось отправлять, мягко говоря, немолодого Батюшку в Новгородскую губернию, никто не признается. Теперь же в храме почитаемого во всей Руси Святого даже по отзывам младших служителей, духовная жизнь пришла в сильнейшее расстройство. И это только один пример.

Можно сколько угодно говорить о расхождении поведения священников с идеалами, которые они проповедуют, о превращении РПЦ в административно-коммерческую систему, но все больше людей, особенно молодежи, приходят в храм не к батюшке, а к Богу. А неправедность личной жизни Божьего служителя – это его личный грех, за который придется отвечать ему самому.
Да и откуда взяться сейчас праведным и грамотным батюшкам, если их столько лет выбивали. Потомственных священников можно пересчитать по пальцам. А в перестроечные и постперестроечные годы в священники шли оставшиеся без- и почти без пенсии офицеры, разуверившиеся в идеалах, которые они поначалу защищали, нашедшие духовную опору в вере. Подались в церковь и партийно-комсомольские деятели, уловившие тенденции изменения акцентов в духовной жизни общества, но уже совсем не за духовной опорой.

Но есть и другая тенденция. Люди строят храмы и часовни по велению души, не оглядываясь на материальную поддержку от официальной иерархии. Строят не из желания прославиться, а потому, что так Бог на душу положил. Значит есть на Руси такая духовная и душевная потребность. Этого не может проигнорировать даже  наше изрядно подгнившее ТВ. Периодически на экране появляются люди, оставившие теплые туалеты городской цивилизации ради здоровой жизни для себя и детей. Было несколько материалов о строителях православных храмов. Среди них был эпизод о деревенском школьнике, самостоятельно построившем часовню. На РЕН-ТВ прошел материал и о Николае  Тарасенко, о котором я расскажу подробнее. Материал относительно адекватный, но почему-то представленный в сюжете об отшельниках, да еще с комментариями психолога. Непрофессионализм нашего ТВ уже никого не удивляет, так что я только посмеялся представлению Николая Ивановича как отшельника (с женой и двумя детьми). А комментарий психолога поверг и вовсе в умиление: он даже не удосужился подумать над тем, что прошло на экране, а проблеял что-то заготовленное и  к делу не относящееся.

Так что строителям нашего духовного возрождения можно надеяться только на Божью помощь. Вместе с ней придут и помощники и благотворители.
Но, кроме усиливающейся общей тяги к православию на Руси, да во всем славянском православном мире, проявляется процесс образования центров духовного притяжения, выполняющих задачи более широкие, чем молитвенное служение обычной православной общины. Они образуются вокруг неординарных людей (баба Ванга), или в местах, отличающихся необычной энергетикой, неточно называемых местами силы. О таком месте я и собираюсь рассказать. Хотя если быть точным, то там присутствует не только необычная энергетика, но и неординарная личность.

Итак, в Луганской области, Лутугинском районе, вблизи деревни Каменка, на одном из самых высоких холмов Донецкого кряжа строится Православный Храм. Строится он стараниями местного уроженца Николая Ивановича Тарасенко. Николай Иванович - археолог, специалист по каменному веку, благодаря дару, данному ему от Бога сделал немало открытий на территории СССР и в Латинской Америке, в том числе первым обнаружил стоянку каменного века в Никарагуа, хотя западные археологи утверждали, что в Латинской Америке таких поселений не может быть.

Во время последней экспедиции в Никарагуа в1992 году ему было видение горы вблизи родной деревни и Голос сказал: «Езжай домой и строй храм». Он бросил успешно развивавшиеся исследования, обещавшие мировую славу, и вернулся в родную деревню.
Он поселился на виденной им горе сначала в палатке, а затем начал строить дом, наполовину врезанный в скалу со стенами из местного камня дикаря. К этому времени уже почти 10 лет Николай Иванович не употреблял никакую убитую пищу. Это не было следствием религиозных или каких либо других убеждений кроме пришедшего однажды понимания, что созданное Творцом создано для жизни.

Несмотря на это Господь давал ему силы долбить скалу и ломать камень для постройки. Питался тем, что давал огород и что приносили родственники и друзья сначала считавшие его чудаком а затем проникшиеся уважением к тому что он делает. По первому году, когда огорода еще не было, с двумя друзьями долбил скалу зачастую не имея ничего, кроме морковки.

Через два года он заложил фундамент храма и, в течении 7 лет сам клал камень, принимая только подсобную помощь. Стройка шла только на добровольные честно заработанные приношения тех, кого приводил к нему Бог. Храм не может строиться быстро и на неправедно нажитые деньги.

Приехали как-то луганские братки, посмотреть кто это там что-то строит без их крыши, но, посидев несколько часов и попив чаю с разговорами, сказали: «Ну ты скажи, что надо, мы враз построим церковь и келий сколько потребуется!». Но Николай Иванович сумел так отказаться, что братки уехали без обид и довольные знакомством с непонятным чудаком.
По завершении фундамента стало ясно, что для кладки стен нужны высокопрофессиональные каменщики. Господь помог найти православных каменщиков, согласившихся работать за минимальную оплату и спонсоров из бизнесменов, часто приезжавших на Гору отойти от постоянного давления городской цивилизации. Большую помощь оказывают шахтеры, без них было бы невозможно сделать металлоконструкции купола.
Сейчас даже незавершенный купол виден невооруженным глазом с большого расстояния.


Храм строится во имя Всех Святых с упованием на покровительство Пресвятой Богородицы. Самая почитаемая икона – список  Владимирской иконы Божьей Матери, писанная местным иконописцем Алексеем Федоровичем.

Место, где строится храм давно известно необычными свойствами. Здесь ослабляется агрессивность, уходит напряжение городской жизни. Люди с темными помыслами долго не могут находиться здесь.

Сам Николай Иванович повторил судьбу Валентина Дикуля. После службы в ВДВ он, не рассчитав по молодости сил, рванул  тяжелую балку и получил двойной компрессионный перелом позвонков. Пролежав почти год, он, не имея никакого регулярного образования, сам разработал систему упражнений и поднял себя из считавшегося безнадежным положения. После этого, пройдя тысячи километров экспедиций, живя на Горе, он за 17 лет стройки выломал и погрузил несколько сотен тонн камня, иногда поддерживая спину только поясом, применяемым тяжелоатлетами.

Гора (именно так называют это место все постоянно приезжающие сюда) привлекает многих людей, из разных мест и разных вероисповеданий. Николай Иванович и его друзья и помощники принимают всех, понимая, что пути Господни неисповедимы и все происходит по Его замыслу. В этом месте никто не проповедует и не учит других, в том числе и сам Николай Иванович. За традиционной пиалой чая гости рассказывают о своих путешествиях, слушают рассказы о приключениях самого Николая Ивановича, и очень часто просят совета, как поправить здоровье. Николай Иванович очень хорошо разбирается в свойствах трав и помогает всем, кому может, не беря за это ни копейки.

В некотором отдалении от строящегося Храма католики поставили капичку Пресвятой. Деве Марии. Несколько дальше стоит первая в Украине буддистская ступа. Здесь без участия направленной человеческой воли продолжается то, что начал Святейший Патриарх Алексий II, - создание условий для мирного и дружеского общения людей всех конфессий. Это не имеет отношения к экуменизму, здесь не ставится цель объединения, но деятельного сосуществования в сопротивлении надвигающемуся хаосу.

Надо сказать, что средства массовой информации не оставляют вниманием Николая Ивановича и строящийся храм. Наезжают корреспонденты местных изданий, заглядывает и киевское ТВ. Одну из российских передач я уже упоминал. Она из наиболее адекватных статей была помещена в мариупольской газете, хотя и тут, ради звонкого заголовка корреспондент назвал строящийся храм храмом всех религий, несмотря на объяснения, что храм именно православный, а представители других конфессий могут поставить свои символы неподалеку. В конце статьи именно об этом приводятся слова самого Николая Ивановича. Если есть желание, пройдите по ссылке www.martime.com.ua/news/24/351/

Складывается здесь православная община. Многие друзья и помощники пока не имеют возможности обосноваться на Горе постоянно, но значительную часть жизни отдают помощи в строительстве Храма. Приезжают сюда и те, кто пытается избавиться от пагубы пьянства. Николай Иванович помогает всем, но ставит условие: «живи, помогай, если можешь, но если три раза сорвешься, уходи, тебе уже никто не поможет». Некоторые живут годами, некоторым удается найти достойное место в жизни, но далеко не всем удается противостоять соблазнам.
 
Ограничений на Горе немного: не привозить и не есть убитой пищи, не курить, не ходить не одетым вблизи Храма, само собой не пить и не браниться, тем более нецензурно.
Жизнь на Горе простая и без удобств цивилизации, но даже городские дети приехавшие на месяц – другой на лето, живут в палатках и чувствуют себя прекрасно. Дети самого Николая Ивановича (Влад – 7 лет и Маша – 5 лет) выросли без мяса и рыбы. По их круглым розовощеким физиономиям видно, что они здоровее любого городского ухоженного ребенка. Маша полегоньку догоняет брата в чтении и счете, тому бы полазить по скалам да постучать бы молотком по железяке, надеясь сделать из нее саблю.
Так что приписываемое СМИ отшельничество к Николаю Ивановичу никак не подходит. Какое может быть отшельничество когда почти каждый день приезжают то 5 а то 20 человек. А то и 150 на Крещение. Тем не менее, Николай Иванович понимает, что когда дети подрастут и не будут нуждаться в его постоянной опеке, придет время принимать монашеский постриг, если на то будет воля Божия.

До недавнего времени те, кто судил о нем по слухам, обвиняли его в сектантстве, но и этот предрассудок сам по себе умер.  Многие не могут понять как это можно в здравом уме не есть ни мяса ни рыбы и отказываться от благ городской цивилизации. В Луганской епархии долгое время посматривали на него с недоверием, раз он принимал гостей из самых разных конфессий, но жизнь по православным канонам сняла и это непонимание.

Большинство окрестных священников относятся к нему с уважением, хотя есть и те, кого раздражает его желание построить Храм в котором нет места ценам ни на какие предметы церковного обихода ни на требы ибо не может быть цены уже оцененного жизнью Спасителя.
Сейчас статус строящегося храма еще не определен, поскольку он строится исключительно стараниями мирянина Николая Ивановича, а ему и всем его помощникам хотелось бы, чтобы сложившийся дух православной общины не сломался после нашего ухода ко Господу. В нынешнее время раздоров многие хотели бы завладеть готовым храмом, не потратив сил и средств. В защите православного храма от посягательств мы надеемся и на помощь Донского казачества. В наше время всеобщего раздрая казачество, как единая организованная сила, может помочь восстановлению нормальной жизни и в России и в Украине. Разумеется восстановление давних традиций дело непростое и небыстрое, но реальной альтернативы пока не просматривается. Это начинают понимать местные власти и охотно идут на сотрудничество с казаками.

Храм с Божьей помощью строится и все участвующие в строительстве храма надеются, что Господь сохранит единство Русской Православной Церкви и нашему храму уготовано достойное место среди служащих Господу.

Если захотите приехать в отпуск и помочь в строительстве, будем Вам очень рады. А если нужно вместе с детьми сбросить на какое-то время груз городских забот, приезжайте просто отдохнуть. Деньги вам понадобятся только на билет до Луганска, на автобус и на свое питание. Только не забывайте про те малые ограничения принятые на Горе. Если нужна будет дополнительная информация, пишите мне письмо с указанием вашей почты – отвечу.
Фотографии можно посмотреть здесь: http://vkontakte.ru/id28557613#/id28557613


Рецензии
Уважаемый Виктор, хотелось бы прознать, как продвинулись за почти год.

Герман Саблин   15.11.2013 22:08     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.