О целевой программе по родному языку

О целевой программе
«Система обучения лиц немецкой национальности
на родном языке»

Предложенный проект программы говорит о большой проделанной  работе по его подготовке, о знании предмета во многих его деталях. Вызывает удовлетворение широта и комплексность подхода, готовность обратиться к опыту не только союзных республик, но и зарубежных стран, конкретность предлагаемых решений.
Хотелось бы предложить для возможного принятия во внимание лишь несколько соображений, в основном общего характера.
        1. Специалистов в данной сфере, свободно владеющих конкретикой и одновременно способных достаточно эффективно определить тематические и стратегические задачи, в стране очень мало. Поэтому представляется целесообразным еще на стадии доработки программы создать рабочую группу из специалистов-немцев (воспитатели немецких дошкольных заведений, учителя, преподаватели вузов, авторы учебников), которые могли бы помочь полнее учесть все аспекты; из них со временем можно было бы составить ядро  руководящего органа этой сферы в будущем центральном правительстве советских немцев.
        2. В определении численности детей-немцев в дошкольных и школьных  заведениях потребуются, видимо, существенные коррективы. Это связано с тем, что данные переписи населения отражают численность лишь тех, кто назвал себя немцем. Между тем,  расхождение этой цифры с реальной может быть очень большим (к примеру, в Узбекской ССР по переписи 39 тыс. немцев, фактически - 70 тыс.). К этому добавляются дети от межнациональных браков (70% у советских немцев), которые, как правило, записываются русскими, но реально тоже станут в большинстве своем посещать детсады и школы с немецким языком.
        3. Планируемое число студентов-немцев «замораживается» на сегодняшнем весьма низком уровне: 1% от численности (по переписи) советских немцев. С учетом сказанного в предыдущем пункте их число, даже при этом соотношении, может быть значительно выше. Однако невозможность, в силу известных причин, в течение последних 50 лет получать высшее образование наравне с представителями других народов привела к тому, что у советских немцев доля людей с высшим образованием значительно ниже, чем по стране в целом. Таким образом, стоит очень актуальная задача: подтянуть советских немцев в этом отношении к среднесоюзному уровню. Это требует обучения сегодня гораздо большего (в  пропорциональном отношении) числа студентов, чем у других народов и чем предусматривается Программой. Такой подход целесообразен не только с национальной точки зрения, но и в интересах всего государства, если учитывать широкие перспективы развития отношений между нашей страной и немецкоязычными странами и отсюда большую потребность в специалистах разного профиля со знанием немецкого языка. Готовить их из числа немцев, надо полагать, будет для страны дешевле.
        4. В перечне вузов, где могут готовиться специалисты-немцы, неправомерно, на мой взгляд, отсутствуют вузы Оренбурга (в пединституте там уже многие годы готовятся преподаватели немецкого языка и литературы для школ с преподаванием немецкого языка как родного).
        5. Вообще подготовку специалистов представляется целесообразнее осуществлять в основном не во многих существующих провинциальных вузах малыми группами, как предлагается в Программе - это вряд ли обеспечит  уровень подготовки, требующийся в ближайшем будущем для страны, может привести к излишнему тиражированию имеющихся там недостатков, осложнить обучение немецкому языку из-за отсутствия должной языковой среды и малореальности создания необходимой материально-технической  учебной базы для  многочисленных малых групп. Гораздо более эффективным представляется образовать 2-3 национальных вуза университетского типа, где можно бы создать не только современную базу для обучения, но и сосредоточить высококвалифицированных преподавателей, в т.ч. из немецкоязычных стран. В дальнейшем эти вузы, обеспеченные всем необходимым для выпуска специалистов на мировом уровне, могли бы готовить кадры для всех республик.
        6. Совершенно верно намечается авторами Программы привлечение для разработки методик, учебников и для преподавания в учебных заведениях нашей страны специалистов из немецкоязычных стран. Здесь надо бы иметь  в виду следующие моменты:
а) предлагаемые для переиздания существующие отечественные учебники придется, видимо, основательно пересмотреть, освободив их от воздействия политической конъюнктуры, в которой они создавались;
б) вряд ли стоит создавать единые учебники для всех немецких школ;  желательно использовать зарубежный опыт применения различных учебников; м.б. послать группу преподавателей-практиков в ФРГ (ГДР) и на месте  определить, что могло бы нам подойти из готового;
в) при разработке методов обучения детей и взрослых немецкому языку (в т.ч. на факультативах) может оказаться  весьма ценным опыт, накопленный в этом отношении особенно в течение последних лет, в ФРГ при обучении иммигрантов-немцев и иностранных рабочих;
г) сроки подготовки программ и учебников в ряде случаев слишком поздние (1993-1995); их можно резко сократить, привлекая опять же опыт и специалистов ФРГ.

        Таковы основные пожелания и предложения к Программе, для доработки которой хотелось бы еще раз пожелать привлечь, и как можно скорее, специалистов из числа как  советских немцев, так и немецкоязычных стран.

Член Государственной комиссии
по проблемам советских немцев            Г.Вормсбехер 
    
           16 мая 1990 г.


Рецензии