Чаепитие

День выдался каким-то хлопотным, с множеством мелких дел, которые необходимо выполнить, но делать их обычно приходиться без особого энтузиазма. Наконец пришел вечер, и я, попив чай, стал готовиться ко сну. "Завтра опять вставать в семь утра",– подумал я, проверил будильник и лег.
А вот то, что произошло со мной во сне, заслуживает того, чтобы об этом рассказать.
 Сны всегда приходят к нам незаметно, сначала ты о чем-то думаешь, потом постепенно мысли затихают, и ты переносишься в реальность сна. Если я не ошибаюсь, то в науке ту часть сна, когда приходят сновидения, называют стадией "быстрого вращения глаз", зрачки спящего начинают двигаться – это значит, что он видит сон. Но красивее об этом состоянии говорят поэты: "Погрузиться в объятия Морфея".
Как писал Пушкин Дельвигу:
"В объятиях Морфея
беспечный дух лелея…"
Морфей – в древнегреческой мифологии сын бога Гипноса, покровителя сна и сновидений. Он (Морфей) является людям во снах, принимая облик любого человека. Овидий в "Метаморфозах" говорит, что у Морфея есть братья Фобетор, принимающий в снах облик животных и Фантаз, превращающийся в различные предметы и явления окружающего мира.
Итак, сон пришел ко мне.
Туман. С трудом различима тропа, поднимающаяся вверх, видимо, на холм. Я иду по ней,  стараясь не потерять ее в тумане. Когда я поднялся на холм,  меня встретил сильный порыв ветра, немного рассеявший туман. Чуть погодя я осмотрелся. Внизу остался лес, было видно, как кроны деревьев волнуются под напором ветра, я повернулся к нему спиной и пошел в противоположную сторону. Тропинка вела к небольшому населенному пункту, с моего места трудно было точно определить что это, маленькая деревушка или село. Я решил не сворачивать с тропинки и примерно через пятнадцать-двадцать минут я добрался до центральной дороги, довольно крупного населенного пункта, идентифицированного мною как поселок городского типа. Несколько странно было то, что кругом не было видно столбов высоковольтной линии и отсутствовало асфальтовое покрытие на дороге. 
Было утро, примерно часов девять, я шел по центральной, возможно единственной улице, рассматривая дома. Большинство из них были деревянными с остроконечной крышей, такие вы сможете увидеть в любой деревне средней полосы России, изредка попадались кирпичные одно или двух этажные здания с плоской крышей, покрашенные снаружи в белый цвет, характерные для наших же провинциальных городов  прошлого века.
И тут недалеко от меня двери одного дома распахнулись, и на улицу радостно выбежала стайка детей, мальчишки и девчонки лет примерно десяти-двенадцати, в руках они держали пирожки. "Наверное, это булочная", — подумал я и направился в ту сторону.
Первый этаж дома был выложен из кирпича, покрытого белой штукатуркой, второй сложен из крепких бревен, так же покрашенных в белый цвет. Перед домом не большой палисадник с цветами, было видно, что хозяин магазинчика с любовью относится к ним, так как от всего здесь веяло заботой и уютом. Мое внимание остановилось на дверях, они были почти полностью стеклянными, чем-то напоминали окна большого размера, стекла были обрамлены прочной дубовой рамой, покрытой лаком. Мне почему-то сразу же вспомнились слова детской считалочки: "за стеклянными дверями сидит Мишка с пирогами…", тем более что над ними находилась вывеска, написанная шрифтом под XIX век – "Кондитерская". Я посмотрел сквозь стекла внутрь. У стены напротив расположился уютный деревянный прилавок, позади которого высились полки со всевозможными хлебобулочными изделиями: здесь были и пирожки с самой разнообразной начинкой, и коржики с хрустящей корочкой, и сдобные батоны, и многое другое – и все это, несомненно, было свежим. Я решил зайти внутрь и купить какой-нибудь пирожок, так как довольно таки сильно проголодался.
Внутри было как-то совсем по-домашнему, чего не скажешь о большинстве наших современных булочных и кондитерских, от которых возникает ощущение либо "казенности", либо безликой "евроремонтности". Я открыл стеклянные двери, в этот момент, как бы приветствуя меня, мелодично прозвонил колокольчик примерно так: "динь-динь". В кондитерской никого не было, видимо, продавец отлучился куда-то, и я решил, пока его нет, получше осмотреться. Помещение было довольно просторным, напротив прилавка, перед окнами на улицу стояли четыре столика, на каждом была чистая скатерть в красную клетку и вазочка с живыми цветами. Все вокруг веяло особой атмосферой заботы и тепла, как бывает только в детстве, когда все домашние предметы любимы тобой. Становясь старше и взрослее, мы перестаем чувствовать красоту чашки с рисунком, наполненной вкусным какао, а пожаренные булочки больше не вызывают того самого восторга, который был, когда мы прибегали к маме на кухню едва проснувшись. Но здесь, в этой уютной кондитерской все этим дышало, впустив в себя переживания детства, я даже не заметил, как вошел хозяин лавки.
¬– Добрый день, – приветливо поздоровался он.
Я обернулся и застыл в изумлении, передо мной стоял медведь, одетый в вышитую косоворотку, подпоясанный кожаным поясом и в синих бархатных брюках.
– Здравствуйте, – удивленно ответил я, начиная понимать, что это – одетый в костюм медведя молодой человек, видимо, приглашенный в кондитерскую ради какой-нибудь рекламной акции. В соответствии с этими размышлениями я продолжил:
– Милый костюм, что рекламируете?
– Это не костюм, я – медведь, – все также спокойно и дружелюбно продолжал он.
– Как?! - Только и вырвалось у меня. Я стал внимательно присматриваться к собеседнику. "Да", – подумал я, – "если это и костюм, то весьма искусно сделанный".
– Да вы не волнуйтесь, чай уже почти готов, давайте сядем и поговорим за чашкой ароматного чая, – предложил мохнатый хозяин лавки.
–  Хорошо… – все еще ошеломленно произнес я.
Медведь вышел за чаем и приборами, а мне ничего не оставалось делать, как отодвинуть стул и сесть за один из столиков у окна. Понемногу я начал успокаиваться. Конечно, не часто встретишь говорящего медведя, но этот не внушал страха, скорее наоборот вызывал симпатию и интерес.
Вскоре необычный кондитер вернулся, неся красивый расписной поднос с двумя чашками чая и вазочками с пирогами и пряниками.
– Ну, вот хорошо – я вижу, вы уже освоились, – сказал он.
– Не буду скрывать, все происходящее кажется мне очень необычным и странным, но не пугающим, – посластив свой чай, ответил я.
– Ой, простите, забыл представиться. Меня зовут медведь Михаил, можно просто Миша, – он протянул мне мохнатую лапу.
– Очень приятно. Максим, – ответил я. И мы обменялись рукопожатием.
– Давай перейдем на "ты", мне кажется, так больше подходит для дружеской беседы, – предложил он.
– Хорошо, – согласился я.
– Как ты, наверное, уже догадался, я – тот самый медведь, из считалочки, что сидит за стеклянными дверями и угощает пирогами.
Я вспомнил, что как-то в Публичке мне довелось посмотреть материалы одной из фольклорных экспедиций, посвященных собиранию детских считалочек и прибауток. Эти материалы были выписаны на карточки, помню, что меня очень удивило множество вариантов некоторых из них. Например, в считалочке про "медведя за стеклянными дверями" варьировалась стоимость пирожков, от нескольких грошиков, до трех рублей:
"три копейки, медный грош,
Выбирай какой захошь!"
 Вспомнилось, что когда я был маленьким как раз и говорили: "пирожок-то стоит три, а водить то будешь ты".
– Да-да, – продолжал он, – "за стеклянными дверями сидит Мишка с пирогами…" Самый ранний вариант моей считалочки заканчивался вопросом: "сколько стоит пирожок?". Закон краткости, знаешь ли, в текстологии принято считать  краткий вариант наиболее древним.
– Brevior lectio potitor, да, конечно, знаю, – подтвердил я.
– А мне больше нравится вот этот вариант:
"За стеклянными дверями сидит Мишка с пирогами,
С мясом, с рисом, с колбасой выбирай себе любой,
Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей,
Не задумывайся,
Правду людям сказывай, всем пример показывай."

– Хороший чай, ароматный, – сказал я.
– Спасибо, – ответил он.
– Мне очень хочется узнать, как ты видишь мир. Не устал ли ты быть здесь, за "стеклянными дверями"?
– Мир… – задумчиво произнес Миша, – мы находимся в пространстве фантазии и существуем в слове. Если к нам, жителям фантазии, перестанут обращаться, мы можем исчезнуть. Сюда за пирожками приходят дети, произносящие считалочку, и никто не уходит без вкусностей, но в последнее время у меня немного гостей, так как теперь дети предпочитают обращаться к другим героям: "на золотом крыльце сидели Микки-Маус, Том и Джерри" – это довольно жестокие персонажи современной коммерческой культуры.  Тут Миша прервал свой монолог, грустно посмотрел на меня, сделал глоток из своей чашки и продолжил: 
– Плохо, знаешь ли, когда человек живет только реальной жизнью, озабочен только повседневной суетой, многочисленными мелкими делами, заботами, страстями и прочим. В этом случае человек очень многого не видит, ему, например, не хочется просто остановиться и полюбоваться красотой деревьев перед домом или посмотреть на небо и поразмышлять, на что похожи облака.  Я называю это: жить в одной плоскости. Мир многомерен, но обычно человек выбирает только одну плоскость и  считает ее самой правильной, да и вообще единственно возможной для всех, не только для самого себя. Но и другая крайность опасна, когда человек живет только фантазией, практически не возвращаясь в реальную жизнь. Мир фантазии прекрасен, но постоянно пребывать в нем чревато безумием. Я думаю, быть цельным – означает умение соединять в себе, в своем сердце два мира – реальный и мир воображения, тогда в жизни будет место чуду, а чудо станет жизнью.
Я лишь улыбнулся в ответ.
– А как открыть это в своей личности? – спросил я.
– Очень просто, нужно лишь уметь видеть и слышать. Я называю это состоянием тишины, когда внутри тебя тихо-тихо и ты слышишь, как окружающий мир говорит с тобой. Помнишь, как однажды ты возвращался зимним вечером домой и шел через детский садик?
– Да, – уже не удивляясь его знанию моей жизни, ответил я.
Миша продолжал, глядя прямо мне в глаза:
– Было темно, и вокруг только морозный воздух, снег, деревья, свет в окнах домов и звездное небо… Ты остановился, чтобы побыть там, почувствовать тишину, царившую вокруг. Ты подумал, что, наверное, именно так останавливается время, столь прекрасным и непостижимым ты увидел мироздание…
– Я понимаю, – произнес я, опустив взгляд в свою чашу, – но это сложно.
– Дорогу осилит идущий, - парировал он. – Ты привык отступать. Почему-то тебе кажется, что нет смысла двигаться дальше, если что-то не получилось. Но это неправильно, ведь отрицательный результат – тоже результат, нужно просто осознать это. Если ты ошибся в чем-то – это значит, что ответ совсем рядом, посмотри внимательнее. Может быть, ты ломишься в стену, а дверь всего лишь в двух шагах, но чтобы подойти к ней  – нужно убедиться в том, что ты совершил ошибку и затем осмотреться внимательно, увидеть, что то, что ты ищешь, совсем рядом, дверь справа от того места, где ты только что стучал.
– Но это еще не все… Часто бывает так, люди сами создают себе затруднения в пути. Вот представь себе: лежит на дороге камень, и тебе нужно идти дальше, а ты вместо того, чтобы преодолеть это препятствие или хотя бы попытаться преодолеть, сидишь и рассуждаешь, какое же оно большое и страшное.
– Да, – согласился я, – такое бывает.
Пока Миша говорил, я пил чай с пирожками, и слушать его было так интересно, что я даже не заметил, как в моей чашке стало пусто.  Тут я понял, что пора покинуть уютный Мишин дом.
– Спасибо тебе, – сказал я. – Мне пора идти, но я не забуду все, что ты говорил. Теперь я понимаю, каким мир предстает из–за "стеклянных дверей" – это мир возможностей и нравственного выбора,  самое главное – какой путь будет выбран человеком.
– Ты все правильно понял, – сказал Миша, протягивая лапу. Я пожал ее и направился к выходу. На пороге я оглянулся и увидел, что медведь Миша все еще стоит у стола и смотрит мне в след. В его добром взгляде читалось только одно слово – "помни". Я махнул рукой на прощанье, и он помахал мне в ответ.
Когда я вышел на улицу, опять подул сильный ветер, и я закрыл лицо руками, так как поднялась пыль, и в следующее мгновение проснулся.
"Какой удивительный сон", – подумал я. На часах было без пяти семь, через несколько минут прозвенит будильник, и нужно будет вставать – начнется новый день.
Происшедшее во сне четко запечатлелось в моей душе, теперь я знал, какой он – медведь Миша, раздающий детям пирожки в кондитерской за стеклянными дверями. Мне пришли сразу слова считалочки, которые очень бы подошли ему:
"Правду людям сказывай,
Всем пример показывай".






 


Рецензии
вона как задумчиво....

Сергей Головастиков   30.04.2011 03:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.